Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА НАУКИ
AnyaRadostiДата: Четверг, 01.07.2021, 07:27 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
Астрономия же находила себе применение и в теории солнечных ча­сов, и в математической географии. Древние египтяне знали, что Земля круглая и
несется в пространстве, они внесли существенный вклад в ас­трономию, создав
солнечный календарь. Календарь разделял год на три сезона по 4 месяца каждый. Тридцатидневный месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвященных особым божествам, созвездиям. В конце года добавлялось 5 дней. Возникновение календаря также обусловлива­лось потребностями практической жизнедеятельности — важно было знать периодичность разлива Нила. Наблюдатели заметили, что разлив Нила знаменуется появлением на рассвете после долгого перерыва звезды Си­риус. Однако они не привели в соответствие календарный и астрономи­ческий год, т.е. не учли високосные годы. Поэтому утренний восход Сири­уса расходился с Новым годом на 1день. Через 120 лет эта ошибка стала очень ощутимой. Вместе с тем любопытно отметить, что даже Коперник использовал египетский календарь в лунной и планетной таблицах.
Деление суток на 24 часа — тоже вклад египтян, но весьма своеобраз­ный. Оно не похоже на современное, предполагающее равнозначность — 60-минутность — всех часов суток, что было впоследствии осуществлено под влиянием античной практики, соединенной с техникой вычисления. Египетский счет
часов предполагал 10 часов дневных, 12 часов ночных и 2 часа сумеречных. В
результате получалось 24 часа неравной продолжи­тельности. Египтяне создавали карты неба, группировали созвездия, вели наблю­дения за планетами. Изобретение календаря и элементов астрономии трудно переоценить. Все эти завоевания древнеегипетской цивилизации были щед­рыми дарами для последующего развития культуры всех народов.
Однако трудности в изучении египетских знаний объяснялись тем, что они были тайной, хранимой жрецами, которые строго следили, что­бы сокровенные знания о Вселенной и человеке держать втайне от профа­нов, но передавать их ученикам, посвященным. Об этом свидетельствуют от­дельные фрагменты из «Книги мертвых», в которой строго запрещается совершать при свидетелях описываемые там церемонии, при них не могут присутствовать даже отец
и сын покойника. Строго наказывалась каждая попытка завладеть магическими
священными книгами, а тем более упот­реблять их для каких-либо целей. Этим
объясняется и ставшее известным изречение древнеегипетский жрецов: «Все для народа, но через народ ничто». И.П. Шмелев делает предположение, что если в Древнем Египте жезлы были инструментами фиксации знания, то не указывает ли их гео­метрия на шифр, заложенный в самих жезлах? Сравнивая иероглифы и рисунки на уцелевших композициях комплекса древних панелей из захо­ронения древнеегипетского зодчего Хеси-Ра, можно получить аргумен­тированные свидетельства того, что жезлы являются инструментами со­размерности, а следовательно, представление о них только как о симво­лах знатности неполно. Впрочем, во многом неполна и недостаточна и сама версия о происхождении науки в собственном смысле слова в столь отдаленный период. Хотя аналогии возможны. Корпус посвященных весь­ма напоминает герметичность деятельности научных сообществ, вход в которые также закрыт для профанов. Принцип наставничества, научного руководства — действующий принцип в процессе подготовки научных кадров. Секретность полученных знаний — требование, весьма актуальное и по сей день с учетом последних разработок в сферах генетики и клонирования. И вся своеобразная система древнейших знаний, погребенная под толщей мистических иносказаний, интересна тем, что имеет тенденцию к воспроизведению и обнаружению
своей значимости в новейших, пара­доксальных открытиях информационных
технологий.
Версия 3 сообщает о возникновении науки в контексте поздней средневековой культуры. Иногда возникновение науки относят к периоду расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII-XIV вв.). В деятельности английского епископа Роберта Гроссетеста (1175-1253) и английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была переосмыслена роль опытного знания. Знаменитый трактат Гроссетеста «О свете» лишен упоминаний о Боге, но изобилует ссылками на Аристотеля и его трактат «О небе». Гроссетест был комментатором «Первой аналитики» и «Физики» Аристотеля. Он широко использовал его категориальный аппарат. Медиевисты считают Гроссетеста пионером средневековой науки. Ему принадлежат также трак­таты «О тепле Солнца», «О радуге», «О линиях угла и фигурах», «О цве­те», «О сфере», «О движении небесных тел», «О кометах». Сопровождаю­щее их математическое обоснование связано с символикой цифр: «Фор­ма как наиболее простая и не сводимая ни к чему сущность приравнива­ется им к единице; материя, способная под влиянием формы изменять­ся, демонстрирует двойственную природу и потому выражается двойкой; свет как сочетание формы и материи — это тройка, а каждая сфера, со­стоящая их четырех
элементов, есть четверка. Если все числа сложить, — пишет Гроссетест, — будет десять. Поэтому десять — это число, составля­ющее сферы универсума». Гроссетест описывает широко распространен­ный метод наблюдения за фактами, называя его резолюцией, обращает­ся к методу дедукции, а соединение двух конечных результатов образует, по его мнению, метод композиции.
Источники сообщают много удивительного о персоне Роджера Бэко­на,
в частности то, что он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях.
Ему принадлежит идея подводной лодки, автомобиля и лета­тельного аппарата. Он с огромной убеждающей силой призывал перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от диалектических рассуждений к опыту, от трактатов к природе. Он стремился к количе­ственным исследованиям, к всемерному распространению математики. Однако работы неортодоксального монаха-францисканца были сожже­ны, а сам он заточен в тюрьму.
Типичный образ средневекового алхимика рисует его за неустанной работой в лабораторных условиях, где он проводит многочисленные опыты и ставит
интересные эксперименты в целях добиться трансмутации ме­таллов, отыскать
философский камень, эликсир жизни. (Заметим, что смысл слова «эксперимент» не тождественен современному, а означает свойственные средневековым магам попытки или операции комбиниро­вания отдельных единичных процессов.)
В основу эликсира бралось искусственное золото, над получением ко­торого так бились алхимики. Господствовало представление о том, что все металлы представляют собой неосуществленное золото, осуществлению которого
требуется огромный период времени. Алхимик стремился ускорить процесс
«созревания» золота с помощью нагревания раствора из свин­ца и ртути. Очень
распространены были алхимические эксперименты над перегонкой киновари. При ее нагревании выделялась белая ртуть и крас­ная сера. Такое сочетание цветов ассоциировалось со спермой отца и кро­вью матери. Киноварь, воспринимаемая как некое андрогенное начало, в миросозерцании средневековых алхимиков способствовала бессмертию. Средневековым символом алхимии была совокупляющаяся пара.
Лабораторная алхимия разделяется на придворную и отшельническую.
Придворная больше была склонна к механическому достижению эффекта.
Отшельническая связывала эффект с необходимостью очищения и меди­тативными практиками. Вместе с тем имеются сведения, что реальное при­менение алхимических препаратов, в частности эликсиров жизни, были крайне негативными. В них входили ядовитые вещества — ртуть, мышьяк, свинец. Они вызывали сильные формы отравлений, галлюцинаций, кож­ной сыпи и других болезненных проявлений. Поэтому неудивительно, что алхимиков преследовали и часто казнили. Хотя положительная часть сред­невековой алхимии закрепила себя в трактатах по фармакологии.
Алхимические же эксперименты над собственной духовной сферой, так называемая трансмутация души, также была сопряжена со многими опасностями. Ей сопутствовало не только желательное развитие паранор­мальных способностей, но и серьезные психосоматические расстройства.
Средневековье знало семь свободных искусств — триумвиум: граммати­ка, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия,
музыка.
 Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искус­ствами. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвя­щенные
естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись араб­ские цифры. Но в науке господствовал схоластический метод с его необ­ходимым компонентом —
цитированием авторитетов, что лишало перво­степенной значимости задачу по
исследованию естества, фюзис, Природы. Когда проводят компаративистский (сравнительный) анализ средне­вековой науки с наукой Нового времени, то основное отличие видят в изменении роли индукции и дедукции. Средневековая наука, следуя ли­нии Аристотеля, придерживалась дедукции и оперировала путем заключений из общих принципов к отдельным фактам, тогда как новая наука (после 1600 г.) начинает с наблюдаемых отдельных фактов и при­ходит к общим принципам с помощью метода индукции. Дедукцию истолковывают иногда и как процесс нисхождения, который начинается от чего-то наиболее общего, фундаментального и первичного и растека­ется на все остальное. В такой интерпретации весьма узнаваемо сходство дедукции и эманации,
предполагающей истечение из лона порождающего характеристик, особенностей и сущностей более простого порядка.
В рамках же официальной доктрины средневековья главенствуют вера и истины откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах ис­тины,
ликвидируется самостоятельность природы, Бог, благодаря свое­му  всемогуществу, может действовать и вопреки естественному порядку.
Теологическая ориентация средневековья очень хорошо прослежива­ется
в текстуальном анализе идей великих мыслителей того времени. Так, в
высказывании Тертуллиана (ок. 160 — после 220) отмечается: «...напрасны потуги философов, причем именно тех, которые направляют неразум­ную любознательность на предметы природы прежде, чем на ее Творца и Повелителя...». Ведь «философы только стремятся к истине, особенно не­доступной в этом веке, христиане же владеют ею. <...> Ибо с самого на­чала философы уклонились от источника мудрости, т.е. страха Божьего».
Истина оказывалась в полном ведении Божества, так что «христиане
должны остерегаться тех, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а не
сообразно Богу, которым сотворен сам мир», — подчеркивал Августин. Средневековье пестрило многообразными аргументами и под­ходами, опровергавшими возможность истинного познания природы вне божественного откровения. Считалось, что знание, перерастающее в на­уку, — это разумное познание, позволяющее нам пользоваться вещами. Науку необходимо подчинять мудрости, доступной лишь божественному разуму. Говоря о философах, Августин пишет: «Они твердили: «истина, истина» и много твердили мне о ней, но ее нигде у них не было. Они ложно учили не только о Тебе, который есть воистину Истина, но и об элементах мира, созданного тобой...» В особом, преимущественном положении находилась логика, ибо, как справедливо полагал Боэций, «всякий, кто возьмется за исследование природы вещей, не усвоив прежде науки рассуждения, не минует оши­бок...
Таким образом, размышления о логике заставляют прийти к выво­ду, что этой столь замечательной науке нужно посвятить все силы ума, чтобы укрепиться в умении правильно рассуждать: только после этого сможем мы перейти к достоверному познанию самих вещей». Он пони­мал логику как рациональную философию, которая служит средством и орудием и с помощью которой получают знание о природе вещей. Логику как науку о доказательстве в рассуждениях ценил очень высо­ко Пьер Абеляр, утверждавший, что наука логики имеет большое значе­ние для всякого рода вопросов и что первым ключом мудрости является частое вопрошание. Пожалуй, в окончательном виде кредо средневековья было сформу­лировано пером Фомы Аквинского: «...необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении. <...> Священное уче­ние есть такая наука, которая зиждется
на основоположениях, выяснен­ных иной, высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства... Эта наука— теология, к дру­гим наукам она прибегает как к подчиненным ей служанкам».
Таким образом, в средневековье оформился специфический и решаю­щий
критерий истинности, а именно ссылка на авторитет, которым в контексте средневековой культуры был Бог.
Начало эпохи Возрождения было отмечено подъемом интереса к ма­тематике.
Известна, например, «Сумма арифметики, геометрии, пропор­ции и
пропорциональности» флорентийского математика Луки Пачоли (ок. 1445 — позже 1509). В ней автор подводил итог всему математическому знанию, а также с новой силой утверждал тезис античного математика Филолая и других пифагорейцев о том, что математика отражает всеоб­щую закономерность, применяемую ко всем вещам. П. Гайденко оценивает средневековую науку так: «...научное знание в средние века имеет характерные особенности. Прежде всего оно выступа­ет как правила, в форме комментария. <...> Второй особенностью сред­невековой науки является тенденция к систематизации и классификации. Именно средневековье с его склонностью к классификации наложило свою печать и на те произведения античной науки и философии, которые были признаны каноническими в средние века.
<...> Компиляторство, столь чуждое и неприемлемое для науки Нового
времени, составляет как раз весьма характерную черту средневековой науки,
связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи".
Появляется феноменальный принцип двойственности истины, он указывает на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывает истину с божественным откровением, вторая — с естествен­ным разумом, базируется на опыте и пользуется индукцией.
Как отмечает В. Соколов, тогдашняя наука сосредоточивалась в двух почти не связанных друг с другом организациях. Одной из них были уни­верситеты
и некоторые школы, существовавшие уже не один век. Другой можно считать
опытно-экспериментальное исследование природы, кото­рое сосредоточилось в
мастерских живописцев, скульпторов, архитекто­ров. Практика создания предметов искусства толкала их на путь экспери­ментирования. Иногда эта практика требовала соединения логики мас­терства с математикой.
Великий живописец Леонардо да Винчи по праву завоевал имя пионе­ра
современного естествознания. Его исследовательская деятельность ох­ватывала
собой области механики, физики, астрономии, геологии, бота­ники, анатомии и
физиологии человека. Леонардо подчеркивал безоши­бочность опыта и стремился к точному уяснению его роли в деле дости­жения истины. Он указывал, что опыт есть то минимальное условие, при котором возможно истинное познание. Леонардо ориентировался на спон­танное экспериментирование, которое осуществлялось в многочислен­ных мастерских. Его широко известная фраза: «Наука — полководец, а практика — солдаты», — говорила о том, что наука не сводится только к опыту и экспериментированию, а включает в себя нечто большее по­требность осмысленного обобщения данных опыта. Интересно, что ме­ханика мыслится им не как теоретическая наука, какой она впослед­ствии станет во времена Галилея и Ньютона, а как чисто прикладное искусство конструирования различных машин и устройств. Можно присо­единиться к мнению В. Соколова о том, что именно Леонардо подошел к необходимости органического соединения, единства эксперимента и его математического осмысления, которое и составляет суть того, что в дальнейшем назовут современным естествознанием. Постепенное проник­новение
естественно-научного взгляда на мир подготовило появление клас­сической науки. 
Версия 4 наиболее традиционная. Она датирует рождение науки Нового времени в обще употребляемом европейском смысле слова XVI— началом XVII в., делая точкой отсчета систему Коперника, так на­зываемый коперниканскии переворот, а также законы классической меха­ники и научную картину мира, основанную на достижениях Галилея и Ньютона. Польский астроном Николай Коперник (1491-1496) учился в Кра­ковском университете. Затем приехал в Италию для постижения основ астрономии, медицины, философии и права, где изучил древнегреческий язык и космогонические идеи древних авторов. Он рано пришел к убежде­нию о ложности теории Аристотеля—Птолемея и в своем небольшом произведении «Очерк нового механизма мира» (1505—1507) попытался ма­тематически конкретизировать свою идею. Главным делом его жизни был труд «Об обращениях небесных сфер», который был издан после
его смерти. В нем Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира. С момента провозглашения его идеи, заключающейся в том, что разработанная си­стема позволяет «с достаточной верностью объяснить ход мировой ма­шины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим», можно вести отсчет рождения детерминистическо-механистического мировоззрения в его противоположности
телеологическо-организмическому. Земля оказа­лась не привилегированной, а
«рядовой» планетой, закономерности ко­торой могли быть обнаружены на всем
громадном ее протяжении.
Таким образом, согласно этой позиции наука очень молода, ее воз­раст чуть более 400 лет. «XVI век н.э. увидел крушение западного христиан­ства и
рождение современной науки», — подчеркивал А. Уайтхед в работе «Наука и современный мир». Развитие науки придало новую окраску че­ловеческому сознанию и породило новизну способов мышления. «Новое мышление явилось более важным событием, чем даже новая наука или техника. Оно изменило метафизические предпосылки и образное содер­жание нашего сознания, так что теперь старые стимулы вызывали новый отклик». О греческих изысканиях Уайтхед отзывался так: «Их чрезмерно интересовала математика. Они изобрели ее основоположения, анализи­ровали ее предпосылки, открыли замечательные теоремы благодаря стро­гой приверженности дедуктивному рассуждению. Их умы увлекала страсть к обобщению. Они требовали ясных и смелых идей и строгих умозаключе­ний из них. Это было совершенство, это был гений, это была идеальная подготовительная работа. Но это еще не было наукой в нашем пони­мании».
В аристотелевской и схоластической традиции изложение науки осно­вывалось
на схеме, состоящей из двух элементов (диадической схеме): действительность,
объективный мир — и картина этого мира, создавае­мая учеными. Истина означала согласие человеческого интеллекта с ве­щами действительного мира. Иногда индукция понималась как то, что позволяет на основе «материала наблюдений» строить структуру лингви­стического материала. Работа, связанная с созданием кратких изящных аналитических выражений, является существенной частью успеха науки. Поэтому наука стала пониматься на основе триптической схемы: наблю­даемый объект, творящий ученый и третий элемент— знаки, которыми ученый изображает картину мира. (Впоследствии логические позитивисты акцентировали именно связь второго и третьего элементов, т.е. отноше­ние между физическими объектами и знаками, или символами. Результат этого соотношения был назван семантическим
качеством науки. Отно­шения же между членами третьего необходимого элемента науки — зна­ками — составляют логический компонент.)
Существует мнение, что история индуктивных наук есть история от­крытий,
а философия индуктивных наук— история идей и концепций. Наблюдая однообразие в природе, мы приходим с помощью индукции к утверждению естественных законов. Эмпиризм и математическое обоб­щение стали визитной карточкой науки Нового времени. От имени эмпи­ризма выступил Фрэнсис Бэкон с его обширной программой эмпиричес­кой философии. От имени рационалистического подхода выступил мате­матик Рене Декарт. Впрочем, Гарвей высказался о родоначальнике анг­лийского эмпиризма так: «Бэкон занимался наукой как лорд-канцлер». Видимо, имеется в виду, что дело ограничивалось одними только поже­ланиями, общей характеристикой задачи и
увещеваниями о том, что не следует доверяться случайным восприятиям, а нужно производить мето­дические наблюдения и дополнять их обдуманным опытом. Декарт же был уверен, что серьезная потребность в истине может быть удовлетворена не схоластическими рассуждениями и метафизическими теориями, а ис­ключительно математикой. Эта своеобразная математическая реформа фи­лософии заставила признать ясность и отчетливость важ­нейшими принципами научного метода. Они влекут за собой необходи­мость количественных определений, тогда как качественные, основан­ные на чувственном восприятии, по сути своей неясны и смутны.
Обычно называют 1662г., год образования Лондонского королевско­го
общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией, как дату
рождения науки. В 1666г. в Париже появляется Академия наук. Лондонское
королевское общество объединяет ученых-любителей в доб­ровольную организацию, устав которой был сформулирован Робертом Гуком. В нем было записано, что цель общества — «совершенствование знания о естественных предметах, всех полезных искусствах с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, по­литику, грамматику, риторику или логику»). Королевское общество стре­милось поддерживать экзальтированный эмпиризм. Работы, выполненные но другим нормам,
отвергались. «Вы не можете не знать, — так звучал отказ одному из авторов, —
что целью данного Королевского института является продвижение естественного знания в помощью экспериментов и в рамках этой цели среди других занятий его члены приглашают всех способных людей, где бы они ни находились, изучать Книгу Природы, а не писания остроумных людей».
В XVII в. обозначилась новая роль естествоиспытателя — испытующего естество и уверенного, что божественная «Книга Природы» (метафора,
унаследованная из теологии) написана на языке геометрии (Галилей). Ученые
галилеевского типа настроены на рациональное прочтение книги природы. «...Хотя к 1500 г. Европа не обладала даже уровнем знаний Архи­меда, умершего в 212г. до н.э., все же в 1700г. «Начала» Ньютона были уже написаны, и мир вступил в современную эпоху, — делал вывод Уайтхед.
Главным достоянием Нового времени считается становление научно­го способа мышления, характеризующегося соединением эксперимента как метода изучения природы с математическим методом, и формирование теоретического естествознания. И Галилей, и Декарт были уверены, что позади
чувственных феноменов стоят математические законы. Интерес к решающему
эксперименту был «платой за застывшую рациональность средневековой мысли». Достаточно напомнить тот факт, что галилеевский принцип инерции получен с помощью идеального эксперимента. Га­лилей формулирует парадоксальный образ — движение по бесконечно большой окружности при допущении, что она тождественна бесконеч­ной прямой, а затем осуществляет алгебраические исследования. И во всех интересных случаях фиксируется либо противоречие, либо несоот­ветствие теоретических идеализации и обыденного опыта, теоретической конструкции и непосредственного наблюдения. Поэтому суть научно-те­оретического мышления начинает связываться с поиском предметов-по­средников, видоизменением наблюдаемых условий, ассимиляцией эмпи­рического материала и созданием иной научной предметности, не встре­чающейся в готовом виде. Теоретическая идеализация, теоретический кон­структ становится постоянным членом в арсенале средств строгого есте­ствознания. Примерами таких конструктов могут служить понятия мате­матической точки, числа, таблицы, графы, абстрактные автоматы и т.п.
К многообразным приметам возникновения науки относят рост бла­госостояния
и досуга, распространение университетов, изобретение кни­гопечатания, захват
Константинополя, появление Коперника, Васко да Гамы, Колумба, телескопа.
Хроника той гениальной эпохи любопыт­на. Ссылаясь на А. Уайтхеда, заметим, что в начале XVII в., в 1605г., выходят «О достоинстве и приумножении наук» Бэкона и «Дон Кихот» Сервантеса. Годом раньше увидело свет первое издание «Гамлета». Сер­вантес и Шекспир умирают в один день — 23 апреля 1616 г. Весной того же года Гарвей в Лондонском врачебном колледже представил свою те­орию циркуляции крови. В год смерти Галилея родился Ньютон (1642), почти 100 лет спустя после опубликования копернианского «Об обра­щении небесных сфер». Годом раньше Декарт публикует свои «Метафи­зические размышления», а двумя годами позже — «Первоначала фило­софии». У истоков новой европейской науки стоят имена Ф. Бэкона, Гарвея, Кеплера, Галилея, Декарта, Паскаля, Гюйгенса, Бойля, Ньюто­на, Локка, Спинозы, Лейбница.
«Современная наука рождена в Европе, но дом ее — весь мир», — так
резюмировал процесс бурного роста научных технологий А. Уайтхед.
Версияобсуждает проблему исторического возраста науки с привлечением классификации, когда данный феномен представлен дву­мя стадиями своего становления, а именно преднаукой и соб­ственно наукой. Зарождающаяся наука во многом опирается на результаты каждодневного практического опыта,
обыденное знание, на­блюдения и приметы. Оперирование реальными предметами послужило непосредственной основой для возникновения идеального плана позна­ния, действий с идеальными объектами.
На этапе собственно науки, к примеру математики, числа уже не
рас­сматриваются как прообразы предметных совокупностей. Они выступают как самостоятельные символические объекты. И когда появляются теоре­тические возможности, связанные с превышением сложившихся стерео­типов практики, когда эмпирические зависимости строятся и получаются не сугубо практически, а как следствие теоретических постулатов, иссле­дователи фиксируют возникновение стадии собственно науки. Знания пред­стают не как суммарный исход практических операций, но как рецептура действия с точки зрения всеобщего и необходимого. Следовательно, де­маркация между наукой и преднаукой проходит по линии формирования предпосылок научно-теоретического способа исследования. Преднаука — это обобщение эмпирических ситуаций, предписания для практики. На­ука— это
возникновение научного метода, соединяющего математику с экспериментом.
Эвристические и прогностические компоненты научного исследования также
свидетельствуют о возникновении собственно науки.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Четверг, 01.07.2021, 09:01
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: