Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Гармония
Nata6kaGlotsДата: Воскресенье, 13.05.2018, 15:21 | Сообщение # 1
Графиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 26
Статус: Offline
З.Фрейд и другие ученые считали основой удовольствия чувство, сопровождающее снятие болезненного напряжения. Объективная
физиологическая потребность в удовлетворении голода, жажды, сна, сексуального удовлетворения ощущается субъективно как желание, и если какое-то время эти желания остаются неудовлетворенными, человек чувствует болезненное напряжение.
Когда напряжение спадает, освобождение от него воспринимается как удовольствие, удовлетворение. Удовлетворение путем снятия болезненного напряжения дает удовольствие самое обычное и легкое в психологическом плане; оно также может быть одним из самых сильных удовольствий, если напряжение имело место длительный период времени и стало очень сильным. Значение этого удовольствия неоспоримо, как неоспоримо и то, что в жизни многих людей оно является, чуть ли не единственным типом удовольствия, которое им удалось когда-либо испытать.
Есть удовольствия, получаемые в результате снятия напряжения, но психического. Человеку может казаться, что какое-то желание вызвано телесными нуждами, а в действительности оно обусловлено психическими потребностями. Эти желания схожи с нормальными физиологическими потребностями, поскольку и те и другие происходят из некоего дефицита, нехватки чего-то.
Но кроме «сферы дефицита» существует, по выражению Э. Фромма, «сфера излишка» - феномен, присущий исключительно человеку. Это сфера внутренней деятельности, которая возможна лишь при условии, что человеку не приходится трудиться только ради добывания средств к существованию и действовать только с целью снятия болезненного напряжения. Излишек энергии, как пишет Э. Фромм, человек расходует на достижение чего-то большего, чем простое выживание. На этом основании Э. Фромм делает различия между удовлетворением, радостью и счастьем.
Во всех сферах жизни человек может получать удовольствие, удовлетворение, радость, счастье. Удовлетворение, удовольствие происходит от действий, устраняющих напряжение. Радость же - это достижение, предполагающее внутреннее усилие.
Счастье - тоже не божий дар, а достижение человека, это спутник всякой
творческой деятельности: мыслительной, чувственной, эмоциональной, физической.
Радость и счастье - это не различные по качеству состояния, они различаются
только в том смысле, что радость, скорее, соответствует единичному факту, а
счастье - это непрерывное и долговременное полное переживание радости; мы можем говорить о «радостях» - во множественном числе, а о «счастье» - исключительно в единственном. Счастье является мерилом того, что человек нашел ответ на извечный вопрос человеческого существования, нашел единство с миром и обрел гармонию в себе, то есть у него есть надежда, есть вера в то, что надежда осуществится, и есть любовь к тому, во что он верит и на что надеется. Вера, надежда, любовь принадлежат к наиболее существенным общечеловеческим, а не только христианским, добродетелям.
Как правило, слово «вера», ассоциируется с Богом и религиозными учениями и
воспринимается как понятие несовместимое с рациональным и научным мышлением.
Отношение к религиозной вере в современном обществе сложилось в результате длительной борьбы с авторитетом церкви. В настоящее время отсутствие веры является выражением глубокого смятения и отчаяния. За маской мнимой рациональной уверенности скрывается глубокая, укоренившаяся неуверенность, заставляющая людей с готовностью принимать любую навязанную им точку зрения, философию, или находить компромисс с нею. Без веры человек делается бесплодным, беспомощным, его охватывает панический страх и ужас. Все сомнительно, нет ничего определенного. Человек, одержимый сомнением, вынужден сомневаться во всем, о чем бы он ни думал, или испытывать чувство растерянности во всем, что бы он ни делал. Сомнение имеет место при решении самых важных и пустяковых жизненных вопросов. Поэтому, может быть, не всегда надо ассоциировать веру
только с религией, с верой в Бога.
В сфере человеческих отношений вера - необходимое условие всякой настоящей дружбы и любви. Кроме этого, мы верим в самих себя. Мы осознаем существование некоего Я, какого-то внутреннего стержня своей личности, неизменного и постоянного на протяжении всей нашей жизни. Это та самая суть, которая составляет реальность, определяемую словом Я, и на которой основывается наша убежденность в собственной уникальности и неповторимости. Мы верим не только в свои собственные возможности, но и в возможности человечества.
Зачастую считают, что вера - это состояние пассивного ожидание человеком момента, когда сбудутся его надежды. Но истинные вера и надежда не могут быть пассивными и проявляются в качестве внутренней активности. Понятие надежды глубоко разработано в богословии. Так вот, исходя из теологического учения, церковь отнюдь не оправдывает бездеятельность. Человек не должен пассивно надеяться на Бога, потому что Бог дал ему силы, чтобы человек пользовался ими.
Следовательно, надежда должна быть деятельной, и христианин должен пользоваться данными ему силами, согласуясь с премудростью Божией.
Христианская надежда противопоставляется слепой надежде, самонадеянности, безнадежности и отчаянию. Слепая надежда обрекает людей в нужде, в бедности и болезнях пассивно ожидать только сверхъестественной помощи, не прилагая для улучшения своего состояния никаких усилий. В излишней самонадеянности человек презирает знания, разум и совесть и поступает только в соответствии со своими соображениями и желаниями. Безнадежность в богословии связывается с увлечением одними лишь земными делами и материальными благами. Но все земное проходит, все тленно, и это ощущения смерти порождает отчаяние, страх и безнадежность. Верующий же психически защищен, поскольку у него есть надежда на загробное воздаяние, которого у него не могут отнять никакие удары судьбы. Неверующий в Бога не имеет этой надежды и оказывается во власти отчаяния. Здесь по отношению к надежде можно провести аналогии с верой.
Для современного человека вера редко связана с религиозным пониманием. Также и надежда - это надежда на свои силы, на победу разума, на взаимопонимание, на любовь. Тем более, что человек, осознавая себя отдельной сущностью, но, будучи существом социальным, часто ощущает одиночество и отчужденность. Поэтому самая глубокая потребность человека - это потребность преодолеть свою отчужденность, освободиться из плена одиночества. Быть одиноким - значит быть отрезанным от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами; значит
быть беспомощным, неспособным активно воздействовать на окружающий мир. Решение этой проблемы человек ищет в достижении единства с другими людьми, в слиянии с другим человеком, в любви. Любовь предполагает сохранение целостности личности, ее индивидуальности. Она разрушает преграду между людьми, помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность. Парадокс любви в том, что два человека составляют одно целое и все же остаются двумя самостоятельными существами.
Возвращаясь к мысли о субъективной гармонии, следует уточнить: зачастую счастье нами воспринимается как прямая противоположность горя или страдания. Но физические и душевные страдания - часть человеческого существования, и их неизбежность реальна для всех людей. Уберечься от горя во что бы то ни стало, можно лишь полностью отстранившись от окружающего мира, от людей, что исключает возможность испытать счастье. Неслучайно древнегреческие философы ввели понятие «катарсис», что означает очищение души от гнева, зависти, озлобленности, низменных побуждений и установление внутренней гармонии в результате сострадания к безвинному, к несчастному.
Нет четких критериев и норм, по которым можно было бы оценивать жизнь человека извне (простой смертный не просыпается с горькой мыслью о том, что он не министр), человек сам имеет главный и безошибочный критерий - удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Этот критерий имеет множество оттенков в зависимости от типов людей. Один человек недоволен жизнью, но винит в этом окружающих.
Он говорит, что ему не дали, не создали условий, не открыли дорогу. Его нельзя
переубедить тем, что рядом с ним такой же человек в тех же условиях живет
полной и увлекательной жизнью. Другой человек несет в себе глубокое
недовольство собой, он полон сожалений, что многое в свое время упустил, но не замечает, что продолжает жить по-старому, не пытается что-то изменить в жизни.
Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью - это сложное, но всегда обобщенное чувство состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизни. Человек с его противоречиями и метаниями, взлетами и падениями, утратами и приобретениями не может быть постоянно счастливым (только психически больные люди всегда счастливы) или постоянно несчастным.
Таким образом, субъективная гармония, воспринимаемая как успокоенность души, как раз навсегда установленный порядок в человеческой душе и в отношениях человека с миром, как состояние постоянной безмятежности, скорей всего, не гармония, а псевдо - гармония.


гармония как принцип жизни

Сообщение отредактировал Nata6kaGlots - Воскресенье, 13.05.2018, 15:29
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: