AnyaRadosti | Дата: Пятница, 16.07.2021, 06:27 | Сообщение # 1 |
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
| — Представление о квантовом единстве мира. — Как объяснить аномальные явления?— Проблема корреляции будущего и что есть интуиция?— Предсказание в науке и эзотерике. — Парадоксальная родственность принципов науки и эзотеризма. — Антропоцентризм и дезантропоцентризм как ориентации философии, науки и Экология человека. — Самореализация и глубокое сознание цели. — Медитация как средство очищения сознания. — Сфера расщирения способностей. — Бесконечность и проблема преодоления смерти. — Сходство квантовой физики и философии мистицизма. В 1961 г. известный американский обозреватель Джон Стивенсон писал: «Западному миру пришлось пересмотреть свое мнение о науке в СССР за последние годы. Второе событие, на этот раз связанное не с завоеванием космоса, а скорее всего с природой самого человека, придется приписать советской науке». Речь шла о работе исследовательской парапсихологической лаборатории, организованной в тогдашнем Ленинградском университете под руководством профессора Л.Л. Васильева по исследованию телепатии. В 1968 г. в Академгородке Новосибирска была успешно выполнена обширная программа по телепатии. На заседании комиссии по экспертизе парапсихо-логических явлений участвовал весь цвет отечественной психологии: А. Лурия, А. Любоевич, В. Небылицин, В. Зинченко и др. В журнале «Вопросы психологии» за 1973 г. в статье «Парапсихология: фикция или реальность?», подписанной выдающимися психологами В. Зинченко, А. Леонтьевым, Б. Ломовым и А. Лурия, была сформулирована позиция: «Феномен -есть. Канал связи неизвестен. Любители могут искать!» Решение проблемы: станет ли ненаука наукой, — стало обрастать опытом отечественных исследований. В конце семидесятых годов в Москве под руководством А. Спиркина стала работать секция по биоэнергетике. В 1986-м ее возглавил В. Казначеев. Подобные лаборатории создавались во многих городах: в Киеве, Минске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Алма-Ате. Но работы велись крайне разрозненно, не было единой программы исследований. В 1988 г. был создан Комитет по проблемам энергоинформационного обмена в природе. Он ставил своей задачей изучение необычных возможностей человека, аномальных явлений, регистрацию и моделирование био-излучений техническими средствами. В состав Комитета наряду с его региональными группами, охватившими практически всю территорию страны, входили созданные комиссии по биоэнергоинформатике, экстрасенсорике и биоэнергетике, нетривиальным методам коррекции состояния организма, по исследованиям полтергейста. В декабре 1989 г. в Москве состоялась организованная Комитетом Всесоюзная конференция «Энергоинформационный обмен в природе. Концепции». В этом же году на относительно независимой финансовой основе была создана Ассоциация прикладной эниологии (энергоинформационного обмена). Президентом был выбран доктор технических наук Ф. Ханцеверов. С декабря 1992 г. появилась Академия энергоинформационных наук. Благодаря представительнице ассирийского народа Евгении (Джуны) Ювашевны Давиташвили экстрасенсорике перестали чинить препятствия. Приобщение целительницы к науке в качестве научного сотрудника одного из ведущих институтов АН СССР, с одной стороны, и покровительство ученых и прежде всего властей — с другой, привело к тому, что экстрасенсорика стала признаваться в официальных кругах. В массах населения возникла симпатия к парапсихологии. На этой волне прошли телевизионные сеансы Алана Чумака и Анатолия Кашпировского. Однако не всегда дар целительства мог проявиться по «заказу», и проблема создания аналогичных сверх-способностям технических устройств все больше и больше привлекала к себе внимание своими позитивными и негативными последствиями. Создание таких технических систем связи, состоящих из индуктора и перципиента, в принципе возможно. Но экстрасенсы отражают и воспроизводят взаимодействия, которые не всегда измеряются известными физическими приборами. Г. Гуртовым и А. Пархомовым была экспериментально доказана возможность дистантного воздействия человека. Оказалось, что результат такого воздействия принципиально не зависит от расстояния. Улучшение экранировки объекта воздействия от внешних электрических, магнитных, акустических, тепловых и прочих влияний не только не сказывается отрицательно на результатах воздействия, но и делает их еще более выраженными. В одной из гипотез при объяснении этого явления обращаются к представлению о квантовом единстве мира, согласно которому между всеми квантовыми объектами Вселенной существует слабый контакт. Можно допустить, что он ощутим людьми, имеющими повышенную восприимчивость к информации. Некоторые древние поверья и обряды так называемой контагиозной магии имеют к этому прямое отношение. Они предусматривают установление необычных форм взаимосвязи человека с другими людьми, с животными и минералами. Основной принцип контагиозной магии гласит: вещи, хоть раз контактировавшие друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимодействовать на расстоянии. Ряд колдовских приемов основан именно на этом принципе. Заметим, что на X Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки в 1995 г. в Италии, во Флоренции, И. Пригожиным была выдвинута как приоритетная идея квантового измерения универсума. Можно предположить, что имеется в виду следующее. В корпускулярно-волновом дуализме проявляются свойства микрочастиц присутствовать как бы сразу во всем пространстве («микрочастица проходит через две щели»). Две квантовые частицы, даже разлетевшись на астрономические расстояния, могут составлять единый квантовый объект, так что корреспонденцию их свойств нельзя объяснить никакими обменными сигналами. Этот единый квантовый объект, объединяющий уже далеко разнесенные во времени и пространстве элементы (вещи, предметы), сохраняет возможность информационного воздействия. Физик А. Московский и физиолог И. Мирзалис, опираясь на «ряд сумасшедших свойств» квантовых систем, высказали предположение, что феномены ясновидения и предвидения можно рассматривать как проявление информационного туннельного эффекта, а феномен психокинеза — как проявление активности сознания за пределами тела, реализуемого за счет того же туннельного эффекта. Здесь, однако, встает вопрос общефилософского или, вернее, методологического характера: стоит ли объяснять аномальные явления, руководствуясь эталонными объяснительными моделями сложившегося образца, или правильнее искать отличные от известных (в данном случае это ассоциация «с туннелем») объяснительные эталоны, где могут быть использованы допущения, выходящие за пределы общепринятых? Д. Дубровский уверен, что одной из проблем, связанной с классификацией загадочных явлений, оказывается методологическая. Ибо в классификации пока преобладает физикалистский подход, в котором исходят из физических критериев существования, действительных в области физики и совершенно неадекватных в области психики. И. Коган в книге «Теория биологической информации», изданной в 1981г. в Москве и в 1989г. в Америке, обосновывает свою позицию тем, что в наших взаимоотношениях с окружающей средой существует ряд взаимодействий, которые принципиально не сводимы к физическим. Здесь бессмысленно искать какие-либо физические аналоги и корреляции. Он отмечает элементы парапсихологической деятельности в типичных коммуникативных отношениях. Например, умение делового человека в конфликтной ситуации бесконфликтно уладить многие проблемы или же восприятие талантливого музыканта внимающей ему завороженной аудиторией — здесь взаимодействие не описывается физическими формулами. Б. Раушенбах, вспоминая Августина Блаженного, подчеркивает его меткое выражение о том, что чудеса не противоречат законам природы, они лишь противоречат нашим представлениям о законах природы. Каковы эти законы природы, человечество постоянно пытается узнать. Уже запрещались и генетика, и кибернетика, и квантовая механика. И с помощью запретов на изучение парапсихологических явлений наука, методология и философия мало что приобретут. В. Зинченко приводит шокирующие факты из истории изучения парапсихологии в нашей стране. Ведущим психологам-экспертам при квалификации парапсихологических явлений в тогдашнем режиме принятия решений было предложено «не становиться на дырявый мост экспериментальных исследований, а проголосовать: «Есть парапсихологические феномены или нет. Если большинство «за», значит есть, если «нет», так и опубликуем». И стоило большой смелости в той атмосфере признать феномен парапсихологии. В. Зинченко, изучавший четверть века человеческий глаз, настоятельно подчеркивал, что есть глаз телесный, который работает «на прием», и есть глаз духовный, который работает «на выдачу». И каковы бы ни были ухищрения анатомии глаза, без глаза духовного нельзя вывести ни Рублева, ни Микеланджело, ни Моне. Точно гак же, как из биомеханики нельзя вывести танца Плисецкой. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Душой исполненный полет». Н. Бехтерева, внучка великого психиатра, академик и директор Института мозга, резюмирует свой исследовательский путь словами: «Я надеюсь, придет время, и «странные явления» будут более понятными, что, кстати, отсечет дорогу и шарлатанам всех мастей». Развивая нейро-физические исследования, она столкнулась одновременно с двумя плато, разного уровня проходимости. Это уменьшало вероятность новых открытий в изучении мозга. Речь шла о целесообразности сочетания нейрофизио-логического и прижизненного нейрохимического исследования мозга. Изучение его микроединиц и макропространства, получение сведений о том, что происходит в микронной зоне и что развивается в объеме всего мозга, объединение знаний о точечных событиях в мозгу и о том, что происходит в целом мозгу, давало бы возможность нового прорыва в неизвестное. Однако вызывало интерес и то, что физиологические и биохимические показатели у некоторых людей легко движутся под воздействием прямого внушения. Имеется в виду как словесный состав воздействия, так и сам интонационный рисунок голоса. И если раньше ученые строго заявляли: «Того, что я не могу измерить и зарегистрировать, не существует», то теперь они обращены в сторону изучения «странных явлений». Н. Бехтерева рассказывает о личном опыте пребывания в измененном состоянии сознания и называет весь мир паранормальных явлений Зазеркальем. К сожалению, мало кто из медиумов или экстрасенсов стремится к сотрудничеству с наукой, чтобы предложить свои экстраординарные способности в качестве объекта исследования. Тем не менее считается, что «наука взялась за поиски паранормального мира». Размышляя о науке будущего, уместно вспомнить слова К. Шеннона: «Мы знаем прошлое, но не можем управлять им. Однако можно управлять будущим, не зная его». Действительно, наблюдения за живой природой дают возможность установить уникальную способность живой материи к корреляции будущего. Живой организм изменяет свое поведение в связи с критическими, экстремальными для него ситуациями и состояниями среды. Часто это истолковывается как защитные способности биосистем. Но как бы ни были названы подобные явления, механизм их действия не разгадан и представляет огромный интерес для науки. Точкой соприкосновения эзотериков и ученых становится проблема корреляции будущего. Когда эзотерик, используя закон ритма, закон вибрации, закон полярности, осуществляет душевную трансмутацию, переводя себя из одного эмоционального состояния в другое, он выступает непосредственным оператором корреляции временных процессов. Однако его скорее интересуют не безличностные временные масштабы всеобщего, а личностно значимые процессы настоящего-будущего. Можно сказать, что сфера приложения эзотерических упражнений охватывает только область единичного и особенного, оставляя всеобщее на откуп спонтанности универсума. Исключение, впрочем, составляет астрология, где высказывается претензия на знание космической определенности. Когда анализ проблемы предвидения будущего и защитных реакций организма переносится в сферу традиционного философского исследования человеческой ойкумены, то многочисленные источники, начиная от платоновских диалогов и кончая свидетельствами современников, указывают на наличие какого-то внутреннего голоса, который, .как правило, удерживает, отклоняет от действия, предостерегает или подсказывает. Знаменитая деймония Сократа (подсказки его внутреннего голоса) свидетельствует о том, что его всегда сопровождало предощущение, подававшее ему знак удержаться от того, что он намеревался сделать. В современной науке подобная проблематика существует под условным названием проблема интуиции. Она — незваный гость на балу академической науки, хотя, исторические факты свидетельствуют в ее пользу. От имени самых именитых ученых (возьмем хотя бы фигуру математика и методолога Анри Пуанкаре), роль интуиции многократно оценена в превосходной степени. Но что есть интуиция? Французский философ А. Бергсон определял интуицию как род интеллектуальной симпатии (от греч. — сопереживание, сочувствие), путем которой переносятся вглубь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем действительного и невыразимого. И если анализ оперирует с неподвижным, то интуиция помещает себя в подвижность. Интуитивизм во всех его аспектах, будь то интенция (направленность) или озарение, сохранял примат глубинного созерцания, которое раскрывает человеку внутреннюю суть вещей. Так или иначе, но притязание интуиции быть полноправным компонентом научного поиска размывает границы рациональности и приводит к формуле, когда открытие фиксируется, а путь к нему остается неизвестным. Однако всякое неизвестное, всякая тайна и есть плоскость пересечения эзотерики и науки. Ф. Капра уверен, что по мере все более глубокого проникновения в тайны природы физика, подобно мистике, имеет дело с реальностью, которая не поддается сенсорному познанию; как и мистикам, естествоиспытателям приходится сталкиваться с парадоксальной стороной нового не сенсорного познания. При столкновении с парадоксами человеческий разум начинает осознавать свою ограниченность. Существует гипотетическая модель интуиции (озарение, инсайт, откровение), в которой феномен интуиции определяется целой цепочкой событий: дискур-сивный поиск подходящего кода — скачко образный выход на аттрактор кода — считывание импульса новой информации — синтез нового текста путем осмысливания полученной информации (наложения на нее фильтра). Известный логик Я. Хинтикка в статье «Проблема истины в современной философии» приходит к нетривиальным выводам: «Семантические идеи могут быть переданы лишь невербально, более того, не понятийно. Они опираются на невыразимое и необъяснимое до понятийное предзнание («Vorwissen»)». Логик Витгенштейн также был уверен, что семантика в буквальном смысле не выразима. Итак, логики компетентно заключают, что смыслы объемнее слов, они содержат в себе тайну, не доступную словам. Отсюда стремление исследовать в тексте то, что в нем вербально не выражено, грозит опасностью «вчитать» в него то, чего в нем нет и быть не могло. Суждения об истинности отдаются на откуп переживающему субъекту, способному к потаенному ходу подсознания выносить заключения о подлинности понимания и прояснения смыслов происходящего. И получается, что наука в ее пост-неклассической стадии, дойдя до своего предела, делает все возможное для сближения с тем, что всегда считалось не наукой. Общность целей и принципов современной науки и герметизма поражает даже противников этого сближения. Все науки имеют в качестве одной из своих главных функций, а также основных задач предсказание. Общие цели науки всегда были связаны с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов, — читаем мы в энциклопедии. Вместе с тем предсказание — это, пожалуй, самое древнейшее средство прельщения нетрадиционным сакрально-магическим комплексом науки. Все мантические, гадательные разделы эзотерики были обращены в сторону предсказания. Однако наука в целом не ставит задачу использования своих предсказаний для удовлетворения частных интересов. Форма научного знания — форма всеобщности — реализуется в законе. Фундаментальное научное знание дает возможность получения представлений о единой картине мира. Прикладное научное знание, соответственно, имеет своей целью создание системы предписаний для производства конкретных вещей. Если в фундаментальной науке знание рассматривается как отражение всеобщих закономерностей, то в прикладных науках важен аспект применения полученного знания, решения данной практической задачи, преследование данного интереса. В этом одна из основных точек пересечения науки и эзотерики; последняя оборачивается лицом к служению частному, личному интересу и ставит на службу все свое прикладное мастерство для его удовлетворения. В соответствии с подобным же назначением прикладных наук эзотеризм всегда был ориентирован на клиента. Но и по этому пункту диалог эзотериков и ученых строится не только по типу положительной обратной связи; он предполагает тип отрицательной обратной связи. Так, изначальная психологичность эзотеризма была связана с тем, что вся система аргументации и трансмутаций разворачивалась ради удовлетворения нужд отдельного человека. Он являлся заказчиком, потребителем и экспертом всего специально для него воспроизведенного «тайного» знания. Наука же всегда, даже в своих прикладных аспектах, исповедовала отстраненность объективного знания от психологического произвола и сиюминутных потребностей индивида, предлагая ему некое многообразие научно обоснованных, правомерных вариантов. Логическая достоверность и опора на физические закономерности мыслились как превышающие полномочия личного желания и волеизъявления. Объективизм науки и психологизм эзотерики —это два берега, не соединенные мостом. Весьма щекотливый вопрос о пользе науки также не имеет однозначного положительного ответа, поскольку наталкивается на рассыпающийся под ударами экологической катастрофы миф о всесилии науки. Не способствует признанию безусловной пользы науки и ее современный язык, достигший таких высот абстрактности, что отталкивает не только обывателя, но и самих ученых, не всегда понимающих друг друга. Некоторые тенденции сближения пара-научного и научного знания наблюдаются на полюсе эзотерики. В наш информационный век становится очевидным, что клиента может устроить не просто астрологическое предсказание, а предсказание, облаченное в формы научной рациональности. Да и сам сверхъестественный образ деятельности, свойственный магии, с точки зрения И. Касавина, может быть истолкован как первая форма социально-активного отношения к миру, а в гносеологическом отношении— как исторически первая ступень социального производства знания. Магии мы обязаны исторически первыми идеалами активного отношения к миру: она гносеологически моделировала творческую деятельность и давала социоморфный проект решения природной проблемы, генерируя новые формы общения. И ученые, и эзотерики видят свою основную задачу в выявлении еще не познанных свойств предметов и явлений. Однако цель, связанная с воздействием на сферу непостижимого и таинственного, в одном случае ведет к оккультной практике, в другом — к эксперименту. По мнению Дж. Фрезера, эти сходные и типические ориентации строятся на том, что в основе магии и науки лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений. В обоих случаях допускается, что последовательность событий совершенно определена, повторяема и подчинена действию неизменных законов, проявление которых можно точно вычислить и предвидеть. Обращает на себя внимание вывод Б. Малиновского о том, что сфера магии— это область повышенного риска: там, где господствует случай и неопреде-ленность, где не существует надежного алгоритма удачи, где велика возмож-ность ошибиться. Пара-научные способы ориентации возникают в экстре-мальной ситуации в условиях принципиальной неопределенности. Именно тогда и звучит в душе: «Боже, Спаси, Сохрани и Помилуй мя», в ход идут гадание, ворожба, прорицания и предсказания. Обращает на себя внимание и парадоксальная родственность принципов науки и герметизма. Например, третий принцип — вибрации («Все движется или вибрирует») прямым образом согласуется с положением современной науки о том, что все находится в движении, а состояние покоя есть момент относи-тельно стойчивого единства в самом движении. И когда различие между разнообразными проявлениями материи, энергии и разума зависит от скорости вибрации, то можно подойти к формулировке закона физики, согласно которому масса находится в зависимости от скорости движения. Все — от корпускул и электронов до новых Галактик— находится в состоянии колебания. Четвертый герметический принцип — полярности — указывает на то, что все двойственно и все имеет свой антипод. Этот принцип объясняет, что у всего есть два полюса, двапротивоположных аспекта. Он отражает источник, порождающий движение, и напрямую согласуется с известным диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Более того, принцип полярности предлагает обратить внимание на бинарность взаимодействий. Отсюда может быть выведена и категория бифуркации, что помогает вступить нам в область синергетики — современной науки о процессах само-организации. Ибо обозначена ситуация, когда система может выбрать одно из двух направлений развития, а это как раз и отражает возможность изменения полярности. Принцип причинности, известный науке как принцип детерминизма, был описан в древнейшем учении о тайной мудрости — в герметизме, Арканах Таро, «Священной книге» древнеегипетского бога Тота. Согласно ему «каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона». Результат, кажущийся случайным, есть на самом деле взаимопересечение неизвестных нам причин. Мастера подчиняются причинности высших типов, но они помогают править в своем собственном плане, они становятся источниками, вместо того чтобы быть следствиями. Это вряд ли требует дальнейших комментариев. Многие известные ученые Запада откровенно признаются в том поразившем их впечатлении, когда они самолично сталкивались с магическими явлениями. Так, один их видных ученых Англии А. Валлас говорил: «Когда я впервые столкнул-ся с фактами спиритуализма, я был твердым психологическим скептиком. Я был столь убежденный материалист, что в то время я просто не мог найти места в своем сознании для концепции духовного существования или любого иного генезиса во вселенной, кроме как от материи и силы. Факты, однако, «вещь упрямая». Рассказав, как он пришел к спиритизму, он попытался показать взаимодействие спиритической теории с естественным отбором. «Следуя фактам и точной индукции, я пришел к вере, что, во-первых, существует множество различных сверх-человеческих сознаний и, во-вторых, некоторые из них, хотя и остаются невидимыми и неощутимыми дли нас, могут влиять на материю и на наши мысли и делают это... Этот подход — единствен-ный логически основательный, и к тому же он не противоречит ни в коей мере великой доктрине эволюции через естественный отбор». Однако спокойствие почтенного ученого мира более всех поразил своими выводами и заключениями Пол Карл Фейерабенд — американский философ и методолог, профессор Калифорнийского университета. Он имел смелость вслух огласить те «антагонистические идеи», к которым пришла философия науки к концу семидесятых, справедливо подметив, что «люди далекого прошлого совершенно точно знали, что попытка рационалистического исследования мира имеет свои границы и дает неполное знание». Призыв к сохранению целостности человека и космоса, содержащийся в книге Бытия, в «Поймандре», интерес к процедурам и переживаниям, о которых рассказал К. Кастанеда, и, наконец, провозглашение принципа «anything goes» —«допустимо все» — подчеркивает множество равноправных типов знания, по существу уравнивая науку с магией и мифологией. Весьма убедительно в данном контексте звучат слова известного исследователя Колина Уилсона о том, что взгляд на Вселенную обеспечивает такую ее картину, которая подразумевает в ней комнату для оккультных явлений так же хорошо, как и для атомной физики. В современном, гуманистически ориентированном мировоззрении все приоритеты отданы великой идее полноценного развития человека. Человек — это великая сила и венец эволюции живого. Человек признается не наблюдателем, а естественной частью космоса, воспринимающей его жизнь не только рационально, но и чувственно — через дух и душу. Эта ориентация, ставящая в центр мироздания человека и согласующаяся с античным тезисом «Человек есть мера всех вещей», получила в современной методологии название антропоцентристской. Эзотеризм также отталкивается от основной идеи, согласно которой именно человек есть центр магических сил. Еще Агриппа считал, что мы не должны искать причины столь великих действий вне нас самих, внутри нас живет деятельное существо, могущее без оскорбления Божества и религии выполнять все, что обещают астрологи, алхимики. В нас самих живет начало, творящее чудеса. В его «Оккультной философии» многократно проводится мысль, что магические действия совершают не только при содействии звезд, демонов, а исключительно силами нашей души. Другая, противоположная антропоцентризму ориентация, рассматривающая человека как одну из геологических сил, наряду с прочими, получила название дезантропоцентризм. Сегодня это весьма популярная позиция. Так, П. Успенский весьма близок к дезантропоцентризму. Согласно его концепции, человек есть машина в том смысле, что он приводится в движение внешними явлениями и внешними толчками. Все, что человек делает, на самом деле не он делает, а с ним происходит. Человеческая машина имеет семь разных функций: 1) мышление (или интеллект); 2) чувства (или эмоции); 3) инстинктивная функция (или внутренняя работа организма); 4) двигательная функция (или внешняя работа организма); 5) пол (функция двух начал). Кроме этих пяти есть еще две, которые проявляются только в высших состояниях сознания: высшая эмоциональная функция, проявляющаяся в состоянии самосознания, в котором человек становится объективным по отношению к самому себе, и высшая умственная функция, проявляющаяся в состоянии объективного сознания. Эти две высшие функции составляют два высших состояния человека. Однако, по мнению П. Успенского, человек их не достигает и обычно живет только двумя более низкими состояниями, частью во. сне, частью в том, что называется бодрствованием или «относительным сознанием». «Владея четырехэтажным домом, он как бы живет на двух нижних этажах». Дезантропоцентризм лишает человека его командного места и положения и заставляет задуматься о последствиях ничем не ограниченного произвольного могущества человека. Проблема осознавания того, как человеку с произведенным им технократическим, искусственным миром вписаться в изначально эволюционное мировое развитие, стоит очень остро. Пост-современное научное понимание человека предлагает его трактовку как «кванта» эволюции. Это значит, что человек не только очень динамичен, но и наделен значительной мерой неопределенности. Расширение духовной сферы человека меняет облик его самого. У транс-персоналистов имеется весьма забавный афоризм: «Изучать психологию — значит изучать self. Изучать self— значит забывать self. Забывать self— значит узнавать все остальное». Следовательно, по мере того, как мы постигаем сферу собственных интересов, мы выходим за пределы преимущественно личностной ориентации и начинаем видеть то, чем не являемся сами, что нас окружает. В традициях русской соборной философии каждый человек не только личен, но и всечеловечен. По мнению современного философа В. Налимова, новое видение природы человека должно быть связано с пониманием того, что именно смысл выступает его организующим началом. Однако такая позиция базируется на признании транс-личностного начала человека, его изначально сверх-рациональной природы. Можно сказать и мягче, что человек по своей природе не до конца рационален. Не зная будущего, он действует и надеется обрести смысл своего существования, реально проживая в ситуации неопределенности. Отечественный специалист по психоанализу и философской антропологии В. Лейбин уверен, что за исходный постулат исследования человека следует принимать не критический рационализм, а критический иррационализм. Человек— существо иррациональное. Этот тезис, по признанию автора, рождается из наблюдений за сложными процессами жизнедеятельности индивида, а также опираясь на клинический опыт работы в качестве психоаналитика и исходя из собственных размышлений о человеке". Критический иррационализм вместе с тем обладает потенциями иррациональ-ной веры в добро, благо, справедливость, парадоксальной этичности, что является мощным питательным источником бытия человека в мире, где существование абсурдно. В нем заключены достоинства, превышающие полномочия рациональности. Действительно, говоря об экологии человека, следует иметь в виду совокупность всех составляющих реального образа жизни человеческих популяций. Здесь важна не только телесность человека и физическая среда обитания, но и его психика, душа, духовность. Однако, чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу, первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. В мире вещей человек существует как тело, а следовательно, находится в зависимости от законов жизни, циклов развития и гибели организмов, циклов природы. Во всех цивилизованных странах признание фундаментального права человека на удовлетворение его первичных потребностей, права, связанного с сохранением жизни, закреплено юридически. Из факта существования человека как живого тела вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с природно-биологическим потенциалом человеческого бытия. Жизнь человека, не нашедшего себе места, утратила для него смысл, может быть, потому, что он не пошел по пути реализации своих природных задатков. Он занимался тем или иным делом, подчиняясь внешним, навязанным ему «извне» целям, а в результате — катастрофа в экологии данного человека. Ключевой проблемой экологии человека всегда была проблема его само-реализации,понимаемая как развитие всего потенциально в нем заложенного. Возник новый термин — экософия, который обозначает персональный кодекс ценностей и взгляд на мир, определяющий личностное поведение. Мыслители многих времен и народов искали связь между здоровьем тела человека и его стремлениями, переживаниями, духовными исканиями. Детерминация бытия человека со стороны его духа уникальна. Ибо эгоизм телесных потребностей очень часто перекрывается жертвенностью. Человек в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не только в соответствии с естеством, а руководствуясь исторически закрепленными нормами и идеалами. В эзотеризме конкурируют или сосуществуют две концепции человека. Согласно одной из них, природа человека двойственна. Согласно другой — триедина. Общий для герметической философии принцип гласит: «Что сверху, то и внизу». Он указывает на двойственность и прямое отождествление души человека и Бога в мистике. В магии связь более сложная. Человек как микрокосм (его символ пентал — пятиконечная звезда) связан много-численными невидимыми нитями со Вселенной (ее знак — шестиконечная звезда, или знак Соломона). В оккультных науках речь идет о триединстве человека, образованном душой, телом и Духом. Три Эго человека — это три его измерения в ментальном (интеллектуальном), астральном (энергетическом) и физическом (телесном) проявлениях. В. Налимов, поднимая вопрос о многомерности сознания, замечает, что пока мы как минимум двумерны. Мы постоянно ведем диалог с собой, у нас двоякая система ценностей. Если бы она была одна — бессмыслен был бы сам диалог. Привлекающим тезисом эзотеризма является положение о том, что человек становится лучше, когда он имеет глубокое осознание цели. Когда сознание постигает что-то из необъятной Вселенной и рассчитывает, как усилить свой контроль и силу, его энергия течет в подсознание и увеличивает силу подсознательного мышления. Когда сознательная цель не выполняется, все потенции медленно снижаются. По мнению Колина Уилсона, «существенная разница между гениальным человеком и обычным состоит в том, что гениаль-ный человек обладает большой способностью устойчиво фокусироваться на своем действительном значении, в то время как обычный человек постоянно теряет сознание целей, меняя их каждый час, почти каждую минуту». Глубокое осознание цели — очень сильный рычаг, способный переиначить жизнь, опровергнуть укоренившиеся привычки и черты характера. Можно вести речь о полной трансформации сознания, сконцентрированного на достижении определенной цели. Эзотеризм выделяет сознание и сознательность в качестве главного элемента жизнедеятельности личности, достаточно обоснованно показывая, насколько важно иметь очищенное, свободное от низших психизмов сознание. Оно открыто для восприятия новых возможностей, для творчества и совершенствования. Современная психология и философия полностью разделяют этот тезис. Обычное сознание сравнивается с картинной галереей, освещенной тусклым электрическим светом. Моменты интенсивного восприятия, подобные яркой вспышке солнечного света, в очищенном сознании дают возможность по-новому увидеть все цвета. Сознательность интерпретируется как ясное сознание, просветленность, бдительность и мудрость. В отличие от запрограммированности она предполагает способность к выбору, перемене и самоопределению. Однако могучий потенциал сознания не сводится эзотеризмом к рациональному. Напротив, эзотерики представляют рациональное сознание в виде клапана, который отрезает нас от полной мощи настоящей жизни вокруг нас.
мир украсит улыбка
Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Пятница, 16.07.2021, 07:21 |
|
| |