Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Кризис
IraSokДата: Среда, 08.11.2017, 06:27 | Сообщение # 1
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 15
Статус: Offline
Это кризис социального развития,напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.
Кризис относится к числу острых. Наблюдается снижение продуктивности
и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок
одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например,
сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития . Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за
собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов.
Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.
Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее  беспокойство,  недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Выготский пишет о трех вариантах поведения.
Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На этом основании можно  предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ(13 – 16 лет)
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.
В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.
Половое созревание
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии,
особенно у мальчиков.
С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням"). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Толстому назвать период "пустыней отрочества".
Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации  выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.
Ведущая деятельность –интимно-личностное общение со сверстниками . Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от
своей генеалогической семьи.
Основные новообразования Формирование "Мы"-концепции.
Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.
Формирование референтных групп В подростковом возрасте среди детей
начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые
не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются
ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями
взрослого. Типичная черта подростковой группы –чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся не критически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.
Чувство взрослости Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции
к взрослости:
 * Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом
главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния"
родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.
 * Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
 * Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). Внешний облик и манера одеваться.
Эмоциональное развитие подростка Подростковый возраст считается
периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По
результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Типичные школьные фобии,которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей.
Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.
Есть еще второе русло –объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.
Базальная потребность возраста –понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Типы воспитания Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:
Эмоциональное отвержение .Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые
формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений. Сами подростки оптимальной моделью
воспитания считают демократичное воспитание , когда нет превосходства
взрослого.
Аномалии личностного развития подростков
Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и  эмоциональные . Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения,  раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сцены
свиданий, объяснений в любви. Даже описания, в которых взрослый человек
не найдет и намека на сексуальность, возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию. На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма, что в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает. к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии. Наряду с этим имеются формы эротической реализации, подкрепляемые оргазмом (петтинг). Под петтингом принято понимать всевозможные любовные ласки, вызывающие резкое возбуждение, а иногда доводящие обоих партнеров или одного из них до оргазма. В эротическую стадию тесно вплетается сексуальное фантазирование, и четкой границы между эротической и сексуальной стадиями становления либидо провести невозможно.
 Сексуальная стадия либидо протекает на фоне специфических эмоций нижнего порядка, которые, возникнув в период полового созревания, испытывают затем постоянную стимуляцию продуктами внешней секреции. Изменения, происходящие в пубертатном периоде, нередко достигают
такой высокой напряженности, что сопровождаются рядом неконтролируемых и непроизвольных феноменов (спонтанные эрекции с выраженным половым возбуждением, мастурбаторные эксцессы). Период становления сексуальности характеризуется окончательным формированием половой системы с устойчивым созреванием сперматозоидов. Рост костной и развитие мышечной системы в этот период завершаются. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитых догм и своего положения в семье, обществе, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции, формируется общественное представление и социальное сознание, адекватная оценка своих способностей.
Психосексуальное развитие (а по большому счету - и судьба) во многом
зависит от влияния ближайшего окружения (родителей, сверстников) и условий
воспитания в детском и подростковом возрасте. Есть две крайности неправильного воспитания:
1. Безнадзорность, гипоопека (недостаточная опека), отсутствие родительского контроля за время препровождением ребенка, что бывает в пьющих семьях, в семьях низкого интеллектуального и социального статуса;
2. Деспотизм родителей, подавляющих любую инициативу и требующих
беспрекословного послушания,  гиперопека (чрезмерное опекание ребенка),
чересчур строгий контроль, ограничение контакта со сверстниками, строгий
отбор друзей, запрещение общения с ровесниками противоположного пола.
В первом случае велик риск раннего начала сексуальной жизни со всеми
вытекающими отсюда негативными последствиями. 
Вторая крайность неправильного воспитания обычно приводит к задержке
формирования либидо. Ребенок обязательно должен общаться со своими сверстниками - и с детьми одного с ним пола, и с детьми противоположного пола. Только так он научится строить правильные отношения с людьми. В детстве и подростковом возрасте отрабатываются многие модели поведения, которые закладывают основу для взаимоотношений с людьми во взрослой жизни.
Конечно, родители не желают зла своему ребенку. Применяя свои  воспитательные меры, контролируя круг общения, опекая и давая советы, они
руководствуются самыми благими побуждениями, надеясь оградить сына (дочь)
от "дурного" влияния сверстников, от пьянства или раннего начала половой
жизни. Однако порой они даже не предполагают, к чему это может привести.
Постоянная опека и контроль, запрещение общения с кем-либо из сверстников и навязывание иного круга общения, и даже полная изоляция от сверстников, отрицательное отношение к любым проявлениям сексуальности ребенка, естественным для его возраста, наказания и другие жестокие "воспитательные" меры, - искажают этапы психосексуального развития ребенка и деформируют его личность. Основным стержнем задержки психосексуального развития, на который впоследствии нанизываются другие сексуальные нарушения, являются трудности общения (коммуникации) и нарушения поведения, вызванные неправильным воспитанием.
На этапе, когда ребенок 2-4 лет проявляет естественное и нормальное
для его возраста любопытство к своему телу и телу сверстников, суровые
родители расценивают это как "распущенность" и строго наказывают его за
это. Точно так же чересчур строгие родители реагируют и на стремление
ребенка общаться с детьми противоположного пола, и на его первую детскую
влюбленность. Запрет на общение приводит к тому, что у ребенка не развивается навыков общения и нормального поведения с представителями противоположного пола. Из-за этого становление сексуальности отстает от своих нормальных сроков (это называется асинхронией психосексуального развития). У таких детей отсутствует любопытство к половым отношениям. Они не играют в типичные игры - "в дочки-матери", "в семью", "в доктора", где
нужно брать на себя определенную половую роль, означающую принадлежность либо к мужскому, либо к женскому полу (такие игры называются полоролевыми). В норме девочки должны стабильно
играть роль "жены", "матери", "сестры", "невесты", а мальчики соответственно - "мужа", "брата", "жениха". Как вы видите, уже в таком возрасте у детей четко заложено осознание своей принадлежности к определенному полу, - то есть, осознание половой роли.
Но есть дети, которым все равно, какую роль играть. А есть такие, которые стабильно предпочитают играть роль противоположного пола - мальчики
сами вызываются быть "женой", "невестой", а девочки - "жениха", "мужа".
На первых порах родители не замечают, что с ребенком что-то неладно.
Наоборот, они считают отсутствие интереса к проблемам пола свидетельством
хорошего воспитания. Нарушения становятся более явными лишь в пубертатном периоде. Некоторые девочки, будучи уже в подростковом возрасте, как бы "спохватившись", начинают играть в полоролевые игры, свойственные
5-7-летным детям. Девочка-подросток общается с детьми дошкольного возраста
и с увлечением играет с ними в куклы, "дочки-матери" и другие игры, в
которые она "не доиграла" в положенном возрасте. Однако это весьма чревато. Дело в том, что подростковому возрасту свойственен иной гормональный фон и
большая осведомленность по вопросам пола. Совпадение таких запоздалых
игр с высокой гормональной активностью может привести к суррогатной форме
реализации либидо и развитию гомосексуального влечения. Например, девочка-подросток с задержанным психосексуальным развитием не обращает внимания на мальчиков, а играет только с девочками младшего возраста, тискает, гладит, целует и ласкает их. Взрослые полагают, что она любит детей вообще и, в частности, своих маленьких подружек. Это влечение к представительницам своего пола, пока ещё не сексуальное, совпадая с развитием гормональной системы девочки-подростка, может закрепиться. В дальнейшем формируется интерес только к женскому полу и развивается гомосексуализм (лесбиянство).
По аналогичному механизму происходит инверсия (извращение) полового
влечения у мальчиков-подростков. Итак, неправильное воспитание в условиях изоляции от ровесников противоположного пола - путь к гомосексуальному влечению. Социальная изоляция, и в первую очередь, от сверстников, приводит к искажению сексуального поведения, нарушению реализации влечения.
На этапе формирования психосексуальных ориентаций половое влечение
может задержаться на платонической или эротической стадии. Сексуальная
стадия либидо не формируется. Это является одной из причин расстройства
сексуального влечения и половой холодности женщин. Неправильное половое воспитание - одна из причин половой холодности женщин.
Деформируется половое развитие у детей, растущих в семьях, где деспотичная, властная мать является лидером и полностью отстраняет мягкого,  подчиняемого мужа от влияния на детей. В данном случае родители меняются
ролями: мать выполняет мужскую роль, отец - женскую. Соответственно, у детей, растущих в такой семье, не формируется правильное представление о половой роли - что мужчина должен быть сильным, мужественным и вести себя
по-мужски, а женщина - быть женственной, мягкой и вести себя по-женски.
Девочка, глядя на мать, никогда не будет женственной. Либо она вырастет мужеподобной, если пошла характером в мать, либо задавленной, забитой, пугливой, неинициативной, - если она слабого характера.
Еще хуже обстоит дело с мальчиком, растущим в семье с перераспределением половых ролей у родителей. Даже если сын обладает сильным характером, ему не с кого брать пример. Не с матери же! А его отец - отнюдь не образец мужественности. Дети бессознательно подражают родителям одного с ними пола. При всем уважении к матери сын не будет перенимать её манеру поведения. То же самое с девочками - они подражают матери, но не отцу, даже если почитают его. Если сын пошел характером в мягкого отца, то мать-тиран полностью подавляет и мужа, и сына. Такие женщины не удовлетворены в сексуальном отношении, поэтому все, что связано с сексом, вызывает у них непреодолимое отвращение. Точно такое же отношение к взаимооношениям полов мать навязывает сыну, подавляя любые проявления нормальной сексуальности ребенка и формируя у него комплексы. Став взрослыми, они страдают от различных сексуальных дисфункций - отсутствия интереса (или отвращения) к сексу, слабого полового влечения, невозможности достичь оргазма, импотенции и прочих. Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны. Существует преемственность стадий этого процесса. На каждом из этапов становления сексуального развития имеются задатки последующего. Если выпадает какой-либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом влияет на сексуальность человека.
Если ранние этапы нормального психосексуального развития отсутствуют
или нарушаются, то возникают грубые нарушения, деформация сексуальности,
которые затрагивают ядро личности. Если отрицательные факторы влияют на
личность уже на завершающих стадиях развития сексуальности, то это приводит к более легким нарушениям. Очень многие сексуальные проблемы взрослых людей являются следствием неправильного полового воспитания в
детские и подростковые годы.


обострение любвиобилия

Сообщение отредактировал IraSok - Среда, 08.11.2017, 07:03
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: