Svetaeraple | Дата: Воскресенье, 25.08.2019, 08:35 | Сообщение # 1 |
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 22
Статус: Offline
| КАПЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ "МУДРЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СЛУШАЛ Я НЕ ВНИМАТЕЛЬНО" Но вот, "землю всю охватывая разом", за работу принимается Ильич. Первое, чем поражает вождь в его "Империализме как высшей стадии капитализма", так это тем, что в своем анализе он решительно обходится без Марксовой "биографии" капитализма и всех его стадий. И с одной стороны, это правильно. Иначе он столкнулся бы с засильем в самых развитых странах еще не экспроприированных крестьянских хозяйств, которые не выпускают за пределы начальной ступени даже самые передовые нации. А это настолько яркий и неопровержимый факт принадлежности к первой фазе формации, что уже ни о каком "умирающем" просто не может быть и речи. Но с другой стороны, если вождь подходит к анализу без марксистской основы, то с чем же? И еще. Как же все-таки удается Ильичу проскочить этот коварный крестьянский косяк, о который набили шишки и Бернштейн, и Каутский? Исключительно молча. В том смысле, что о наличии миллионов самостоятельных крестьянских хозяйств в буржуазных странах Европы в его книге нет ни малейшего упоминания. Есть промышленные предприятия, банки, колонии, раздел всего мира, а самих крестьян нет, хоть тресни. Трудно поверить, но даже слова такого нет во всей работе. В общем, ни слова, ни духа крестьянского. Империализм, который исследует Ильич, такого класса не содержит. И это, надо признать, ход великолепный. Нет крестьян -- нет проблемы. А главное -- нет уже гибельной для вывода привязки развитых держав к начальной стадии капиталистической формации. И вот этому, други, действительно, надо "учиться, учиться и еще раз учиться". Надо сказать, не повезло в его очерке не только крестьянству. В загоне оказалась и еще одна часть движущей силы истории -- рабочий класс. Поскольку у Ильича капитализм уже умирает, то, совершенно естественно, возникает вопрос: каково состояние его могильщика и главного действующего лица грядущей революции? Вызрел ли гегемон за эти восемнадцать лет? Настроен ли он, наконец, брать власть, или она ему, как и во времена Бернштейна, извините, на фиг не нужна? Но и про это у Ильича -- ни гугу. В его труде позабыт позаброшен и пролетариат. Есть, правда, эпизод с подкупом рабочей аристократии в развитых странах. Части трудящихся там стало жить лучше. Но у вождя и этот факт -- факт загнивания капитализма. Складывается впечатление, что Ильичу крепко не повезло. Надо же было так случиться, чтобы ему подвернулся под руку какой-то капитализм-калека, без рабочих и крестьян, без начальной фазы. Прямо кошмар какой-то. А сейчас короткий тест в связи с выпадами Бернштейна, идеи которого уже "овладели массами". У Ильича два пути. Первый -- сказать прямо: "Эдуард, ты не прав!" и наголову разгромить все его доводы об отсутствии экономических предпосылок для мировой революции и об ошибке родоначальников марксизма в вопросе о ее близости. Выложить свои неопровержимые доказательства и обелить отцов. Второй -- промолчать. Какой путь избирает Ильич? Правильно. Наш вождь отвечает отступнику. Но отвечает молчаливым презрением. Наш вождь просто игнорирует Бернштейна, поганца эдакого, а заодно и все его доводы выводы. Чтоб знал наших! Зато тезис "революция на пороге" остается у Ильича, как жена Цезаря, вне подозрений. Возможно, какой-то смышленый ленинец сказал бы, что весь "Империализм" и есть ответ о бернштейневшейся социал-демократии Европы. Вероятно, так задумывал и сам вождь. Однако помилуйте, в его работе не опровергнут ни один довод "отступника". Да что там "опровергнут"! Ни один из них даже не упомянут. А Ильича, как Ивана-царевича, ждут впереди еще котлы с кипящей и ледяной водой. Первый котел -- предел развития капитализма вширь. Перед вождем расстилается мир, в котором пока только пять стран вырвались на буржуазный простор. А сотня государств и народов еще только выстраивается в очередь перед вратами с вывеской "Капитализм". Позиция вождя известна. Империализм созрел и тогда этих пяти наций хватает с лихвой для революции. Так когда-то учили Маркс и Энгельс. Следовательно, буржуазная формация по Ильичу свое развитие завершила, в том числе и вширь. Но война оживила и возвела на пьедестал другую, полярную точку зрения. О том, что буржуазному способу производства предстоит втянуть в свою орбиту все народы земли. Добросовестный исследователь в таком случае представляет обе позиции и объясняет, почему одну принимает, а другую отбрасывает. Да вот незадача. У обеих версий -- один и тот же автор. Вернее, авторы. Следовательно, щекотливость момента в том, что в любом случае Ильичу надобно опровергать корифеев марксизма. Или делать вид, что никогда в жизни не читал не только "Капитала", но и "Манифеста Коммунистической партии" и слыхом не слыхивал о таком, например, фрагменте оттуда. "Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские нации"."Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа". Или наш теоретик просто не дошел до 2-го тома Капитала? "Капиталистическое производство, раз появившись, в своем развитии не только воспроизводит это отделение" (средств производства от рабочей силы -- ФА), "но и расширяет его в постоянно растущих размерах, пока оно не сделается универсально господствующим состоянием". Нет, не украшает Ильич этими жемчужинами корону своего исследования буржуазной формации. Более того, порой складывается впечатление, что вождь не всегда понимает, что и для чего он цитирует. Вот он приводит слова Рудольфа Гильфердинга, еще одного немца из "могучей кучки", о перспективе колоний и зависимых стран. "Сам капитализм мало-помалу дает покоренным средства и способы для освобождения. И они выдвигают ту цель, которая некогда представлялась европейским нациям наивысшею: создание единого национального государства, как орудия экономической и культурной свободы". Вот здесь бы Ильичу и озариться гениальным предвидением. Заткнуть Каутского за пояс и за полвека предсказать крах всей колониальной системы на земле. Дудки! Цитата из Гильфердинга -- это всего лишь еще одно ленинское доказательство загнивания капитализма. А потому, что метрополии вынуждены бросать свои силы и средства на подавление освободительного движения и тем самым замедлять собственное развитие. И снова Ильич и капитализм резко расходятся в разные стороны. Капитализм, эх, "раззудись плечо", -- покорять земные широты, вождь -- искать его в доме для престарелых. Кстати, о загнивании. Поскольку никакого загнивания на самом деле не происходит, а оно необходимо вождю позарез, то он вынужден либо таврить этим словом любые издержки буржуазного роста, либо пробовать себя в жанре фантастики, как мы только что наблюдали. И вот, подводя итог "загниванию", Ильич заботливо предостерегает нас: "Было бы ошибкой думать, что эта тенденция к загниванию исключает быстрый рост капитализма; нет..." Батюшки-светы! Да что же все-таки происходит? На чем стоит Владимир Ильич? Так умирает пациент илиразвивается? "В целом капитализм неизмеримо быстрее, чем прежде, растет" . Ну, вот и прекрасно. Именно так он и должен вести себя в своей первой фазе, на этапе становления и овладения миром. Просто слухи о смерти капитализма оказались у Ильича несколько преувеличенными. КАПЛЯ ПЯТАЯ ЛЕНИН И МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ А сейчас подошла пора господину Ульянову, он же -- Ленин, прыгать в следующий котел -- пройти тест на движение капитализма ввысь, к единой глобальной монополии. По Марксу -- это закономерный результат развития буржуазной формации, который наступает в конце второй -- начале третьей фазы. У робкого Каутского -- всего лишь "гипотеза". А что у Ильича? О, в этом случае позициявождя однозначна. "Ультрапустяки", "Обман масс -- кроме этого ровно ничего нет в "марксистской" теории Каутского", -- вот что такое для него ультраимпериализм. "...Развитие идет к монополиям, следовательно, к одной всемирной монополии, к одному всемирному тресту. Это бесспорно", -- на долю секунды прозревает вождь. Но только на долю. Затем, как будто чего-то испугавшись, не переводя дыхания, тут же от всего этого открещивается: "Но это и совершенно бессодержательно..." Вот тебе раз. А товарищ Маркс считают, что очень да же содержательно. И даже специально отводят целую эпоху под процесс, где "один капиталист побивает многих капиталистов", прежде чем сложится всеобщая монополия. А чем Ильич побивает товарища Маркса? "Это бесспорно, но это и совершенно бессодержательно, вроде указания, что "развитие идет" к производству питания в лабораториях. В этом смысле "теория" ультраимпериализма такой же вздор, каким была бы "теория ультраземледелия"". Все поняли? А вот Ильич, видать, не вполне. Зато, каким сухим и невредимым выскакивает он из этого котла! И попадает в следующий. У Маркса есть четкийводораздел между начальной и центральной фазой капитализма . Первая фаза -- повсеместный бурныйрост предприятий и, соответственно, числа капиталистов. Во второй фазе, наоборот, число хозяев постоянно сокращается. Набирает силу закон концентрации и централизации, и начинается "экспроприация многих капиталистов немногими". Отсюда следует, что рост числа предприятий присущ исключительно начальной ступени. И когда Бернштейн и Каутский вчитались, наконец, в это место в "Капитале", у них "поехала крыша". Они с лопатами вовсю готовятся к погребению дедули-капитализма, а он, оказывается, еще младенец в ходунках да памперсах и, выходит, расти ему да расти. Что же обнаруживает своим исследованием Ильич? Растем, батенька, растем. Растет число промышленных предприятий в Германии, в Англии, даже забольшой водой, в Америке. Книга полна таблиц, таблицы трещат по швам от цифр. Повсюду растет число банков, число километров железных дорог, тонны добычи и миллионы прибыли. Капитализм прекрасно растет и развивается. Но вот это, какраз, Ильича ничуть и не смущает, не тревожит, и не волнует. А если и волнует,то только, наоборот, от радости, гордости и счастья. Потому что у Ильича это -- опять признак загнивания капитализма. Да не просто загнивания, а это уже капитализму пришел настоящий каюк. И вот здесь-то мы как раз и подходим к сердцевине ленинского труда -- к его генеральному доказательству. Уж больно интересно знать, какая же это Тортила принесла Ильичу золотой ключик в ту страну чудес, где формация гибнет, не успев встать на ноги? А в принципе, и тут все просто. Вывод вождя прочно покоится на двух китах. С одним мы уже достаточно знакомы, это так называемое загнивание. Момент, конечно, интересный. Понятно, что выражения типа "загнивание" ни к категории политэкономии, ни к категории исторического материализма никакого отношения не имеют. Это совершенно определенно относится к рабочему словарю тружеников плодово-овощной базы. Но это "загнивание" проходит через всю ленинскую работу и служит фундаментом для его вывода. Поэтому, в свою очередь, совершенно определенно характеризует научный уровень самого Ильича. Но поскольку пресловутое "загнивание" служит у вождя лишь усилением главного аргумента, поищем, на каком ките покоится опорная нога вождя. Следовательно, круг сужается. Итак, задача нашего теоретика -- доказать, что мир проходит последнюю стадию капитализма. Еще раз подчеркнем чрезвычайную героику задачи. К 1916 году мир своими пятью первыми нациями-пионерами шагнул в бурную реку капитализма. Миру еще предстоит: -- прежде всего, окрестить в этой реке все народы планеты; -- затем пройти долгий путь превращения в единое мировое хозяйство; -- в конце этого пути"забеременеть" новым способом производства; -- выносить это свой плод; -- и только после этого навсегда распрощаться с буржуазией и капитализмом. Какие же титанические усилия должен приложить человек, чтобы, находясь в самом начале первой фазы из трех, доказывать, что он уже в последней? Каким же аргументом Ильич собирается сразить нас наповал? Таких аргументов всего два. Признаком, необходимым и достаточным, вступления капитализма в свою последнюю фазу, фазу упадка и гибели, является возникновение в его недрах нового способа производства. И Бернштейн, как мы помним, был в шоке оттого, что у них в Германии не приживаются даже зачатки этого способа -- рабочие производственные кооперативы. Однако, по поводу зарождения нового способа производства в недрах буржуазной формации в книге у Ильича гробовая тишина. Но, "не падайте духом, поручик Голицын", еще не все потеряно. Высшая стадия капитализма обладает еще одним неубиенным признаком. Правильно. Монополией. Но вождь, мы видели, решительно восстал против ультраимпериализма. А вот здесь-то и весь фокус. Именно на монополию и делает свою ставку Ильич. Читайте, завидуйте: "Теперь монополия стала фактом". Глобальная монополия в 1916 году? Но ее же нет и в помине! И не надо. Она и вовсе не нужна, если есть творческая мысль и смекалка. И вождь начинает варить щи из топора, обложившись литературой. Первым делом он кладет в кастрюлю главный продукт своих изысканий -- первичные торговые и промышленные объединения капиталистов -- картели, синдикаты, тресты, которые, на его счастье, в просторечии так и называются -- "монопольки", монополии. Затем добавляет туда "монополистическое обладание важнейшими источниками сырых материалов". Потом опускает банки -- этих "монополистов финансового капитала". И в качестве приправы -- "наступившую эру монопольного обладания колониями". Все! Теперь ежели легким движением руки все перемешать, взболтнуть и отцедить оттуда монополии, монополистическое, монополистов и монопольного, а затем слегка поменять род и падеж, произнести магические слова и взмахнуть волшебной палочкой, то как раз и получится то, что написано чертовой дюжиной строк выше. И никаких чудес! Ну, где уж здесь человеку с ружьем, тому самому солдату Шадрину заметить шаловливую подмену понятий самим вождем мирового пролетариата. Ему бы, простому смертному, кипяточку покруче, да землицы поболе. А сейчас представим себе сценку. Мы приводим к стоматологу свое пятилетнее чадо. "На что жалуетесь?" "Да вот зубки передние шатаются". "Все понятно. Явный признак старения и одряхления организма". "Коллега", -- взывает к разуму зашедший в кабинет педиатр. -- Перед вами совершенно здоровый ребенок. Это смена молочных зубов -- закон природы. Вы где учились? Какой же вы врач? По вас плачет поганая метла. Вы разбираетесь в медицине?" "Нет, не дадим себя поймать лицемерными речами о том, что не все одинаково понимают медицину. Кабинет врача -- не дискуссионный клуб. А поскольку вы мешаете мне лечить, я вас решительно от медицины отлучаю". И вот здесь мы подошли к сокровеннейшей тайне русского коммунистического движения. Как уже догадался проницательный читатель, лидер этого движения, Владимир Ильич Ульянов, он же Ленин, он же творец социалистической революции, он же основатель первого в мире социалистического государства, он же верный марксист, он же светоч пролетарской науки и прочая и прочая, так вот он, наш дорогой вождь и учитель, как бы это помягче выразиться, не разгрыз ядра марксизма, не усвоил его материалистическую составляющую. А если без всяких обиняков и околичностей, то Ильич попросту не понимает, что такое капитализм. Прежде всего, он не воспринимает его, как процесс, проходящий по законам природы. Процесс, имеющий свои неотвратимые фазы, этапы. Процесс, который не в состоянии по щучьему велению выпрыгнуть из своего начала и закончиться, скажем, 25 октября, по желанию пусть даже гениев. Наш вождь имеет катастрофически смутное представление о наличии периодов и ступеней в развитии буржуазной системы. И абсолютно никакого -- об их сущности, об их историко-экономическом содержании. Понятие общественно-экономической формации до конца его дней вообще останется для него ночным кошмаром. Бесспорно, (медалист!) он свободно владеет марксистской терминологией. Однако под этой словесной оболочкой и конем не валялись ни диалектика, ни материализм. Отсюда та "легкость необыкновенная" с которой Ильич, находясь в кишащей крестьянством начальной фазе, объявляет ее высшей стадией капитализма. А на этом фоне уже меркнут такие перлы, как объявление в глубоко крестьянской стране диктатуры пролетариата. Или вывод о возможной победе социализма в группе стран (а тем более в одной) в мире, который еще стоит одной ногой в феодализме. С багажом марксизма на уровне Петра Ткачева и с его же страстью из феодализма сразу сигануть в социализм подходит Ленин к русской буржуазной революции. А до нее остается чуть более полугода. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ОНА ПРИШЛА И НЕ СДЕРЖАТЬ ЕЕ КАПЛЯ ПЕРВАЯ "В ТОМЛЕНЬЕ ОЖИДАНЬЯ..." К началу 1917 года Ильич несколько приуныл в далекой Швейцарии. Война продолжалась уже два с половиной года, а революционным сотрясением в Европе почему-то и не пахло. И когда в феврале вдруг загрохотало, да ни где-нибудь, а в самой России, сторонники близкой мировой возликовали: "Вот видите! Мы же говорили!", и Ленин полез на броневичок. Теперь Россия должна стать детонатором европейской революции. И это здорово, что именно Россия начинает столь долгожданный и сладостный всемирный переворот. Правда, она существенно приотстала в экономическом плане от передовой Европы. Но это -- не беда. И если щедро поделиться своим революционным энтузиазмом со старушкой, которой если чего теперь и не хватает для пролетарской перетряски, так это только молодецкого примера, то все будет по Марксу. Итак, Россия приводит социалистов к власти, подает пример Европе, та его моментально подхватывает -- и Мировая революция началась. А потом, когда мировая буржуазия будет повержена, благодарный Запад подтянет отсталую, но такую героическую Россию до своего экономического уровня. Иначе и быть не может. "Манифест" читали? Тогда вперед и -- да здравствует мировая революция! В октябре большевики берут власть, и Ленин, объявляя о том России и всему миру, называет только что происшедшее, заметим, не социалистической, это -- святое, это -- впереди, а всего лишь "рабоче-крестьянской революцией". А свою речь заканчивает, чем бы вы думали? Правильно, здравицей. В честь чего? Совершенно верно: "Да здравствует всемирная социалистическая революция!" Потому что она может быть только одна и только сразу во всех развитых странах. Даже самые трудные минуты, голод и разруха гражданской не могут отвлечь вождей новой России от мысли о ней, от надежды на нее. Но Запад молчит, Запад, похоже, и не собирается детонировать. Тогда, находясь в кольце интервенции, красная Москва начинает энергично активизировать революционные силы во всем мире и даже в Австралии. Москва подталкивает к активным действиям своих сторонников, создавая свой, коммунистический, он же 3-й интернационал, он же Коминтерн. И пока Европа раскачивается, буденовец на взмыленном коне рубит своего брата с криком "Даешь мировую революцию!" "Да здравствует мировой Октябрь!" -- эхом вторит ему красный тыл, и все с жадностью ловят каждое сообщение из-за границы. Ну, когда же?! Что ж они мешкают? А может, не грянет? Это исключено, грянет. А все-таки? Не-е-е, должно грянуть, так Маркс и Энгельс сказали. В "Манифесте" написано! 26 мая 1918 года -- большевистской революции 7 месяцев от роду. И Ленин объясняет делегатам I Всероссийского съезда Советов народного хозяйства. "Мы не закрываем глаза на то, что нам одним -- социалистической революции в одной стране, если бы она была даже гораздо менее отсталой, чем Россия, если бы мы жили в условиях более легких, чем после четырех лет неслыханной, мучительной, тяжелой и разорительной войны, -- в одной стране социалистической революции своими силами всецело не выполнить... "Когда страна вступила на путь величайших преобразований, тогда заслугой этой страны и партии рабочего класса, победившего в этой стране, является то, что к задачам, которые ставились раньше абстрактно, теоретически, мы подошли вплотную практически. Этот опыт не забудется. ...Этого опыта, чтобы ни было, как бы тяжелы ни были перипетии русской революции и международной социалистической революции, этого опыта отнять нельзя. Он вошел в историю, как завоевание социализма, и на этом опыте будущая международная революция будет строить свое социалистическое здание". И вот, когда в словах Ильича уже появились нотки неуверенности в исходе и даже оттенок некой обреченности, поздней осенью 1918 года с Запада прилетела долгожданная радость. Наконец-то, лед тронулся! Свершилось! Уставшие от войны Германия и Австро-Венгрия покрываются вспышками восстаний. И тут уже, в первом же абзаце новой партийной программы российских большевиков читаем слова, написанные рукою Ильича: "Ход развития революции в Германии и Австро-Венгрии, рост революционного движения пролетариата во всех передовых странах, ... все это показало, что началась эра всемирной пролетарской, коммунистической революции". Да, нет же, нет! Не был Ильич атеистом. Он был верующим. Да еще каким верующим! Похлеще Маркса и Энгельса выдает он желаемое за действительное. Но, увы, не судьба. Эти слова не попадают в Программу 1919 года. Им суждено навсегда осесть в ее проекте. Потому что восстания подавлены. Роза Люксембург и Карл Либкнехт застрелены. Изнуренная войной Европа больше не занимается революциями. Теперь это -- не ее хобби. Она старательно зализывает свои тяжелые раны. Однако большевики непоколебимо идут единожды выбранным курсом. 1921 год. Март. 15-е. На трибуне Х съезда партии Ленин В.И.: "В странах развитого капитализма есть сложившийся в течение десятков лет класс наемных сельскохозяйственных рабочих. ...Только в таких странах, где этот класс достаточно развит, непосредственный переход от капитализма к социализму возможен и не требует особых общегосударственных мер. Мы подчеркивали в целом ряде произведений, во всех наших выступлениях, во всей прессе, что в России дело обстоит не так, что в России мы имеем меньшинство рабочих в промышленности и огромное большинство мелких земледельцев. Социалистическая революция в такой стране может иметь окончательный успех лишь при двух условиях. Во-первых, при условии поддержки ее своевременно социалистической революцией в одной или нескольких передовых странах. Как вы знаете, для этого условия мы очень много сделали по сравнению с прежним, но далеко недостаточно, чтобы это стало действительностью". Ильич до мозга костей пронизан ожиданием. Ему и его соратникам позарез необходима поддержка социалистической Европы. Вера и надежда не покидают его до самого конца. Уже навсегда прикованный к смертному одру вождь диктует 2 марта 1923 года своему секретарю, Лидии Фотиевой, свое действительно последнее прости этому миру: "Мы стоим, таким образом, в настоящий момент перед вопросом: удастся ли нам продержаться при нашем мелком и мельчайшем крестьянском производстве, при нашей разоренности до тех пор, пока западноевропейские капиталистические страны завершат свое развитие к социализму?" И за этим немедленно следует порция "дутого", но обязательного партийного оптимизма. "На нашей стороне тот плюс, что весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию". "Блажен, кто верует". Аминь.
во всех делах нужна честность
Сообщение отредактировал Svetaeraple - Воскресенье, 25.08.2019, 09:09 |
|
| |