Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ И ОККУЛЬТИЗМА
AnyaRadostiДата: Воскресенье, 11.07.2021, 08:39 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
— Герметизм — древнейшая область эзоте­рических знаний. —Посвящение как ступень приобщения к тайному знанию. — Пифагор и Пифагорейский
союз. — Техника концентра­ции. — О точности халдейской системы.

Если перечислять имена вошедших в историю великих мужей, то среди них будут и Пифагор, и Альберт Великий, и Корнелий Агриппа, а также
Парацельс, Бруно, Роджэр Бэкон, Бонавентура, Кеплер и многие-многие другие. Все они безусловно заслуживают высокого титула ученого. Однако описание их
достижений с равным правом может ук­рашать как страницы учебников по истории науки и истории филосо­фии, так и трактаты по оккультным наукам и эзотерической филосо­фии. Принципиальной трудностью подобного рода занятий, особенно если они предпринимаются не с целью популяризации, а с позиций честного аналитического разбора соответствий и параллелей между наукой и оккультизмом, является то, что старые тексты обладают дис­курсом, не всегда понятным современнику. Мы все время осмыслива­ем работы предшественников не их собственным способом, а при по­мощи нашего образа мыслей. Уникальность ситуации состоит также и в том, что рост и развитие
научного знания происходили не на основе нанесения жесточайших и непереносимых ударов по оккультизму в конкурентной борьбе, а на соб­ственной, освещенной слепящим светом прожектора рационализма ма­гистрали, где о существовании другого видения мира просто не упомина­лось. Оно либо оттеснялось на периферию, либо вообще игнорировалось, замалчивалось,, как не имеющее реального права на существование и рав­ноправного голоса. В этой тиши «непризнанные науки» по негласному, не ­институциональному соглашению могли претендовать на создание своей параллельной экстра научной и разветвленной системы знания. Фронталь­ное противостояние науки и эзотерики отсутствовало, были лишь цер­ковные и идеологические запреты и жесткое неприятие эзотерического способа воздействия на мир. Известны достопримечательные слова Кали­остро — мага и ясновидца, оккультные способности которого поражали современников: «Если ваша наука (имелась в виду наука времен Гете) больше моей, вы не нуждаетесь в знакомстве со мной; если моя больше, я не нуждаюсь в вас». Заметим,что магию называли «священной нау­кой», «наукой наук», а также «натуральной философией».
В современном мире распространение имеют около 30 видов оккультных наук, среди которых наибольшее признание имеет оккультная медицина,
а герметизм считается самой древней областью эзотерических знаний. Гер­метизм, согласно преданию, возник в недрах древнеегипетской цивилиза­ции в 4 тысячелетии до н.э. Он был детищем бога письменности, мудрости и счета Тота, соотносимого с греческим богом Гермесом и римским — Меркурием. О «Священной книге» Тота говорят, что она содержит секреты процесса, посредством которого может быть осуществлено возрожде­ние человечества, и в этой же книге содержится ключ к остальным его сочинениям.
Тому, кто может пользоваться знаками и символами, дается неограниченная власть над духами воздуха и земными божествами. Когда определенные участки мозга стимулируются секретными процессами в ми­стериях, сознание человека
расширяется. Ему многое позволено видеть и при многом присутствовать. Книга Тота, как отмечает Мэнли Пол Холл, описывает метод, которым такая стимуляция может быть достигнута. Герметизм всегда воспринимался как обоюдоострый меч, он опирался на ис­пользование более тонких методов воздействия, чем материальные силы физической природы. Силы, приводимые в действие любовью, ненавистью или иной страстью, развивались достаточно стремительно и полностью зависели от побуждения. Механизм был следующий:  духовное преобразовы­валось в психическое, последнее появлялось в астральном мире и органи­зовывало свои результаты в мире физическом. Согласно легенде, Книга Тота хранилась в золотом ящике во внут­реннем святилище храма. Был от нее один только ключ, который нахо­дился у Мастера Мистерий, считавшимся высшим инициированным гер­метической арканы. Он один знал, что написано в секретной книге. Книга Тота была утеряна с закатом мистерий, преданные посвященные унесли ее запечатанной в священном футляре в другие земли.
Однако с древнейших времен было установлено, что великие знания должны передаваться лишь посвященным. Об этом свидетельствуют и ар­каны Таро,
символичный язык которых невозможно понять без специ­альной подготовки и
научения. Относительно посвящения старинный де­виз гласил: «Адепта нельзя сделать, адептом можно только стать».
Само Посвящение как ступень приобщения к тайному знанию бывает двух типов — бело-магическое и черно-магическое, смотря по тому, что требуется создать: человека, стремящегося к добру ради добра с пренеб­режением к собственным выгодам и невзгодам, или человека, любящего зло ради зла, в ущерб себе, во имя голого принципа лжи и тьмы, ради тьмы. Первая стадия испытаний одинакова в обоих Посвящениях. Она имеет целью испытать
неофита в составе 1+4, т.е. в умениях не смущаться перед лицом опасностей и
неожиданностей, исходящих из элементов и стихий. Здесь присутствуют испытания огнем, сквозь который надо храбро прой­ти, не боясь ожогов; водой, переплывать которую следует без затрудне­ний, хотя бы она представлялась в виде бурного потока; воздухом, в ко­тором надлежит висеть бесстрашно, не испытывая головокружения; зем­лею, в недра которой приличествует проникать, на страшась быть раз­давленным мрачными сводами подземелья.
Вторая стадия испытаний — это астральные испытания на страх, страсть и совесть. Неофит испытывается страхом астральных клише, пугающих его
уродливостью или даже агрессивностью. Испытание на страсть имеет целью
определить, может ли неофит обуздывать в себе сексуальное чув­ство, и
распадается на две части:
1) умение противостоять надвигающемуся соблазну;
2) умение не использовать победу, одержанную собственными усилиями.
Третье испытание — на совесть — заключается в определении умения
выполнить какой-либо завет, исполнить какое-нибудь поручение, сохра­нить
какую-либо тайну или просто не изменить принятому решению, вопреки соблазнам и инстинкту самосохранения.
Нейтрализация бинария дух— материя (в Арканах Таро бинеры, или бинарии, понимаются как совокупность двух полярно противоположных областей, например: дух — материя, жизнь — смерть) служит предметом технического посвящения. Остальные три великих бинера: жизнь — смерть, добра — зло, сознательность — реализационная власть будут предметами прак­тического посвящения. Возможность нейтрализации бинеров состоит в нахождении третьего, среднего члена. Он по свойствам сродни крайним. Например,
бинер эссенция — субстанция нейтрализуется термином «на­тура», и вся конструкция носит название «тернер». Посвящение и есть умение
нейтрализовать бинеры дух — материя, жизнь — смерть, добро — зло, сознательность — реализационная власть.
Обряд Посвящения описывается в книге Э. Шуре «Великие посвящен­ные».
Возвышенные истины герметизма сообщались не всем, а лишь спо­собным и особым образом инициированным. Они скрывались от профа­нов. Посвящение, понимаемое как ускорение эволюционного развития способностей личности, делилось на три ступени. Первая — этическая — предполагала нравственное очищение, полный контроль над эмоциями и изменение характера. Неофит проходил одно за другим несколько испы­таний. Семь из них связаны с человеческими добродетелями: освобожде­нием от чувственности, гнева, тщеславия, жадности (скупости), завис­ти, чувствительности и способности противостоять внешним влияниям. Здесь важно было овладеть техникой медитации.
Вторая ступень, условно называемая технической, предусматривала
достижение «совершенства», т.е. особого рода экстатического видения,
осознавания и единения со сверх-личным, то, что может быть названо космическим сознанием.
Третья ступень мастера предполагала установление гармонии личнос­тного
«Я» с мировым «Я». Посвященный иерофант носил на голове по­вязку с семиглавой змеей, на каждой голове которой был записан свя­щенный звук. Каждый кандидат в посвященные должен был пройти через тайну семи звуков и их сорока девяти энергий. Чтобы пройти посвящение, кандидат сначала становился аспирантом, затем учеником и лишь потом посвященным. После всего этого его могли называть истинным и совер­шенным змеем, что подчеркивало огромную важность символа змеи, означавшего одновременно добро и зло, чувственность и мудрость.
По «Книге мертвых» воззвание к посвященным звучит следующим образом: «О слепая душа! Вооружись факелом мистерий, и в слепой ночи ты откроешь твой сияющий Двойник, твою небесную душу. Следуй за этим божественным
Руководителем, и да будет он твоим Гением. Ибо он держит ключ к твоим
существованиям, прошедшим и будущим». Посвящение, предполагавшее поднятие человеческого духа на нево­образимую сверх-человеческую высоту, означало постепенную трансфор­мацию — творческую переделку всего человеческого существа: физического, умственного, нравственного. В результате разум, чувства и воля становились управляемыми и само- согласованными, освобождались и раз­вивались до необыкновенных пределов
дремавшие ранее в человеке спо­собности. Человек, приобретая господство над
собой, овладевая скрыты­ми механизмами собственной сущности, постигал тайные силы природы. Разглашение секретов обряда посвящения каралось смертной казнью. «Ни единый смертный не поднимет моего покрывала», — гласила надпись под статуей Богини Изиды, сидящей в глубокой задумчивости с закрытой книгой на коленях и с закрытым лицом. Пройдя испытания смертью, огнём, водой и наслаждением, посвященный давал обет молчания и вступал в царство истины. Разучивание и исполнение гимнов считалось важнейшим делом жре­цов. Возможно предположить, что при пропевании звуков определенной высотности особое значение имели вибрации, гармония и ритмология, которые могли настроить на нужный лад и способствовать более тонкому восприятию всего происходящего.
Э. Шуре так описывает долгий путь посвящения: «Прежде чем под­няться
до Изиды Урании, ученик должен был узнать земную Изиду, про­двинуться в
физических науках. Его время разделялось между медитация­ми в своей келье,
изучением иероглифов в залах и дворах храма, не усту­павшего по своей
обширности целому городу, и уроками учителей. Он проходил науку минералов и растений, историю человека и народов, ме­дицину, архитектуру и священную
музыку. <...> Учителя были весьма бес­пристрастны, равнодушны, предоставляя ученику справляться с собой самому. «Работай и жди», «Работай и молись» — вот девизы, которые зву­чали в ответ на вопрошания неофита. Здесь уместно вспомнить сфинкса, под видом которого скрывалась истина и цель посвящения. За молчанием и равнодушием жрецов скрывалось внимательное наблюдение за ростом ученика, которого обязывали следовать самым неумолимым правилам, добиваясь абсолютного послушания. От ученика требовалась невероятная
сила отрешения и чистота сердца.
Священные изображения на стенах, которые отражали 22 тайны бы­тия
(и оставлены нам в наследство, согласно преданию, в виде карт Ар­канов Таро),
первоначально, на пороге оккультного обучения, давали лишь угадывать. Долгие часы уединения неофит прогуливался по зале и размышлял над смыслом этих изображений. «Лотос долго растет под во­дою, прежде чем распустится его цветок», — так поэтическая мудрость объясняла неограниченное время, предоставленное ученику, чтобы в нем произошла работа внутреннего делания и нравственного очищения. На это уходили месяцы и годы. И когда происходило истинное преображе­ние, из уст ученика звучала молитва: «О Изида, душа моя — лишь слеза из твоих очей, и пусть падет она, подобно капле росы — на душу других людей, и пусть, умирая, я почувствую как ее благоухание поднимается, к Тебе. Я готов принести себя в жертву».
Это свидетельствовало о внутренней, духовной готовности ученика постичь священную истину, вступив в общение с посвященными. Остава­лось
бесстрашно выдержать лишь последнее испытание смертью (ибо никто не преступал порог Озириса, не пройдя через смерть). Нового адепта про­вожали в низкий склеп, в углу которого стоял открытый мраморный сар­кофаг. «Ложись в эту гробницу и ожидай появление света. В эту ночь ты должен побороть Страх и достигнуть порога Самообладания», — с этими словами посвященные удалялись. Э. Шуре ярко живописует сцены этого финального испытания. Погасает лампа, и адепт остается один во мраке и леденящем члены холоде могилы. Земное сознание цепенеет, а эфирная часть освобождается. Адепт впадает в экстаз. Видения проносятся в его сознании, он видит цветок Изиды, мистическую Розу мудрости, заклю­чающую в сердце своем бессмертную Любовь. Возникает образ женщи­ны, Изиды тайного святилища. Она, держа в руках свиток папируса, скло­няется над лежащим в саркофаге и говорит ему: «Я — твоя невидимая сестра, я — твоя божественная душа, а это — книга твоей жизни. Она заключает страницы, хранящие повесть твоих прошлых существований, и белые страницы твоих будущих жизней. Придет день,
когда я разверну их все перед тобою. Теперь ты узнал меня. Позови меня, я
приду!». Затем страшное потрясение — адепт чувствует себя сброшенным в
свое физическое тело. В тяжелом состоянии он пробуждается от летарги­ческого
сна. «Ты воскрес к новой жизни», — говорит ему иерофант и при­глашает на
собрание посвященных. Отныне он их брат. Глава храма пере­дает новому адепту великое откровение в образах видения Гермеса. Иеро­фант — жрец высшей лиги — сообщает новому посвященному два глав­ных ключа тайной науки.
• «Внешнее подобно внутреннему, малое таково же, как и боль­шое,
закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего вели­кого в божественной
экономии».
• «Люди — смертные боги, а боги — бессмертные люди». Отныне зна­ние
будет твоей силою, вера — твоим мечом, а молчание — твои­ми непроницаемыми доспехами».
Посвящение окончено. Если адепт был египтянином, он оставался жрецом храма. Чужеземец мог вернуться на родину, дав обед хранить мол­чание.
«Он не должен был выдавать никогда и никому то, что видел и слышал, не
раскрывать учения Озириса иначе, как под тройным покро­вом мистерий или
мифологических символов. Если он нарушал клятву, роковая смерть настигала его рано или поздно, где бы он ни был, тогда как ненарушенное молчание становилось шитом его славы».
Литературные источники создают представление об обряде посвяще­ния,
но всегда останется загадкой, насколько они точны и правдоподоб­ны. Тексты
весьма символичны, в них нет указаний на операции и рецеп­турные действия, но много аллегорий и иносказаний. Видимо, только в подобной форме они и могут быть изложены.
В главе, посвященной Орфею, Э. Шуре приводит вдохновенные слова Орфея, описывающие чувства молодого миста при посвящении. «Погру­зись в
собственную глубину, прежде чем подниматься к началу всех ве­щей, к великой
Триаде, которая пылает в непорочном эфире. Сожги свою плоть огнем твоей мысли; отделись от матери, как отделяется пламя от дерева, когда сжигает его. Тогда твой дух устремится в чистый эфир предвечных причин, подобно орлу, как стрела, летящая к трону Юпитера. Юпитер одновременно и Супруг, и Божественная супруга. Вот первая тайна. <...> А теперь приготовься ко второму посвящению. Трепещи, плачь, ра­дуйся, обожай! Ибо дух твой должен проникнуть в пышающую область, в которой великий Демиург смешивает души и миры в чаше жизни. Утоляя свою жажду в этой опьяняющей чаше, все существа забывают свое небес­ное происхождение и опускаются в страдальческую бездну рождений». Рас­сказанная Мистерия о смерти Дионисия, растерзанного на куски, заканчивалась аналогиями. «Страдающие люди — это его растерзанные члены, которые ищут друг друга, терзаясь в ненависти и преступлениях, в бед­ствиях и в любви, на протяжении многих тысяч существований». Посвя­щение имело и часть, возвеличивающую самих
посвященных. «Но мы, посвященные, знающие то, что наверху, и то, что внизу, мы — спасите­ли душ, мы— Гермесы человечества, подобно магниту мы притягиваем их себе, сами притягиваемые Богами. Таким образом, мощью небесных чар мы воссоздаем живое тело божества. Мы заставляем небо проливать слезы и землю издавать ликование; подобно драгоценным камням, мы несем в сердце своем слезы всех живых существ; чтобы преобразить их в улыбки, Бог умирает в нас, в нас же Он воскресает». Идея целостности и тоска по цельности живет в этом призыве. Она отражается отдаленным эхом в современном методологическом мышле­нии в виде запрета на бездушный фрагментарный анализ, изолирующий подход, абстрактность, возведенную в абсолют, на отрыв части от цело­го, абсолютизацию деталей и частностей. На память приходят знамени­тые слова предостережения И. Гете: «Живой предмет желая изучить, чтоб ясное о нем познанье получить, ученый прежде душу изгоняет, затем предмет на части расчленяет и видит их, да жаль: духовная
их связь тем временем исчезла, унеслась».
Согласно же герметической традиции посвященный мог рассчитывать
на то, что все увидит очами духа. Необходим великий труд или же тяжкие
страдания, чтобы открылся внутренний взор. А до тех пор необходимо сохранять целомудрие жизни и белизну души, ибо божественный огонь ужасает слабых и убивает нечестивых. Считалось, что посвященный мог привлечь смерть или отдалить ее по своему произволу; он в состоянии образовать магическую цепь событий, соединенных силой воли; от него очень многое зависит.
Причины, по которым эзотерические знания были оглашены, вряд ли можно установить точно. Однако именно в пифагорейском братстве можно усмотреть
этот симбиоз, когда речь шла о посвященных мирянах, которые не уклонялись от гражданской жизни. Сам Пифагор был одним из тех античных мужей, которые не мыслили занятия натурфилософией без путешествия на Восток. Пифагор почитался не только как философ, но и как математик. Согласно свидетельствам, «по Ямвлиху, чистой си­лой энергии и дерзновения Пифагор проник в тайны Храма Фив, полу­чил там посвящение и после изучал священные науки в Египте в течение 22 лет». Связь «священного» знания герметизма с традицией античной фило­софии достаточно явно прослеживается при анализе «Золотых стихов» Пифагора. Вторая их часть — «Очищение» — странным образом родствен­на "как отмечают исследователи, и египетской «Исповеди отрицания», и христианским заповедям, отраженным в Библии.
«Мать и отца уважай вместе с родными по крови.
Другом себе избери истинно-мудрого мужа;
Слушай советов его, следуй его ты примеру;
Из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься,
Если в твоей это власти, ибо закон непреложный
Тесно связует возможность с необходимостью вместе.
Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,
Так обуздай же в себе мощным усилием воли
Алчную жадность и лень, похоть и гнев безрассудный.
Равно один и при людях бойся дурного поступка;
Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.
Будь справедлив и в словах, и в поступках своих неизменно,
Следуя в них непреклонно веленьям ума и закона;
Помни, что рок неизбежный к смерти людей всех приводит,
Помни, что блага земные как с легкостью людям даются,
Так же легко исчезают. Что же касается горя,
Данного людям Судьбою, — то должен его ты с терпеньем
Кротким сносить, но при этом сколько возможно стараться
Горечь его облегчать: ибо бессмертные боги
Мудрых людей не подвергнут свыше их силы страданью.
Много путей существует для хода людских рассуждений;
Много меж ними дурных, много и добрых, но прежде
Нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них настоящий.
Если же в мире возьмет верх заблужденье над правдой,
Мудрый отходит и ждет воцарения истины снова.
Слушай внимательно то, что тебе я скажу, и запомни:
Да не смущают тебя поступки и мысли чужие;
Да не побудят тебя к вредным словам и деяниям.
Слушай советы людей, сам размышляй неустанно,
Ибо безумный лишь может действовать без рассуждения;
Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет
И не послужит тебе причиной раскаянья злого.
За неизвестное дело ты не дерзай приниматься,
Но научись ему; этим ты счастья достигнешь.
Но изнурять ты не должен тело свое, а стараться
Пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы
Тело твое укрепилось, не зная излишеств и лени.
В жизни своей соблюдай, сколь возможно, порядок,
Роскошь во всем изгони, ибо она возбуждает Зависть людей неизбежно.
Бойся скупым быть излишне,
Бойся добро расточать, как те, что не знают работы;
Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит
И потому обсуждай каждый свой шаг и поступок».


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Воскресенье, 11.07.2021, 09:10
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: