Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТИВЕНА
AnyaRadostiДата: Воскресенье, 25.07.2021, 05:06 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
— О различии эволюци­онной теории познания (ЭТП) и эволюционной теории науки (ЭТН). — «Био эпистемология» Конрада Лоренца. — Жан Пиаже и теория гене­тической эпистемологии. — Герхард Фоллмер о постулатах «гипо­тетического реализма». — Эволюционная программа Стивена Тулмина. — Об авторитете понятий. — Проблема изменчивости. — Ин­теллектуальная инициатива. — Наука как совокупность интеллек­туальных дисциплин и как профессиональный институт. — «Науч­ная элита» — носитель научной рациональности.
От имени принципиально иной методологической установки, а имен­но,
эволюционной эпистемологии, выступал американский философ Сти­вен Тулмин (1922-1997). Общий смысл данного направления состоит в том, что оно изучает познание как момент эволюции живой природы и вскрывает механиз-мы познания в эволюционном ключе. Эволюционная эпистемология основывалась на идее идентичности биологической эволюции и познаватель-ного процесса и опиралась на пред­ставление о том, что познавательный аппарат человека— это механизм адаптации, развитый в процессе биологи-ческой эволюции. Поэтому по­знавательный процесс и развивается по типу эволюционного и, соответ­ственно, может быть понят на основе современной теории эволюции. Одно из определений эволюционной эпистемологии гласит: «Эволю­ционная эпистемология есть теория познания, которая исходит из трак­товки человека как продукта биологической эволюции».
Таким образом, в качестве основного теоретического ресурса эволю­ционной
эпистемологии выступает концепция органической эволюции. Следует разли-чать два значения эволюционной эпистемологаи. Во-пер­вых, попытку объяснения развития средств, форм и методов познания (органов познания)
с привлечением эволюционной схемы. Во-вторых, стремление к эволюционному объяснению самого содержания знания (появления информации). Значение приобретают известные понятия из­менчивости, отбора и закрепления. Согласно первому значению эволюционной эпистемологии, акцент приходится на вопросы об эволюции органов познания, когнитивных струк­тур и познавательных способностей, обеспечивающих возможность адек­ватного отражения мира. Суть его в утверждении, что наш познаватель­ный аппарат — результат эволюции. В течение миллионов лет нервная си­стема и органы восприятия живых, организмов трансформировались та­ким образом, чтобы обеспечить максимально адекватное отражение ре­альности. А если бы организм не был обеспечен такого рода приспособ­лениями, его существование и развитие было бы невозможно. Аксиомой является то, что только те организ-мы, чья перцептуальная система по­зволяет действовать адекватно и удовлет-ворительно в условиях их окруже­ния, выживают и дают потомство. Субъективные структуры познания со­ответствуют реальности, ибо именно такое состояние обеспечивает воз­можность выживания. Этот аспект хорошо
показан в тезисе К. Лоренца: «Наши познавательные способности есть достижение врожденного аппа­рата отражения мира, который был развит в ходе родовой истории чело­века и дает возможность фактически приближаться к вне субъективной реальности. Степень этого соответствия в принципе поддается исследова­нию...». Второе значение эволюционной эпистемологии есть непосредственно предмет философии науки, потому что в нем акцент переме-щен на мо­дель роста научного знания, которая оказывается по своему харак-теру и особенностям эволюционной. Здесь речь идет об эволюционной эписте­мологии как одной из концепций философии науки. Она указывает на ди­намику научного знания, эквивалентную логическому истолкованию ди­намики эволюции. Данное направление называют также эволюционной теорией науки.
Когда говорят о различии эволюционной теория познания (ЭТП) и эво­люционной теории науки (ЭТН), то имеют в виду следующее. Первая (ЭТП) исследует становление и формирование познавательного аппарата. Вторая (ЭТН) занимается продуктами познания: гипотезами, теориями, кон­цепциями. За первой — миллионы лет, за второй — десятилетия. Первая опирается на естественно-научное понятие эволюции; вторая— на его метафорическое значение.
Сопоставления ЭТП и ЭТН еще более детализируют эволюционный подход в целом. В ЭТП регулятивной идеей оказывается соответствие; в ЭТН — истина. В первой теории способом достижения наиболее адекват­ного состояния
становится приспособление, во второй — приближение к истине. Однако и в первом, и во втором случае существует тяга к един­ственной супер-теории, чему в действительности соответствует эволюци­онное развитие. Далее утраченная
информация безвозвратно теряется, на что намекает реальный факт — вымершие виды. Иногда информация может возобновляться, тогда речь идет о восстановлении забытых теорий. Следует обратить внимание и на типы вариаций, которые либо слепы, либо целенаправленны. Процесс передачи информации также может про­текать двояко: либо своему потомству, либо всем заинтересованным уче­ным. Прогресс выступает или как побочный продукт эволюционного про­цесса, или как сознательно целенаправленный процесс. Характер нова­ций — квази-непрерывный либо скачкообразный. Ограничения проб пред­полагают множественность либо единичность.
Считается, что такой взгляд на познавательный процесс получил на­звание
«эволюционная эпистемология» в англоязычных странах, а в немецко-говорящих более употребим термин «эволюционная теория позна­ния». Тем более что и основоположником данного направления считает­ся австрийский этолог К. Лоренц, Нобелевский лауреат по медицине (1973). Основы его учения наиболее явно представлены в книге «Оборотная сто­рона зеркала». К эволюционной эпистемологии тяготели также Карл Поппер «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972), Герхард Фоллмер «Эволюционная теория познания» (1975), Стивен Тулмин «Челове­ческое понимание» (1984).
Исследователи эволюционной эпистемологии Кай Хахлвег и К. Хукер
уве­ренно называют в качестве пионеров-мыслителей, стоящих у истоков этой
концепции, биолога Лоренца, психолога Пиаже и методолога Поппера.
Книга Конрада Лоренца по эволюционной эпистемологии «Оборотная сторона зеркала»(или «Позади зеркала»), опубликованная в 1973 г., дол­гое время оставалась без должного внимания. Ученый называет «Оборот­ной стороной зеркала» познавательную способность человека, подчерки­вая, что само существование человека и общества есть когнитивный про­цесс, основанный на присущем человеку любознательном или исследо­вательском поведении. Суть его невозможно понять, не изучив общие че­ловеку и животным формы пове-дения, что и составляет специфику науки этологии. В «Оборотной стороне зеркала» исследование познавательного процесса начинается с изучения поведения амебы и проводится вплоть до человека и человеческой культуры. Причем Лоренц отстаивает принципи­альную позицию, связанную с обосно-ванием того, что наблюдение над познавательным поведением животных более
убедительно, чем извест­ная в философии на протяжении многих веков процедура самонаблюдения. Сосредоточенность философов на интроспекции (самонаблюдении) чревата искажениями. В частности, вопрос о врожденном знании, по мне­нию автора, следует трактовать не в духе Локка и Канта, а как наличие в структуре человеческого головного мозга материального носителя— генома, который и делает возможным усвоение информации о мире.
Исходя из стремления Лоренца поставить все эпистемологические воп­росы на биологическую основу, его направление, а точнее, исследова­тельская програм-ма получила название «биоэпистемология». Ее основной темой стал когно-генез, т.е. эволюция структур и процессов познания, эво­люция восприятия, корней понятийного мышления, исследование воп­роса о природе приобретения знания.
«Лоренц отмечает, — подчеркивают Кай Хахлвег и К. Хукер, — что в струк-турных признаках, характеризующих живые организмы, закодиро­вана природа
мира, в котором эти организмы обитают. Например, в са­мой форме глаза, а именно в его структуре, биохимическом составе и динамике, закодированы законы оптики. Плавные сочетания и скользкая поверхность рыбы свиде-тельствуют о водной среде, в которой она живет. Архитектоника наших костей, форма и текстура крыльев птицы — все эти структуры несут отпечатки отно-шения организма к миру, который его окружает». Поэтому центральным вопросом биоэпистемологии является проблема: как объяснить превращение систем, которые по сути просто хранилища информации, в субъекты познания.
Сам Лоренц назвал собственную концепцию «гипотетическим реализ­мом»,
в котором содержатся многочисленные достоинства.
• Во-первых, она направлена на отражение естественного процесса
роста знания.
• Во-вторых, наблюдение и эксперименты над внешним миром до­ставляют
множество фактов, описывающих вне субъективную ре­альность, т.е. реальность, одинаково признаваемую всеми наблю­дателями.
• В-третьих, теории, направленные на объяснение этого множе­ства фактов, пытаются установить закономерности.
• В-четвертых, теории возникают как на основании накопления и классифи-кации фактов, так и из гипотез, каждая из которых явля­ется интуитивной
догадкой, стимулируемой не только наблюде­ниями, но и другими, уже успешно
подтвержденными гипотезами. Весьма любопытно общее заключение Лоренца, в котором сам про­цесс рождения гипотез, как и вся интуитивная деятельность
человека, объявляется загадочной. Дальнейший ход размышлений ученого предпо­лагает решение весьма сложных эпистемологических задач, где необхо­димо как признание выдвинутой Поппером процедуры фальсификации, так и обоснование собственной позиции гипотетического реализма. Итак, правильно построенная гипотеза должна быть в принципе опровержимой, фальсифи-цируемой, т.е. несовместимой с некоторыми результатами экс­перимента. Это выдвинутое Поппером требование имеет преимущества, состоящие в возможности исключить из научного обихода ненаучные ги­потезы или же обнаружить не столь определенные гипотезы, которые вообще не допускает опытной проверки. Если гипотеза выдерживает подоб­ные проверки, ее
вероятность возрастает. Научная теория определяется Лоренцом как система
тщательно проверенных гипотез, поддерживаю­щих друг друга по принципу
«взаимного прояснения». Этот принцип «вза­имного прояснения» и отличает
эпистемологическую позицию Лоренца от более формальной конструкции Поппера. По мнению Лоренца, ника­кая гипотеза не может быть опровергнута одним или несколькими не со­гласующимися с ней фактами, а только другой, сильной гипотезой, ко­торой подчиняется большее количество фактов. Поэтому и истина пред­стает как «рабочая гипотеза», способная наилучшим образом проложить путь другим гипотезам.
Другое принципиально важное для судьбы современной философии науки замечание этолога состоит в указании на то, что получение и на­копление
информации, существенной для сохранения вида, — столь же фундаменталь-ное свойство и функция всего живого, как и получение и накопление энергии. Когда вследствие мутаций наследственных задатков вероятность получения энергии столь существенно возрастает, что от­бор начинает действовать в пользу наделенного данным преимуществом организма, то возрастает также и численность его потомства. Но вместе с тем повышается вероятность того, что именно представителю этого по­томства достанется следующий большой выигрыш в лотерее наследствен­ных изменений. Основе всякого возможного опыта, т.е. тому «априорно­му», о котором говорил И. Кант, соответствуют:
• самый первоначальный и древнейший механизм — регулирующий контур, посредством обратной связи делающий внутренние усло­вия организма
независимыми от колебания внешних условий и поддерживающий их постоянство;
• способность воспринимать стимулы;
• врожденный механизм запуска;
• наследственная координация или инстинктивное движение.
Однако все описанные механизмы, в противоположность когнитив­ным
функциям, не способны накапливать информацию. Их действие пред­ставляет собой не процесс приспособления, а уже работу готовых приспособительных структур. Например, очень любопытный механизм импринтинга, выявленный у птиц, означает, что если новорожденный пте­нец в течение первых часов своей жизни не видит своих природных роди­телей, а видит объект другого рода, то этот объект на всю оставшуюся жизнь он и примет за своего родителя. Любопытным является замечание, что только то окружение, которое входило в опыт наших предков, фор­мировало когнитивные структуры последующих поколений. В ином окру­жении они чувствовали себя ненадежно.
Процессы приобретения текущей информации, телеономные моди­фикации
поведения, корни понятийного мышления, исследованные Ло­ренцом, еще ждут своего содержательного интегрирования в современ­ную общую теорию, эпистемологии. Вместе с тем на фоне биоэпистемологии Лоренца, которую многие оценивали как не фундаменталистскую теорию, Жан Пиаже предложил свою теорию генетической эпистемологии. Пиаже был уверен, что «если эпистемология не хочет замкнуться в чистые спекуляции, она должна быть
всегда обращена к анализу стадий научного мышления и объясне­нию интел-лектуального механизма, используемого различными ветвями науки в
завоевании реальности. Теория знания, следовательно, в значи­тельной мере —
теория адаптации мышления к реальности. <...> Фунда­ментальная гипотеза
генетической эпистемологии состоит в том, что су­ществует параллелизм между прогрессом в логической и рациональной организации знания и соответ-ствующим формирующим психологическим процессом». Генетическая эпистемология стремится объяснить знание на основе особенностей психологического происхождения представлений и операций, на которых оно зиждется.
Пиаже предлагает концепцию стадиального развития мышления. В ре­зультате непрекращающегося взаимодействия между организмом и окру­жающей средой развивается и селективно усиливается множество сен­сорно-моторных координации, которые требуют вмешательства со сто­роны операциональных структур. Тем самым нервная система развивает обогащенную операцио-нальную структуру. В то же время возрастает спо­собность отражать и сохра-нять в сознании свойства самой этой иерархии. Согласно Ж. Пиаже, интеллект проходит в своем развитии пять ста­дий: сенсорно-моторную, символическую, допонятийную, интуитивную, конкретно-операциональную и формальную. Именно на первой, сенсор­но-моторной, стадии происходит формирование интеллекта. Он рождает­ся из ассимилирующей деятельности субъекта, которая до появления ин­теллекта приводила только к формированию навыков. Переходная сту­пень между навыком и интеллектом на примере развития
человеческой личности связана с координацией зрения и хватания (имеется в виду воз­раст между тремя и шестью месяцами). Первое воспроизведенное движе­ние, приводя к результату, рождает схему, в которой действие и резуль­тат
воспринимаются как целое. И как только объекты принимают свое постоянное
состояние, схема вызывает повторные действия. Однако объек­ты не имеют еще
субстанционального значения. Поэтому, выпадая из поля восприятия, они (на
данной стадии развития интеллекта) для ребенка существовать перестают, не
сохраняются. Повторение схемы действия приводит к отделению элементов само­го действия и результата, а также к обобщению. Пиаже отмечает, что к 8-10 месяцам эти процессы приводят к тому, что схемы начинают координи-роваться между собой. Простые схемы объединяются, а в качестве средства могут быть употреблены другие цели. Эти схемы субъект исполь­зует, чтобы понять незнакомый предмет на уровне сенсорно-моторного отношения. Он встряхивает его, ударяет, схватывает, трет. И уже здесь, по мнению иссле-дователя, возможно говорить об интеллекте. Далее, вследствие координи-рования схем, возникает воспроизводя­щая ассимиляция, которая связана с активным интересом к новому и со стремлением открывать новые схемы действия в результате эксперимен­тирования с объектом. А на втором году жизни ребенка, как отмечает Ж. Пиаже, завершается его образование. Происходит интериоризация (перенесение во внутрь) активного эксперимен-тирования вследствие того, что в этой фазе появляются первые зачатки
представления. У ребенка по­является возможность, с одной стороны, к
отсроченной имитации (что тесно связано с образным представлением) и к
символической игре, свя­занной с формированием моторного образа, — с другой. Однако мысль здесь не выделена из перцептивно-моторной деятельности. По Пиаже, условия перехода от схемы к мысли таковы. Во-первых, требуется увеличение скорости ассимилирующей координации схемы, чтобы могли образовываться целостные системы и одновременные их пред­ставления. Во-вторых, должно произойти осознавание самого действия, а не только желаемого результата. И в-третьих, необходимо расширение сферы символических представлений. Тем новым, что характеризует мыш­ление в отличие «от» и в сравнении «с» сенсорно-моторным интеллек­том, является способность представлять одну вещь посредством другой. Эта способность имеет двоякое применение: в формировании символов и в использовании знаков, которые произвольны. Символ у Пиаже выступа­ет продуктом воображения, которое создает образы для обозначения реально существу-ющего, воспринимаемого сквозь призму собственных ин­тересов. Начальная
стадия репрезентативного интеллекта характеризует­ся Пиаже как допоня-тийная. Предпонятие, будучи переходной формой мысли, конкретизируется как в слове, так и в символе. Интересно, что к 4 годам допонятийное мышление трансформируется в интуитивное, ко­торое развивается вплоть до 6 лет. Интуиция, по Пиаже, есть мысленно осуществленное действие: привести в соответствие, включить, располо­жить в ряд и т.д. С 8 до 11 лет происходит формирование конкретных операций. Измене­ние же формы мысли начинает происходить на следующей стадии, кото­рая продолжается от 12 лет на протяжении всего юношеского периода. Эта стадия связана с развитием формального мышления. Происходит окон­чательная децентрация мысли, так как она не использует по большей мере символическую репрезентацию.
Мысль на данном этапе выступает как интериоризованное действие, которое
замещает вещи вербальными знаками, а движения — их восстановлением в памяти. Таким образом, можно зафиксировать, что Пиаже выделяет четыре
формы мысли: символ, предпонятие, конфигуративный образ и понятие. Природа понятия остается без рассмотрения. Она то редуцируется к сло­ву, то
растворяется в определении «мысленные представления».
Для Лоренца и Пиаже общим является представление о том, что в результате изменения, отбора и закрепления параметры внешнего окру­жения кодифи-цируются в структуре самого организма.
Исследователи отмечают, что главной философской предпосылкой
эволюционной эпистемологии выступают постулаты «гипотетического реализма». По мнению Герхарда Фоллмера, к основным постулатам гипо­тетического реализма, на которых основывается эволюционная эпистемология, следует отнести:
1) постулат реальности (имеется реальный мир, независимый от вос­приятия
и сознания);
2) постулат структурности;
3) постулат непрерывности (между всеми областями действительно­сти
существует непрерывная историческая и каузальная связь);
4) постулат о чужом сознании (так же, как я, другие индивиды обла­дают восприятием и сознанием);
5) постулат взаимодействия (наши органы аффициируются реальным миром);
6) постулат о функции мозга (мышление и сознание есть функция мозга, естественного органа);
7) постулат объективности (научные высказывания должны быть  объективными).
В эволюционной эпистемологии опыт и устранение ошибок считается
единственным путем познания. Механизмом, его обеспечивающим, ока­зываются «вариации и селективные сохранения». Подчеркивается именно эволюционный характер познавательного процесса и констатируется по­стоянный рост его информационного содержания. Наряду с этим в эво­люционной эпистемологии подчеркивается гипотетический характер зна­ния, его индетерминистские элементы, непредсказуемость, открытость будущему, а также выделяется особая роль креативности.
Проблемными, требующими пристального внимания оказываются следующие положения. Если критерием для эволюционного успеха слу­жит соответствие (а не истина), то его достижение всегда происходит с учетом специальной экологической ниши. Поэтому соответствие призна­ется «соответствующим» лишь для данной ниши, а в общем случае оно покоится на иных допущениях. В условиях внутри- и меж-групповой конку­ренции лучшее знание о внешнем мире является высшей ценностью для выживания.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Воскресенье, 25.07.2021, 05:41
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: