Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
НАУКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ
AnyaRadostiДата: Понедельник, 05.07.2021, 06:32 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
Что есть истина? В целом научное познание представляет собой доста­точно строгую форму организованности и характеризуется такими при­знаками, как непротиворечивость, доказательность, проверяемость, си­стемность. Принципиально специфичным для научного познания являет­ся стремление к достижению истины. «Горгоновый» лик истины ужасен, он заставляет ученого отречься от радостей бытия и всего себя посвятить науке. Он страшен и тем, что никогда до конца неуловим, истина не дается раз и навсегда как истина в последней инстанции, она углубляет­ся, то сбрасывая наряды заблуждения, то облачаясь в них.
Проблема оснований истины — краеугольная проблема эпистемологии
— заставляет разобраться с этимологией самого понятия «истина». Спо­ры о нем не затихают и поныне, имея более чем 2,5 тысячелетнюю исто­рию. Платон весьма настоятельно рекомендовал отделять истинное зна­ние, как эпистеме,  от доха— мнения. Аристотелю принадлежит опреде­ление истины, которое впоследствии получило название классического. Оно гласит: истина— это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую кон­цепцию истины именуют теорией
соответствия. Вместе с тем возникает вопрос о том, что чему должно соответство­вать. У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать соответствие наших представлений ре­альности, тождество мышления и бытия. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходи­мость (Кант), простота и ясность (Декарт),
логическая непротиворечи­вость (Лейбниц), общезначимость (Богданов), а также полезность и эко­номность (Мах). Русский философ П. Флоренский утверждал, что истина есть «естина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевиднос­тью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, про­стой (красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Согласно ло­гическому критерию истинности, все должно быть обосновано, непро­тиворечиво и самодостаточно, на основе выводов и доказательств.
Недостаточность всех подобных подходов состоит в том, что в них
критерии истинности знания пытаются отыскать в нем самом, хотя выя­вить истину можно лишь при сопоставлении (соотнесении) знания с объектом. Поэтому прав был К.Маркс, утверждавший, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический. Обществен­но-историческая практика есть универсальный критерий истины.
В современной научной философии под объективной ис­тиной понимается знание, содержание которого не зависит ни от че­ловека, ни от человечества. Это не значит, что вне головы познающего субъекта существует пласт знания, содержащий в себе объективную ис­тину. Это означает лишь то, что истина не несет в себе никаких искаже­ний со стороны субъекта, а определяется самим познаваемым объектом.
История познания, по меткому определению Эйнштейна, есть «дра­ма
идей», смена одних теорий другими, принципиально отличными от предыдущих. Ошибка метафизической теории познания состояла в том, что истина рассматривалась как некое законченное состояние, в кото­ром достигнуто исчерпывающее отражение объекта. При таком подходе не оставалось места для эволюции и развития. Впервые данное противоре­чие было осознано Гегелем, который показал, что истина— это не зас­тывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпа­дения предмета с понятием. «Истина не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс», обусловленный взаимодействием субъек­та и объекта, выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов. Поэтому истину следует понимать не просто как соответ­ствие понятия предмету, мысли и действительности, а как процесс совпа­дения мышления с предметом,который неотделим от деятельности.
Понимание истины как процесса включает в себя понимание того, что истина всегда конкретна и включает в себя момент абсолютности и относительности. Термин «абсолютная истина» имеет три зна­чения.
1. Она представляет собой точное исчерпывающее знание, истину в «последней инстанции», некоторый своеобразный гносеологичес­кий идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она недостижима, это метафора.
2. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины», к примеру: Лев Толстой родился в 1828 г., химический элемент обладает атомным весом и т.п.
3. Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимает­ся такое знание, которое сохраняет свое значение и не опроверга­ется последующим ходом развития науки, но лишь конкретизиру­ется и обогащается новым содержанием; например, законы клас­сической механики Ньютона-после открытия теории относитель­ности Эйнштейна. Это наиболее важное значение термина «абсо­лютная истина». Целостная система знания включает в себя абсо­лютно истинные элементы знания и относительно истинные, ко­торые
подвергаются пересмотру и отрицанию.
В западной философии науки анализ технических наук выделился в осо­бое направление сравнительно недавно.Еще Чарльз Сноу подчеркивал, что «у тех, кто работает в области чистой науки, сложилось совершенно превратное мнение об инженерах и техниках, кажется, что все, связан­ное с практическим использованием науки, совершенно неинтересно. Они не в состоянии представить себе, что многие инженерные задачи по чет­кости и строгости не уступают тем, над которыми работают они сами, а решение этих задач часто настолько изящно, что может удовлетворить самого взыскательного ученого».
Технические науки не всегда оценивались по достоинству. До XIX в. раз­рыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией со­ставлял период в 150 лет. И хотя высшие технические учебные заведения возникли в XVII в., как, например, Политехническая школа в Париже (и по ее подобию строились многие европейские школы), программа общей технологии, направляющей развитие технических процессов Я. Бекмана, оставалась вне поля зрения ученых.
Только к концу XIXв., когда профессиональная инженерная деятель­ность оформилась по образу и подобию научного сообщества, стало воз­можным осмысливать спецификацию технических наук. Однако ученые отмечали противоречие, возникающее между классической естественной наукой и техническими науками. Это абстрактность и аналитичность схем и построений, к которым тяготел ученый— представитель классической науки,
и фрагментарность и узкоспециализированное реальных объек­тов, с которыми имел дело технолог. Направление, связанное с изучени­ем технических наук, по большей части было представлено проблемами традиционного плана: исследование сущности техники, специфики тех­нических наук, соотношения техники и естествознания, оценки научно-технического прогресса. Отец философии техники Фридрих Рапп весьма критично оценивал результаты исследований в этом направлении. По его мнению, только одна из десяти работ может быть отнесена к исследова­нию высокого профессионального класса. Большинству работ свойстве­нен постановочный эссеистский характер.
Технические науки распадаются на две ветви: дескриптивную, нацели­вающую на описание того, что происходит в технике, и нормативную, формулирующую правила, по которым она должна функционировать.
Однако глубина методологического анализа основ технических наук не велика. Для этой сферы, как полагают ученые, вообще характерно запаз­дывание форм ее осознавания. Вместе с тем именно технические науки и инженерная деятельность нуждаются в выверенных и точных ориенти­рах, учитывающих масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного.
В технических науках принято различать изобретение, как со­здание нового и оригинального, и усовершенствование, как преобразование существующего. Развитие продуктивных способностей че­ловечества шло в направлении от присвоения готовых природных даннос­тей к их усовершенствованию в целях достижения большего эффекта при­способления. Создание искусственной среды обитания, а точнее, отдель­ных ее элементов, означало изобретение того, чем природа в готовом виде не располагает, аналогами чего не обладает. И если потребление готовых орудий труда и средств деятельности, а также наиболее адекватное приспо­собление к окружающей среде можно сравнить с универсальной активно­стью в мире живого с той лишь разницей, что в основании лежит не биоло­гический код, а социально значимая программа, то
изобретение претенду­ет на особый статус. Оно опирается на многообразие
степеней свободы и может бьггь осуществлено «по мерке любого вида». Иногда в изобретении усматривается попытка имитации природы, имитационное моделирование. Так, цилиндрическая оболочка— распространенная форма, используемая для различных целей в технике и быту — универсальная структура много­численных проявлений растительного мира. Совершенной ее моделью яв­ляется стебель. Именно у живой природы заимствованы решения оболочивания (от слова оболочка) конструкций. Велика роль пневматических со­оружений. Они помогли человеку впервые преодолеть силу земного притя­жения, открыть эру воздухоплавания. Их идея также взята из природы, ибо одним из совершеннейших образцов пневматических конструкций служит биологическая клетка. Некоторые плоды и семена приспособились к рас­пространению в природе при помощи своеобразных
«парашютиков», «па­руса» или же крылатого выроста. Нетрудно усмотреть сходство между столь изощренными способами естественного приспособления и более поздними продуктами человеческой цивилизации, эксплуатирующими модель па­руса, парашюта, крыла и т.п. Технолог оборачивается на природу в под­тверждении правильности своих идей.
У изобретения имитации больше оснований быть вписанным в приро­ду, поскольку в нем ученый пользуется секретами природной лаборато­рии, ее решениями и находками. Но изобретение — это .еще и создание нового, не имеющего аналогов. Осмысляй подобный конструктивный изоб­ретательский процесс, исследователи отмечают пять его этапов. Первый связан с формированием концептуальной модели, определением целей
и ограничений. Второй — с выбором средств и принципов.- На третьем наи­более важным оказывается предпочтение того или иного рационального решения при заданном физическом принципе действия. Характерным здесь становится варьирование элементами и технологическими параметрами до нахождения наиболее целесообразного сочетания. Четвертый этап вклю­чает в себя определение оптимальных значений параметров заданного тех­нического решения. Пятый предполагает проективно-знаковое отображе­ние создаваемых структур с последующей их материализацией.
Однако технические науки столь разнородны, что серьезной проблемой становится поиск оснований для объединения их в единую семью. В качестве механизма объединения разнородных системно-технических зна­ний Н. Абрамова называет модель роста кристалла, где главное условие состоит в необходимости соблюдения соответствия между основанием и структурой питательной среды. В качестве основания мыслится трудовая деятельность, а питательной средой выступают принципы и понятия та­ких дисциплин, как гигиена труда, теория информации.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Понедельник, 05.07.2021, 06:55
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: