Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАУЧ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ СИНОНИМОМ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
AnyaRadostiДата: Четверг, 08.07.2021, 06:15 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
Сами критерии отличения рационального отнерационального сегод­ня, в век признания энергоинформационных взаимодействий, допускают не столько принятие жестких норм и стандартов, сколько наличие спе­цифической
установки и типа ментальной деятельности. Когда рациональ­ность связывают с
сознательным управлением собственным поведением, то в этом случае речь идет о широком понимании рациональности в кон­тексте человеческой деятельности и коммуникативных процессов. Оно предусматривает два обязательных условия: рефлексивный самоконтроль и учет требований рациональности. Реалии дня сегодняшнего заставляют признать, что рациональность не есть следование одной и только одной норме. Во-первых, рациональность предполагает альтернативное поведе­ние, возможность выбора различных способов действия. Во-вторых, ра­циональность как опорный момент осознанного поиска позиции, адек­ватной действительности, не осуществляется в чистом виде, она охваты­вает лишь какие-то стороны человеческого мироотношения, переплета­ясь с вне рациональными его формами.
В-третьих, в современных услови­ях с новой силой заявляет о себе  иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный), который указанием на значимость интуиции, инстинкта, веры, чувств, природных задатков пытается лишить рациональность приоритетных позиций, дискредитировать рацио-налистическую шкалу оценок.
Рациональность в структуре сознания.
В контексте классической фило­софии рациональность понимают как высшую
способность сознания, а рациональное мышление, связанное с понятийным и
логическим аппа­ратом, возводится на вершину всех структурных характеристик
сознания. В этом случае рациональность оказывается в ином понятийном гнезде и соседствует с сознанием, познанием, знанием, претендуя на то, чтобы считаться их атрибутом — всеобщим и неотъемлемым качеством.
Проблема рациональности структуры сознания встала в последнее вре­мя в связи с интенсивным проникновением системно-структурного ме­тода в различные области знания. И хотя в XX в. модно определять созна­ние как нечто «непосредственно схватывающее», понимающее, «знаю­щее самое себя и свою основу», тот же XX в. распространил системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, со­циологию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое сознание, предельно его рационализировав. Как известно, любая структура предполагает наличие элементов, их взаимодействия, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. — строение, распо­ложение, порядок) выражает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при раз­личных внешних и внутренних изменениях.
Применение системно-структурного метода к анализу сознания для выявления подлинного статуса рациональности и изучения его структуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее из «кирпичей и цемента». Эмпирически сознание предстает как непрерыв­но меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Однако сознание — это
особого рода динамическая целостность, где в постоян­ном потоке проносящихся психических впечатлений, ментальных обра­зов, мыслей, идей и интересов адсорбируется и сохраняется нечто устой­чивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и группы, этноса, поколения, общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтролю; все эти признаки с равным успехом могут быть отнесены и к рациональности. Однако сознание характеризуется еще и интенциональностью (направ­ленностью на предмет), обращенностью к рефлексии и самонаблюде­нию, эмпатией, связанной с мгновенным принятием того или иного фе­номена, концентрацией и различными уровнями ясности. Сознание мо­жет быть как максимально концентрированным, так и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, темном и сумеречном сознании.
Когда исследователи приступают к изучению структуры сознания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чув­ственно-сверхчувственный объект отчетливо обнаруживает себя, но тем не менее ускользает от непосредственного анализа. С одной стороны, созна­ние не мыслимо вне своего материального субстрата — головного мозга — и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой сто­роны, сознание не сводимо ни к самому субстрату — головному мозгу, ни к материи. Даже самый искусный анатом, проследив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первоначалу, дающему чувства и мысль.
Существует как минимум два подхода, объясняющие природу созна­ния. Первый связан с именем французского философа-рационалиста Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутрен­ний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, па­мять, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декар­тово «cogito ergo sum» (я мыслю, следовательно, существую) подчиняет сознанию все проявления человека
вплоть до его существования. Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т.е. исследование механизмов мозга. Однако  нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения полной информации о
сознании на основе изучения структур и деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с общественной природой сознания, его конкрет­но-историческим и творческим характером.
Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит марксовой традицией. В нем предполагается, что образы сознания рожда­ются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека ок­ружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «бытие определяет сознание», «созна­ние — субъективный образ объективного мира», «сознание — отражение бытия», «сознание — коллективно полученное знание» — подтверждают зависимость сознания от внешнего бытия,
общественную природу созна­ния. С этих позиций сознание предстает не как
личностное и индивидуаль­ное свойство, не как загадка и тайна, а как
универсальная и формируе­мая характеристика всего человеческого рода.
Феномен сознания интерпретируется как рационально постижимый и рационально детерминированный. Ибо по способу своего бытия сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.
По содержанию сознание представляет собой отражение объек­тивной реальности, информацию о внешнем мире и о себе, предвари­тельное мысленное построение действий и предвидение их результатов.
По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения мате­рии; общественно-предметная деятельность человека есть условие исто­рического становления сознания.
По функциональному назначению сознание — фактор управления по­ведением и деятельностью человека, обобщенное, оценочно-целенап­равленное отражение и конструктивно-творческое преобразование дей­ствительности, условие становления форм логического мышления. Перспективы философско-научного
проникновения в суть феномена сознания помимо объединения двух имеющихся подходов (проекции к сфере материальной объективации и к субстрату головного мозга) требу­ют учета энерго-информационных взаимодействий и потенциала расши­ренного сознания.
Наличный массив философской литературы в большинстве своем фик­сирует в качестве проблемного поля изучения структуры сознания диалектического, напряжения между «Я» и «не-Я». В качестве последнего («не-Я») выступает бытие, внешняя действительность объективной реально­сти, собственное тело, собственное «Я», другое «Я» — «Ты». Обычно при­нято начинать  характеристику структуры сознания со стороны «Я». В ка­честве основных
элементов сознания выделяют: ощущение, восприятие, представление, память,
эмоции, волю, рациональное мышление. Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приоб­ретает роль необходимого структурного элемента сознания лишь в ре­ально функционирующем сознании. Ощущения, оторванные от последу­ющих форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляция ощу­щений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что ум и воля совершенно независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание — это такая динамичная система, где всякий психиче­ский акт соотнесен и взаимосвязан как с другими актами, так и с вне­шним, вне положенным бытием.
Анализ структуры сознания принято начинать с характеристики ощущения как наиболее элементарного, далее неразложимого и не имеющего структуры познавательного явления. «Самым первым и са­мым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно качество». Ощущение — это тот мостик, который связывает человека и окружаю­щую его действительность. Доступ и последующая обработка информации определяется пороговым уровнем ощущений. «Иначе чем через ощуще­ние, мы ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения ниче­го узнать не можем» (Ленин). Ощущение есть отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их
непосредственного воздействия на органы чувств. Информационно-пропускная
способность органов чувств человека распределена так: самый большой объем
информации связан со зрением, затем идет осязание, слух, вкус, обоняние.
Целостный образ, отражающий непосредственное воздействие на орга­ны чувств единичных предметов, называется восприятием. Вос­приятие — это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия большое место отводится двигательным процессам, подстраи-вающим работу перцептивной системы к характери­стикам объекта. Имеется в виду движение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящей слышимый звук. Другой характеристикой вос­приятия является интенция — направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность субъективных трансформаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений.
Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств пре­кращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в па­мяти— структурном компоненте сознания, связанном с механизма­ми запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступа­ющей в мозг информации. При отсутствии или потере памяти ни о какой рациональной ориентации не может быть и речи. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую, а также долговременную и кратковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жесткой связи между повторением и долговременной па­мятью. Последняя во многом зависит от мотивационной сферы человека.
В результате сохранения памятью внешних воздействий возникают представления, т.е. образы тех предметов, которые когда-то воз­действовали на органы чувств человека,  потом восстановились по со­хранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также об­разы, созданные усилиями продуктивного воображения. Представления существуют в двух формах: в виде воспоминаний и в образах воображения. Если восприятия относят только к настоящему, то представления — и к прошлому, и к будущему. Представления отличаются от восприятия мень­шей степенью ясности и отчетливости.
Высшей формой сознания является мышление, своеобразный вожатый по лабиринту бытия. Мышление связано с целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением человеком действительнос­ти. Мышление — это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотической игры ассоциаций и предполагает движение по логике пред­мета. На вопрос: «Можно ли жить без мышления?» — Локк отвечал поло­жительно, утверждая, что есть люди, которые большую часть жизни про­водят без мышления.
Раскрытие рациональной мыслью глубинных, сущностных связей не­избежно выводит за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к его понятийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и не рефлектирующим. Рефлексия (от лат. — «обращение назад»), рефлектировать — значит устремлять свои помыслы на
понимание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Можно сказать, что рефлексирующий стремит­ся достичь логического содержания, обладающего статусом всеобщности и необходимости. Рефлексия появляется тогда, когда субъект пытается развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить ее категориально. Открытие функциональной асимметрии мозга показало, что инфор­мационные процессы в двух полушариях головного мозга протекают по-разному. На первых порах разница между функциями полушарий упро­щенно
трактовалась как соответствующая двум типам мышления: «лево-полушарного», ответственного за логику, и «правополушарного» — за ху­дожественную образность. В настоящее время очевидно, что разница со­стоит в другом. И левое, и правое полушарие способны воспринимать и перерабатывать информацию, представленную как в словесно-знаковой, так и в образной форме. Основное различие сводится к тому, что левополушарное мышление так организует любой материал, что создает одно­значный контекст. Право-полушарное мышление формирует контекст многозначный, который не
считывается всеми участниками коммуника­ции одинаково и не поддается
исчерпывающей интерпретации. Таким об­разом, различие между правополушарным и левополушарным мышлени­ем— это различие между двумя стратегиями переработки информации, противоположными способами организации контекстуальных связей ее элементов. Однако, даже когда человек рефлектирует, он всегда чувствует и пе­реживает, ведь без человеческих эмоций не может состояться никакое человеческое взаимодействие. Самое первичное, примитивное отноше­ние человека к миру фиксируется эмоцией удовольствия или неудоволь­ствия. Заметим также, что нарушение сознания начинается с расстрой­ства в первую очередь именно эмоциональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем самосознание — и далее идет процесс глубинно­го всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены в структуру сознания. Рациональность же всегда понималась как нечто над-эмоциональное. Эмоции носят глубоко личностный характер. Сильные эмоции могут вызвать даже психосоматические симптомы — головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может дать даже такую реакцию, как рвота. Все это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания.
При рассмотрении функционирования сознания выделяют когни­тивные пласты, связанные с познавательным отношением к миру и стремлением к истине, а также ментальные состояния. После­дние суть переживания, тяготеющие к оценочным регулятивам: вера, надежда, любовь, радость, огорчение и пр. Вся жизнедеятельность чело­века проникнута сложной тканью человеческих переживаний. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что сознание есть единство знания о действительности и
переживания отношения к этой действительности. Именно это и обеспечивает
единство когнитивного и ментального начал в сознании и показывает бедность
рациональности, трактуемой как жесткая подчиненность норме и целесообразности.
Функции рациональности.
Рациональность базируется, во-первых, на отражательной функции сознания. Функция (от лат. «совершение, исполнение») предполагает обобщенное, целенаправленное (создание образов, предвосхищающих практические действия), оценочное (изби­рательная ориентация на выработанные обществом и принятые субъек­том ценности) отражение действительности. Нейрофизиологическая ос­нова феномена целенаправленности получила объяснение в 1923 г. в уче­нии Ухтомского о доминанте. Доминанта (от
лат. «господствующий») по­нимается как временно господствующая рефлекторная система, прида­ющая поведению определенную направленность. Как довлеющий очаг возбуждения, доминанта суммирует и накапливает идущие в нервную систему импульсы и одновременно подавляет активность других центров. Этим объясняется активный и целенаправленный характер рациональ­ного поведения. Рациональность как деятельность по конструированию мыслительных образов, схем деятельности, включает в себя преобразователь­ную функцию сознания. Ее следует рассматривать не только как внепо-ложенную, т.е. выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя,
как само-преобразование. Однако сознание отличается многообра­зием степеней
модальности, в нем имеет место и стихийно-спон­танный, предполагающий
интуитивное смысло-образвание элемент. Ра­циональность же связана с
целесообразным созиданием нового содержа­ния, преднамеренно-нормативными ориентациями, предполагающими строй мыслей и установок, соответствующих приня­тым эталонам и ценностям, навязываемыми извне целями. Ориентационная функция рациональности включает в себя регулирование — принятие решений в едином строю норм жизнедеятель­ности, а также самоконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ мо­тивов  собственного поведения, выбор наиболее адаптивно эффективного способа
достижения поставленных целей. В целом рациональность предстает как
один из необходимых и суще­ственных адаптационных механизмов сознания, решающих великую за­дачу фильтрации многофункциональных взаимодействий окружающего мира. Рационализм обеспечил свои приоритеты, наладив вербально-понятийную систему трансляции культуры. Вся институциональная система образования строится с учетом требований и ограничений рационально­сти. Результаты рационального знания зафиксированы в соответствующих материальных носителях (книги, учебники, дискеты, магнитные ленты); они хранятся в человеческой памяти и транслируются
из поколения в поколение, являясь в условиях современной цивилизационной
парадиг­мы официально принятыми и общеобязательными.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Четверг, 08.07.2021, 06:50
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: