Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
НООСФЕРНЫЕ ИДЕИ В. ВЕРНАДСКОГО
AnyaRadostiДата: Понедельник, 02.08.2021, 05:31 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
— Ноосфера как эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии. — Природа ноосферы. — О зна­чении нового вида энергии.
— Границы ноосферы. —Два сценария раз­вития ноосферных процессов. — Потребность «экологического им­ператива».

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) по праву может быть причислен к плеяде отечественных философов науки, потому что во всех его исследованиях присутствует не только научная постановка проблем и научный контекст, но и философская рефлексия над процесса­ми, которые раскрывает наука переднего края, осмысление ее. методо­логии. Он был новатором, создавшим отрасли геохимии, биохимии и радиогеологии, разработал учение о биосфере, что
явилось одним из крупнейших достижений мировой науки первой половины XX в., а так­же рассматривал процесс перехода биосферы в ноосферу. Примечатель­но, что собственное мировоззрение ученый характеризовал как фило­софский скепсис. Родившись в Петербурге в семье профессора политической эконо­мии, Вернадский получил первоначальное образование в Петербургс­кой классической гимназии, считавшейся одной из лучших в России. В ней очень хорошо преподавались языки, история, философия. В даль­нейшем он читал литературу на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Высшее обра­зование Вернадский получил на физико-математическом факультете Петербургского университета, где его профессорами были светила русской науки Менделеев, Сеченов, Бутлеров. Вехи биографии ученого включа­ют в себя пребывание в должности хранителя Минералогического каби­нета Московского университета, защиту докторской диссертации (1887), степень профессора Московского университета, избрание членом Госу­дарственного совета от Московского университета, титул экстраорди­нарного академика. По инициативе и под председательством Вернадско­го создается комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В конце 1921 г. ученый основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 г. вышла в свет
его знаменитая работа «Биосфера». С понятием биосферы Вернадский связывал пленку жизни, возникшую на поверхности планеты, способную поглощать энергию космоса и транс­формировать с ее помощью земное
вещество. Сравнение Земли и Луны позволяет наглядно продемонстрировать
эффективность живого веще­ства— биосферы. Сама биосфера как пленка жизни, окружившая вне­шнюю оболочку земли, многократно усилила и ускорила эволюционные процессы за счет способности утилизировать солнечную энергию. Живое вещество выступило в качестве катализатора процесса развития. Согласно выводам Вернадского, на протяжении всей истории Земли количество живого вещества было практически постоянным благодаря так называе­мым геохимическим циклам или круговоротам веществ в природе.
С возникновением Человека возник еще один могучий фактор природ­ных
взаимодействий, в связи с чем необходимо было поставить вопрос о месте и роли человека в этом едином планетарном развитии, обозначить проблему начала социо-природной истории — проблему ноосферы. Ноо­сфера— это сфера разума. B «Философских мыслях натуралиста» Вернад­ский писал: «Мы как раз переживаем яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человече­ства — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и челове­ческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу». Проблема ноосферогенеза в качестве своего основания указывает на процесс специфики изменений геобиохимической миграции вещества и энергии под воздействием человеческой жизнедеятельности. Можно встретиться с суждением, что ноосфера для второй половины XX в. — это такая же премудрая и туманная область, вызывающая тре­пет, как и теория относительности для первой половины XX в. Сам тер­мин «ноосфера», по всей видимости, был предложен французским ис­следователем Э. Леруа в 1927 г. для обозначения современной стадии гео­логически переживаемой биосферы при обсуждении на семинаре Бергсо­на в Париже доклада В. Вернадского. Впоследствии он широко использо­вался П. Тейяр де Шарденом, который понимал ноосферу как «мысля­щий пласт», своеобразную оболочку земли, зародившуюся в конце тре­тичного
периода, разворачивающуюся над растениями и животными, вне биосферы и над ней.
«...С первым проблеском мысли на Земле жизнь поро­дила силу, способную
критиковать ее саму и судить о ней». Ноосфера включала в себя мысли и дела человека. Вся совокупность мыслящих сил и единиц, вовлеченная во всеобщее объединение посредством совмест­ных действий, будет влиять и в значительной степени определять эволю­цию нашей планеты. В едином эволюционном потоке понятие «ноосфера» фиксирует появ­ление и использование новых средств и факторов развития, имеющих ду­ховно-психическую природу. По мысли Тейяра де Шардена, с появлени­ем неосферы завершается после более чем шестисот миллионов лет био­сферное усилие церебрализации — развития нервной системы. Это огром­ный эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии, срав­нимый разве что с явлением витализации материи, т.е. с возникновением самой жизни. Появление человека, способного к свободному изобрете­нию и к рефлексии, осознаванию своих действий и мыслей, это
с логи­ческой точки зрения и новое, перспективное развитие предыдущей — био­логической формы движения материи, и фактор, задающий перед лицом неодушевленной материи «новый порядок реальности». Это действитель­но инициативный системообразующий фактор, создающий новую сферу, которая не могла бы возникнуть вне и без человечества. Кроме того, по своей «физи-ческой внедренности» он выступает не как внешний, ино­родный элемент, а как нечто равнозначное, но превосходящее все суще­ствующее.
Спорные точки зрения, указывающие на сугубо идеальную природу ноосферы, сталкиваются с выводами самого В. Вернадского, согласно которым ноосфера — «не случайное явление на нашей планете, создание «свободного
разума», «человеческого гения», а природное явление, рез­ко материально
проявляющееся в своих следствиях в окружающей чело­века среде». Как отмечают Ю. Олейников и А. Оносов, «это положение, выдвинутое еще в 30-е годы, совершенно определенно указывает на не о­боснованность попыток некоторых авторов, ссылаясь на авторитет Вер­надского и его отдельные, вырванные из контекста высказывания, свес­ти ноосферу к явлениям сознания, «научной мысли», идеальных; обра­зов, где «встречается сказка с научной фантазией, древнейший миф — с новейшей научной теорией»; представить ноосферу только как «новый идеальный компонент планеты», пусть даже и опирающийся на техносферный базис». Бесспорно, понятие «ноосфера» притягивает к себе умы многочис­ленных ученых различных специальностей. Иногда его содержание соот­носят с информационными процессами и определяют как информацион­но-энергетически-вещественное единство. Получивший распространение термин «интеллектуальные системы» обозначает один из механизмов вклю­чения в ноосферу. Так или иначе, но в понятии «ноосфера» заключена еще и вещественно-энергетическая составляющая,
связанная с представ­лением о потенциале разумно преобразующей деятельности. Образование ноосферы из биосферы предполагает проявление всего человечества как единого целого. Можно сказать, что ноосфера— это объект особого рода. В нем действуют свои специфические закономернос­ти, которые отражают токи взаимодействия неживой и живой природы, а также законы общества, человеческой деятельности и мышления. Фор­мулировка таких интегральных законов — пока дело будущего, и они тре­буют методо-логии, которая была бы в состоянии учесть динамику изме­нений очень чувстви-тельных к начальным условиям систем, в трансфор­мации и негативных последствиях функционирования которых могут быть повинны малые, локальные энергетические воздействия.
Что понимал Вернадский под понятием разум? Скорее всего, он свя­зывал с ним представление о сознании человечества в целом, обо всех духовных проявле-ниях личности. Чтобы ноосфера оправдала свое наиме­нованиекак «сфера разума», в ней действительно должна господствовать гуманистическая научная мысль, которая была бы в состоянии подавить неблагоприятные для
будущего человечества последствия технического прогресса и развернуть широкие перспективы для расцвета Общественной жизни. Разум оказывается не только специальным аппаратом познания, но и организующим источником жизнедеятельности. 
Формирование ноосферы, по мысли Вернадского, должно проходить под влиянием все растущей научной мысли и основанного на ней произ­одительного
социального труда. Ученый не отрывал понятия «разум», «наука» от понятий «труд», «производство». Взрыв научной мысли не мо­жет не оказать принци-пиального воздействия на условия существования человечества. Вернадский
все более акцентирует масштабы этого процес­са, ибо ноосфера — такой тип
материальной системы, которая охватыва­ет гигантский всепланетарный процесс.
Ноосферность предполагает и ре­шение высших организационных задач
жизнедеятельности человечества, и идею сознательной и разумной регулируемости природно-космического порядка.
Однако то состояние, которое Вернадский называл ноосферным, толь­ко
зарождается, его расцвет настанет тогда, когда станет возможным ос­нованное на истинном знании сознательное управление общественными процессами и органичное взаимодействие природы и общества. Согласно мнению ученого, ноосфера — это та область явлений, которая выходит за пределы изучения естествознания и не может быть охвачена самостоятельно ни одной из естественных наук. Ноосфера, по существу своему, совершенно уникальный объект научного познания, в котором перепле­таются константы косной и живой природы, особенности общественно­го развития и интеллектуальной мысли. Вернадский побуждает взглянуть на весь эволюционный процесс развития природы, общества, науки и техники под углом зрения, направленным на раскрытие ранее неизвест­ных глобальных свойств этого целостного процесса.
С введением понятия «ноосфера» философия задумывается над значе­нием нового вида энергии. По своему субстратному составу он представля­ет собой разновидность биохимических процессов, но по качественному проявлению
выступает как энергия разума, культуро-образующая энер­гия, энергия научной
мысли. В. Вернадский уверен, что эта новая форма биогеохимической энергии,
которую можно назвать энергией человече­ской культуры, или культурной
биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии,
которая создает в настоящее время ноосферу.
Границы ноосферы полагаются интегральной силой человеческого ра­зума и можно заключить, что они непостоянны, а весьма и весьма зави­симы от степени
разумности и качества мыслительных процессов. Ноос­фера по своим онтологическим параметрам может быть понята как дина­мическая социо- биогеологическая система. Именно с ноосферой связы­вают надежды на примирение реальных дисгармоний жизнедеятельности современного человечества. К условиям становления ноосферы Вернадс­кий относил:
- единство человечества;
- преобразование средств связи и обмена;
- открытие новых источников энергии;
- свободу научной мысли и научного поиска;
- подъем благосостояния трудящихся;
- равенство всех людей, всех рас и религий, так как ноосфера — дело рук и разума всех народов;
- разумное преобразование первичной природы Земли с целью сде­лать
ее способной удовлетворить все материальные, эстетичес­кие и духовные
потребности численно возрастающего населения;
- исключение войны из жизни общества.
Отличительным признаком ноосферы является преобразование гео­логического
облика планеты разумной общественно-трудовой жизнью че­ловека.
Универсальное отношение к мирозданию включает в себя приорите­ты
земной цивилизации и определенную зависимость от космоса. Вернад­ский настаивал на различении трех реальностей: реальность в области жизни человека, т.е. наблюдаемую реальность; микроскопическую реаль­ность атомных явлений, не наблюдаемую человеческим глазом; реаль­ность в глобальном космическом масштабе. Механизмы «врастания» че­ловечества в природу разнообразны, они не сводятся только к биологи­ческим, техническим или социальным. В своем взаимодействии они пред­ставляют собой сложное интегративное качество взаимодействий всех мировых энергий, где один уровень накладывается на другой, видоизме­няет своим давлением третий и т.д. Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее объекты может исследовать непосредственно свои­ми органами чувств. Проблема в том, что за пределы биосферы человек «может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые
он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и
изучением в био­сфере же отражений космических излучений или попадающего в биосфе­ру космического внеземного вещества...».
Понятие ноосферы содержит в себе пафос программных возражений против тех многочисленных и — увы! — фактографических данных о гло­бальных
негативных последствиях деятельности человека. В появившейся в 1866 г. книге Г. Марша «Человек и природа, или О влиянии человека на изменение
физико-географических условий природы» был приведен ог­ромный материал об отрицательном влиянии человека на среду обита­ния. Это и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади ле­сов, и уничтожение видов. Подобная необдуманная эксплуатация есте­ства грозила гибелью самому человеку. В связи с этим ученые фиксируют два сценария развития ноосферных процессов. Согласно первому это апокалипсис, когда ноосфера как сфера разума не оправдывает своего наименования, поскольку разум разрушает самое себя. Согласно второму возможна гармоничная конвергенция всех типов материальных систем, коэволюция как новый этап согласованного существования природы и человека.
Обеспечение коэволюции биосферы и общества как принципа их со­вместного
развития с необходимостью предполагает определенные зап­реты и регламентации человеческой деятельности. Здесь возникает потреб­ность в некоем «экологическом императиве», который накладывал бы рам­ки опреде-ленных ограничений на совместные действия и поведение лю­дей.
Ноосфера как сфера разума предполагает и новую, разумную нрав­ственность, и
перестройку всего бытия с ориентацией на идеалы непро­тиворечивого
коэволюционного развития. Гуманистический пафос этого, во многом неисследованного, фено­мена ноосферы в наш технократичный век особо значим. Он заставляет задуматься о «всепланетарных последствиях» общественного прогресса, развития науки и техники. Человечество осознает необходимость и ост­рую потребность своего обновления с опорой на ценности разума. Трево­га за будущность человечества и намерение использовать достижения на­уки только во благо, а не во вред вливает новую кровь в вены машинной индустрии, настраивает на новый синтез в едином жизненном акте мира и человека, «Всего» и Личности. «Мысль— сила, и ничто не остановит ее», — считал В. Вернадский, остается только уповать на чистоту и светонос-ность мысли.
Легко доказать, что идея ноосферы В.И. Вернадского имеет боль­шую
историко-философскую традицию. Наиболее близким философ­ским аналогом выступает известный афоризм родоначальника англий­ского материализма Ф. Бэкона «знание — сила». Уже в нем заложен энергопотенциал величайшей веры в силу знания и разума, способных из­менить мир. Наиболее древний образец убежденности во всемогуще­стве разума можно встретить в герметической философии и в филосо­фии гностиков, где познание мира и его изменение суть тождественны. А наиболее поздний — в представлении П.А. Флоренского о «духосфере» или «пневматосфере».
Сейчас не является тайной то, что Вернадский был в значительной степени восхищен традициями восточной философии. В своей незавершен­ной
рукописи «Научная мысль как планетарное явление» он утверждал, что наука
неотделима от философии и не может развиваться в ее отсут­ствие. Полемика,
развернувшаяся в 1932-1933 гг. с академиком А.М. Дебориным, обвинявшим В.И. Вернадского в идеализме, заставила ученого скептически и негативно отнестись к официальной доктрине диалекти­ческого материализма. Весьма распространенное некомпетентное вмеша­тельство официальных философов в решение частнонаучных проблем оставляло тягостное впечатление. Вернадский был убежден, что научная деятельность предшествует философской работе и что после крупных на­учных обобщений можно ожидать появления новых течений философии, Догматизация основных положений официальной доктрины, объявление их непогрешимыми истинами заставляла мыслителя с горестью говорить «о тяжелой реальной обстановке», «об отсутствии в нашей стране сво­бодного научного и философского искания». Все это с неизбежности обращало взоры ученого к иной философ­ской системе. Целостность мироздания, космопсгосология человека как универсальные характеристики великого эволюционного процесса, ве­ликолепно описанные Рерихами, были положены Вернадским в осно­вания новой системы образования, воспитания и науки. Наука и искус­ство интерпретировались им как два метода общения человека с кос­мосом. Понятие живого и разумного Космоса, трепета пульса Земли (А. Чижевский), «лучевого человечества» (по Циолковскому) как обо­зримого космического будущего людей — идеи, заполняющие проек­тивное поле ноосферных исканий. Эвристический потенциал идеи но­осферы еще ждет своего полноценного осознания, творческого при­менения и развития.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Понедельник, 02.08.2021, 06:05
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: