Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
ЧТО ТАКОЕ КРИТИЦИЗМ? ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛИЗМ? КАРЛ ПОППЕР
AnyaRadostiДата: Пятница, 23.07.2021, 05:32 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
— Проблема демаркации (разделения) на­уки.— Альтернатива верификации — фальсификация. — Принцип фаппибилизма. — Критицизм в общем смысле. — Рациональность как характеристика критицизма. — Взаимосвязь эпистемо-логии и соци­альной философии. — Оценка фаппибилизма Лакатосом. —
Ограни­чения рациональности. — Поппер о трех мирах. — Автономия эпис­темологии.

Методологические идеи Карла Поппера (1902-1994) составили основу влиятельного направления западной философии — критического рационализма. Рационализм выступает и как характеристика научного знания, и как способ поведения ученых в исследовательском процессе. Критичес­кий рационализм провозглашает принцип бескомпромиссной критики, принципи-альной гипотетичности знания, ибо претензия на обладание абсолютной
истиной нерациональна. К. Поппера часто объединяют с неопозитивистской традицией, хотя он, как и Л. Витгенштейн, не был связан с деятельностью Венского круж­ка. Эта легенда развенчивается К. Поппером в «Ответе моим критикам», а в «Автобиографии» он взял на себя ответственность за «смерть» неопо­зитивизма. Отто Нейрат не зря назвал Поппера официальным оппонен­том
Венского кружка. В противовес аналитикам К. Поппер так говорил о сути своей
программы: «Хватит копаться в словах и смыслах, важно ра­зобраться в
критикуемых теориях, обоснованиях и их ценности».
В центре внимания К. Поппера как философа науки находится про­блема роста научного знания. Ее решение в качестве первого шага пред­полагает проведение демаркации, разграничения науки и не науки. Источ­ники сообщают, что сам термин «демаркация» был введен К. Поппером, чтобы очертить границы науки. «Я хотел провести различие между наукой и псевдо-наукой, — пишет он, — прекрасно зная, что наука часто ошиба­ется и что псевдо-наука может случайно натолкнуться на истину». Про­блема демаркации (разделения) науки и не науки вызвана желанием осво­бодить науку от иррациональных мифо образований и квази-научных явле­ний, экзистенциальных предпосьлок, идеологических наслоений. Однако демаркация, понимаемая достаточно
широко, связана с нахождением критерия, позволяющего провести разграничение эмпирических наук от математики, логики и метафизики. Критерий демаркации не отождествим с отношениями истинности или ложности, он лишь определяет сферу принадлежности науки к той или иной области. Индуктивная логика не устанавливает подходящего отличительного признака и подходящего кри­терия демаркации. Критерии демаркации следует рассматривать как выд­вижение соглашения или конвенции, отмечает К. Поппер.
Уязвимым пунктом одного из критериев науки — опытной проверки — является его не самодостаточность. Это означает, что могут быть встрече­ны такие факты, которые не подтверждают данную теорию. От Л. Витгенштейна выстраивается цепочка рассуждений, согласно которым любая теория в своих претензиях на научность должна опирать­ся на факты (протокольные предло-жения) и быть выводима из опыта. Поп­пер же подчеркивает бессмысленность чистых наблюдений и, в частно­сти, то, что наблюдение всегда избирательно и целенаправленно. Поэто­му он весьма определенно заявляет: «Критерием научного статуса тео­рии является ее фальсифицируемость, опровержимость...». Любая хоро­шая теория является некоторым запрещением, и чем больше теория зап­рещает, тем она лучше, и тем более она рискует быть опровергнутой.
С другой стороны, если даже согласиться с доводами Л. Витгенштейна о примате наблюдения, тем не менее опытное знание не может обеспе­чить полную уверенность, что теория истинна, ведь достаточно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение,
фальсификация. Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей.
Принимая во внимание эти обстоятельства,  Карл  Поппер   предлагает  считать альтернативой верификации принципиальную опровержимость те­ории, ее фальсификацию.В таком случае научным оказывается не то, что дано как истина в последней инстанции, а то, что может быть опровергнуто. В отличие от научных теорий, в принципе фальсифицируемых, не науч­ные построения (и в том числе метафизика) неопровержимы, так как опровержение доказывает эмпирический, основанный на опыте характер знания, а следо-вательно, его научность, т.е. связь с фактами. Далекие от идеала научности, ненаучные концепции по своей сути неопровержимы. Их не может опровер-гнуть какой-либо факт, ибо они по большей части с фактами дела не имеют. Сам Поппер понимал всю ответственность по­добной доктрины и писал: «Мой подход к теории знания был более рево­люционный и по этой причине более трудный для восприятия, чем я думал». По его мнению, наука и рациональ-ность должны быть оплотом в борь­бе против иррационального духа тотали-таризма. Идея демаркации и прин­цип фальсифнцируемости — это два достижения К. Поппера, снискавшие ему шумную мировую известность.  Принцип фальсифицируемости составляет альтернативу принципу верифи-кации и влечет за собой и резкую критику принципа индуктивизма, столь яростно защищаемого первыми позитиви­стами. В противоположность индуктивизму Поппер выдвигает гипотетико-дедуктивную модель научного исследования, в которой преимуществен­ное значение имеют рационально
сконструированные схемы эмпириче­ских данных. Сами эмпирические данные
опираются на конвенционально принятый эмпирический базис. Тем самым Поппер отказывается от узко­го эмпиризма Венского кружка. Он пытается показать равноправие и тес­ную взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней исследования.
Теория фальсифицируемости К. Поппера была провозглашена им на Лондонском коллоквиуме в 1965 г. и на протяжении последующих лет оста­валась центральной темой дискуссии по философии науки как в Европе, так и за ее пределами. Считается, что первым о фаллибилизме заговорил Ч. Пирс (1839—1914), однако артикулированной доктриной ее сделал К. Поппер в
своем основном труде «Логика и рост научного знания» (1934). Наиболее широкое применение фаллибилизм приобрел лишь в 60-е гг. Тогда поппернианское движение вылилось в широкое направление, объединив­шее собой Дж. Агасси, Дж. Уоткинса, Дж. Фрезера.
Поппер начинает свою концепцию фальсифицируемости с утвержде­ния, что теоретическое знание носит лишь предположительный гипоте­тический характер, оно подвержено ошибкам. Рост научного знания пред­полагает процесс выдвижения научных гипотез с последующим их опро­вержением. Последнее отражается в принципе фаллибилизма. Поппер по­лагает, что научные теории в принципе ошибочны, их вероятность равна нулю, какие бы
строгие проверки они ни проходили. Иными словами, «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны». Вместе с тем К. Поппер стремится поместить излюбленный им принцип в контекст всех идейных течений философии науки. Он приходит к выводу, что, согласно конвенциалистской точке зрения, законы природы нельзя фаль­сифицировать наблюдением и системы нельзя разделить на фальсифици­руемые и нефальсифицируемые, вернее, такое разделение будет неопре­деленным. Поэтому в его трактовке данного принципа ощущаются неко­торые сдвиги.
Термин «фальсификация» означал опровержение теории ссылкой на эмпирический факт, противоречащий данной теории. Фальсифицируемость предполагала открытость любой подлинно научной теории для фальси­фикации. «Фальсифицируемость означает, что в связи с теорией мыслит­ся не только совокупность эмпирических данных, подтверждающих эту теорию, т.е.
выводимых из нее путем дедукции, но и совокупность потен­циальных
фальсификаторов, еще не зафиксированных эмпирических сви­детельств, противоречащих этой теории». «Теория называется «эмпири­ческой», или«фальсифицируемой», если она точно разделяет класс всех возможных базисных высказываний на два следующих непустых подклас­са: во-первых, класс всех тех базисных высказываний, с которыми она несовместима, которые она устраняет или запрещает (мы называем его классом потенциальных фальсификаторов теории), и, во-вторых, класс тех базисных высказываний, которые ей не противоречат, которые она «допускает». Более кратко наше определение можно сформулировать так: теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификато­ров не пуст».
От первоначального «наивного фальсификационизма» (в котором опро­вергнутые опытом гипотезы немедленно отбрасываются) движение осу­ществлялось к усовершенствованному фальсификационизму (когда тео­рии сравниваются по степени правдоподобия и хорошо обоснованные теории не отбрасываются сразу при обнаружении контр-примеров, а усту­пают место более продуктивным в объяснении фактов теориям). Здесь обнаруживается потребность в новом термине корроборация, что означает подтверждение, не повышающее вероятности теории, не портящее ее Фальсифицируемость. «Корроборированной считается тео­рия, из которой удалось вывести какие-либо эмпирические свидетельства. При прочих равных условиях та теория считается более корроборированной, которая: 1) имеет более широкий класс потен-циальных фальсифи­каторов; 2) прошла более строгие проверки, т.е. подтверж- дена более труд­ными, более неожиданными эмпирическими свидетельствами
— свиде­тельствами, связанными с принятием гипотез, фальсифицирующих при­знанные теории».
Любопытно, что рост научного знания Поппер рассматривает как ча­стный случай общего мирового эволюционного процесса. Свою эволюци­онную эпистемологию он развивал в споре с индуктивистской традицией. Научные теории не строятся посредством индуктивных процессов. Наш ум не пред-ставляет собой tabula rasa. Поппер признает возможность не­предсказуемых
и даже «иррациональных» инъекций идей. Ему принадле­жит также суждение, что методология имеет анти эволюционный харак­тер, поскольку научная методология ведет к унификации научного знания, а эволюционный процесс направлен к возрастанию разнообразия. Поэтому попперовская методология представляет собой лишь формаль­ный аналог эволюционной на основании того, что использует понятия изменчивости, отбора и закрепления.
Эпистемологическую позицию К. Поппера оценивают как принципи­ально противоположную стандартам кумулятивизма. Он уверен в том, что задача науки состоит в постоянном самообновлении. Наука начинается только с проблем, и наиболее весомый ее вклад в рост научного знания, который
может сделать теория, состоит из новых порождаемых ею про­блем». Причем для раннего Поппера свойственен анти-кумулятивизм, т.е. направленность на отрицание возможности сохранения в науке преодо­ленных теорий. На это обращают внимания исследователи, отмечающие, что «анти-кумулятивистский образ развития присущ ранней концепции Поппера, родившейся непосред-ственно из критики неопозитивизма». Тем самым Поппер опровергает сложившийся в кумулятивистской методологии принцип линейности. Науке, по мнению ученого, не прису­ща никакая линия развития, и каждая новая теория порождает новую линию в развитии науки. История науки представляет собой нагроможде­ние «исторических прецедентов». Для позднего варианта попперовской эпистемологии более свойственна не анти-кумулятивистская, а не кумулятивистская позиция, в которой имеет место признание как прерывнос­ти, так и преемственности в развитии науки.
Шаткая почва, где любое суждение и положение может быть раскри­тиковано, признано несостоятельным и опровергнуто, где нет спаситель­ных привязных ремней инструкций и предписаний, где принципиальная открытость для выбора не только привлекает, но и отталкивает, пугая своей новизной, сопровождает сферу критического рационализма. Это требует иного взгляда на мир, нежели служение норме, стандарту. Критицизм в общем смысле означает умение рефлексировать в режиме отрицательной обратной связи, оборачиваясь на исходные предпосылки, в роли которых могут выступать ситуации и события, теории и идеи, утвер­ждения и принципы. Критицизм сопряжен с установкой на принципиаль­ное изменение собственной позиции, если она оказывается уязвимой под натиском контраргументов. «...Всякий критицизм состоит в указании на некоторые противоречия или несоответствия, и научный прогресс по большей части состоит в устранении противоречий, как только мы обна­руживаем их... Противоречия являются средством, при помощи которого наука прогрессирует». Однако критицизм есть также и готовность к защите и отстаиванию предложенной идеи, к нахождению аргументов, ее обосновы-вающих. Кри­тицизм предполагает как диалог, так и «полилог» со множеством участ­ников и многообразной системой аргументации. В этом своем качестве он плюралистичен. Дж. Соросу принадлежат слова: «Все должно считаться возможным, пока не доказано, что это невозможно. Я буду называть это критическим типом мышления». Осуществление выбора предполагает посто-нный процесс критического анализа, а не механическое приложение установ-ленных правил. В критическом типе мышления абстракции занимают су­щественное место. И хотя по исходному определению (от латинского)
абстракции есть отвлечения, извлечения и в этом своем качестве упро­щают, а
быть может, и искажают действительность, они, тем не менее, являются признанным инструментарием мышления. Интерпретация аб­страктных построений часто создает дополнительные проблемы. Разум, отвлекаясь от действительности, пытается проникнуть в суть проблем, порожденных «самодостаточной» жизнью абстракций. В результате мыш­ление, развиваясь до возможных пределов изощренности, весьма далеко отлетает от реальных жизненных проблем и коллизий. Чтобы спуститься на грешную землю, критическое мышление должно схватиться за иную интерпретацию взаимо- отношения абстрактных категорий, претендующую на их максимальную
адекватность действительности. Благо, что в отличие от догматического
критический тип мышления признает возможным и допустимым спектр разномастных интерпретаций и побуждает к выбору лучшей из доступных альтернатив. Качество рациональности как характеристики критицизма предполага­ет четкое определение и осознание цели, действия, результата или про­цесса взаимодействий. Пафос критического рационализма состоит не в том, чтобы противопоставлять его эмпиризму. Напротив, именно реаль­ные эмпирические ситуации заслуживают пристального внимания при анализе и критике. Критический рационализм противопоставляется ирра­ционализму.
Стандарты рациональности не одобряют расточительных и небрежных по отношению к ресурсам действий индивидов. В основе раци­онального миропонимания полагается оптимальность как функция разума.
Расширение понятия рациональности можно обнаружить уже у Канта и Гегеля. Например, Гегелю принадлежат слова: «Все разумное мы, сле­довательно, должны вместе с тем назвать мистическим, говоря этим лишь то, что оно выходит за пределы рассудка, а отнюдь не то, что оно долж­но рассматриваться вообще как недоступное мышлению и непостижи­мое». Как отмечает Поппер, Гегель утверждал, что в природе самого разума противоречить самому себе. И не слабость наших человеческих способностей, а самая сущность всякой рациональности заставляет нас работать с противоречиями и антиномиями. Антиномичность, по Геге­лю, — это способ, при помощи которого разум развивается.
В современной ситуации достаточно сложно обсуждать проблему ра­цио-нальности с выходом на ее ключевые дефиниции, так как  общеприз­нанным является факт, что рационально ориентированные теории с рав­ным успехом включают в себя элементы иной природы — вне рациональной, ценностной,
идеологической, экзистенциальной, стохастической — и подчинены социокультурной детерминации.
Исходя из анализа М. Вебера, бюрократию также следует понимать как достаточно рациональный способ управления обществом. По своему предназначению она обязана опираться на букву закона и соблюдать его,
А закон, как известно, есть первый признак рациональности. Однако кри­тический рационализм потому выступает как критический, что он спосо­бен критиковать не только формы, не достигшие уровня разума, но и сами разумные ограничения применительно к их целесообразности в кон­кретной ситуации и сфере приложения. В подобной рационализации иног­да можно усмотреть функции контроля. В связи с этим обращает на себя внимание
замечание К. Поппера, согласно которому имеющийся у нас критический разум мы должны ис­пользовать конструктивно, т.е. «чтобы планировать, насколько возмож­но, нашу безопасность и одновременно нашу свободу». Конечно же, речь идет об особого рода планировании, которое не может быть удов­летворено
достигнутым успехом, а как бы постоянно отодвигает планку к новым перспективам и целям. В этих напряженных исканиях, в услови­ях, когда исследователь может потерять уверенность и усомниться, ра­зум, чувствуя себя не в силах справиться с нарастающим кризисом на­пряжения и критицизма, расширяет самое себя. Разум обращается к ду­шевным силам и призывает себе на помощь интуицию красоты, справед­ливости, добра, способствующих сохранению целостности бытия. Критический рационализм как питательная
основа и механизм инно­вации позволяет усмотреть взаимосвязь эпистемологии
и социальной фи­лософии К. Поппера. Так, всевластие критического разума в
эпистемоло­гии интерпретируется социальной философией как принцип демократии, обладающий статусом всеобщности. Он распространен на множество под­вергаемых критике реальных эмпирических ситуаций и социально-поли­тических отношений, охватывает множество индивиду-альностей — потен­циальных субъектов критико-рефлексивного процесса.
Конкретизируя последнее, следует признать необходимость опреде­ленного рода идеализации. В частности, ученый, от имени которого раз­ворачивается критико-рациональный процесс, представляет идеальный тип исследователя и обладает достаточно сильными гуманистическими и нравственными устоями, достаточным уровнем компетенции интеллек­та и в силах избежать как соблазна авторитарности, так и «комфорта» бездумного общения с миром.
В качестве особой сферы приложения критического потенциала разу­ма нужно выделить институциональность, т.е. существующие обществен­ные институты, с функционированием которых и отождествляется сам социальный порядок. Итак, в компетенции критического разума не толь­ко полемика с персонами и доктринами, но и активное вмешательство в деятельность социальных институтов, что весьма контрастно позиции «благоговения» и нерефлексивного подчинения, требуемых в условиях «закрытого общества». «Случилось так, — писал К. Поппер, — что мы од­нажды стали полагаться на разум и использовать способность к критике, и как только мы почувствовали голос личной ответст-венности, а вместе с ней и ответственности за содействие прогрессу знания, мы уже не мо­жем вернуться к государству, основанному на бессознательном подчине­нии племенной магии... Если мы повернем назад, нам придется пройти весь путь — мы будем вынуждены вернуться в животное состояние».
Однако это не единственное пересечение плоскостей эпистемологии и социального познания. Знаменитая идея демаркации — разделения рациональ-ного и внерационального, науки и не науки, проведенная К. Поппером в эпистемологии, имела эффект, далеко выходящий за рамки сугу­бо научного познания. Возникла потребность в универсализации демарка­ции, т.е. в 
проведении демаркационной линии между двумя типами обще­ства — открытым и закрытым — понимая при этом, что они составляют ткань единого мирового исторического процесса развития.
Центральная в эпистемологии К. Поппера идея фальсификации, выс­тупающая в роли критерия научности (то, что может быть опровержимо в принципе — научно, а то, что нет — догма), потребовала самокоррекции и от общественного организма. Идея фальсификации, играющая ог­ромную роль во всей современной философии науки, в приложении к социальному анализу
задает весьма значимые ориентиры самокоррекции общественного целого. Идея, тематика и механизмы самокоррекции с подачи знаменитого философа науки К. Поппера стали чрезвычайно ак­туальны применительно к реалиям жизни в том числе и современного российского общества. С точки зрения фальсификации политические дея­тели только и должны мечтать о том, чтобы их проекты были как можно более тщательнее и детальнее проанализированы и представлены крити­ческому опровержению. Вскрытые ошибки и просчеты повлекут за собой более жизнеспособные и адекватные объективным условиям социально-политические решения. Перекрестный огонь критики, который
сопровождает стремление уче­ного к научной истине, должен иметь место и в
социальной жизни, по отношению к реальным событиям и процессам. Все идеи, приобретаю­щие популярность в социуме, должны быть подвергнуты
рационально-критическому дискуссионному обсуждению. Некритическое принятие гло­бальных социальных идей может привести к катастрофическим послед­ствиям, каким стал, например, опыт марксизма. Критическое же обсуж­дение популярных идей, когда все разумное будет сохранено, а неразум­ное отброшено, позволит предложить иную социальную стратегию. Ее можно назвать стратегией малых преобразований. Таким образом, в пони­мании критики как чрезвычайно влиятельной, если не сказать движущей, силы общественного развития можно также усмотреть результат влияния
Поппера-эпистемолога на Поппера — социального философа. Критика служит
действенным инструментом изменения в сторону более рацио­нальной и, эффективной деятельности. Современник Карла Поппера Имре Лакато сдавал весьма скептическую оценку постшерниканскому фаллибилизму. Он указывал на бесконеч­ный регресс в доказательстве, когда основания знания отсутствуют как вверху, так и внизу теории, но возможны пробные вводы истинности и значения в любом ее месте. «Попперниканская теория может быть только предположительной. Мы никогда не знаем, мы только догадываемся. Мы можем, однако, обращать наши догадки в объекты критики, критиковать и совершенствовать их». Вопрос «Каким образом мы знаем?» становится псевдо проблемой. Новый центральный вопрос «Каким образом мы улуч­шаем свои догадки?» достаточен, чтобы философы работали века, а вопросы «Как жить, действовать, бороться, умирать, когда остаются одни только догадки?»
дают более чем достаточно работы будущим политичес­ким философам и деятелям просвещения. Неутомимый скептик, однако, снова спросит: «Откуда вы знаете, что вы улучшаете свои догадки?» Но теперь ответ прост: «Я догадываюсь». «Нет ничего плохого в бесконечном регрессе догадок», —
так завершает свой интеллектуальный пассаж И. Лакатос.
Продолжая полемику с глашатаем критического рационализма, не сле­дует упускать из виду и то, что рациональность, возведенная в принцип организации стратегии научного познания, связана многочисленными ограничениями, что является достаточно очевидным. Первое ограничение — необходимость
достижения цели. Второе — требование возникновения только желательных последствий, притом наблюдаемых непосредственно. Третье— благотворность последствий как таковых. Четвертое — возможность знать или предвидеть заранее.
К числу обстоятельств, от которых зависит развитие науки, относят­ся—и это бросается в глаза — неизвестные нам решения множества дру­гих неизвестных людей — исследователей либо популяризаторов науки, относительная самостоятельность и автономность средств, используемых в производстве научного знания, и тот самый мистический инсайт, о ко­тором доподлинно свидетельствуют сами творцы. Различение Поппером трех миров, или
универсумов, еще более рель­ефно прочерчивает сложность критико-рефлексивного процесса. По мне­нию ученого, можно различать три мира: во-первых, мир ограниченных объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний созна­ния, мыслительных, ментальных состояний и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержаний мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений ис­кусства. «Обитателями моего третьего мира являются прежде всего теоре­тические системы, другими важными его жителями являются проблемы и проблемные ситуации. Однако его наиболее важными обитателями яв­ляются критические рассуждения, и состояние дискуссий, и состояние критических споров».
Эпистемология как теория научного знания связана с третьим ми­ром, существующим достаточно автономно.Три главных тезиса, которые приводит ученый, служат тому подтверждением.
1. Традиционная эпистемология с ее концентрацией внимания на втором мире, или знании в субъективном смысле, не имеет отно­шения к исследованию научного знания.
2. Для эпистемологии рещающее значение имеет исследование тре­тьего мира объективного знания, являющегося в значительной сте­пени автономным.
3. Объективная эпистемология, исследующая третий мир, может в значитель-ной степени пролить свет на второй мир субъективного сознания, особенно на субъективные процессы мышления уче­ных, но обратное неверно.
Любопытны и дополнительные аргументы, которые предлагает Поппер:
• третий мир есть естественный продукт человеческого существа, подобно тому как паутина оказывается продуктом поведения паука;
• третий мир в значительной степени автономен, хотя мы постоян­но воздействуем на него и подвергаем воздействию со стороны;
• посредством взаимодействия между нами и третьим миром проис­ходит рост объективного знания, существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т.е. эволюцией растений и животных.
Из утверждения автономии третьего мира вытекает следующая фор­мула роста научного знания: Р, - ТТ - ЕЕ - Р2, где Р, — проблема; ТТ — предположительная теория, которая может быть ошибочной; ЕЕ — про­цесс устранения ошибок; Р2 — новая проблема.
«Автономия третьего мира и обратное воздействие третьего мира на второй и даже на первый миры представляет собой один из самых важных фактов роста знания», — утверждает К. Поппер. Таким образом, в современной философии
науки достаточно адекват­но осознается обстоятельство, что действительный
процесс развития на­уки, в целом охватывающий множество разрозненных теорий и концеп­ций, противится жесткому регламентирующему контролю. Субъекты на­учного процесса действуют не под прессом предписаний, приказов и по­становлений, они внутренне мотивированы имманентной логикой кон­курентных верификационно-фальсификационных сопоставлений, прин­ципиально открыты для поиска и осуществления новых возможностей.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Пятница, 23.07.2021, 06:21
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: