Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
РАЗМЫШЛЕНИЯ О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
AnyaRadostiДата: Вторник, 29.06.2021, 07:37 | Сообщение # 1
Принцесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 133
Статус: Offline
О перспективах взаимоотношений философиии науки
• Взаимоотношения философии и науки являются острой пробле­мой для современных философов конца XX в. Так, Ричард Рорти утверждает, что
постепенное отделение философии от науки ста­ло возможным благодаря
представлению, согласно которому «сер­дцем» философии служит «теория познания, теория, отличная от наук, потому что она была их основанием». Такая точка зрения подкрепляется ссылкой на историко-философскую традицию, где еще от Канта пробивала себе дорогу установка заменить филосо­фию базисной дисциплиной по основаниям. Это согласовывалось хотя бы с тем неявным допущением, что философия всегда лежа­ла в основании или в основе чего-либо, а точнее, всего мирозда­ния. Поставленный Кантом вопрос, как возможно наше позна­ние, стал программой для всего последующего рационализма — доминирующего мироощущения европейской философии. В этом вопросе содержался и императив, что за дело должны браться про­фессионалы, а не любители метафизики, и неявное признание того, что от конструирования систем и системок необходимо пе­рейти к кропотливому сортированию данных, к отделению объек­тивного содержания от субъективных напластований.
• Ретроспективно просматриваются следующие корреляции взаимо­отношений
философии и науки: 
- наука отпочковалась от философии;
- философия, стремясь сохранить за собой функции трибунала чи­стого разума, сделала центральной теоретико-познавательную проблематику, проработав
ее во всех направлениях;
- современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии.
Можно смело утверждать, что сейчас соотношение изменилось. Со­временная
философия мыслится как вышедшая из эпистемологии. То есть философия как
эпистемология достигла сомоопределенности. По словам Р. Рорти, «Кант сделал три вещи, которые помогли философии как эпис­темологии становлению самосознания и уверенности в себе. Во-первых, отождествив центральную проблему эпистемологии с соотношением между двумя равно реальными, но не сводимыми друг к другу видами репрезентаций— «формальным» (концепции) и «материальным» (интуиции),— он сделал возможным рассмотрение новых эпистемологических проблем как продолжения проблем (проблем разума и универсалий), волновав­ших античных и средневековых философов. Во-вторых, он связал эпистемологию с моралью в проекте, в котором мораль «основывается» на чем-то менее противоречивом и более научном.
<...> Кант позволил эпистемологии вступить в роль гаранта моральных
предпосылок, которая рань­ше отводилась метафизике. В-третьих, он сделал возможным рассмотре­ние эпистемологии как основополагающей дисциплины, умозрительной доктрины, способной к открытию «формальных» или, в более поздней терминологии, «структурных», «феноменологических», «грамматичес­ких», «логических» или «концептуальных» характеристик любой области человеческой жизни. Таким образом, он позволил профессорам филосо­фии рассматривать себя в качестве председателей трибунала чистого ра­зума, способных определять, остаются ли другие дисциплины в законных пределах, установленных «структурой» их предмета».
• Куайн сосредоточил свои усилия на аргументации отсутствия ли­нии раздела между философией и наукой. Он был уверен, что та­кой прием предполагает, что философия может быть заменена на­укой. Однако подобный удачный логический ход подстерегает ве­ковечный вопрос о том, что не следует
множить сущности без надобности. Становится непонятным, чем же должна
заниматься философия, а чем наука, в чем особость и роль естественных наук, на которые всегда ссылались в наиболее туманных метафизичес­ких спорах, когда философия умолкала и все ожидали услышать звучание голосов естествоиспытателей.
• Следует обратить внимание и на то, что наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству.
Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обре­менена не сама наука, а философия. Именно она должна сделать предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупного целого в ее антропологическом измерении, нести ответственность за науку перед человечеством. Достижения науки не могут функци­онировать в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции конт­роля, упирающиеся в необходимость предотвращения негативных последствий наисовременнейших научных и технологических раз­работок, связанных с угрозой существования самого рода Homo sapiens, вынесены во вне, за пределы корпуса науки. Однако осу­ществление их находится не только во власти философов и фило­софии. Необходима поддержка институтов государства, права, иде­ологии,
общественного мнения. Положительная задача филосо­фии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценива­ющего совокупность результатов научных исследований в их гума­нистической перспективе, двигаться по логике развития научных исследований, доходя до исходных рубежей. То есть до той точки, где возникает сам тип подобных этико-мировоззренческих проблем.
• Философы науки уверены, что коренные изменения в науке все­гда
сопровождались более интенсивным углублением в ее фило­софские основания и «всякий, кто хочет добиться удовлетвори­тельного понимания науки XX века,
должен хорошо освоиться с философской мыслью». И хотя философия исключает из своего рассмотрения специальные и частные проблемы наук, за ней сто­ит весь опыт духовного познания человечества. Философия осмыс­ливает те стороны личного и общественного мироощущения, те отдельные типы опыта жизнедеятельности людей, которые не пред­ставляют специального интереса для частных наук. Однако в отли­чие от отдельных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет об­щие грани пересечения с каждой их них. Это фиксируется сертифи­цированной областью, которая получила название «философские вопросы естествознания», чем подчеркивается огромное и непре­ходящее значение использования достижений естественных наук в здании философии. По сути своей, философия не может не заме­чать фундаментальных открытий в естествознании, а, напротив, должна реагировать на них с готовностью осуществить подвижку во всем корпусе философского знания. Ибо с каждым новым от­крытием в естествознании, как отмечали классики, философия
меняет свою форму. Следовательно, философия, рефлексируя по поводу развития науки, одновременно проводит и саморефлексию, т.е. она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией.
• О науке принято говорить как об области, в которой естествен­ные
и технические познания неразрывно слиты в своей совокуп­ности и способствуют пониманию фундаментальных физических констант Вселенной. Двойственная задача науки: устремленность к самоидентификации научного образа мира, самосогласованнос­ти научных выводов, а также направленность на познание нового и неизвестного — стала особенно ясной, когда произошел разрыв между наукой и философией. Тогда обнаружилась невозможность ее достижения посредством какой-либо одной системы мышления. Многие считали и считают, что наука может дать только техни­ческое познание, что она имеет техническую ценность. Для насто­ящего глубинного понимания Вселенной необходима философия, которая объясняет важность открытых наукой законов и принци­пов, но вместе с тем не дает точного практического знания. Это и есть наиболее стандартный способ истолкования пути, на кото­ром наука и философия разошлись. Нет, однако, никакого сомне­ния в том, что взаимосвязь и взаимозависимость философии и на­уки обоюдная и органичная. Раздел философии, имеющий назва­ние «Современная научная картина мира и ее эволюция», есть секущая плоскость, разделяющая и одновременно
соединяющая философию и науку. Образно выражаясь, современная философия
впитается» достижениями конкретных наук.
• Тезис, фиксирующий взаимные токи и воздействия философии и науки, когда развитие философии стимулируется развитием част­ных наук, а
интеллектуальные инновации философского постиже­ния мироздания служат
строительными лесами эпохальных откры­тий, обосновывается с учетом следующих обстоятельств. Филосо­фия выступает формой теоретического освоения действительнос­ти, которая опирается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю историю человеческого мышления. В той своей части, которая называется «методология», современная философия пред­лагает дополнения в осмыслении формализованного аппарата кон­кретных наук, а также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкурирующих моделей роста научного зна­ния. Исследователи выделяют специфически эвристическую функ­цию философии, которую она выполняет по отношению к науч­ному познанию и которая наиболее заметна при выдвижении прин­ципиально новых физических теорий и соотношений. Именно фи­лософские исследования формируют самосознание науки, разви­вают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития.


мир украсит улыбка

Сообщение отредактировал AnyaRadosti - Вторник, 29.06.2021, 07:48
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: