Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
AnyaRadostiДата: Воскресенье, 27.06.2021, 06:41 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
Соотношение философии науки, науковедения и наукометрии. —Проблема роста научного знания — цент­ральная проблема философии науки. —
Типология представлений о природе философии науки. — «Смерть» традиционной
философии науки.

Создавая образ философии науки, следует четкоопределить, о чем вдет речь: о философии науки как о направлении западнойи отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине,наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологиейисследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае
к бытию науки. Философия науки как направление со­временной философии
представлена множеством оригинальных концеп­ций, предлагающих ту или иную
модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и
значимости науки, характерис­тик когнитивной, теоретической деятельности.
Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность
осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина,
которая заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как
направление, имеющее название «философия науки», возник­ло столетием раньше.
«Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие
закономерности и тенденции научно­го познания как особой деятельности по
производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и
рассматриваемых в исторически из­меняющемся социокультурном контексте».
В высказываниях ученых можно встретиться с утверждением,
что «ана­литическая эпистемология и есть философия науки». Темне менее более чем столетнее существование философии науки противоречит этому
взгля­ду, хотя бы потому, что философия науки на протяжении своего разви­тия
становилась все более и более историцистской, а не аналитической. Существующее
мнение относительно отождествления философии науки с аналитическойфилософией, высказанное, в частности, отечественным ис­следователем А.Никифоровым, великолепно парируется тезисом Р. Рорти: «Я не думаю,
что все еще существует нечто, отождествляемое с име­нем «аналитическая
философия», за исключением некоторых социоло­гических или стилистических
деталей... Аналитическое движение в фило­софии разработало диалектические
следствия множества посылок, и сей­час мало что осталось делать в этой
области».
Как дисциплина, философия науки испытывает на себе огромное вли­яние
философско-мировоззренческих концепций и теоретических разра­боток, проводимых
в рамках философии науки как современного направ­ления западной философии.
Однако цель ее — в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому
спектру обсуждаемых проблем, в «под­нятии на гора» тех отдельных концептуальных
инноваций, которые мож­но обнаружить в авторских проектах современных философов
науки. Се­годня для философии науки характерна тенденция содержательной дета­лизации,
а также персонификации заявленной тематики, когда обсужде­ние проблемы ведется
не анонимно и безличностно, а с учетом достиг­нутых тем или иным автором
конкретных результатов. Например, кон­венции, как неустранимый элемент научного
исследования, анализиру­ются в контексте достижений Анри Пуанкаре — автора,
считающегося родоначальником конвенциализма. А отрицание идеала
деперсонифицированного научного знания и утверждение значимости личностного
зна­ния обсуждается от имени творца и родоначальника данной концепции Майкла
Полани. От деятельности Венского кружка, возглавляемого Морицом Шликом, в
философию науки как научную дисциплину перешло отношение к языку как к нейтральному средству познания, термины ко­торогослужат для выражения результатов наблюдений. Таким образом, мы сталкиваемся с
принципиально иной питательной основой дисципли­ны, когда сама тематика,
концептуальный аппарат и стержневые пробле­мы обретают свой статус в контексте
разработок и выводов конкретного ученого той или иной школы.
Философия науки имеет статус исторического социокультурного зна­ния
независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или
социально-гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты
естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического или
элементарных частиц. Философа науки интересует науч­ный поиск, «алгоритм
открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской
деятельности. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявила
изменчивость и глубину методологиче­ских установок и расширила границы самой
рациональности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия
науки», можно сде­лать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если
основная цель науки — получение истины, то философия науки становится одной из
важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой
ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается
открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже
всех общественных убеждений. Человече­ство, ограниченное четырехмерным
пространственно-временным кон­тинуумом, в лице ученых не теряет веру в
возможность постижения исти­ны бесконечного универсума. А из того, что
человечество должно быть достойно истины, вытекает великий этический и
гуманистический пафос этой дисциплины.
Соотношение
философии науки с близкими ей областями науковсдсния и наукометрии иногдаистолковывается в пользу отождествления после­дних или по крайней мере как нечто
весьма родственное науковедению, а такжедисциплинам, включающим в себя историю и социологию науки. Однако такое
отождествление неправомерно. Социология науки исследует взаимоотношения науки
как социального института с социальной структурой общества, типологию поведения
ученых в раз­личных социальных системах, взаимодействие формальных и профессио­нальных
неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаи­модействий, а также
конкретные социокультурные условия развития на­уки в различных типах общественного
устройства.
Науковедение изучает общие закономерности развития и фун­кционирования
науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет ис­ключительно к
описательному характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к
60-м гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно
определять как разработку теоретических основ политического и государственного
регулирования науки, выработ­ку рекомендаций по повышению эффективности научной
деятельности, принципов организации, планирования и управления научным исследо­ванием.
Можно столкнуться и с позицией, когда весь комплекс наук о науке называют
науковедением. Тогда науковедению придается предельно широкий и общий смысл и
оно неизбежно становится междисциплинар­ным исследованием, выступая как
конгломерат дисциплин.
Область статистического изучения динамики информационных мас­сивов
науки, потоков научной информации оформилась под названием «наукометрия».
Восходящая к трудам Прайса и его школы, наукометрия представляет собой
применение методов математической статис­тики к анализу потока научных
публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.
П. Копнин в свое время справедливо отмечал, что науковедение не
может рассматриваться как самостоятельная комплексная наука, ибо вся­кая наука
должна иметь некоторую общую теорию, единый метод, про­блематику или по меньшей
мере некоторый набор общих методов и про­блем. Науковедение,
полагает П. Копнин, не располагает какой-либо об­щей теорией или набором
теорий. Нередко из поля зрения науковедения выпадают собственно философские
проблемы науки.
В определении центральной проблемы философии науки существуют
некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Фран­ка,
«центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим
от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам».
К. Поппер считал, что центральная проблема фи­лософии знания, начиная, по
крайней мере, с Реформации, состояла в том, как возможно рассудить или оценить
далеко идущие притязания кон­курирующих теорий или верований. «Я, — писал К.
Поппер, — называю ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй
проблеме: как можно обосновать (justify) наши теории и верования».
Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк, к ним можно отнести
воп­росы типа: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и
тот же комплекс опытных данных может породить различные об­щие положения? Как
отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности
обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше
другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все
эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских
размышлений о науке и, что более важно, вырастают из центральнойпроблемы философии науки — проблемы роста научного знания.
Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К
пер­вым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направ­ленности
которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия
стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то
эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте философия науки
занята рефлексией над нау­кой в ее предельных глубинах и подлинных
первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат
философии, необходимо на­личие определенной мировоззренческой позиции.
Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в
компетент­ном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе
очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой,
теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки»
решения парадоксальных проблем.
К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и филосо­фии
с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех
возможных плоскостях приложения. Исследования по истории на­уки убедительно
показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии
науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых
научных революций, связанных с воз­никновением античной математики и
астрономии, коперниканским пе­реворотом — гелиоцентрической системой Коперника,
становлением классической научной картины мира— физикой Галилея-Ньютона, ре­волюцией
в естествознании на рубеже XIX-XX вв. и т.д. При таком подхо­де философия науки
включает в себя эпистемологию, методологию и со­циологию научного познания,
хотя так очерченные границы философии науки следует рассматривать не как
окончательные, а как имеющие тен­денцию к уточнению и изменению.
Типология
представлений о природе философии науки предполагаетразличение той или иной ориентации философии науки, к примеру, он­тологически
ориентированной (А. Уайтхед) или методологически ори­ентированной (критический
рационализм К. Поппера). Совершенно ясно, что в первой приоритеты будут
принадлежать процедурам анали­за, обобщения научных знаний с целью построения
единой картины мира, целостного образа универсума. Во второй главным станет
рассмот­рение многообразных процедур научного исследования, как-то: обосно­вания,
идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания.
Иногда о философии науки говорят в более широком историко-фило­софском
контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся
о науке на протяжении многовекового развития фи­лософии. Таким образом можно
получить неокантианскую философию науки, философию науки неореализма и пр. К
версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую. Эти
ориентации по-разно­му оценивают статус науки в культурном континууме XX в.
Сциентистская версия философии науки пытается освободить ее от свойственных ей
недостатков, заретушировать или оправдать их. Для нее также характерно
стремление провести демаркацию науки и метафизики, произвести ре­дукцию
(сведение) качественно различных теоретических структур к еди­ному
эмпирическому основанию, очистить науку от несвойственных ей установок и ориентиров.
Антисциентистская версия философии науки, представленная имена­ми
К. Хюбнера, Т. Роззака, П. Фейерабенда, требует равноправия науки и вненаучных
способов видения мира, критикует науку за то, что она подавляет другие формы
общественного сознания, представляет собой отчужденное мышление и источник
догматизма.
По разному оценивается и место философии науки. Некоторые авторы
видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы
исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие
усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнонаучным и
гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи связы­вают с философией науки задачи
методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции,
рассматривающие филосо­фию науки как идеологическую спекуляцию на науке,
вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).
Весьма любопытна типология представлений о природе философии
науки, предложенная Дж. Лоузи:
• философия науки является мировоззрением, совместимым с на­учными
теориями и основанным на них;
• она связана с выявление предпосылок научного мышления и дея­тельности;
• предполагает экспликацию понятий и теорий науки;
• философия науки — метанаучная методология, определяющая, чем
научное мышление отличается от ненаучного, какими мето­дами должны пользоваться
ученые в своих исследованиях, каковы необходимые условия корректности научного
объяснения, в чем состоит когнитивный (познавательный) статус научных законов.
К перечисленной типологии можно добавить еще одну очень важную особенность:
философию науки следует понимать прежде всего как об­ласть, в рамках которой
предлагаются, изучаются и сравниваются моде­ли развития науки.
С точки зрения получившего широкое распространение дескрип­тивного
подхода философия науки есть описание разнообразных, имеющих место в науке
ситуаций: от гипотез «ad hok» (для данного, кон­кретного случая) до
исследования по типу «case stadies», ориентирующе­гося на анализ реального
события в науке или истории конкретного от­крытия в том или ином
социокультурном контексте. Преимущество тако­го подхода состоит в его
доступности. И с этой позиции каждый мыслитель может внести свою лепту в
развитие философии науки, всего лишь поде­лившись собственными соображениями по
поводу какого-либо этапа на­учного исследования. Однако такой подход имеет и
свои недостатки, он мало концептуален и ведет к размыванию философии науки,
растворе­нию ее в простом описании фактов и событий научно-познавательной,
деятельности.
Если выделить стержневую проблематику философии науки, то пер­вая
треть XX в. занята:
• построением целостной научной картины мира;
• исследованием соотношения детерминизма и причинности;
• изучением динамических и статистических закономерностей.
Внимание привлекают также и структурные компоненты научного и
исследования: соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и
синтеза; открытия и обоснования; теории и факта.
Вторая треть XX в. занята анализом проблемы эмпирического обосно­вания
науки, выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто
эмпирического исследования, можно ли свести все теоретические термины к
эмпирическим, как соотносится их онтологиче­ский и инструментальный смысл и в
чем сложности проблемы теорети­ческой нагруженности опыта. Заявляют о себе
сложности процедур вери­фикации, фальсификации, дедуктивно-номологического
объяснения. Пред­лагается также анализ парадигмы научного знания,
научно-исследова­тельской программы, а также проблемы тематического анализа
науки.
В последней трети XX в. обсуждается новое, расширенное понятие
на­учной рациональности, обостряется конкуренция различных объясни­тельных
моделей развития научного знания, попыток реконструкции ло­гики научного
поиска. Новое содержание приобретают критерии научно­сти, методологические
нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития
науки. Возникает осознанное стремле­ние к историзации науки, выдвигается
требование соотношения филосо­фии науки с ее историей, остро встает проблема
универсальности мето­дов и процедур, применяемых в рамках философии науки.
Пользуется ли историк методами, вырабатываемыми философией науки, и что дает ме­тодологу
история науки, как соотносятся историцистская и методологи­ческая версии
реконструкции развития науки. Эта проблематика возвра­щает нас к исходной
позиции философии науки, т.е. к анализу мировоз­зренческих и социальных
проблем, сопровождающих рост и развитие на­уки; вновь обретает силу вопрос о
социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации
и гуманитари­зации науки, ее нейтральности.
Громкий лозунг, предвосхищающий «смерть
традиционной философии науки», не означает ничего иного, каксуществование тех или иных ее параметров в рамках конкретно-исторического
периода времени, и затем изменение их в другой. Когда философию науки связывают
с программа­ми, идущими от эмпиризма Ф. Бэкона и рационализма Р. Декарта, то
оби­лие концепций философии науки XX столетия неизбежно приводит к вы­воду о
«смерти» традиционной философии науки. Но если согласиться со столь радикальной
установкой, то неизбежно возникнет вопрос: что придёт или уже пришло на смену
той, ушедшей философии науки? Суще­ствует точка зрения, утверждающая, что после
смерти традиционной философии науки ее заменит когнитивная социология науки.
Последняя будет начинаться с решения вопроса о консенсу­се — согласии между
учёными. И, конечно же, подвергнет принципиаль­ной критике стандартную теорию
науки. Стандартная концепция науки уверена, что наблюдения адекватны реальности
и исключают эмоцио­нальность, предрассудки и интеллектуальную предубежденность
ученых. В этом она противоречит самым простым истинам психологии. Наблюде­ния
не могут быть оторваны от наблюдателя и не могут быть пассивны. На деятельность
ученых мощно влияют глубинные психологические фак­торы, оказывают давление
механизмы социальной детерминации.
Современная философия науки выступает в качестве недостающего
звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место
науки в современной цивилизации в ее многообразных от­ношениях к этике,
политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную
функцию, не позволяя ученым стать невеж­дами при узкопрофессиональном подходе к
явлениям и процессам. .Она призывает обращать внимание на философский план
любой проблемы, а следовательно, на отношение мысли к действительности во всей
ее пол­ноте и многоаспектное. Стимулируя сам интерес к науке, философия науки
предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного
знания.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Воскресенье, 27.06.2021, 07:14
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: