Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
AnyaRadostiДата: Вторник, 06.07.2021, 06:18 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
— Качественно различаю­щиеся «ступени организованности» природы.— Классификации Сен-Симона и Конта. — Отделение наук о духе и наук о природе. —
Дисцип­лины номотетические и идеографические. — Принципы классифика­ции наук Ф.
Энгельса. — Современная наука и проблема классификации.

Процедура классификации ведет свое происхождение из простого на­блюдения,
оформившегося в специфический познавательный прием. Од­нако классификация
позволяет получить реальное содержательное при­ращение знания на пути выявления
новых групп явлений.
Процедура классификации, обращенная на саму науку, не может обой­ти
вниманием классификацию, предложенную Ф. Бэконом (1561-1626) как обобщение
известного в его время круга знаний. В своем эпохальном произведении «О
достоинстве и преумножении наук» он создает широ­кую панораму
научных знаний, включая в дружную семью наук и поэзию. В основубэконовской классификации наук кладутся основные способнос­ти человеческой души: память, воображение, разум. Поэтому классифи­кацияприобретает следующий вид: памяти соответствует история; вооб­ражению — поэзия;
разуму — философия.
Может, прав был Ф. Бэкон, предлагая посмотреть на поэзию как на
изображение действительности не такой, как она есть, а в зависимости от
сознания и эмоций человека. История, в свою очередь, является нау­кой,
поскольку претендует на описание реальных и действительных еди­ничных фактов и
событий. Бэкон присовокупляет ей эпитет «естествен­ная». Гражданская история
должна описывать явления человеческого бы­тия. Философия есть обобщенное
познание и тоже распадается на ряд предметов.
В естествознании гетевского времени (конец XVIII в.) считалось,
что все объекты природы связаны друг с другом грандиозной единой цепью, ведущей
от простейших веществ, от элементов и минералов через расте­ния и животные к
человеку. Мир рисовался Гете как сплошной «метамор­фоз» форм. Представления
о качественно различающихся «ступенях организованности» природыбыли развиты объективными идеалистами Шел­лингом и Гегелем. Шеллинг ставил
перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в
направлении к высшей цели, т.е. рассмотреть природу как целесообразное целое,
назначение которого — в порождении сознания. Выделенные Гегелем ступени природы
связыва­лись с различными этапами эволюции, трактуемой как развитие и вопло­щение
творческой деятельности «мирового духа», носящей у Гегеля на­звание абсолютной
идеи. Гегель говорил о переходе механических явлений к химическим (так
называемом химизме) и далее к органической жизни (организм) и практике.
Серьезной вехой на пути становления классификации
наук было уче­ние Анри де Сен-Симона (1760-1825).Подводя итоги развития науки свое­го времени, Сен-Симон утверждал, что разум
стремится обосновать свои суждения на наблюдаемых и обсуждаемых фактах. Он
(разум) на позитив­ном фундаменте эмпирически данного уже преобразовал
астрономию и физику. Частные науки есть элементы общей науки — философии. После­дняя
стала полу-позитивной, когда частные науки стали позитивными, и станет
совершенно позитивной, когда все частные науки станут позитив­ными. Это
осуществится тогда, когда физиология и психология будут ос­нованы на
наблюдаемых и обсуждаемых фактах, ибо не существует явле­ний, которые не были
бы или астроно-мическими, или химическими, или физиологическими, или
психологическими. В рамках своей натурфи­лософии Сен-Симон пытался отыскать
универсальные законы, управля­ющие всеми явлениями природы и общества,
перенести приемы есте­ственно-научных дисциплин на область общественных
явлений. Он при­равнивал органический мир к текучей материи и представлял
человека как организованное текучее тело. Развитие природы и общества истолко­вывал
как постоянную борьбу твердой и текучей материей, подчеркивая многообразную
связь общего с целым.
Личный секретарь Сен-Симона Огюст Конт предлагаетучитывать за­кон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества как основу
для разработки классификации наук. По его мнению, классификация должна отвечать
двум основным условиям — догматическому и историческому. Первое состоит в
расположении наук согласно их последовательной зави­симости, так чтобы каждая
опиралась на предыдущую и подготовляла последующую. Второе условие предписывает
располагать науки сообразно ходу их действительного развития, от более древних
к более новым.
Различные науки распределяются в зависимости от природы изучае­мых
явлений либо по их убывающей общности и независимости, либо по возрастающей
сложности. Из подобного расположения вытекают умоз­рения все более сложные, а
также все более и более возвышенные и полные. В иерархии наук большое значение
имеет степень уменьшения абстрактности и увеличения сложности. Конечной целью
всякой теоретической системы выступает человечество. Иерархия наук такова:
математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Пер­вая из них
составляет отправной пункт последней, являющейся, как уже было сказано,
единственной основной целью всякой положитель­ной философии.
Чтобы облегчить обычное употребление иерархической формулы, удоб­но
группировать термины по два, представляя их в виде трех пар: началь­ной —
математико-астрономической, конечной — биолого-социологиче­ской и
промежуточной— физико-химической. Кроме того, каждая пара показывает
естественное сходство спариваемых наук, а их искусственное разделение, в свою
очередь, приводит к ряду трудностей. Особенно это видно при отделении биологии
от социологии.
В основу классификации О. Конт кладет принципы движения от про­стого
к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к ново­му. И хотя более
сложные науки основываются на менее сложных, это не означает редукции высших к
низшим. В контовской классификации отсут­ствуют такие науки, как логика, потому
что она, по его мнению, составляет часть математики, и психология, которая
составляет частично фраг­мент биологии, частично — социологии.
Дальнейшие шаги в развитии проблемы классификации наук, пред­принятые,
в частности, Вильгельмом Дильтеем (1833-1911), привели к отделению
наук о духе и наук о природе. В работе «Введение в науки о духе»философ различает их прежде всего по предмету. Предмет наук о
природе составляют внешние по отношению к человеку явления. Науки о духе
погружены в анализ человечес-ких   отношений. Во- первых, ученых интересу­ют
наблюдения внешних объектов как данных естественных наук; во-вто­рых —
внутренние переживания. Здесь мы окрашиваем наши представле­ния о мире нашими
эмоциями, природа же молчит, словно чужая. Дильтей уверен, что обращение к
«переживанию» является единственным ос­нованием наук о духе. Автономия наук о
духе устанавливает связь поня­тий «жизнь», «экспрессия», «понимание». Таких
понятий нет ни в приро­де, ни в естественных науках. Жизнь и переживание
объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции и пр. Важно
также, что понимание обращено в прошлое и служит источником наук о духе.
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) предлагает различать науки не
по предмету, а по методу. Он делит научные дисциплины на номотетическиеи идеографические. В ведомстве первых — установление общих законов,регулярности предметов и явлений. Вторые направлены на изучение ин­дивидуальных
явлений и событий.
Однако внешняя противоположность природы и духа не в состоянии
дать исчерпывающее основание всего многообразия наук. Генрих Риккерт
(1863-1936), развивая выдвинутую Виндельбандом идею о разделении номотетических
и идеографических наук, приходит к выводу, что разли­чие вытекает из разных
принципов отбора и упорядочивания эмпириче­ских данных. Деление наук на науки о
природе и науки о культуре в его знаменитом одноименном произведении лучше
всего выражает противо­положность интересов, разделяющих ученых на два лагеря. Для Риккерта центральной является идея, что данная в познании
дей­ствительность имманентна сознанию. Безличное сознание конституирует природу
(естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознание направлено на
выявление общих законов, которые Риккертом интерпре­тируются как априорные
правила рассудка. История занимается неповто­римыми единичными явлениями.
Естествознание свободно от ценностей, культура и индивидуализирующее понимание
истории есть царство цен­ностей. Указание на ценность сугубо важно. «Те части
действительности, которые индифферентны по отношению к ценностям и которые мы
рас­сматриваем в указанном смысле только как природу, имеют для нас... только
естественнонаучный интерес... их единичное явление имеет для нас значение не
как индивидуальность, а как экземпляр более или менее общего понятия. Наоборот,
в явлениях культуры и в тех процессах, кото­рые мы ставим к ним в качестве
предварительных ступеней в некоторое отношение... наш интерес направлен на
особенное и индивидуальное, на их единственное и неповторяющееся течение, т.е.
мы хотим изучать их также исторически, индивидуализирующим методом».
Риккерт выделяет три Царства: действительность, ценность, смысл; им
соответствуют три метода постижения: объяснение, понимание, истолкование.Бесспорно, выделение номотетического и идеографического методов
стало важным шагом в деле классификации наук. В общем смысле номотетический
метод (от греч. nomothetike, что означает «законодательное искусство»)
направлен на обобщение и установление законов и проявля­ется в естествознании.
Согласно различению природы и культуры, общие законы несоразмерны и
несоотносимы с уникальным и единичным су­ществованием, в котором всегда
присутствует нечто невыразимое при помощи общих понятий. Отсюда следует вывод о
том, что номотететический метод не является универсальным методом познания и
что для по­знания «единичного» должен применяться идеографический метод. Название идеографического метода (от Греч, idios— «особенный»,
grapho — «пишу») ориентирует на то, что это метод исторических наук о культуре.
Суть его в описании индивидуальных событий с их ценностной окраской. Среди
индивидуальных событий могут быть выделены существен­ные, но никогда не
просматривается их единая закономерность. Тем са­мым исторический процесс
предстает как множество уникальных и непов­торимых событий, в отличие от
заявленного номотетическим методом под­хода к естествознанию, где природа
охватывается закономерностью.
Науки о культуре, по мнению Риккерта, распространены в таких сфе­рах,
как религия, церковь, право, государство и даже хозяйство. И хотя хозяйство
можно поставить под вопрос, Риккерт определяет его так: «Тех­нические
изобретения (а следовательно, хозяйственная деятельность, ко­торая является производной
от них) обыкновенно совершаются при по­мощи естественных наук, но сами они не
относятся к объектам есте­ственнонаучного исследования».
Можно ли считать, что в сосуществовании и этих двух видов науки,
и соответствующих им методов отражены отклики тех далеких споров но­миналистов
и реалистов, которые будоражили средневековые схоласти­ческие диспуты? Видимо,
да. Ведь те утверждения, которые слышны со стороны идеографических наук (в
частности, что единичное есть основа общего и последнее вне его не существует,
их невозможно отделить друг от друга и предположить раздельное существование),
суть одновременно и аргументы номиналистов, для которых именно единичное, как
реаль­но существующий факт, может быть положено в основу истинного по­знания.
Применительно к современной ситуации необходимо заметить, что и
в точных, номологических науках, ориентирующихся на регулярность и
повторяемость, и в индивидуализирующих, идеографических науках, ори­ентирующихся
на единичное и неповторимое, единичное не может и не должно быть
проигнорировано. Разве вправе естествознание отказываться от анализа единичных
фактов, и разве справедлива будет та летопись, в которой не будет
прослеживаться общая связь событий?
Для методологии и философии науки представляют интерес размыш­ления
Риккерта, в которых общее и единичное не просто противопостав­ляются, что было
бы наивно, но предстают дифференцирование, т.е. в различении видов общего и единичного. В естественных науках
отношение общего к единичному — это отношение рода и индивида (экземпляра). В
общественных истори-ческих науках единичность как бы представляет, реп­резентирует
собой всеобщность, выступая как проявленная наглядным образом закономерность.
Индивидуальные причинные ряды — таковы цель и смысл исторических наук.
Принципы классификации наук Ф. Энгельса. Когда в 1873 г.Энгельс при­ступил к разработке классификации форм движения материи, в ученых
кругах был распространен контовский взгляд на классификацию наук. Ро­доначальник
позитивизма О. Конт был уверен, что каждая наука имеет своим предметом
отдельную форму движения материи, а сами объекты различных наук резко отделены
друг от друга: математика | физика | химия | биология | социология. Такое
соответствие было названо принципом ко­ординации наук. Энгельс обратил внимание
на то, как связаны между собой и переходят один в другой объекты, изучаемые
различными науками. Возникла идея отразить процесс прогрессивного развития дви­жущейся
материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к
сложному. Подход, где механика была связана и переходила в физику, последняя в
химию, та в биологию и социальные науки (меха­ника... физика... химия...
биология... социальные науки), стал известен как принцип субординации. И
действительно, куда ни бросить взгляд, мы нигде не найдем какую-либо форму
движения в полной отдельности от других форм движения, везде и всюду существуют
лишь процессы пре­вращения одних форм движения в другие. Формы движении материи
су­ществуют в непрерывно-прерывном процессе превращения друг в друга. «Классификация
наук, — отмечал Ф. Энгельс, — из которых каждая ана­лизирует отдельную форму
движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения
материи, является вместе с тем классификацией, расположением, согласно
внутренне присущей им пос­ледовательности самих этих форм движения, и в этом
именно и заключа­ется ее значение».
Когда Энгельс начинал работу над «Диалектикой природы», в науке
уже утвердилось понятие энергии, распространенное на область неорга­ники —
неживую природу. Однако все более и более становилось понят­но, что между живой
и неживой природой не может быть абсолютной грани. Убедительным примером тому
явился вирус — переходная форма и живое противоречие. Попав в органическую
среду, он вел себя как живое тело, в неорганической же среде он так себя не
проявлял. Можно ска­зать, что Энгельс прозорливо предугадал переход одной формы
движения материи в другую, так как к моменту возникновения его концепции нау­кой
были изучены лишь переходы между механической и тепловыми фор­мами. Вызывало
интерес и предположение о том, что выдающиеся от­крытия в скором времени будут
возникать на стыке наук, в пограничных областях. Взявшись за разработку одной
из таких пограничных областей, связывающих природу и общество, Энгельс
предложил трудовую теорию антропосоциогенеза— происхождения человека и че­ловеческого
общества. В свое время Ч. Дарвин (1809-1882), проводя сравнительные анатомические исследования человека и обезьян, пришел
к выводу о чисто животном происхождении человека. Он выделил две фор­мы
конкуренции: внутривидовую и межвидовую. Внутривидовая конкурен­ция вела к
вымиранию неприспособленных форм и обеспечивала выжи­вание приспособленных. Это
положение легло в основу естественного отбора. Энгельс же оценил роль
социальных факторов, и в частности осо­бую роль труда, в процессе
антропосоциогенеза. В XX в. именно на стыках наук появились наиболее
перспективные области новых наук: биохимия, психолингвистика, информатика.
Таким образом, если в первых классификациях наук в качестве осно­ваний
выступали естественные способности человеческой души (память, воображение и
т.п.), то, по мнению нашего современника отечественно­го исследователя Б.
Кедрова, принципиальное отличие энгельсовской классификации заключалось как раз
в том, что «в основу разделения наук она кладет принцип объективности: различия
между науками обусловле­ны различиями изучаемых ими объектов». Тем
самым классификация наук имеет под собой прочное онтологическое основание —
качественное многообразие самой природы, различные формы движения материи.
В связи с новыми данными естествознанияразработанная Энгельсом пятичленная классификация форм движения материи была
подвергнута существенным уточнениям. Наибольшую известность получила современ­наяклассификация, предложенная Б. Кедровым, в которой он различал шестьосновных форм движения: субатомно физическую, химическую,
молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную. За­метим,
что классификация форм движения материи мыслилась как осно­ва классификации наук.
Существует и иной подход, согласно которому все многообразие
мира может быть сведено к трем формам движения материи: основным, частным и
комплексным. К основным относятся наибо­лее широкие формы движения материи:
физическая, химическая, биоло­гическая, социальная. Ряд авторов подвергают
сомнению существование единой физической формы движения материи. Однако с этим
вряд ли можно согласиться. Все объекты, объединяемые понятием физического,
облада­ют двумя наиболее общими физическими свойствами — массой и энерги­ей.
Для всего физического мира характерен общий всеохватывающий за­кон сохранения
энергии.
Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя,
включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, мо­лекулы,
макротела, звезды, галактики, Метагалактику. К комплексным формам материи и
движения следует отнести астрономическую (Метагалактика — галактика — звезды —
планеты); геологиче­скую (состоящую из физической и химической форм движения
материи в условиях планетарного тела); географическую (включающую в себя
физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи в
пределах лито-, гидро- и атмосферы). Одна из суще­ственных особенностей
комплексных форм движения материи заключается в том, что господствующую роль в
них в конечном счете играет низшая форма материи — физическая. К примеру,
геологические процес­сы определяются физическими силами: гравитацией,
давлением, тепло­той; географические законы обусловлены физическими и
химическими условиями и соотношениями верхних оболочек Земли.
Философия науки по логике вещей должна отчетливо представлять, с
каким типом науки она предпочитает иметь дело. Согласно уже сложившей­ся, хотя
и достаточно молодой традиции все науки подразделились на три клана:
естественные, общественные, технические. Однако как бы эти груп­пы наук ни
конкурировали друг с другом, в своей совокупности они имеют общую цель,
связанную с наиболее полным постижением универсума.


мир украсит улыбка
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: