ludoed2 | Дата: Среда, 19.06.2019, 05:42 | Сообщение # 1 |
Эрцгерцогиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 103
Статус: Offline
| XX в. ознаменован конфликтами и войнами мирового масштаба, его наследием в XXI в. являются угроза экономической, геостратегической безопасности стран, национально-политические и религиозные конфронтации глобального характера, экологические катастрофы и последствия техногенной революции. Социально-политические изменения находят отражение в парадигме риска и конфликтогенности человеческих институциональных взаимодействий, сложившейся в социальной жизни и науке. В кризисные, переходные моменты истории общества люди вновь обращаются к поиску гармонии — определению путей дальнейшего развития цивилизации, возможностей достижения равновесия современного мира. Проблема достижения гармонии относится к числу вечных философских проблем, решаемых разными авторами, начиная с Античности и до настоящего времени. Выявляя закономерности социального и природного порядка, учёные пытались представить возможные пути достижения гармонии природы и общества, личного и общественного, микрокосма и макрокосма. Исследования гармонии получили широкое распространение в разных отраслях естественно-научного и социогуманитарного знания, формируя целый ряд научных подходов к ее пониманию: космологический, эстетико-математический, теологический и др. Рассмотрим некоторые из этих подходов подробнее. Космологический подход оформился в Античности, и содержание понятия «гармонии» как универсального космологического принципа, онтологически являющегося основой прекрасного, рассматривали такие мыслители, как Эмпедокл, Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Плотин. Подтверждением связующего смысла гармонии является материально-вещественное выражение. Одиссей, строя корабль, сбивает доски «гвоздями и скрепами», называющимися гармониями (греч. harmonieisi — «перекладина»), что свидетельствует о моменте скрепляющей обязательности. Поэтому в самом понятии «гармония» изначально содержится положительный момент одобрения, согласия. Гармония космоса мыслилась определяющей для жизни человека и созданного им общества. Любое дисгармоничное состояние космической сферы порождало катастрофы и конфликты на Земле, тем самым обнаруживая тесную взаимосвязь между космическим устройством и жизнью человека и общества. Имманентно проявляющаяся в живой и неживой природе, гармония мыслилась как совершенное состояние космоса, подчинённого Любви (Эмпедокл), причём всё существующее возникало из четырёх стихий (огонь, воздух, земля, вода) под воздействием двух сил: Любви и Вражды. Посредством Любви созидалось единство в мире, а посредством Вражды мир делался множественным. Числовая гармония и гармония космоса как пространства с симметрично расположенными и настроенными в определённой музыкально-числовой последовательности сферами рассматривалась Пифагором. По его мнению, движение светил вокруг мирового огня создаёт чудесную музыку. Музыкально-числовая гармония космоса имеет глубокий этический, эстетический и эсхатологический смысл. Гармония сфер (звёзд, планет, Луны и Солнца) соотносилась с музыкальными интервалами — квартой (3:4), квинтой (2:3), октавой (1:2) — так музыкально-математическая сущность космоса выражалась тетрактидой, т.е. особым строением сферы с четырьмя центрами. Аристотель отмечал: «Свойства, которые присущи числам, даны в музыкальной гармонии, в строении неба и во многом другом» . Так, космос представлялся музыкально звучащим телом. Подобно тому, как в музыкальном хоре в едином звучании разных голосов создается гармония, так и в жизни многообразие только в том случае создаёт единство, если оно гармонично сочетается, а диссонансы дополняют общую мелодию новыми переходами и красками. Принцип «единства во множественности» в своём учении развивал Гераклит, экстраполируя закономерности гармонии многообразия на социальный мир. Гармония мира, космоса есть условие гармонии человека с миром и самим собой. Поэтому гармония в душах, по мнению Гераклита, возникает из сочетания многих добродетелей; в телах гармония рождается из согласия красок и линий; величайшая гармония в звуках — из согласия многих голосов. Гераклит подчёркивал диалектический смысл гармонии как единства и борьбы противоположностей, когда согласуются между собой разновременные события, создаётся внутреннее единство, согласованность, уравновешенность противоположностей, составляющих целое, получается определённый ритм событий: «Противоречивость сближает,разнообразие порождает прекраснейшую гармонию... Скрытая гармония сильнее явной». Гармония понимается в соотнесённости части и целого: целое совпадает с частями, которые от него отличны, и части, будучи отличными от целого, совпадают с ним, выражая сущностные характеристики целого. Сложившееся в Античности понимание гармонии как взаимосвязи частей и целого на уровне космологических, социально-экономических, духовно-нравственных отношений реализуется в последующие эпохи. С позиций эстетико-математического подхода в Античности закрепляется понимание количественно-качественной гармонии, выраженное в понятии пропорция (лат. proportio — соотношение, соразмерность). Пропорция художественного произведения и его элементов, пропорции в архитектуре, скульптуре, а также гармония как закономерность в ряде Фибоначчи, рекуррентном соотношении в расчётах и понятии калокагатии — древнегреческой идее единства телесного, духовного, разумного и эмоционального в человеке, вызревающего в смене поколений. Платон, а вслед за ним Аристотель, рассматривали этико-нравственный аспект гармонии, представляя гармонию как добродетельную жизнь человека, направленную на сохранение своей души и духовной красоты. По мнению Аристотеля, государство может функционировать, если в нём существует «единство порядка и беспорядка», что выражается в умелом согласовании противоположных точек зрения, тенденций, действий. Взаимосвязь гармоничных и дисгармоничных состояний проявляется в их взаимопереходе. Так, в жизни человека и общества идея взаимосвязи хаоса (неустроенного) и порядка (устроенного) трактуется диалектически: состояние порядка стабилизирует социальную систему, а состояние хаоса, возникающее закономерно, позволяет проявляться новым источникам и тенденциям развития, что переводит систему на новый уровень развития, качественно изменяя её. Современная социально-философская интерпретация социальной гармонии Социальная гармония, если следовать смыслу родо-видового определения, — это разновидность гармонии, гармония в жизнедеятельности общества. Очевидно, что описание и анализ социальной гармонии с необходимостью вбирает в себя смысл категорий «гармония» и «общество», поэтому необходимо их кратко охарактеризовать. Обыденное значение слова «гармония» объясняется в словаре В. Даля как «... соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого...». В третьем издании Большой советской энциклопедии гармония определяется как «соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое». Автор данной статьи в БСЭ А. Ф. Лосев подчеркивает, что «в гармонии... получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия». В философском словаре гармония определяется как «установка культуры, ориентирующая на осмысление мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции пола-гания их глубинной внутренней упорядоченности». Социальная гармония может рассматриваться как многоуровневая системная категория, соответствующая уровням организации материи и общественной системы. С точки зрения системного подхода социальную гармонию в самом общем виде можно определить как согласованное взаимодействие элементов и частей систем различной природы, способствующее сохранению и оптимальному функционированию систем. Социально-философский анализ социальной гармонии базируется на системных представлениях об обществе. Системный подход позволяет рассматривать общество как целостность, элементы которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Объектом системного анализа может быть не только общество в целом, но и многие его фрагменты и свойства. Разные уровни социальной реальности, множество социальных явлений, вовлечённых в непрерывное взаимодействие и изменение: индивиды, группы, семьи, бюрократия, государство и другие, — представляют собой разнообразие, составляющее социальный мир. Системные представления об обществе открывают возможность для выявления принципов его устойчивого функционирования, квинтэссенция которого и выражается в понятии социальной гармонии. Сложная архитектоника системности общества предопределяет широкий диапазон бытования социальной гармонии, видоизменяющейся качественно и количественно в зависимости от уровня рассмотрения и конкретной специфики социальных систем. Понимание социальной гармонии зависит также от понимания самой категории «общество». Общество — базовая категория социальной философии, категория, фиксирующая предмет данной науки, включающая в себя всю полноту философского дискурса и предполагающая множество уровней рассмотрения и широкий спектр разнообразных трактовок. Момджян выделяет следующие четыре основные научные трактовки категории «общество»: 1. общество как конкретный самодостаточный социальный организм, имеющий вполне определенные координаты в пространственно-временном континууме человеческой истории (российское, бельгийское или монгольское общество); 2. общество как исторически-конкретный тип социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество» и т.д.); 3. общество вообще, как логическая модель, как идеальный тип, интегрирующий существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории независимо от ее стадиальных и региональных характеристик; 4. общество в наиболее широком понимании (социум в терминологии Момджяна), как альтернатива природе, как модель социальности вообще, т.е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный. Указанные трактовки категории «общество», очевидно, относятся к различным уровням абстракции или, в терминологии Вебера, к разным видам идеально-типических конструкций: генетическим (первая трактовка) либо чистым (остальные трактовки). В зависимости от выбора интерпретации категории «общество» соответственно трансформируется и понимание социальной гармонии, меняется уровень (степень абстрактности) её рассмотрения и её полюса (элементы системы, взаимосвязям которых присуща гармония). Разные уровни общества относятся к предметным сферам разных наук, поэтому соответственно может меняться и понимание гармонии. Так, если рассматривать общество в первом смысле, как конкретный самодостаточный социальный организм (например, монгольское общество), то социальная гармония может быть интерпретирована на этом уровне как характеристика спокойных эпох в развитии данного общества, периодов без революций, войн, общественных потрясений или, словами Дюркгейма и Мертона, без аномии. Определением и анализом таких периодов в развитии конкретных обществ занимается история. Социальная регуляция как механизм гармонизации общественной жизни Социальная регуляция — процесс упорядочения социальных взаимодействий, подчинения их определённым правилам, нормам, представлениям о должном, принятом в обществе, группе, социальной среде. Социальная регуляция реализуется посредством институциональных, социокультурных, социально-стратификационных, социально-организационных механизмов, а также социального контроля и имеет своей целью установление социального порядка, т.е. непрерывного самовоспроизводства в социальной системе. Каждый тип общества порождает соответствующие ему формы социальной регуляции, т.е. такие формы, которые способствуют сохранению базовых черт общественной системы. В традиционных обществах универсальной формой регуляции является обычай — социально унаследованный стереотипный способ поведения, который постоянно воспроизводится в той или иной социальной группе . Обычай служит для приобщения индивидов к определённому опыту, культуре, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность, тем самым гармонизируя отношения в социальной группе. В роли обычаев могут выступать нравственные нормы, религиозные обряды, гражданские праздники, ценностно-нормативная природа которых обусловлена общепринятостью. Интериоризация социальных норм и ценностей закрепляется в ритуалах, символически выражающих социальные отношения. Поведение индивидов в таких обществах ориентировано на заветы предков, мифы, а также обращение к мудрецам, представителям старшего поколения, которые передавали полученный опыт. Посредством обычая закрепляются социальные формы, выражающие особые сакральные ценности, нарушение которых влечёт за собой негативные санкции. Сакрализация проявляется в табу. Священные ценности необходимы для функционирования общества. Так, сакрализация и стереотипизация выступают регулирующими фактором в жизнедеятельности общественной системы. Наряду с обычаем, регулирующая функция также принадлежит традициям, распространённым на все сферы социальной жизни и исторически закрепившимся в менталитете народов. Соблюдение и следование традициям способствует сохранению своеобразной культуры и целостности общества, тем самым являясь одной из форм гармонизации и разрешения социальных противоречий. В индустриальных обществах одним из механизмов социальной регуляции является мода, порождающая стереотипный характер культурных образцов. В моде происходит постоянная смена культурных образцов поведения, ориентирующая на современность, инновационность. Мода диктует стандарты потребления, престижности, отношение к вещам, событиям, явлениям. Изменчивость моды являет её противоречивость, проявляющуюся в создании культурной плюралистичности,социальной дифференциации и маркированности, т.е. многообразия, в котором выражаются две тенденции: гармонизации и дисгармонизации, благодаря чему происходит динамическое развитие всей общественной системы. Благодаря суггестивному характеру мода становится одним из социальных регуляторов поведения широких слоев населения. В современном обществе регулирующую функцию выполняют различные механизмы: социальное взаимодействие, институциональные, социо- культурные, социально-стратификационные, социально-организационные механизмы, а также социальный контроль. В процессе взаимодействий происходит осознание принадлежности людей к различным социальным группам, обладания ими различными социальными статусами, исполнения ролей, контакты между людьми приобретают социальный смысл, при этом социальные взаимодействия охватывают весь спектр как непосредственных, так и опосредованных контактов. В условиях сетевого общества социальная структура предоставляет возможности обмена, проявляясь в статусных, ролевых, ценностных, мировоззренческих корпоративных взаимодействиях. Так, принадлежность к определённым социальным группам придаёт взаимодействиям определённый характер, регулятивные функции социальных взаимодействий включают взаимные ожидания и взаимный обмен. Обеспечение равновесия прав и обязанностей — важный принцип социального взаимодействия и условие его саморегуляции, которое достигается использованием комплексного выбора средств обмена и механизма компенсаций. В сетевом обмене совокупность прав и обязанность определяет позиции партнёров. Одинаковые социальные позиции уравновешиваются статусным подобием, гармонизируя взаимодействие, а нарушение равновесия порождает социальные конфликты, дисгармоничные формы взаимодействий. Особая роль в процессе социальной регуляции принадлежит социальным институтам, обозначающим устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих социальное взаимодействие. В процессе институционализации реализуется механизм саморегулирования, стандартизации общественной деятельности и связей, происходит закрепление новых образцов поведения, устанавливается социальный контроль. Институционализация в полной мере превращается в регулирующий механизм через воспроизводство молодым поколением стереотипов поведения. Функционирование традиционных социальных институтов основано на нормативных структурах, а современные институты могут в соей основе иметь комплекс целедостижений (компетентность, независимость, личная ответственность). Так, развитие политического института ориентировано на развитие правового государства, основанного на подчинении праву, конституции. Нормативно-санкционирующие механизмы проявляются в предписании правил, закреплённых в юридических актах. А договорные формы регулируют как официальные, так и неофициальные взаимодействия в повседневной жизни (регламент, приветствие, обращение и т.д.). Социальный контроль связан с упорядочением связи нормативной и деятельностной составляющих, осуществляется на индивидуальном, групповом, общественном уровне поведения. Одним из механизмов гармонизации социальных отношений является адекватное управление. В отечественной науке закрепилось понимание управления как целостного, комплексного процесса управления общественным производством, в ходе которого складываются управленческие отношения, в которых можно выделить несколько аспектов: экономический, политический, этический, социальный, информационный. Экономический аспект управления выражается в регулировании экономических процессов, согласовании интересов и удовлетворении потребностей индивидов. Политический аспект управления заключается в функции общественной власти, причём управленческие решения в классовом обществе всегда носят классовый характер. Этические аспекты социального управления представляют собой вопросы о социальной ответственности управляющих и управляемых в условиях само-актуализированного бытия, а также о социальных последствиях «политики двойных стандартов». Отдельно можно выделить социально-психологические аспекты социального управления, которые проявляются в сфере СМИ, массовых коммуникаций как способы манипулирования общественным сознанием, которые реализуются посредством суггестивного влияния в различных областях общественной жизни. Социальная гармония в сетевом обществе Существует несколько основных подходов к характеристике современного состояния общественно-экономического развития. Его определяют как «постиндустриальное» (Белл), «общество третьей волны» (Тоффлер), «сетевое сообщество» (Кастельс, Фукуяма). Белл считал, что в послевоенном американском обществе происходит постепенный переход от индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме (долевой цивилизации), к постиндустриальному обществу, основанному на знании (knowledgesociety). Для нового общественного устройства характерны быстрая компьютеризация, увеличение наукоемкости всех сфер жизни и усиление централизации принятия решений. Белл полагал, что машины будут вытеснены теоретическим знанием, корпорации — университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения станет не обладание собственностью, а владение знаниями и технологиями. Тоффлер рассматривал современное общество как общество третьей волны, которое приходит на смену обществам, созданным предыдущими волнами (аграрной и индустриальной революцией). В постиндустриальном обществе, по Тоффлеру, индустрия знания меняет все стороны социальной жизни. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. Основными признаками этого общества он видит демассификацию, разнообразие, производство, основанное на знании, и ускорение темпа изменений. Но наиболее полное исследование структуры современного общества принадлежит Кастельсу. Если его предшественники определяли новый общественный строй во многом через отрицание (постиндустриальное — после индустриального), то Кастельс дал ему развернутое позитивное определение — как общества, основанного на информационных технологиях. Самым известным результатом его исследований стал трехтомный труд «Информационный век: экономика, общество и культура» . Согласно Кастельсу, новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Возможности информационных технологий приводят к зарождению единой социально-экономической системы, объединяющей весь мир. Информационная эпоха порождает общество, которое, как полагает Кастельс, является не только глобальным, но еще и сетевым (networksociety) — оно развивается спонтанно, в результате взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей. Определяющее значение в этом мире принадлежит информационному пространству, пространству глобальной сети Интернет. Мы рассмотрим изменения, вызванные появлением этой сети, делая основной упор на значение этих перемен для процесса гармонизации того или иного аспекта социального бытия. Созданный в начале 1960-х годов американским агентством DARPA как военный проект связи на случай ядерной атаки «возможного противника», Интернет довольно быстро был переведен в ранг общедоступных технологий и стал коммерческим проектом. Заложенная в его структуру сетевая топология, допускающая одновременную работу миллионов узлов, и распределенная архитектура позволили сотням компаний создавать сеть одновременно, что вместе с коммерциализацией проекта послужило предпосылкой для практически мгновенного (менее десяти лет) распространения Интернета по всему земному шару. Для сравнения, первая центральная электростанция (PearlStreetStation) была построена Эдисоном в Нью-Йорке в 1882 г., а принятый в 1920 году план Гоэлро — план электрификации России — был рассчитан на 10-15 лет. Интернетизация всего мира стала первым глобальным проектом, в котором распределенные несогласованные усилия множества компаний позволили построить над государственную структуру всемирного масштаба. Построенная сеть стала символом гармоничного взаимодействия участников в процессе строительства нового информационного общества. Для пользователя сеть необозрима, ее ресурсы превышают его возможности на порядки. Подключаясь к сети, он получает неограниченные возможности выбирать: как бы ни были специфичны его интересы, сеть предлагает ему множество людей с такими же интересами. Он попадает в среду единомышленников, среду, которая способна квалифицированно оценить его достижения, предложить помощь и мотивацию заниматься любимым делом, представить его профессиональным игрокам в этой области человеческой жизнедеятельности. Человек сетевой заново открывает мир. И мир открывается ему. Пользователь сети получает возможность выбирать, он больше не ограничен рамками окружающего его мирка. Переоценить эту роль сети в гармонизации жизни конкретного человека врядли возможно. Проблема самоидентификации человека во многом представляет собой проблему «смысла жизни». Человек в сети ищет новые формы социальной активности, новые сценарии жизненного развития, новые пути самовыражения, истину. Он создает собственную идентичность, выбирает свои стиль и стратегию жизни. Созданное мультикультурное, многовариативное, непредсказуемое по своему характеру социальное «поле» становится одним из условий социокультурной гармонизации — «единства в многообразии». Интернет как коммуникационная среда связывает всех со всеми, он делает наш мир более тесным. Сейчас любые два человека на Земле связаны друг с другом в среднем через шесть-семь общих знакомых. Это показали исследователи компании Microsoft, основанные на изучении 30 миллиардов текстовых сообщений, посланные через службу MSN Messenger в июне 2006 года1. На базе данных о переговорах было установлено, что каждый из 240 миллионов пользователей сервиса мог бы «дойти» до другого в среднем за 6,6 «шага» («шагом» считалось непосредственное и регулярное общение). Таким образом, исследователи экспериментально подтвердили «теорию шести рукопожатий», выдвинутую в 1967 году социологом Стенли Милграмом. Интернет пронизан миллионами горизонтальных связей и в этом качестве он представляет собой новый прямой канал самопрезентации: резюме, доступное всему миру. Сеть действует как уравниватель шансов и социальный лифт, сметая искусственные ограничения прежнего мира и делая ставку на информационные ценности: талант, умения, знания.
Сообщение отредактировал ludoed2 - Среда, 19.06.2019, 06:12 |
|
| |