ESamoy1ova | Дата: Воскресенье, 08.12.2019, 17:53 | Сообщение # 1 |
Герцогиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 58
Статус: Offline
| 9. Четыре вида Дхармы поБхагавад-Гите а) Первый вид дхармы: служение (Каста шудры) Первая дхарма есть дхарма служения. На первой ступени развития внутренняя природа человека нуждается в обучении служению. Только через служение можно достичь всех тех качеств, которые необходимы для восхождения на следующую ступень. Люди первой ступени обладают слабыми умственными способностями, беспомощным разумом, незначительным жизненным опытом, и у них нет никакого стремления к самостоятельным действиям и к большей ответственности. Следовательно, такой человек есть шудра, независимо от того, в какой стране он живет и в какой касте он рожден, даже если по рождению ему надлежит быть в княжеской колыбели. На этой ступени закон роста требует, прежде всего, подчинения, послушания и верности. Тот, чьим уделом является карма служения, должен слепо повиноваться своему начальнику, не критикуя и не проверяя его приказы, независимо от того, мудро данное ему поручение или нет. Дхарма послушания важна, прежде всего, в отношениях между слугой и господином. Природа не знает равенства. Поэтому никакие политические программы не способны устранить различия между людьми и отличия, которые существуют в их дхарме. Следует заметить, что как раз такие системы, которые существуют на основе так называемого равенства, требуют большего послушания и стремятся к большему порабощению, чем те нации, которые проявляют больше уважения к закону разнообразия и, тем самым, к исконной человеческой свободе. Только в служении человек готовит себе следующую ступень восхождения. Кто уже занимает авторитетное место в жизни и должен приказывать своим подчиненным, пусть всегда помнит, что карма шудры исполнена только тогда, когда он повинуется своему господину и непоколебимо предан ему. Не следует ожидать от него никаких высших добродетелей и, прежде всего, умения самостоятельно принимать решения и молниеносной сообразительности. Долг отдающего приказ состоит в проявлении высших добродетелей, но он не имеет права требовать того же от своих подчиненных. Если слуга проявляет верность, послушание и добрую волю, то он полностью воздает должное своей дхарме. Человек более высокого духовного развития всегда должен помнить о том, что более молодые и менее развитые души нуждаются в руководстве и в добром примере. Поэтому следует избегать любого жестокого обращения. Сила любви и мудрости должна вдохновлять начальника и вождя. б) Второй вид дхармы: самостоятельная работа (Каста Вайшьи) Если душа, проходя через многие воплощения, выучила дхарму служения, то, следуя закону роста, она призывается к выполнению лучших и все более ответственных задач. Ее дальнейшая дхарма состоит тогда в том, чтобы приступить к самостоятельному занятию и достичь на этой ступени благосостояния. Дхарма вайшьи на второй ступени означает, что человек должен привыкать к самостоятельному мышлению и поступкам и развивать при этом творческие способности. Разумеется, нельзя забывать также об улучшении качеств своего характера; и то, и другое должно происходить параллельно. Вайшьи должен, таким образом, стремиться приобрести не только жизненную смекалку, острый взгляд, прилежание и способности к ремеслу, но и чистоту, добросовестность, справедливость и щедрость. Он должен развивать порядочность в том смысле, что он должен стремиться брать за свою работу по ее истинной стоимости и платить своим подчиненным справедливое жалование. Кроме того, он должен учиться экономности и умеренности, а также принимать верные и быстрые решения. Вся его деятельность развивает качества, которые ему обязательно понадобятся для его совершенствования в будущем. в) Третий вид Дхармы: защита (Каста кшатриев) На третьей ступени человек должен научиться защищать завоеванные материальные и духовные ценности. Дхарма кшатрия состоит в том, чтобы научиться мужеству, бесстрашию, верности и великодушию и засвидетельствовать это делами. Он должен быть также готов к тому, чтобы добровольно пожертвовать своей жизнью для защиты справедливости, слабых и угнетенных людей. Его долгом является защита того, что ему доверено, от всех нападений извне, даже если это стоит ему жизни. Тот, кто погибает в борьбе за справедливость, мир и свободу, создает хорошую карму. В рядах кшатриев можно увидеть полицейских, профессиональных солдат, офицеров, защитников закона и правителей. Высокая это задача - оберегать слабых и беспомощных людей и защищать закон, рискуя даже собственной жизнью. Абсолютная злоба и тьма захватили бы мир, если бы некому было противостоять им. Поэтому в любых условиях злу следует оказывать сопротивление, причем есть активное и пассивное сопротивление. Примером тому может служить Учитель ИИСУС, когда ОН, с одной стороны, силой очистил храм в Иерусалиме от менял, а с другой стороны рекомендовал метод пассивного сопротивления: «Если кто ударит тебя по правой щеке, то подставь ему еще и левую». Это зависит от того, какой метод в данный момент является лучшим и более верным. И пассивным методом можно полностью обезоружить и победить противника. Не существует, однако, абсолютного пацифизма. Зло существует только там, где добро проявлено недостаточно или оно недостаточно стойко, и где представители Света оказываются слабее, чем щупальца тьмы. Защита справедливости и добра является, таким образом, обязанностью отдельной касты. И если сегодня можно обойтись без регулярной армии, то отказ от полиции и судов невозможен. Тот, кто верит в абсолютный пацифизм, не понимает законы развития. «Битва есть наше назначение. Нужно перенести ее в план каждого дня.» (Агни Йога, §179.) «Если ты, опираясь на собственные силы, думаешь: я не хочу бороться, то твое намерение есть заблуждение, ибо природа твоя вынудит тебя к этому. Связанный своим долгом, исходящим из глубины твоего естества, ты против своей воли вынужден будешь делать то, что ты не хочешь делать в своем ослеплении.» (Бхагавад-Гита XVIII/59-60) Борьба есть, таким образом, неизбежная жизненная необходимость. Она не должна, однако, ни в коем случае вести к сознательному убийству и агрессивным войнам, с намерением грабить других людей. В этом заключается преступление, которому необходимо противостоять в целях восстановления справедливости и порядка. Поэтому солдаты и войны должны пока еще существовать в мире. Пока на Земле не достигнута высшая ступень развития, важнейшей задачей является поднять человечество на более высокий духовный и моральный уровень, когда на основании религиозного знания становится возможным мирное сосуществование всех людей и народов. Сегодня даже пацифист нуждается еще в полиции, чтобы защитить себя от воров и обыкновенных преступников. Это относится не только к отдельным лицам, но и к целым народам и расам. Нет в мире ни одного человека, который мог бы избежать дхармы кшатрия; благодаря смене пола (см. Лекцию №7) женщины также получают возможность выполнения этой задачи. Чтобы подняться до ступени учителя и священника, каждый человек должен предварительно выучить урок самообладания, бесстрашия и верности. Он должен развить также определенное умение властвовать, а также находчивость, способность быстро принимать решения и храбрость. Войны и сражения безусловно ужасны, однако следует проводить строгое различие между борьбой и убийством. Кто повергает своего противника, защищая себя и не имея личного мотива к убийству, не создает себе карму, иначе не могло бы осуществиться право каждого человека на естественную самозащиту. Учитель МОРИЯ говорит по этому поводу в книге «Мир Огненный» I, §558: «Одно – предвзятое убийство, но другое защита. Когда вы подвергаетесь нападению темных, необходимо защищаться, мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться, прежде всего, силой духа…». Впрочем, смерти физического тела придается слишком большое значение. Душу убить нельзя, и это самое важное. Цель физического тела обеспечить развитие для жизни души. Но в тот момент, когда душа, пользующаяся телом как инструментом, выполнила те задачи, которые ей надлежало выполнить для своего восхождения, тело может спокойно умирать. Душа получает освобождение и может строить себе посредством перевоплощения новое тело, которое предоставит ей возможности приступить к следующей задаче и развить в себе высшие силы. Следовательно, смерть есть лишь воскресение к высшей жизни. Опаснее, чем меч, может быть зачастую язык, и от злого языка, как и от дурных мыслей, уже погибло больше людей, чем когда-либо на войне. Какой-нибудь пацифист ядом своего языка может также ранить или убить человека. Поэтому истинный пацифизм состоит в том, чтобы распространять добрые и созидательные мысли и устранять религиозное невежество и безнравственность. Только тогда создаются необходимые предпосылки для осуществления мирного рая на Земле. Семимильными шагами приближается человечество к часу великого решения. В эпоху автомобилей дхарма кшатрия стала в основном иллюзорной. Чтобы сбрасывать бомбы с воздуха или со значительного расстояния на беззащитных женщин, детей и стариков, мужество не требуется. Этот вид ведения войны при любых обстоятельствах является преступлением. Поэтому дхарма современного кшатрия состоит в том, чтобы подготовить политические условия для создания универсального всемирного государства, в котором не будет войн между народами и наступит мир во всем мире. Его задача будет заключаться тогда в поддержании справедливости и порядка на Земле. г) Четвертый вид Дхармы: учительство (Каста браминов) Последней ступенью является ступень учителя, будь то воспитатель в школе или же прирожденный священнослужитель и учитель человечества. Как только человек, пройдя ступень кшатрия, научается в любое время жертвовать своим телом, защищая справедливость и свободу, душа получает также необходимую силу для полного самопожертвования личности, чтобы воистину взойти на высоту четвертой касты. Однако большинство священнослужителей нашего времени не являются ни учителями человечества по призванию, ни истинными представителями Божественной Иерархии. Душа брамина должна стать просвещенной и мудрой и продвинутой на духовном пути ученичества. Священник, который не знает об эзотерических связях между мировыми религиями, не может быть истинным брамином. Лишь тот, кто постиг суть этих связей, вновь рождается духовно или становится дважды рожденным, как о том свидетельствует глубокий смысл беседы между ХРИСТОМ и Никодимом (Евангелие от Иоанна 3/3-8). Духовно возрожденный может вступить в Царство Божье, конечно же, только пройдя многочисленные инкарнации на Земле. Цели этой можно достичь, однако, не с помощью курсов по медитации, но только настойчивыми усилиями в смысле преодоления самого себя, самопожертвования и напряженной работы над собой. Душа должна переработать и воспринять в себя весь низший опыт предшествующих ступеней, прежде чем она сама сможет учить других. Если бы она не обогатилась мудростью через послушание, усилия, борьбу и самопожертвование, как смогла бы она тогда обучать неосведомленных собратьев и быть для них учителем? Женщины так же, как и мужчины, имеют дхарму брамина и, поэтому, это большая несправедливость, если тысячелетиями они были лишены этого призвания. В будущем женщина должна вновь вступить в свои исконные права и занять надлежащее ей место у алтаря в храме Господа. Брамин становится другом каждого создания в мире. Это обуславливает вегетарианский образ жизни, ведь животные являются младшими братьями человечества. Закон роста требует от него знаний и еще раз знаний. Невежество есть величайший враг человечества. Следующими важными качествами человека являются благочестие, смирение, чистота, скромность, терпимость и самообладание. Вершина духовного роста завершается освобождением от земного бытия. Если на сегодняшний день кастовая система пришла в состояние полного хаоса, то, взятая в своем первоначальном значении, она и впредь будет представлять собой неизбежную основу человеческого развития. Причина сегодняшнего хаоса заключается в несостоятельности жреческой касты и самих правителей. В некоторых церквях вырождение священников связано с целибатом. Из корыстных мотивов, прежде всего, в целях получения материального имущества церкви и ее власти, они вновь и вновь отказываются вступать в брак. Тем самым они препятствуют рождению избранных душ истинных священнослужителей в своей касте. То же самое относится к королевским семьям при дворах, изнеженным и деморализованным. В силу своей негативной кармы и вследствие нравственного разложения они не в состоянии более привлекать высокоразвитые существа и подготавливать их рождение. Евгеника предоставлена воле случая. Правители и даже призванные священники вынуждены, поэтому, рождаться в семье шудры или вайшьи, чтобы иметь возможность выполнить свою дхарму. Однако, это обстоятельство приводит к социальным переворотам, ибо прирожденный правитель во что бы то ни стало стремится по социальной лестнице наверх и лишает трона человека, не по призванию занимающего это место. Рожденные в низших кастах правители будут, поэтому, стараться повсюду свергать закостенелый и прогнивший общественный строй, чтобы добраться до власти. Священнику по призванию, рожденному в низшей касте, еще труднее пробиться на предназначенное ему место, ибо религиозное развитие переживает период еще большего закостенения и кризиса, чем общественное, и нуждается в полном обновлении. Так кастовая система Индии стала верхом социальной несправедливости и воистину мучением для всего народа. Это не исключает, однако, необходимость того, чтобы человечество заново познало истинный смысл этого естественного порядка вещей, чтобы каждый человек ознакомился с законом собственного роста, которого ему все равно не избежать и без официальной кастовой системы. Поэтому неплохо было бы каждому попытаться познать ступень собственного развития и постигнуть суть собственной дхармы по тем характерным признакам, на которые указывает нам наша внутренняя природа. Перед неподготовленной душой нельзя, однако, ставить слишком высокие идеалы, так же как нельзя из настоящего шудры воспитать истинного брамина. В каждой касте существует, конечно же, много отличий, являющихся результатом различных ступеней сознания. Поэтому каждый на своем месте должен познать, что для него хорошо. Ни перед кем, однако, не закрыты врата, ведущие к восхождению. Потому очень важно всегда ставить свои идеалы на ступеньку выше, направлять стремление свое на следующую ступеньку лестницы и никогда не оглядываться в прошлое, но думать только о будущем и о беспредельном развитии, которое нам предстоит.
10. Индийская кастовая система сегодня Нередко можно слышать утверждение, что знание Закона перевоплощения привело к лени, неподвижности, инертности и к спокойной созерцательности индусов, что, в конечном счете, послужило причиной медленного темпа жизни, застоя и оцепенения. Елена Рерих, Высокая Матерь, передавшая миру Агни Йогу, пишет в одном из своих писем: «Вы пишете, что „знание закона перевоплощения породило в восточном человеке неторопливость, неподвижность, инертность, спокойную созерцательность, что в окончательном результате дало медленный темп жизни, ее застой и мертвенность“ – это не совсем так. Много иных причин способствовало этому застою. Конечно, суровая природа, суровые климатические условия, борьба с ними за существование, которые так закаляют и развивают силы человека, почти совершенно отсутствуют на Востоке. Именно климат и все условия благоприятствовали развитию созерцательной жизни Востока. Но главное зло Индии, приведшее ее к застою и вырождению, заключается не „в знании закона перевоплощения“, но в застывшей системе каст, которая, с утратою истинного знания и с падением нравственности среди правящих каст, превратилась в железные тиски, удушающие способнейший многомиллионный народ. Кто не жил в Индии, тот не может представить себе всего ужаса этого рабства! Сейчас в Индии, кроме четырех основных каст, существует столько же подразделений их, сколько вообще имеется занятий или профессий. Каждая каста ограничена всевозможными нелепейшими запрещениями, и чем выше каста, тем больше этих запрещений, отсюда и наблюдаемое вырождение среди высших каст. Зная всю непревзойденную высоту основных духовных Учений Индии и принимая в соображение все корыстолюбие и невежество большинства современной жреческой касты, все же трудно понять, как могла установиться такая нелепость, такая вопиющая жестокость, такая преступная чудовищность форм жизни? Но такова печальная действительность. Кроме системы каст, вырождению способствуют и ранние браки. Причем нередко можно видеть девятилетнюю девочку женою шестидесятилетнего старика и уже матерью-калекою мертворожденного ребенка. Да, много чудес в Индии, но и много ужасов! Это как бы подтверждает закон, – чем ярче Свет, тем чернее тьма. Потому - нигде вы не встретите такой духовности и утонченности, как здесь. Если бы этой прекрасной стране удалось излечить разлагающие ее язвы, то расцвет ее изумил бы весь мир. И признаки такого расцвета уже намечаются, ибо проснулась женщина Индии, сердцу ее ближе страдания отверженных, потому ей суждено воскресить страну.» (Письма Елены Рерих, Т.1, от 8.2.34 г.)
11. Достижения и характер должны быть решающим фактором Если в давно минувшие времена кастовая система и находила оправдание своему существованию, то сегодня она полностью устарела и ее сохранение является преступлением против человеческой эволюции. Развитие идет сегодня другими путями, даже если различия между людьми в силу их внутренней природы не могут быть устранены. Сословия и касты привели к образованию пропасти между так называемыми образованными классами и простым народом. И на Западе мы наблюдаем, несмотря на законодательное закрепление равноправия всех людей, резкие противоречия, вызванные сословным высокомерием извращенных интеллектуалов. Именно в силу этого возникает глубочайший разрыв в сознании людей, являющийся воистину ужасным и угрожающий всей культуре человечества. Во второй половине восемнадцатого столетия в сознании масс происходит огромный сдвиг. Они инстинктивно чувствуют космический закон основополагающего равенства духа и поднимаются, полные ярости, по все планете на борьбу за свои права, будучи не в состоянии в силу своего невежества постигнуть великий принцип законности Иерархии. Согласно этому принципу не могут все стоять на одной и той же ступени лестницы, так как иначе она давно развалилась бы. Разнообразие неумолимо господствует в эволюции; это значит, что люди занимают определенные ступени лестницы согласно развитию своего сознания. И это не исключает принципиального равноправия людей. Равноправие может осуществляться только таким образом, что находящийся на нижней ступеньке лестницы имеет одинаковое право подняться на верхние ступени, как и те люди, которые уже сделали это раньше. В этом проявляется совершенствование во всех сферах жизни. Невозможно немедленно устранить различия между людьми, невозможно, следовательно, и их абсолютное равенство. Только Закон Перевоплощения и Эволюции дает возможность находящимся на нижних ступенях эволюционной лестницы спешить наверх. В этом нет, однако, вообще никакого ущемления, ибо, если начало происходило не в один и тот же момент, то и цель не может быть достигнута одновременно. Поэтому главной задачей современной и углубленной религии должно быть просвещение людей, иначе гидра тьмы поглотит все на Земле. Лишь истинное знание, большие достижения и благородство характера, духовная аристократия в целом имеют право и должны наслаждаться определенными преимуществами, но не каста, основанная к тому же еще на привилегиях рождения или крови. Но для духовной аристократии необходима также духовная подготовка рождений.
12. Дхарма и служение Всякая дхарма есть служение, независимо от того, к какой касте или ступени социального общественного строя принадлежит человек. Прирожденные короли тоже называли себя первыми слугами государства. Потому при всех обстоятельствах мы должны жить образцовой жизнью в том окружении, в которое нас поставила судьба всоответствии с нашим внутренним ростом. Каким бы неинтересным часто ни казалось нам это место, на нашей нынешней ступени развития едва ли для нас есть лучшее место. Место, на котором мы находимся, является той точкой, с которой начинается наш нынешний путь к следующей ступени совершенства, но не тем местом, от которого мы должны бежать, чтобы низвергнуться в пропасть или впасть в прошлое. Если мы не сможем выдержать испытание на том месте, где мы сейчас находимся, то нам так долго не представятся лучшие возможности, пока мы все-таки не сделаем это. Здесь находится поле нашего испытания и текущий экзамен на нашу готовность к служению. Именно на этих испытаниях терпят сегодня крах очень многие так называемые «Ученики на Пути» и эзотерики. Они оказываются несостоятельными в жизни, они выставляют себя своими причудами на посмешище и пренебрегают своими задачами, своими профессиональными обязательствами и даже семьей. Идеалом будущего является не зазнавшийся посвященный и не таинственный оккультист, отличающийся домашним беспорядком и оторванностью от жизни, но чистый и практичный слуга мира, который находится в гуще жизни, исполняя свой долг, и стремится способствовать прогрессу мира. Он не только будет образцом в профессии, семье, обществе и во всей жизни, но одновременно и слугой Иерархии Света. На этом пути неизбежны, однако, тяжкие испытания. Испытания на духовном пути настолько трудны, что обычно лишь немногие проходят через это «игольное ушко». Большинство надолго предается соблазнительным иллюзиям, а потом яростно, с мужеством отчаяния защищает свои заблуждения, совершая настоящие трюки в искажении истины и, поднимая ложь на пьедестал истины, чтобы и других ищущих на пути увлечь за собой в бездну. Смысл испытания заключается в пробе сил, особенно нравственных людей. Оно вытягивает из нас последние силы и обнажает наши слабости и ошибки. Сегодня нам нужны надежные люди, настолько закаленные в испытаниях, что они не сломаются и не спасуют, если возникнут трудности или если им придется встретиться лицом к лицу с темными сторонами жизни. Каждый «Ученик на Пути» должен учиться ходить по краю пропасти. Кто в абсолютной верности утвердился в Иерархии Света, тот, даже шествуя по проволоке, не свалится в пропасть, ибо ему обеспечена помощь свыше. Необходимая помощь приходит, разумеется, в последний момент, когда все собственные возможности уже исчерпаны и все способности и усилия достигли наивысшего напряжения. Ученик должен также принять помощь своего учителя, даже если бы речь шла о необходимом смирении. Кто отталкивает помогающую руку учителя, падает в пропасть. Иначе как бы мы смогли трансмутировать свои высокие энергии в высшие психические силы? Даже по физическим законам все энергии трансмутируются только на пределе высшего напряжения! Поэтому давайте превратим свою жизнь в особенный подвиг и выполним самую простую и низшую работу с той же радостью, как и великолепное задание БОГА. Кто будет так поступать, непременно услышит ЕГО очередной ЗОВ к следующей и еще более прекрасной работе над созиданием Вселенной.
Радость от труда Одним из основных факторов, ведущих человека к радости, довольству и самосовершенствованию, является труд. Поэтому для достижения радости и блаженства необходимо сказать важнейшее о значении труда с религиозной и психической точки зрения. Существует особый вид радости, заключающийся в преодолении трудностей и препятствий. Благодаря этому человек учится справляться даже с самыми большими трудностями и приближаться к совершению подвига. В Агни Йоге вновь и вновь подчеркивается: «…умейте найти радость в вечной работе и в вечном дозоре…» (ОБЩИНА §224. – 1927 - II - 8.) О величайшем значении труда Учитель Мория говорит следующее: «…Труд – венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания…» (ОБЩИНА, §117.) В книге «Община» §8 Учитель говорит: «…Особенно нужно с малых лет привыкать к постоянному труду». О значении труда в книге “Община”, §11 сказано: «Около понятия труда накопилось много наветов. Еще недавно труд презирался и считался вредным для здоровья. Какое оскорбление заключается в признании труда вредным! Не труд вреден, но невежественные условия труда. Только сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд. Не только качество труда должно быть высоко, но должно окрепнуть обоюдное желание сделать условия работы ясно понятными. Нельзя проклинать трудом, нужно отличать лучшего работника». Учитель учит, что труд является обязательной предпосылкой достижения совершенства во всех отношениях; об этом же свидетельствует жизненный опыт человека. О ценности труда Учитель говорит в книге “Сердце”, §79: «…нужно понять труд как естественное наполнение жизни. Так труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое вредное в смысле космическом. Полюбить бесконечность труда есть уже значительное посвящение, оно готовит к победе над временем. …Жалоба о труде может исходить от рабов тела» Отрывок из книги Леобранда «Радость»
сексуальность
Сообщение отредактировал ESamoy1ova - Воскресенье, 08.12.2019, 18:24 |
|
| |