Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАУКЕ БУДУЩЕГО. ДИАЛОГ ЭЗОТЕРИКОВ И УЧЕНЫХ
AnyaRadostiДата: Пятница, 16.07.2021, 06:27 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
— Представление о квантовом единстве мира. — Как объяснить ано­мальные явления?— Проблема корреляции будущего и что есть ин­туиция?— Предсказание в науке и эзотерике. — Парадоксальная род­ственность
принципов науки и эзотеризма. — Антропоцентризм и дезантропоцентризм как ориентации философии, науки и Экология человека. — Самореализация и глубокое сознание цели. — Медитация как средство очищения сознания. — Сфера расщирения способностей. — Бесконечность и проблема преодоления смерти. — Сходство квантовой физики и философии мистицизма.

В 1961 г. известный американский обозреватель Джон Стивенсон писал: «Западному миру пришлось пересмотреть свое мнение о науке в СССР за последние годы. Второе событие, на этот раз связанное не с завоеванием космоса, а скорее всего с природой самого человека, придется приписать советской науке». Речь шла о работе исследовательской парапсихологической лаборатории, организованной в тогдашнем Ленинградском универ­ситете под руководством профессора Л.Л. Васильева по исследованию те­лепатии. В 1968 г. в Академгородке Новосибирска была успешно выполнена обширная
программа по телепатии. На заседании комиссии по экспертизе парапсихо-логических явлений участвовал весь цвет отечественной психо­логии: А. Лурия, А. Любоевич, В. Небылицин, В. Зинченко и др. В журнале «Вопросы психологии» за 1973 г. в статье «Парапсихология: фикция или ре­альность?», подписанной выдающимися психологами В. Зинченко, А. Леонтьевым, Б. Ломовым и А. Лурия, была сформулирована позиция: «Фе­номен -есть. Канал связи неизвестен. Любители могут искать!»
Решение проблемы: станет ли ненаука наукой, — стало обрастать опы­том отечественных исследований. В конце семидесятых годов в Москве под
руководством А. Спиркина стала работать секция по биоэнергетике. В 1986-м ее
возглавил В. Казначе­ев. Подобные лаборатории создавались во многих городах: в Киеве, Мин­ске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Алма-Ате. Но работы велись край­не разрозненно, не было единой программы исследований. В 1988 г. был создан Комитет по проблемам энергоинформационного обмена в приро­де. Он ставил своей задачей изучение необычных возможностей человека, аномальных явлений, регистрацию и моделирование био-излучений тех­ническими средствами. В состав Комитета наряду с его региональными группами, охвативши­ми практически всю территорию страны, входили созданные комиссии по биоэнергоинформатике, экстрасенсорике и биоэнергетике,
нетриви­альным методам коррекции состояния организма, по исследованиям пол­тергейста.
В декабре 1989 г. в Москве состоялась организованная Комитетом Все­союзная конференция «Энергоинформационный обмен в природе. Кон­цепции». В этом же году на относительно независимой финансовой основе была создана Ассоциация прикладной эниологии (энергоинформацион­ного обмена). Президентом был выбран доктор технических наук Ф. Ханцеверов. С декабря 1992 г. появилась Академия энергоинформационных наук.
Благодаря представительнице ассирийского народа Евгении (Джуны) Ювашевны Давиташвили экстрасенсорике перестали чинить препятствия. Приобщение целительницы к науке в качестве научного сотрудника од­ного
из ведущих институтов АН СССР, с одной стороны, и покровитель­ство ученых и прежде всего властей — с другой, привело к тому, что экстрасенсорика стала признаваться в официальных кругах.
В массах населения возникла симпатия к парапсихологии. На этой вол­не прошли телевизионные сеансы Алана Чумака и Анатолия Кашпировского. Однако не всегда дар целительства мог проявиться по «заказу», и проблема создания аналогичных сверх-способностям технических устройств все больше и больше привлекала к себе внимание своими позитивными и негативными последствиями. Создание таких технических систем связи, состоящих
из индуктора и перципиента, в принципе возможно. Но экст­расенсы отражают и
воспроизводят взаимодействия, которые не всегда измеряются известными
физическими приборами.
Г. Гуртовым и А. Пархомовым была экспериментально доказана воз­можность дистантного воздействия человека. Оказалось, что результат та­кого воздействия принципиально не зависит от расстояния. Улучшение экранировки объекта воздействия от внешних электрических, магнитных, акустических, тепловых и прочих влияний не только не сказывается от­рицательно на результатах воздействия, но и делает их еще более выра­женными.
В одной из гипотез при объяснении этого явления обращаются к пред­ставлению о квантовом единстве мира, согласно которому между всеми квантовыми объектами Вселенной существует слабый контакт. Можно допустить, что он ощутим людьми, имеющими повышенную восприим­чивость к информации. Некоторые древние поверья и обряды так называ­емой контагиозной магии имеют к этому прямое отношение. Они преду­сматривают установление
необычных форм взаимосвязи человека с дру­гими людьми, с животными и минералами. Основной принцип контагиоз­ной магии гласит: вещи, хоть раз контактировавшие друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимодействовать на рас­стоянии. Ряд колдовских приемов основан именно на этом принципе. За­метим, что на X Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки в 1995 г. в Италии, во Флоренции, И. Пригожиным была выдвинута как приоритетная идея квантового измерения универсума. Мож­но предположить, что имеется в виду следующее. В корпускулярно-волновом дуализме проявляются свойства микрочастиц присутствовать как бы сразу во всем пространстве («микрочастица проходит через две щели»). Две квантовые частицы, даже разлетевшись на астрономические расстоя­ния, могут составлять единый квантовый объект, так что корреспонден­цию их свойств нельзя объяснить никакими обменными сигналами. Этот единый квантовый объект, объединяющий уже далеко
разнесенные во времени и пространстве элементы (вещи, предметы), сохраняет
возмож­ность информационного воздействия.
Физик А. Московский и физиолог И. Мирзалис, опираясь на «ряд су­масшедших свойств» квантовых систем, высказали предположение, что феномены ясновидения и предвидения можно рассматривать как прояв­ление информационного туннельного эффекта, а феномен психокинеза — как проявление активности сознания за пределами тела, реализуемого за счет того же туннельного эффекта. Здесь, однако, встает вопрос общефилософского или, вернее, мето­дологического характера: стоит ли объяснять аномальные явления, руко­водствуясь эталонными объяснительными моделями сложившегося об­разца, или правильнее искать отличные от известных (в данном случае это ассоциация «с туннелем») объяснительные эталоны, где могут быть использованы допущения, выходящие за пределы общепринятых?
Д. Дубровский уверен, что одной из проблем, связанной с классифи­кацией загадочных явлений, оказывается методологическая. Ибо в клас­сификации пока преобладает физикалистский подход, в котором исходят из физических критериев существования, действительных в области фи­зики и совершенно неадекватных в области психики. И. Коган в книге «Теория биологической информации», изданной в 1981г. в Москве и в 1989г. в Америке, обосновывает свою позицию тем, что в наших взаимо­отношениях с окружающей средой существует ряд взаимодействий, ко­торые принципиально не сводимы к физическим. Здесь бессмысленно ис­кать какие-либо физические аналоги
и корреляции. Он отмечает элемен­ты парапсихологической деятельности в типичных коммуникативных от­ношениях. Например, умение делового человека в конфликтной ситуации бесконфликтно уладить многие проблемы или же восприятие талан­тливого музыканта внимающей ему завороженной аудиторией — здесь вза­имодействие не описывается физическими формулами.
Б. Раушенбах, вспоминая Августина Блаженного, подчеркивает его меткое выражение о том, что чудеса не противоречат законам природы, они лишь противоречат нашим представлениям о законах природы. Како­вы эти законы природы, человечество постоянно пытается узнать. Уже запрещались и генетика, и кибернетика, и квантовая механика. И с помо­щью запретов на изучение парапсихологических явлений наука, методо­логия и философия мало что приобретут. В. Зинченко приводит шокирующие факты из истории изучения пара­психологии в нашей стране. Ведущим психологам-экспертам при квали­фикации парапсихологических явлений в тогдашнем режиме принятия
решений было предложено «не становиться на дырявый мост экспери­ментальных исследований, а проголосовать: «Есть парапсихологические феномены или нет. Если большинство «за», значит есть, если «нет», так и опубликуем». И стоило большой смелости в той атмосфере признать феномен парапсихологии. В. Зинченко, изучавший четверть века челове­ческий глаз, настоятельно подчеркивал, что есть глаз телесный, кото­рый работает «на прием», и есть глаз духовный, который работает «на выдачу». И каковы бы ни были ухищрения анатомии глаза, без глаза ду­ховного нельзя вывести ни Рублева, ни Микеланджело, ни Моне. Точно гак же, как из биомеханики нельзя вывести танца Плисецкой. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Душой исполненный полет». Н. Бехтерева, внучка великого психиатра, академик и директор Ин­ститута мозга, резюмирует свой исследовательский путь словами: «Я на­деюсь, придет время, и «странные явления» будут более понятными,
что, кстати, отсечет дорогу и шарлатанам всех мастей». Развивая нейро-физические исследования, она столкнулась одновременно с двумя пла­то,
разного уровня проходимости. Это уменьшало вероятность новых открытий в
изучении мозга. Речь шла о целесообразности сочетания нейрофизио-логического и прижизненного нейрохимического исследо­вания мозга. Изучение его микроединиц и макропространства, получе­ние сведений о том, что происходит в микронной зоне и что развивает­ся в объеме всего мозга, объединение знаний о точечных событиях в мозгу и о том, что происходит в целом мозгу, давало бы возможность нового прорыва в неизвестное. Однако вызывало интерес и то, что фи­зиологические и биохимические показатели у некоторых людей легко движутся под воздействием прямого внушения. Имеется в виду как сло­весный состав воздействия, так и сам интонационный рисунок голоса. И если раньше ученые строго заявляли: «Того, что я не могу измерить и зарегистрировать, не существует», то теперь они обращены в
сторону изучения «странных явлений». Н. Бехтерева рассказывает о личном опы­те пребывания в измененном состоянии сознания и называет весь мир паранормальных явлений Зазеркальем. К сожалению, мало кто из меди­умов или экстрасенсов стремится к сотрудничеству с наукой, чтобы предложить свои экстраординарные способности в качестве объекта исследования. Тем не менее считается, что «наука взялась за поиски па­ранормального мира».
Размышляя о науке будущего, уместно вспомнить слова К. Шеннона: «Мы знаем прошлое, но не можем управлять им. Однако можно управ­лять будущим, не зная его». Действительно, наблюдения за живой приро­дой дают возможность установить уникальную способность живой мате­рии к корреляции будущего. Живой организм изменяет свое поведение в связи с критическими, экстремальными для него ситуациями и состоя­ниями среды. Часто это истолковывается как защитные способности био­систем. Но как бы ни были
названы подобные явления, механизм их дей­ствия не разгадан и представляет
огромный интерес для науки. Точкой соприкосновения эзотериков и ученых становится проблема корреляции будущего. Когда эзотерик, используя закон
ритма, закон виб­рации, закон полярности, осуществляет душевную трансмутацию, пере­водя себя из одного эмоционального состояния в другое, он выступает непосредственным оператором корреляции временных процессов. Одна­ко его скорее интересуют не безличностные временные масштабы всеоб­щего, а личностно значимые процессы настоящего-будущего. Можно ска­зать, что сфера приложения эзотерических упражнений охватывает толь­ко область единичного и особенного, оставляя всеобщее на откуп спон­танности универсума. Исключение, впрочем, составляет астрология, где высказывается претензия на знание космической определенности.
Когда анализ проблемы предвидения будущего и защитных реакций организма переносится в сферу традиционного философского исследова­ния человеческой ойкумены, то многочисленные источники, начиная от платоновских диалогов и кончая свидетельствами современников, ука­зывают на наличие какого-то внутреннего голоса, который, .как прави­ло, удерживает, отклоняет от действия, предостерегает или подсказывает. Знаменитая деймония Сократа (подсказки его внутреннего голоса) сви­детельствует о том, что его всегда сопровождало предощущение, пода­вавшее ему знак удержаться от того, что он намеревался сделать. В совре­менной науке подобная проблематика существует под условным назва­нием проблема интуиции. Она — незваный гость на балу
академической науки, хотя, исторические факты свидетельствуют в ее пользу. От имени самых именитых ученых (возьмем хотя бы фигуру математика и методо­лога Анри Пуанкаре), роль интуиции многократно оценена в превосход­ной степени. Но что есть интуиция? Французский философ А. Бергсон определял интуицию как род интеллектуальной симпатии (от греч. — сопережива­ние, сочувствие), путем которой переносятся вглубь предмета,
чтобы слиться с тем, что есть в нем действительного и невыразимого. И если
анализ оперирует с неподвижным, то интуиция помещает себя в подвиж­ность.
Интуитивизм во всех его аспектах, будь то интенция (направлен­ность) или
озарение, сохранял примат глубинного созерцания, которое раскрывает человеку внутреннюю суть вещей. Так или иначе, но притяза­ние интуиции быть полноправным компонентом научного поиска размы­вает границы рациональности и приводит к формуле, когда открытие фиксируется, а путь к нему остается неизвестным. Однако всякое неизве­стное, всякая тайна и есть плоскость пересечения эзотерики и науки. Ф. Капра уверен, что по мере все более глубокого проникновения в тай­ны природы физика, подобно мистике, имеет дело с реальностью, кото­рая не поддается сенсорному познанию; как и мистикам, естествоиспы­тателям приходится сталкиваться с парадоксальной стороной нового не ­сенсорного познания. При столкновении с парадоксами человеческий ра­зум начинает осознавать свою ограниченность.
Существует гипотетическая модель интуиции (озарение, инсайт, откровение), в которой феномен интуиции определя­ется целой цепочкой событий: дискур-сивный поиск подходящего кода — скач­ко образный выход на аттрактор кода — считывание импульса новой инфор­мации — синтез нового текста путем осмысливания полученной информа­ции (наложения на нее фильтра).
Известный логик Я. Хинтикка в статье «Проблема истины в современ­ной философии» приходит к нетривиальным выводам: «Семантические идеи могут быть переданы лишь невербально, более того, не понятийно. Они опираются на невыразимое и необъяснимое до понятийное предзнание («Vorwissen»)». Логик Витгенштейн также был уверен, что семанти­ка в буквальном смысле не выразима. Итак, логики компетентно заклю­чают, что смыслы объемнее слов, они содержат в себе тайну, не доступ­ную словам. Отсюда стремление исследовать в тексте то, что в нем вербально не выражено, грозит опасностью «вчитать» в него то, чего в нем нет и быть не могло. Суждения об истинности отдаются на откуп переживающему субъекту, способному к потаенному ходу подсознания выносить заклю­чения о подлинности понимания и прояснения смыслов происходящего. И получается, что наука в ее пост-неклассической стадии, дойдя до свое­го предела, делает все возможное для сближения с тем, что всегда счита­лось не наукой. Общность целей и принципов современной науки и герметизма поражает даже противников этого сближения.
Все науки имеют в качестве одной из своих главных функций, а также основных задач предсказание. Общие цели науки всегда были связаны с опи­санием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов, — читаем мы в энциклопедии. Вместе с тем предсказание — это, пожалуй, самое древнейшее средство прельще­ния нетрадиционным сакрально-магическим комплексом науки. Все мантические, гадательные разделы эзотерики были обращены в сторону пред­сказания.
Однако наука в целом не ставит задачу использования своих предска­заний для удовлетворения частных интересов. Форма научного знания — форма всеобщности — реализуется в законе. Фундаментальное научное знание дает возможность получения представлений о единой картине мира. Прикладное научное знание, соответственно, имеет своей целью созда­ние системы
предписаний для производства конкретных вещей. Если в фун­даментальной науке знание рассматривается как отражение всеобщих за­кономерностей, то в прикладных науках важен аспект применения полученного знания, решения данной практической задачи, преследование данного интереса. В этом одна из основных точек пересечения науки и эзотерики; последняя оборачивается лицом к служению частному, личному интересу и ставит на службу все свое прикладное мастерство для его удов­летворения. В соответствии с подобным же назначением прикладных наук эзотеризм всегда был ориентирован на клиента. Но и по этому пункту диалог эзотериков и ученых строится не только по типу положительной обратной связи; он предполагает тип отрицательной обратной связи. Так, изначальная психологичность эзотеризма была связана с тем, что вся система аргументации и трансмутаций разворачивалась ради удовлетворе­ния нужд отдельного человека. Он являлся заказчиком, потребителем и экспертом всего специально для него воспроизведенного «тайного» зна­ния. Наука же всегда, даже в своих прикладных аспектах, исповедовала отстраненность объективного знания от психологического произвола и сиюминутных потребностей индивида, предлагая ему некое многообра­зие научно обоснованных, правомерных вариантов. Логическая достовер­ность и опора
на физические закономерности мыслились как превышаю­щие полномочия личного желания и волеизъявления. Объективизм науки и психологизм эзотерики —это два берега, не соединенные мостом.
Весьма щекотливый вопрос о пользе науки также не имеет однознач­ного положительного ответа, поскольку наталкивается на рассыпающийся под ударами экологической катастрофы миф о всесилии науки. Не спо­собствует
признанию безусловной пользы науки и ее современный язык, достигший таких высот абстрактности, что отталкивает не только обыва­теля, но и самих ученых, не всегда понимающих друг друга. Некоторые тенденции сближения  пара-научного и научного знания наблюдаются на полюсе эзотерики. В наш
информационный век стано­вится очевидным, что клиента может устроить не просто астрологиче­ское предсказание, а предсказание, облаченное в формы научной рацио­нальности. Да и сам сверхъестественный образ деятельности, свойствен­ный магии, с точки зрения И. Касавина, может быть истолкован как первая форма социально-активного отношения к миру, а в гносеологическом от­ношении— как исторически первая ступень социального производства знания. Магии мы обязаны исторически первыми идеалами активного от­ношения к миру: она гносеологически моделировала творческую деятель­ность и давала социоморфный проект решения природной проблемы, ге­нерируя новые формы общения.
И ученые, и эзотерики видят свою основную задачу в выявлении еще не познанных свойств предметов и явлений. Однако цель, связанная с воз­действием на сферу непостижимого и таинственного, в одном случае ве­дет к оккультной практике, в другом — к эксперименту. По мнению Дж. Фре­зера, эти сходные и типические ориентации строятся на том, что в основе магии и науки лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений. В обоих случаях допускается, что последовательность событий со­вершенно определена, повторяема и подчинена действию неизменных за­конов, проявление которых можно точно вычислить и предвидеть.
Обращает на себя внимание вывод Б. Малиновского о том, что сфера магии— это область повышенного риска: там, где господствует случай и неопреде-ленность, где не существует надежного алгоритма удачи, где ве­лика возмож-ность ошибиться. Пара-научные способы ориентации возни­кают в экстре-мальной ситуации в условиях принципиальной неопреде­ленности. Именно
тогда и звучит в душе: «Боже, Спаси, Сохрани и Поми­луй мя», в ход идут
гадание, ворожба, прорицания и предсказания.
Обращает на себя внимание и парадоксальная родственность принци­пов науки и герметизма. Например, третий принцип — вибрации («Все дви­жется или вибрирует») прямым образом согласуется с положением со­временной науки о том, что все находится в движении, а состояние по­коя есть момент относи-тельно  стойчивого единства в самом движении. И когда различие между разнообразными проявлениями материи, энер­гии и разума зависит от скорости вибрации, то можно подойти к форму­лировке закона физики, согласно которому масса находится в зависимо­сти от скорости движения. Все — от корпускул и электронов до новых Галактик— находится в состоянии колебания.
Четвертый герметический принцип — полярности — указывает на то, что все двойственно и все имеет свой антипод. Этот принцип объясняет, что у всего есть два полюса, двапротивоположных аспекта. Он отражает источник, порождающий движение, и напрямую согласуется с извест­ным диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Более того, принцип полярности предлагает обратить внимание на бинарность взаимодействий. Отсюда может быть выведена и категория би­фуркации, что помогает вступить нам в область синергетики — современ­ной науки о процессах само-организации. Ибо обозначена ситуация, когда система может выбрать одно из
двух направлений развития, а это как раз и отражает возможность изменения
полярности. Принцип причинности, известный науке как принцип детерминизма, был описан в древнейшем учении о тайной мудрости — в герметизме, Арканах Таро, «Священной книге» древнеегипетского бога Тота. Соглас­но ему «каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона». Результат, ка­жущийся случайным, есть на самом деле взаимопересечение неизвестных нам причин. Мастера подчиняются причинности высших типов, но они помогают править в своем собственном плане, они становятся источни­ками, вместо того чтобы быть следствиями. Это вряд ли требует дальней­ших комментариев.
Многие известные ученые Запада откровенно признаются в том пора­зившем их впечатлении, когда они самолично сталкивались с магически­ми явлениями. Так, один их видных ученых Англии А. Валлас говорил: «Когда я впервые столкнул-ся с фактами спиритуализма, я был твердым психологическим скептиком. Я был столь убежденный материалист, что в то время я просто не мог найти места в своем сознании для концепции духовного существования или любого иного генезиса во вселенной, кроме как от материи и силы. Факты, однако, «вещь упрямая». Рассказав, как он пришел к спиритизму, он попытался показать взаимодействие спири­тической теории с естественным отбором.
«Следуя фактам и точной ин­дукции, я пришел к вере, что, во-первых, существует множество раз­личных сверх-человеческих сознаний и, во-вторых, некоторые из них, хотя и остаются невидимыми и неощутимыми дли нас, могут влиять на мате­рию и на наши мысли и делают это... Этот подход — единствен-ный логи­чески основательный, и к тому же он не противоречит ни в коей мере великой доктрине эволюции через естественный отбор».
Однако спокойствие почтенного ученого мира более всех поразил сво­ими выводами и заключениями Пол Карл Фейерабенд — американский философ и методолог, профессор Калифорнийского университета. Он имел смелость вслух огласить те «антагонистические идеи», к которым пришла философия науки к концу семидесятых, справедливо подметив, что «люди далекого прошлого совершенно точно знали, что попытка рационалис­тического исследования
мира имеет свои границы и дает неполное зна­ние». Призыв к сохранению целостности человека и космоса, содержа­щийся в книге Бытия, в «Поймандре», интерес к процедурам и пережи­ваниям, о которых рассказал К. Кастанеда, и, наконец, провозглашение принципа «anything goes» —«допустимо все» — подчеркивает множество рав­ноправных типов знания, по существу уравнивая науку с магией и мифо­логией. Весьма убедительно в данном контексте звучат слова известного исследователя Колина Уилсона о том, что взгляд на Вселенную обеспе­чивает такую ее картину, которая подразумевает в ней
комнату для ок­культных явлений так же хорошо, как и для атомной физики.
В современном, гуманистически ориентированном мировоззрении все приоритеты отданы великой идее полноценного развития человека. Чело­век — это великая сила и венец эволюции живого. Человек признается не наблюдателем, а естественной частью космоса, воспринимающей его
жизнь не только рационально, но и чувственно — через дух и душу. Эта
ориентация, ставящая в центр мироздания человека и согласующаяся с античным тезисом «Человек есть мера всех вещей», получила в совре­менной методологии название антропоцентристской.
Эзотеризм также отталкивается от основной идеи, согласно которой именно человек есть центр магических сил. Еще Агриппа считал, что мы не должны искать причины столь великих действий вне нас самих, внутри нас живет деятельное существо, могущее без оскорбления Боже­ства и религии выполнять все, что обещают астрологи, алхимики. В нас самих живет начало, творящее чудеса. В его «Оккультной философии» мно­гократно проводится мысль, что магические действия совершают не только при содействии звезд, демонов, а исключительно силами нашей души.
Другая, противоположная антропоцентризму ориентация, рассматри­вающая человека как одну из геологических сил, наряду с прочими, по­лучила название дезантропоцентризм. Сегодня это весьма популярная по­зиция. Так, П. Успенский весьма близок к дезантропоцентризму. Согласно его концепции,   человек есть машина в том смысле, что он приводится в движение внешними явлениями и внешними толчками. Все, что человек делает, на самом деле не он делает, а с ним происходит. Человеческая машина имеет семь разных функций:
1) мышление (или интеллект);
2) чувства (или эмоции);
3) инстинктивная функция (или внутренняя работа организма);
4) двигательная функция (или внешняя работа организма);
5) пол (функция двух начал).
Кроме этих пяти есть еще две, которые проявляются только в высших состояниях сознания: высшая эмоциональная функция, проявляющаяся в состоянии самосознания, в котором человек становится объективным по отношению к самому себе, и высшая умственная функция, проявля­ющаяся
в состоянии объективного сознания. Эти две высшие функции составляют два
высших состояния человека. Однако, по мнению П. Успенского, человек их не
достигает и обычно живет только двумя более низкими состояниями, частью во.
сне, частью в том, что называется бодрствованием или «относительным сознанием». «Владея четырехэтажным домом, он как бы живет на двух нижних эта­жах». Дезантропоцентризм лишает человека его командного места и поло­жения и заставляет задуматься о последствиях ничем не ограниченного произвольного могущества человека. Проблема осознавания того, как человеку с произведенным им технократическим, искусственным миром вписаться в
изначально эволюционное мировое развитие, стоит очень остро. Пост-современное научное понимание человека предлагает его трактовку как «кванта» эволюции. Это значит, что человек не только очень динами­чен, но и наделен значительной мерой неопределенности. Расширение духовной сферы человека меняет облик его самого. У транс-персоналистов имеется весьма забавный афоризм: «Изучать психологию — значит изучать self. Изучать self— значит забывать self. Забывать self— значит узнавать все остальное».
Следовательно, по мере того, как мы постигаем сферу собственных интересов, мы выходим за пределы преимущественно личностной ори­ентации и начинаем видеть то, чем не являемся сами, что нас окружает.
В традициях русской соборной философии каждый человек не только личен, но и всечеловечен. По мнению современного философа В. Налимова, новое видение природы человека должно быть связано с понима­нием того, что именно смысл выступает его организующим началом. Однако такая позиция базируется на признании транс-личностного нача­ла человека, его изначально сверх-рациональной природы. Можно сказать и мягче, что человек по своей природе не до конца рационален. Не зная будущего, он действует и надеется
обрести смысл своего существования, реально проживая в ситуации
неопределенности. Отечественный специа­лист по психоанализу и философской
антропологии В. Лейбин уверен, что за исходный постулат исследования человека следует принимать не критический рационализм, а критический иррационализм. Человек— су­щество иррациональное. Этот тезис, по признанию автора, рождается из наблюдений за сложными процессами жизнедеятельности индивида, а так­же опираясь на клинический опыт работы в качестве психоаналитика и исходя из собственных размышлений о человеке". Критический иррацио­нализм вместе с тем обладает потенциями иррациональ-ной веры в доб­ро, благо, справедливость, парадоксальной этичности, что является мощ­ным питательным источником бытия человека в мире, где существова­ние абсурдно. В нем заключены достоинства, превышающие полномочия рациональности.
Действительно, говоря об экологии человека, следует иметь в виду совокупность всех составляющих реального образа жизни человеческих популяций. Здесь важна не только телесность человека и физическая среда обитания, но и его психика, душа, духовность. Однако, чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу, первичной предпосылкой существо­вания
человека является жизнь его тела. В мире вещей человек существует как тело, а
следовательно, находится в зависимости от законов жизни, циклов развития и
гибели организмов, циклов природы. Во всех цивилизо­ванных странах признание фундаментального права человека на удовлет­ворение его первичных потребностей, права, связанного с сохранением жизни, закреплено юридически.
Из факта существования человека как живого тела вытекает его под­властность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с природно-биологическим потен­циалом человеческого бытия. Жизнь человека, не нашедшего себе места, утратила для него смысл, может быть, потому, что он не пошел по пути реализации своих природных задатков. Он занимался тем или иным де­лом, подчиняясь внешним, навязанным ему «извне» целям, а в резуль­тате — катастрофа в экологии данного человека. Ключевой проблемой эко­логии человека всегда была проблема его само-реализации,понимаемая как развитие всего потенциально в нем заложенного. Возник новый тер­мин — экософия, который обозначает персональный кодекс ценностей и взгляд на мир, определяющий личностное поведение.
Мыслители многих времен и народов искали связь между здоровьем тела человека и его стремлениями, переживаниями, духовными искани­ями. Детерминация бытия человека со стороны его духа уникальна. Ибо эгоизм телесных потребностей очень часто перекрывается жертвеннос­тью. Человек в состоянии контролировать и регулировать свои потребно­сти, удовлетворяя их не только в соответствии с естеством, а руковод­ствуясь исторически закрепленными нормами и идеалами.
В эзотеризме конкурируют или сосуществуют две концепции человека. Согласно одной из них, природа человека двойственна. Соглас­но другой — триедина. Общий для герметической философии прин­цип гласит: «Что сверху, то и внизу». Он указывает на двойственность и прямое отождествление души человека и Бога в мистике. В магии связь более сложная. Человек как микрокосм (его символ пентал — пятиконеч­ная звезда) связан много-численными невидимыми нитями со Вселенной (ее знак — шестиконечная
звезда, или знак Соломона). В оккультных на­уках речь идет о триединстве
человека, образованном душой, телом и Духом. Три Эго человека — это три его
измерения в ментальном (интел­лектуальном), астральном (энергетическом) и
физическом (телесном) проявлениях.
В. Налимов, поднимая вопрос о многомерности сознания, замечает, что пока мы как минимум двумерны. Мы постоянно ведем диалог с со­бой, у нас двоякая система ценностей. Если бы она была одна — бес­смыслен был бы сам диалог.
Привлекающим тезисом эзотеризма является положение о том, что человек становится лучше, когда он имеет глубокое осознание цели. Ког­да сознание постигает что-то из необъятной Вселенной и рассчитывает, как усилить свой контроль и силу, его энергия течет в подсознание и увеличивает силу подсознательного мышления. Когда сознательная цель не выполняется, все потенции медленно снижаются. По мнению Колина Уилсона, «существенная разница между гениальным человеком и обыч­ным состоит в том, что гениаль-ный человек обладает большой способ­ностью устойчиво фокусироваться на
своем действительном значении, в то время как обычный человек постоянно теряет сознание целей, меняя их каждый час, почти каждую минуту». Глубокое осознание цели — очень сильный рычаг, способный переиначить жизнь,
опровергнуть укоренив­шиеся привычки и черты характера. Можно вести речь о
полной транс­формации сознания, сконцентрированного на достижении определенной цели.
Эзотеризм выделяет сознание и сознательность в качестве главного элемента жизнедеятельности личности, достаточно обоснованно пока­зывая, насколько важно иметь очищенное, свободное от низших психизмов сознание. Оно открыто для восприятия новых возможностей, для творче­ства и совершенствования. Современная психология и философия полно­стью разделяют этот тезис. Обычное сознание сравнивается с картинной галереей, освещенной тусклым электрическим светом. Моменты интен­сивного восприятия, подобные яркой вспышке солнечного света, в очи­щенном сознании дают возможность по-новому увидеть все цвета. Созна­тельность интерпретируется как ясное сознание, просветленность, бди­тельность и мудрость. В отличие от 
запрограммированности она предпола­гает способность к выбору, перемене и
самоопределению. Однако могу­чий потенциал сознания не сводится эзотеризмом к рациональному. На­против, эзотерики представляют рациональное сознание в виде клапана, который отрезает нас от полной мощи настоящей жизни вокруг нас.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Пятница, 16.07.2021, 07:21
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: