Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
Маркcизм для чайников
SvetaerapleДата: Среда, 28.08.2019, 09:52 | Сообщение # 1
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 22
Статус: Offline
КАПЛЯ ПЯТАЯ 
"МНЕ БЕСКОНЕЧНО ЖАЛЬ ТВОИХ НЕСБЫВШИХСЯ МЕЧТАНИЙ"
И вот теперь, когда буржуазная формация только и должна победным маршем двигаться вперед, выясняется удивительная вещь. "Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!" И он пришел. Выясняется -- большевики в революционном угаре ликвидировали всю российскую буржуазию как класс. На мгновение капитализм оказался без капиталистов. Но такого экономического вакуума природа не терпит. И история жестоко наказывает за это новое руководство державы. Она обязывает его самого влезть в хомут управления экономикой. Следовательно, заменить собою капиталистов. Стать ими.
История снова сводит крайности. И злейший враг буржуазии, ЦК партии большевиков, превращается в коллективного, совокупного капиталиста.
Дракон убит преждевременно. Поэтому самим приходится влезать в шкуру того же самого дракона.
Но и из этой ситуации Сталин снова-таки выжимает максимум. Сложившийся в результате революционного перегиба государственный капитализм он объявляет социализмом, самой прогрессивной в мире общественно-экономической системой. И это дает народу колоссальной силы национальную идею. Мы -- лучшие в мире. У нас нет ни капиталистов, ни помещиков. "Это все -- колхозное, это все -- мое!" Здесь действительно есть чем гордиться. Если только принимать все на веру.
А что остается неграмотной стране? Если даже для ее вождей марксизм стал гибельной трясиной, то откуда было знать простым смертным, что вообще может существовать какой-то там государственный капитализм? Откуда им знать, что огульная национализация всей экономики на первой ступени формации дает только государственный капитализм и ничего кроме государственного капитализма? Откуда знать гражданам, которые только учились читать и писать, что способность шагнуть из капитализма
в социализм приходит к формации лишь в ее третьей фазе? Да какие там фазы!
Тысяча против одного, что об этом не ведал и сам Сталин со своими
идеологическими Санчо Пансами.
Так всеобщий аут в историческом материализме прочной броней прикрыл эту подмену. Мало кто в советской России понимал, что такие две экономические формы как госкапитализм и социализм находятся на разных полюсах буржуазной эпохи. Что они -- комель и верхушка одного и того же дерева.
Забавно, но со времен НЭПа термин "государственный капитализм" был в Советской России в ходу. Однако сюда относили только национализированные предприятия, сданные в концессию иностранцам.
Но вот что твердо знало большинство партийцев, так это то, что главным признаком капитализма является товарное производство. Для них не было сомнения в том, что пока сохраняется производство товаров на продажу, капитализм живет себе и здравствует. Они знали на память, что социализм -- это исторический мост от капитализма к коммунизму.
И его основное содержание -- вывод из обихода товарного производства и
денежного обращения с последующим сведением их и вовсе к нулю.
История повторяется.
Точно так же удивлялись Бернштейн с Каутским росту капиталистический
предприятий, когда он, по идее, должен был сокращаться. Теперь в России
товарное производство пошло в бурный рост, особенно в годы первых пятилеток."Побольше ситчика моим комсомолкам!" Разумеется, отменять товарное производство и денежный оборот Коба-генсек и не собирался. Достаточно катастрофичного опыта с военным коммунизмом. И здесь новый вождь находит блестящий выход из положения. А что, если товарное производство не называть товарным? Так капиталистическое производство в советской стране "стало" социалистическим. ("А для чего же мы брали власть в
октябре 17 года?") Но исторически ненадолго. К признанию производства
товарным (куда денешься?) стали осторожно возвращаться сразу же после смерти генералиссимуса. Но время уже сделало свое дело. Во-первых, ушли из жизни или были уничтожены люди, которые твердо знали об афере с социализмом. Во-вторых, выросли новые советские поколения, которые родились уже при лже-социализме и с молоком принимали эрзац за истину. Если же среди них находились умники, которые все-таки докапывались до корней, то к делу немедленно подключались "марксисты" с Лубянки. Потому что главную тайну державы они обязаны были беречь как зеницу ока.
А для прошедших пионерию и комсомол и вовсе возникал непреодолимый психологический барьер. Слишком велик парадокс -- политбюро ЦК КПСС, эта когорта, казалось бы, выдающихся коммунистов, радетелей за дело трудящихся, ярых борцов с мировым капитализмом, ведомым США, и вдруг само -- совокупный капиталист?!
Но шила в мешке не утаишь. Век гос капитализма короток. Он исключительно выгоден для решения экстремальных задач. Например, ускоренной индустриализации и милитаризации страны, ведения тяжелой войны, рывка в космос. Здесь все ресурсы -- и людские, и материальные -- сконцентрированы в одних руках. Однако при монопольно нищенской оплате, люди работают либо под бичом, либо на энтузиазме. Понятно, ни один народ не может трудиться в вечном страхе или с вечным восторгом. Но не вечен и режим. Рост производительных сил понемногу меняет само общество.
Слабеет держащая хлыст рука. Ржавеет и рассыпается "железный занавес".
Прикрывается ГУЛАГ -- галеры "социализма". Тают иллюзии о близком
коммунизме и людоедстве Соединенных Штатов.
И тогда во весь голос о себе заявляет главный порок системы.
А главный ее порок для нации трагичен. Гос капитализм начисто лишен собственного источника развития.
Экономика не имеет движущего стимула. И без него -- тупик, застой. Застой в
промышленности, консервация сельского хозяйства. Все брежневское время об этом заботливо предупреждал с хитроватым прищуром плакатный Ленин. Помните? "Верной дорогой идете, товарищи!" И Соединенные Штаты шутя обходят СССР в космосе.
По уровню жизни нас обгоняет не только бывшая российская провинция Финляндия. Нам утирает нос побежденная нами в войне и разоренная этой войной Германия. И советское общество, само того не понимая, замирает перед развилкой. Либо оно останавливается в своем развитии. Либо отказывается от своего "социализма" и возвращается к нормальному капиталистическому
состоянию -- частному предпринимательству, где внутрисоюзная и внешняя конкуренция -- основной двигатель прогресса.
Вот через этот возврат к нормальному, частно предпринимательскому капитализму от государственного бывшие республики СССР и проходят последние полтора десятка лет.
Но тоталитаризм за семь десятилетий успел сыграть злую шутку с нацией. Он стер в ее памяти все навыки и традиции частного дела. Он взрастил не одно поколение покорных рабов, выдрессированных безропотно маяться в очередях за всем и слизывать все с ладоней своих сановных хозяев. А совокупный капиталист под конец -- шутить, так шутить -- раздал ваучеры в эти абсолютно неподготовленные безынициативные руки.
Судебно-административному аппарату, более полувека нещадно каравшему частную инициативу, не так-то легко быстро вывернуться на изнанку. Стоит ли удивляться, что при отсутствии всякого правового поля все богатство страны моментально перешло в карманы либо молодых, талантливых от бога дельцов типа Романа Абрамовича, либо прожженных номенклатурщиков типа Виктора Черномырдина. Но нет худа без добра -- наконец-то замаскированные под коммунистов буржуа становятся самими собой.
И все-таки невероятно прав был Петр Чаадаев, сказав однажды, что истинное призвание России в этом мире состоит в том, чтобы постоянно совершать ошибки, на которых другие народы обязаны учиться.
Теперь каждой из пятнадцати частей бывшей Российской империи предстоит заканчивать буржуазную революцию самостоятельно. А финалом этой гигантской переправы, как мы помним, является прямое или косвенное соглашение, по которому общество признает за буржуазией право вести нацию вперед, а та, в свою очередь, признает за обществом пакет прав и свобод, в том числе, и гласный контроль над собой.
Конечно же, это соглашение будет постоянно нарушаться элитой. Но в цивилизованных странах гражданское общество своими медиа моментально отслеживает такие нарушения и, при необходимости, включает свой механизм восстановления равновесия -- от пикетов до национальных забастовок.
И понятно, что такой договор сегодня подписан быть не может, поскольку ни буржуазии, как подписанта, ни гражданского общества, нет ни в одной из бывших советских республик. Потому что буржуазия сама еще нигде не консолидировалась как класс. Становление же гражданского общества вообще не мыслимо без существования в нем среднего класса.
И если прибалты стоят к этому ближе всех, то кавказцы и азиаты -- далеко позади. Что касается России, Украины и Беларуси, то здесь высшая власть (главным образом, агенты прежней, советской системы) выступает в роли лесника, который изгоняет из избушки и немцев, и партизан. Администрация не дает пока поднять головы ни классу предпринимателей, ни гражданскому обществу. Сегодня эта власть совершенно не зависит ни от буржуазии, ни от общества, ни от закона. По своей сути, это -- диктатура временщиков. Что вполне естественно на непродолжительное время для диктатурного периода.
Марксизм чем-то напоминает ядерную энергию. В безответственных руках приводит к национальной катастрофе.
Национализация, проведенная в угоду дилетантски воспринятой теории, на многие десятилетия лишила народы СССР своего естественного гражданского развития. При нормальном ходе развития эпоха буржуазной перестройки как будто специально дается историей для выработки различных форм борьбы и взаимодействия между новыми классами. Для укрепления демократических традиций. И, конечно же, для становления гражданского общества, которое начинается с освоения приемов отстаивания своих прав и интересов в рамках структурированного социума. Эдакая столетняя школа, где нация учится
жить при капитализме.
И в течение семидесяти лет из этих ста двери такой школы в СССР были наглухо заколочены. Все жили в окопах трудового фронта. На благо коммунизма. Некоторой компенсацией упущенного служит то обстоятельство, что мы все-таки Европа, где классический, частно предпринимательский капитализм и гражданское общество -- естественно-нормальные явления. А в их песочнике мы вынуждены играть по их правилам.
Играть, попутно приходя к пониманию, что даже ультра демократическая конституция и сверх прозрачные выборы во все мыслимые органы -- совсем еще не демократия. Не демократия до тех пор, пока отсутствует ее главное действующее лицо -- демократический избиратель. Становлениие которого на территории СССР катастрофически задержалось государственным капитализмом.
Сколько поколений потребуется, например, России, для того чтобы войти в семью добропорядочных капиталистических народов на манер Франции, Англии, покажет время. Говорят, точным показателем цивилизованности нации служит состояние телефонных будок. Возможно, таким символом окончания буржуазной революции в России станет возрождение задушенного властью независимого телевидения с участием Шендеровича.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ    "ПОТОМУ, ЧТО КРУГЛАЯ ЗЕМЛЯ!"
КАПЛЯ ПЕРВАЯ  У САМОГО РОДНИКА
Уже позади проблема несостоявшейся"Мировой революции" на рубеже XIX и XX столетий. Уже разобран и уплывает в даль несостоявшийся "социализм" в Советском Союзе. И подспорьем здесь были нам открытые Марксом и Энгельсом законы человеческой истории. Эти же законы дают нам те основные вехи, ориентируясь на которые, исторический процесс пойдет дальше.
И как всегда, чтобы заглянуть в будущее следует несколько вернуться в прошлое. Сейчас наш "Пегас" в последний раз перенесет нас назад, в далекий 1844 год.
Нам предстоитпознакомиться с идеями классиков, о которых "вождь мирового
пролетариата" вообще не знал. А если бы и знал, то наверняка никогда бы их
не воспринял. Как не воспринимал ничего естественного в марксизме. Идеи,
изложенные в "Немецкой идеологии" (1844 г) не читал Ильич, поскольку
эта работа не публиковалась при его жизни, так же как и при жизни самих
основоположников. Молодым гениям было примерно по 25 -- Гегель с Фейербахом для них уже были пройденным этапом, когда они засели за совместную работу, чтобы с немецкой аккуратностью разложить по полочкам -- прямо с грядки -- свои диалектико-материалистические соображения. Разложили. Но с публикацией что-то не сложилось.
"Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель -- уяснение дела самим себе -- была достигнута".
Вот и прекрасно. Берем их тепленькими. В момент закладки первых кирпичей в их мировоззренческий фундамент. Творческая мысль молодых теоретиков пока еще грубо не искажена революционными ожиданиями. Затяжная цитата включает непривычные для нас термины. Однако если помнить поговорку про труд, пруд и рыбку из него, да обратить особое внимание на идею развития универсального мирового общения, то можно обнаружить интересную направленность их взглядов.
И сейчас их мысль касается вершины капиталистической формации, ее последней фазы. Когда на одном полюсе, в одних руках уже собрана вся общественная собственность, отчужденная у тружеников планеты. Когда капитализм на исходе. "Это "отчуждение",говоря понятным для философов языком, может быть уничтожено, конечно, только при наличии двух практических предпосылок.
Чтобы стать "невыносимой" силой, т.е. силой, против которой совершают революцию, необходимо, чтобы это отчуждение превратило основную массу человечества в совершенно "лишенных собственности" людей, противостоящих в то же время имеющемуся налицо миру богатства и образования, а оба эти условия предполагают огромный рост производительной силы, высокую степень ее развития. С одной стороны, это развитие производительных сил (вместе с которым уже дано эмпирическое существование всемирно-исторического, а не узко местного бытия людей) является абсолютно необходимой предпосылкой еще и потому, что без него имеет место лишь всеобщее распространение бедности; а при крайней нужде должна была снова начаться и борьба за необходимые предметы и, значит, должна была бы воскреснуть вся старая мерзость.
Это развитие производительных сил является далее необходимой предпосылкой потому, что только вместе с универсальным развитием производительных сил устанавливается универсальное общение людей, благодаря чему, с одной стороны, факт существования "лишенной собственности" массы обнаруживается одновременно у всех народов (всеобщая конкуренция), -- каждый из этих народов становится зависимым от переворотов у других народов, -- и, наконец, местно-ограниченные индивиды сменяются
индивидами всемирно-историческими, эмпирически универсальными. Без этого 1) коммунизм мог бы существовать только как нечто местное,
2) сами силы общения не могли бы развиться в качестве универсальных, а поэтому невыносимых сил; они остались бы на стадии домашних и окруженных суеверием  "обстоятельств", и
3) всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм. Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное "сразу", одновременно, что предполагает универсальное развитие производительной силы и связанного с ним мирового общения".
Вот и оно, прозорливое, за девяносто лет до провозглашения "социализма" в
СССР, описание "местного коммунизма", окруженного "обстоятельствами", и обреченного на гибель под воздействием "расширения мирового общения".
И конечно, перед нами как раз одна из тех страниц, где лоб в лоб сталкиваются два марксизма -- материалистический и идеалистический. Естественно, если уж дано "универсальное развитие производительных сил" да еще и "универсальное общение людей", то никакой речи и быть не может ни о "господствующих", ни о (ха-ха!) подчиненных народах. На то он, батенька, и универсализм. Без какой бы то ни было табели о рангах. Ведь"местно-ограниченные индивидуумы" из "господствующих" и подчиненных народов уже заменены "всемирно-историческими,эмпирически универсальными"!
Вот так, задолго до появления мобильной связи, всемирной паутины Интернета и спутникового телевидения, осязать универсальное общение людей (бедный Нострадамус!) можно только обладая феноменальным чувством общественно-исторического процесса.
Итак, господа, снимем шляпы! Мы стоим у того самого родника, откуда вытекает двойственный марксизм. Но из этого "уяснения самим себе" классики, теперь мы знаем это, далее поднимут на щит как раз господствующие народы (во главе с Англией), а свой гениальный вывод о движении мира к универсализму очень тихо спустят на тормозах. Поскольку процесс универсализации явно выходит за временные рамки их жизни. Ничего не попишешь -- "слаб человек..."
Вот об этом универсализме никогда и не слышал Ильич со своей командой.
И вероятно, он был бы в шоке ("Вздор! Ультра пустяки!") если бы узнал, что в момент подхода мира к социализму национальных государств не будет вовсе.
Итак, на финишной прямой капиталистическая формация дает нам ("Немецкая идеология") универсальное развитие производительных сил и всемирно-исторического, практически универсального человека. А на пути к этому финалу все народы ("Манифест Коммунистической партии"), даже самые дикие, под угрозой гибели, становятся буржуа, приобщаются к цивилизации. Концентрация собственности на планете достигает ("Капитал") такого предела, когда вся она сосредотачивается в руках одного хозяина или одного коллективного владельца.
Воздвигнув эти маяки и известив мир о том, что в науке нет широкой столбовой дороги, и лишь тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости и так далее, мэтры оставили эту тему благодарным потомкам, а сами заторопились открывать двери стоящему на пороге коммунизму. И зря. Потому что на пороге, мы знаем, стояла не мнящаяся им революция, а еще целых две с половиной фазы развития капитализма.
Да и сами они были буквально в шаге от того, чтобы открыть еще один закон
исторического процесса. В шаге от того, чтобы увидеть те этапы, которые ведут
мир людской к заветной универсализации, носящей ныне кафтан глобализации. А упущенный ими закон гласит о том, что каждая экономическая ступень человеческой истории есть одновременно и ступень укрупнения объединения людей, встающих на эту ступень.
Еще со школьных годов мы помним, как рабовладельческий способ производства преобразует первобытное племя или союз племен сначала в мелкие царства, как в Египте и Ассирии, или в города-государства, как в Греции. Далее под действием неотвратимых центростремительных сил эти соты общежития неумолимо срастаются в крупный рабовладельческий улей, а от малых форм остаются лишь легенды и воспоминания. В результате на место разрозненных единиц встает единый Египет, единая Греция, единый Рим.
Феодализм начинает свой путь тоже с обособленных административных образований -- княжеств, графств. И снова включается процесс централизации, вершиной которого становится объединенное феодальное государство -- нация. Уже без внутренних таможенных границ, с единой армией, законодательством и подчиненной центру администрацией на местах. Именно так сложились Англия, Франция, Россия, Германия, Италия, Китай. И снова от  первоначальных  автономий -- графств и княжеств -- остаются в лучшем случае одни исторические названия. Бретань, Хунань, Тмутаракань.
Национальное государство обречено на отмирание уже потому, что стало отправной ячейкой для капитализма.
Как его первоначальное вместилище, оно отбрасывается самой буржуазной
формацией. Становится ненужным так же, как скорлупа, из которой вылупливается будущий красавец-петух. Едва встав на ноги, буржуазный способ производства уже ощущает страшную тесноту в прежних национальных рамках. Потому что его девиз -- свобода передвижения "святой троицы" -- капитала, товара и рабочей силы. Это не только девиз, но и закон развития буржуазной формации. И капитализм сметает на своем пути все преграды, двигаясь к конечной цели -- к единому всемирному государству -- простору без границ и таможен, с общим для всех законодательством, языком и платежным средством.
Начальные формы почти всех будущих глобальных органов и министерств у нас уже перед глазами -- Организация объединенных наций, ЮНЕСКО, Международный почтовый союз, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный банк, Интерпол и так далее. Не говоря уже о таком глобалисте как спорт с его мировыми чемпионатами по всем сущим видам и
возрожденными во всемирном масштабе Олимпийскими играми.
Пока эти организации, в том числе и ООН, координируют жизнь на земле лишь рекомендациям. Они еще не наделены законодательным правом. Однако эти рекомендации все чаще воспринимаются как закон. Взять хотя бы нормы Международного почтового союза или Всемирной торговой организации -- ВТО.
Отчаянные головы уже предсказывают время появления всемирного правительства. Так А. Батлер полагает, оно будет к концу XXI века. Т. Босвелл и У. Уагар считают - к середине столетия.
Итак, сегодня мы своими глазами видим, как развитие идет от национально ограниченных сообществ к единому миру с универсально развитой производительностью и универсальной личностью. От единичного -- к общему. Через частное? Непременно.
КАПЛЯ ВТОРАЯ    "ПЕРВЫЙ --ПОШЕЛ!"
орошо, студент. Позвольте задать вам один последний вопрос?" "Ловлю на слове, профессор. Только один!" "Да, только один. Так вот, где началась жизнь на земле?" "В Саратове". "В Саратове?! Но почему?!" "Профессор! Но это --
уже целых три вопроса!"
Когда из толстого фолианта узнаешь о том, что глобализация началась, например, с открытия Америки, сразу ясно, что имеешь дело с людьми божьими. Как и у всевышнего, у них впереди марширует слово. Мир знает два подхода. Если обнаруживается новое явление, например, магнетизм, интернет, то сначала выясняется его суть, характерные черты, границы распространения, отличительные признаки. Этот метод дружен с наукой. Иное дело -- у сказочников. Здесь сначала берется образ, например, "Василиса Прекрасная", "змей Горыныч", "Гарри Поттер", и далее авторская фантазия творит с ним все, что пожелает. Можно даже снять кино. И будет очень интересно. Вопрос только в том, какое все это имеет отношение к реальности?
И когда взрослые дяди подобным образом "описывают" мировые процессы, не делая ни малейшей попытки опереться на законы исторического развития, мы получаем примерно такуюигру в слова:
"ГЛОБАЛИЗМ сводит понятие к экономическому измерению, линейному непрерывному расширению всякого рода зависимости от мирового рынка.
Под ГЛОБАЛЬНОСТЬЮ понимается (кем?) жизнь в мировом сообществе, где ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ есть процесс подчинения суверенитета национальных государств властным возможностям транснациональных факторов.
И все это изучает ГЛОБАЛИСТИКА".
И все это рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов, изучающих экономику и управление, политологию и международные отношения. И что после этого можно ждать от экономики, международных отношений, не говоря уже о студентах?
Промежуточным звеном между национальным и всемирным является региональное. Европейский Союз в его нынешнем состоянии представляет собой полуфабрикат одного из будущих регионов. Пока пройдено примерно полпути. Еще не принята общая конституция. Не создана своя армия. Евро, как единая денежная единица, не факт в 14 из 27 стран, в том числе и в Англии. А вопрос о языке регионального общения даже не лежал в повестке дня. Никто еще не заикался и о едином административном делении.
Тем не менее, ЕС выглядит грандиозным сооружением, если учесть, что зародился он чуть более полувека назад с учреждения скромного Европейского сообщества угля и стали. Тогда всего шесть стран -- Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург -- заключили, казалось, рядовое соглашение о сотрудничестве в довольно узкой сфере. Но на самом деле, так началась глубокая экономическая и политическая интеграция почти трех десятков стран Европы -- необратимый процесс создания первого на земле региона. Или в более общем плане -- именно так человечество начало свой путь от национальной организации своей жизни ко всемирной.
Поэтому с 18 апреля 1951 года, дня подписания первого договора "великолепной шестеркой", глобализация смело может исчислять и начало своего существования. Параллельно с этим организационным шагом в том же направлении запульсировала и научная мысль.
Итальянец Печчеи, который в 1957 г основал Центр технических и экономических консультаций по разработке проектов капиталовложений для 50 стран, в 1968 г объединяет группу в сотню ученых, экономистов и социологов с "всемирным видением". Они исследуют опасные тенденции мирового развития, чтобы выявить возможные угрозы жизни на планете. И эта группа, хорошо известная сегодня как "Римский клуб", была первой, кто целенаправленно
"положил глаз" на глобальные проблемы развития.
Европейский Союз до конца ушедшего века показывал классический образец создания новой общности. Не торопясь, как бы кладя мазок и отходя, чтобы оценить сделанное, он шаг за шагом сближал экономику и политику разных наций, в том числе таких, казалось бы, извечных врагов, как Германия и Франция.
Через 6 лет после рождения,убедившись, что взаимодействие в области угля и стали устоялось,"шестерка"поднимается на следующую ступень. В 1957 г она объединяет свои усилия в области атомной энергетики. И заметим, создает знаменитый "Общий рынок", таможенный союз, дающий свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Т. е. внутри национальный принцип свободы торговли впервые в мире перерастает в региональный.
1959 г приносит еще одну новацию -- учреждается Европейский парламент. Но весьма осторожно, как бы в порядке пробы. Поэтому -- пока еще с консультативным правом.
В 1967 г, десять лет спустя, все три сообщества -- по углю и стали, по атомной энергетике и общей экономике -- объединяются в одно Европейское Сообщество.
На свое первое расширение ЕС решится лишь через 22 года после рождения. Сначала в пику "Общему рынку" Англия с рядом других стран Европы образует в 1960 г свою зону свободной торговли. Однако успехи шестерки были столь пленительны, что Англия вместе с Ирландией и Данией покидают свое детище и в 1973 г присоединятся к "шестерке".
В 1979 г, двадцать лет спустя после образования Европейского парламента, проходят первые прямые выборы в этот законодательный орган.
Греция становится десятым членом ЕС в 1981 г. А в 1986 г после десятилетней подготовки Испания и Португалия доводят количество звезд на синем флаге Сообщества до 12. Проходит еще десяток лет, и регион (1995 г) пополняется Австрией, Швецией, Финляндией.
Так за 50 с лишним лет ЕС принял в свои ряды всего 9 новых членов. Впуская их малыми порциями, по 2-3, но с солидными промежутками, он давал время старожилам "привыкнуть" к пришельцам, а новичкам -- почувствовать себя в
"своей тарелке".
Но 2004 год ломает эту традицию. Сообщество втягивает в себя сразу 10 новых государств. И беда не в том, что их много, а в том, что все они находятся еще в первой, начальной, фазе капитализма. Поэтому основное ядро Евросоюза встает перед развилкой. Либо замереть в развитии, вколачивая свою экономическую и политическую энергию в десятку новичков и подтягивая их до своего уровня. Либо -- неизбежное расслоение, и далее -- движение уже двумя эшелонами. Впереди -- коренные 15, аследом, в качестве обслуживающего придатка -- поляки, венгры, чехи, словаки,словенцы, латыши, литовцы, эстонцы и (2007 г) румыны с болгарами.
Но это уже зигзаги роста одного конкретного региона. Важно другое. Некогда знаменитая своими войнами Европа показала, что для нее наступила новая эпоха, когда ее население может передвигаться по всему континенту не только со штыками наперевес. Что межнациональные вопросы -- Эльзас-Лотарингия -- спокойно решаются парламентским путем в рамках буржуазной формации. Самим своим существованием Европейский Союзговорит: "А почему бы нам не обустроить так весь мир?" А полуфабрикатом в качестве сверх общности он остается пока потому, что национальное в нем еще гораздо сильнее регионального. Взять хотя бы его национальную структуру. Не говоря уже о той мертвой хватке, с которой Британия держится за фунт стерлингов.
1948 г Югославия
Со скандалом полностью вырывается из-под сталинского диктата. К 1956 г дипломатические и партийные отношения с СССР более-менее
нормализуются. Однако Броз Тито предпочтет на мировой арене не возвращаться к системе "социализма", а примкнуть к "третьему миру".
1953 г Восточная Германия
В июне вспыхивает Берлинское восстание. Не хотят восточные немцы оставаться под русским сапогом. Этот сапог и подавит Берлинский бунт.
1956 г Венгрия
Теперь взрываются мадьяры. Будапештское восстание успешно ликвидировано советскими танками.
1958 г Китай
С этого года Китай совершает постепенный отворот от Советского Союза. Сокращается военное сотрудничество. Доля торговли с СССР с
50% в 1959 г падает до 7% в 1965. Возникшая в 1960 г теоретическая перепалка
между руководством двух "братских" стран переходит в рукопашную с
огнеметами на о. Даманском в 1969 г.
1961 г Албания
Покидает Совет экономической взаимопомощи, а в 1962 г выходит из Варшавского договора.
1961 г Берлинская стена
Дабы пресечь массовое бегство восточных немцев на Запад, Хрущев огораживает Западный Берлин 155 километровой пограничной стеной и
устанавливает КПП даже на одной из линий метро, перекрыв движение между
Берлинами на остальных.
1968 г Чехословакия
Одна только попытка чехословацкого руководства допустить в стране свободу мнений, критику тоталитаризма, создать "социализм с человеческим лицом" вызывает в советских верхах страшную панику. На подавление "Пражской весны" брошены войска Варшавского договора (Пригодился!) Впереди идут танки. Тысячи танков.
1970 г Польша
Первое противостояние рабочих Гданьской верфи правительству. Подавлено.
1979 г Афганистан
СССР устраивает государственный переворот в стране и вводит туда свои войска с целью приобщить афганцев к социализму.
1980 -- 1981 Польша
Возникновение первого в социалистической системе не подконтрольного профсоюза "Солидарность" под руководством Леха Валенсы. Во избежание вторжения войск Варшавского договора независимое рабочее движение, 16 месяцев потрясавшее мир, подавлено главой Польши, генералом Ярузельским.
1991 г СССР
Окончательный развал "социалистической" системы, крушение Берлинской стены, распад самого Советского Союза.


во всех делах нужна честность

Сообщение отредактировал Svetaeraple - Среда, 28.08.2019, 10:34
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: