ElviraOa | Дата: Воскресенье, 29.10.2017, 07:34 | Сообщение # 1 |
Маркиза
Группа: Амазонки
Сообщений: 36
Статус: Offline
| Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Так, Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя: 1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание. 2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка сего согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей. 3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить: – недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения; – отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может тать жертвой несчастного случая; – нанесение физических повреждений; – вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления. Относительно последнего вида насилия Синягина сделала оговорку, что в психологических исследованиях последних лет выделяют жестокое отношение к детям, предполагающее не физическое воздействие, а ущемление ребенка в потребностях, намерениях, чувствах, установках, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Далее она уточняет, что существует и психическое (эмоциональное) насилие как периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка). К эмоциональному насилию Синягина относит: – открытое неприятие и постоянную критику ребенка, вербальные угрозы в его адрес; – оскорбления и унижение достоинства ребенка; – преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка; – предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям; – ложь и невыполнение взрослыми обещаний; – однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др. В этот ряд Синягина ставит еще один вид насилия – доведение до самоубийства, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Наконец, отдельной новой формой жестокости ученый называет торговлю детьми. Отметим также, что Синягина (как и многие другие) ставит знак равенства между насилием и жестоким обращением с детьми, раскрывая это понятие следующим образом: Жестокое обращение– это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы. Вместе с тем Синягина утверждает, что четкого, однозначного определения жестокости отечественные психологи так и не дали, хотя юристы, медики, философы, социологи и педагоги часто используют этот термин. В психологии же чаще применяются такие синонимы "жестокости", как "деспотизм" и "агрессия", которая" трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку. Причем Синягина полагает, что определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней жестокости и не включает ее психологическую сущность в виде насилия над потребностями, чувствами, установками ребенка, его унижение или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям. "Над ребенком совершено насилие, если: его истязали, ему нанесли побои, его здоровью причинили вред, нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу, на него кричали, его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным). К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее. Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой. Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: унижают его достоинство, используют обидные прозвища, при общении с ребенком проявляют непоследовательность, ребенка стыдят, используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому). Над ребенком совершено экономическое насилие, если: не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег. взрослыми растрачиваются семейные деньги. ребенок используется как средство экономического торга при разводе. Взрослые относятся к ребенку жестоко, если: используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам обращаются с ним как со слугой, с подчиненным, ребенка перебивают во время разговоров, отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами. Заметим, что приведенный перечень способов совершения насилия над ребенком не только достаточно полно прокомментирован, но и содержит такой новый вид, как экономическое насилие. Завершая обзор толкований насилия, заметим, что иногда выделяют и такие виды насилия как изоляция ребенка в семье, то есть деятельность членов семьи, препятствующая (ограждающая) взаимодействию их ребенка со сверстниками, другими людьми; ограничение – установление определенных рамок,границ, условий самопроявления, деятельности, поведения. А эмоциональное насилие иногда заменяют термином эмоциональный террор – унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; угрозы бросить ребенка; манипулятивные игры, высказывания. Как видим, существуют, во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью; во-вторых, смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр. В-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия), б) торговлю детьми и в) экономическое насилие (что вполне закономерно). В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально возможной унификации научного аппарата, используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми. Как выяснилось, безопасных для детей мест, к сожалению, практически нет,но в зависимости от вида насилия большую угрозу представляют различные сферы обитания. В целом, на первом месте по опасности стоят улица и двор, где более четверти опрошенных испытывают и вербальное, и физическое насилие. На втором – общественные места и транспорт, несущие для респондентов, в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз. В школе, которая оказалась на 3-м месте по числу выборов, ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес. На последнем месте по числу выборов стоит квартира (собственная или чужая). Вместе с тем, по данным исследователей, если сексуальное насилие около половины детей терпят от чужих людей, то физическое и психическое насилие совершается, в основном, в кругу семьи.
доминирование красоты и силы духа
Сообщение отредактировал ElviraOa - Воскресенье, 29.10.2017, 07:49 |
|
| |