Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Детские капризы
ElviraOaДата: Суббота, 07.10.2017, 07:07 | Сообщение # 1
Маркиза
Группа: Амазонки
Сообщений: 36
Статус: Offline
В раннем детском возрасте, когда у ребенка еще отсутствуетнеобходимый опыт и навыки понимания собственных возможностей, в структуре его
психики доминирует эмоциональная составляющая, что делает ведущими
неосознаваемые мотивы достижения внимания, хорошего отношения, поддержки. С
накоплением опыта трансформируется не только содержание притязаний, но меняется
и их структура: растет значение интеллектуальной составляющей, которая дает
возможность ребенку анализировать свои достижения и в соответствии с
результатом ставить перед собой осознанные цели и притязания.
Маленький ребенок всегда испытывает важную для него потребность
в эмоциональной поддержке - и в этом главная суть его ожиданий. Не имея навыков
удовлетворения своих потребностей, он пробует и экспериментирует, ищет и
выбирает такие способы, которые могли бы помочь ему добиться желаемого
результата. В процессе поиска формируются как позитивные новообразования, так и
негативные поведенческие проявления.
В ходе расширения сферы своего общения дети начинают испытывать
разнообразное воздействие социальных факторов, которые предоставляют ему
возможность приобретения навыков управления своими чувствами.
Противоречивые или неоправданно строгие требования,
предъявляемые к ребенку со стороны взрослых, сильные эмоциональные переживания
ребенка, вызванные недостаточным проявлением любви, внимания, уважения по
отношению к нему, могут привести к формированию капризного поведения.
Раздражительность и слезы, эгоизм и своеволие, крикливость и агрессия - все это
характерные особенности поведения ребенка, которое в психологии определяется
термином "детские капризы".
В период раннего и дошкольного возраста типичное проявлениекапризного поведения детей сопровождается чаще всего плачем, громким криком,
энергичным двигательным возбуждением и прочими аффективными симптомами. При
этом Мещеряков и Зинченко отмечают, что "детские капризы могут иметь
характер случайных или эпизодических проявлений. Обычно такие капризы возникают
на фоне и в результате заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки
впечатлениями".
Нередко, однако, капризы детей превращают случайный поступок в
привычный стиль поведения, используя который избалованный и капризный ребенок
добивается полного исполнения своих желаний и даже прихотей. Исследователи
отмечают, что основная причина возникновения капризного поведения детей -
ошибки взрослых в организации отношений с ребенком.
Каприз может возникнуть как очевидная реакция на противоречивые
или чрезмерно строгие требования, предъявляемые к ребенку со стороны родителей
или взрослых. Случается, что в основе капризного поведения лежат сильные
переживания, вызванные недостаточным проявлением любви, внимания, уважения по
отношению к нему. Наблюдаются случаи, когда "капризы выступают как протест
и представляют собой реакцию ребенка на эмоциональное потрясение или даже
травму, таких как "отъезд родителей в длительную командировку, появление
отчима или мачехи, младших братьев или сестер".
Каприз - это негативная реакция и средство привлечь к себе
всеобщее внимание или внимание необходимого для ребенка человека. Капризное
поведение обычно присуще детям с неустойчивой психикой и болезненным
самолюбием, безынициативным, неспособным самоутвердиться каким-либо другим
путем.
Капризы представляют собой демонстративные действия, лишенные
четкого обоснования и видимой пользы, используются слабым ребенком, как
определенная форма самозащиты.
Каприз выражается в особенном поведении ребенка, для которого
характерно необоснованное противодействие взрослым, отказ следовать их советам,
просьбам или требованиям, стремление непременно добиться исполнения своего
желания. Внешними проявлениями типичных детских капризов обычно являются плач и
чрезмерное возбуждение, принимающие в крайних случаях истеричные формы.
Истерика представляет собой нервное, возбужденное состояние,
доходящее до утраты самообладания и самоконтроля, выражающееся в
немотивированных болезненного рода поступках, в крайне резком изменении
настроения.
Капризы детей - это эмоционально выражаемое стремление детей,
чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что-либо
вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами
или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются
физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы,
чрезмерная эмоциональная возбудимость. Часто капризы провоцируют излишняя
уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно
строгое воздействие. Капризы также "могут свидетельствовать о фрустрации
потребностей ребенка в любви, внимании или об эмоциональной травме".
Капризы - это лишенные разумных и понятных оснований действия
детей, направленные, прежде всего на сопротивление требованиям, советам или
пожеланиям старших и выражающие стремление ребенка добиться выполнения
собственных желаний. Как правило, капризы имеют негативное эмоциональное
выражение (крик или плач) и сопровождаются двигательным возбуждением.
У младенца капризное поведение, когда ребенок без видимых причин
и очевидного повода плачет, плохо ест, не хочет засыпать, может быть вызвано
несвоевременным, неполным или некачественным удовлетворением определенных его
потребностей. Такие эмоциональные реакции ребенка выступают в качестве
своеобразных сигналов окружающим о неблагополучии, поскольку другого способа
сообщить о своих проблемах или потребностях малыш ещё не знает. Причиной плача
может быть недомогание или обострение хронического заболевания. Родители не
всегда адекватно оценивают и точно понимают состояние своего малыша и могут
отнестись к его беспокойному поведению, как к капризу. Для предупреждения
неправильного отношения родителям и, в особой степени, матери важно установить
с ребенком прочный эмоциональный контакт, выработать у себя способность быстро
и точно реагировать на все нужды малыша. Эта способность полноценно формируется
тогда, когда родители уделяют ребенку максимум внимания с момента его появления
на свет, и позволяет взрослым оптимально планировать и эффективно
корректировать суточный режим младенца для полного и всестороннего
удовлетворения детских потребностей. Если же ребенок только криком и слезами
привлекает внимание родителей к своим проблемам, то такая вынужденная реакция
может закрепиться и создать основу настоящих капризов.
Капризному поведению у дошкольников и младших школьников в
значительное мере способствует неустойчивая нервная система, для которой
характерно преобладание возбуждения над торможением, присуща высокая
эмоциональная возбудимость и чувствительность. При этих условиях "капризы
нередко возникают как результат утомления, недомогания, перевозбуждения,
избытка впечатлений и переживаний".
Капризы могут иметь характер случайного и кратковременного
действия, но при определенных условиях могут стать привычной формой поведения.
Такое положение устанавливается тогда, когда ребенок подсознательно выбирает
именно эту форму и способ добиваться своего желания или намерения. Капризы
являются результатом неправильных взаимоотношений взрослых и ребенка. Обычно
каприз отражает реакцию ребенка, который знает и понимает, что именно таким
способом он сможет добиться исполнения своего намерения или желания, что
окружающие уступят, даже если поначалу и последует отказ. Таким образом,
основной способ предотвращения капризов - рациональная организация отношений в
семье, предусматривающая достаточное, но не чрезмерное внимание к потребностям
и желаниям ребенка. Непоследовательное поведение взрослых недопустимо: уступка
после первоначального отказа формирует у ребенка привычку добиваться своего
капризным поведением. Когда становится очевидным, что требования ребенка
выходят за пределы разумных, оптимальная и правильная реакция родителей -
спокойное игнорирование. Убедившись в непременной бесполезности каприза,
ребенок вряд ли будет проявлять настойчивость в их повторении.
Достаточно часто капризы имеют откровенно демонстративный
характер и выражают стремление ребенка привлечь внимание окружающих. Обычно это
происходит при недостаточном удовлетворении насущных потребностей ребенка в
любви, внимании, признании и поддержке. Наблюдается некоторое обострение и
учащение капризов в период возрастных кризисов, что связано с ростом
самосознания и стремления к самостоятельности. Ошибкой родителей в этот период
будет недооценка возросших возможностей ребёнка и сохранение привычных форм и
способов отношений. Эта ошибка может придать негативным эмоциональным реакциям
затяжной характер. Конечно, определенные притязания ребенка могут быть
объективно преувеличенными. В этом случае, если отсутствует непосредственная
угрозой жизни и здоровью, эффективен так называемый "метод естественных
последствий, когда ребёнку предоставляется возможность испытать результаты
своих капризов".
Каприз - это поведение детей, выражающееся в стремлении делать
или сделать что-то вопреки установкам взрослых. Благоприятными условиями,
которые способствуют возникновению капризов, являются неровное или физическое
переутомление, слабость психической системы, высокая эмоциональная возбудимость.
В основе каприза лежит конфликтное противоречие между
требованиями, влечениями и желаниями ребенка и возможностями, существующими в
реальности. Каприз отражает нежелание ребенка принять реальность и его
отрицательное отношение к ней, что само по себе является следствием неудачного
или еще не сформировавшегося приспособления к требованиям и установкам
реальности.
Детский каприз представляет собой чаще всего бурно выражаемую
настойчивость ребенка, добивающегося выполнения его намерений или желаний. Он
не приемлет доводов, объяснений и возражений, готов использовать любые способы
выражения неудовольствия и негодования для достижения своей цели.
Детские капризы - это эмоциональные выражения гнева и даже
злости, когда ребенок громко кричит или плачет, раскидывает вещи или топает
ногами, он готов и может кусаться, царапаться и способен причинить боль
окружающим или самому себе. Такие сцены могут иметь разную степень
интенсивности и продолжительность.
Чем чувствительнее ребенок воспринимает отказ или запрет, тем
значительнее его склонность к капризам. Если у малыша получилось добиться
желаемого с помощью каприза, он станет применять этот способ чаще и охотнее.
Собственные желания ребенка являются главный источником его
активности. Голодный младенец сообщает окружающим громким плачем о
необходимости удовлетворения его потребности. Ребенок растет и развивается,
потребности усложняются, формируются новые, среди них возникают и такие,
которые окружающие не находят нужным удовлетворять. Но если простой, но
эффективный способ добиваться своего капризами уже освоен, то несколько
результативных повторений приводят к закреплению капризного поведения.
Сформировавшееся капризное поведение характеризуется постоянной
готовностью и предрасположенностью ребенка к демонстрации определенных внешних
признаков и действий: если упрямство малыш проявляет как ответную реакцию на
какое-то требование взрослых, то капризный ребенок готов изводить родителей по
любому поводу. Упрямый добивается самостоятельности, капризный - внимания к
себе.
Упрямство ребенка чаще всего закономерный результат чрезмерной
строгости и требовательности воспитания, капризы же, напротив, являются
следствием непомерной уступчивости его взрослых.
Следовательно, можно заключить, что природа детских капризов
основана на чрезмерной уступчивости воспитателей. Чаще всего каприз - это предсказуемая
реакция ребенка, который привык к безусловному исполнению любых своих прихотей.
Неудивительно, что капризы более характерны для ребенка, который один в семье,
и на нем сконцентрировано все внимание родителей, нередко избыточное. Самый
надежный путь предупреждения и преодоления детских капризов - формирование в
семье таких отношений, когда желаниям ребенка уделяется достаточно внимания, но
при этом не всякое требование исполняется. Для преодоления капризных тенденций
простым и эффективным средством является спокойное восприятие и игнорирование
эмоциональных вспышек ребенка; при возможности следует отвлечь ребенка от
источника нервного возбуждения, постараться переключить и обратить его внимание
на какое-либо другое спокойное и увлекательное занятие.
В этом противостоянии всегда два главных участника - взрослый
человек ребенок, из которых последний категорически отказывается подчиняться
каким-либо требованиям первого, а взрослый с таким же эмоциональным
возбуждением и столь же категорично и решительно стремится добиться своего.
Выход из конфликта возможен только при обоюдном желании, достижение которого -
задача взрослого, несравненно более опытного, знающего, подготовленного,
обязанного понимать своего ребенка и помогать ему.
Множество проблем детского периода обусловлено возрастными
особенностями процесса развития, и многие поведенческие характеристики ребенка
объяснимы с этой точки зрения, естественны и с годами постепенно исчезают.
В возрасте от 1 года до 3-5 лет характер ребенка претерпевает
серьезную перестройку, в ходе которой он получает новые представления и новый
опыт, понимание и умение переживать эмоциональные состояния. В это время обычно
и начинаются первые проявления капризности.
Маленький ребенок часто плачет. Этот плач, как четкий сигнал
рефлекторного свойства, возникает у младенцев из-за голода или чувства жажды,
усталости и желания заснуть, неприятных температурных ощущениях и т. п. Ребенок
растет, но его плач по-прежнему сигнализирует окружающим о всяком неприятном и
нежелательном ощущении, вызывающим чувство раздражения и возбуждения.
Разнообразная функциональная направленность плача, который может
выражать каприз или истерику, протест или просьбу, требование или жалобу,
представлять собой плач-сигнал или плач-разряжение, формирует сложную
психическую структуру, выступает в качестве своеобразного средства общения с
окружающими.
Это важный период интенсивного и насыщенного эмоционального
развития детей. По сложившейся традиции к этому времени относят достижения
ребенка в сенсо-моторной сфере и формирование первоначальных речевых навыков, на
этом этапе малыш продолжает осваивать и совершенствовать индивидуальные
особенности аффективной организации своих взаимоотношений с окружающим миром.
Первые капризы не случайно проявляются у совсем маленьких, в
возрасте до 3 лет, когда у ребенка значительно возрастает двигательная
активность, проявляется самостоятельность и определенная настойчивость в
реализации своих желаний. В этот период маленький человек уже способен иметь
свое мнение, отнюдь не всегда похожее на мнение родителей, что может побудить
малыша искать способы утверждения своей позиции. Стремление добиться исполнения
своего желания может вызывать капризы, и упрямство в этот период - первая
своеобразная попытка самоутверждения.
Таким образом, в психологии и педагогике капризы детей - это
эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего
школьного возраста, совершить что-либо вопреки предписаниям или советам
взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями,
способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое
переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная
эмоциональная возбудимость. Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость
взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое
воздействие. Капризы свидетельствуют о фрустрации потребностей ребенка в любви,
внимании и поддержки.
 Психологические подходы к проблеме детских капризов
Исследования австрийского психолога Альфреда Адлера дают
возможность понять психологические причины большинства форм и видов негативных
поведенческих проявлений, в том числе капризов детей.
Адлер определяющее значение в формировании личности ребенка
придавал семье и окружающим его людям. Фактор социального окружения особо
подчеркивался Адлером, так как ребенок появляется на свет не с готовой
сложившейся структурой личности, но лишь с ее зачатками, которые будут
развиваться в течение всей жизни. Неразвитость чувства общности провоцирует
асоциальный стиль поведения и жизни, становится причиной детских капризов.
Развитие чувства общности Адлер связывал родителями, прежде всего, с матерью
ребенка. Отверженные дети, лишенные эмоциональной близости с родителями,
никогда не обретут чувство общности. Нет его и у избалованного ребенка, потому
что индивидуальное чувство общности, возникающего только с матерью, не
распространяется на других людей, которых избалованный ребенок воспринимает как
чужих и недобрых.
Главная жизненная цель - достижение превосходства над другими.
Она формируется в начале жизни "как реакция на чувство неполноценности,
которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости", которому
способствует неправильное семейное воспитание ребенка - "сверх-потворство,
недостаток любви к ребенку".
Анализ социализации развития психики ребенка позволил
исследователям разобраться в природе таких важных феноменов, как негативизм и
конформизм, способствовал пониманию условий, препятствующих формированию
желательного в социальном смысле поведения.
Немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер исследовал
возникающие в связи с кризисом первого года жизни протестные акты, стремление
противопоставить себя другим. Эти явления Кречмер определил как гипобулические,
так как они, выражая капризное поведение, относятся "к волевой реакции,
представляют качественно совершенно другую ступень в развитии волевых действий
и не дифференцированы по воле и аффекту".
Реакции ребенка такого рода в кризисный возрастной период
нередко проявляются с большой силой и интенсивностью, особенно при ошибках
воспитания. Ребенок, получивший отказ или встретившийся с непониманием,
проявляет характерное капризное поведение, выражающееся в резком нарастании
аффекта, доходящего часто до того, что малыш "ложится на пол, начинает
неистово кричать, отказывается ходить, если он ходит, бьет ногами об пол".
Анри Валлон считал, что дети не могут нормально и полноценно
развиваться вне социальной сферы, которая оказывает определяющее влияние на
становление личности. В своей теории ученый стремился избежать крайностей,
оказываясь сводить психическое развитие к буквальному биологическому
созреванию, равно как и отождествлять его с простым усвоением определенной
социальной роли и поведения. Каприз детей - это не дело природы; это дело
дурного воспитания... У вашего воспитанника будут только те капризы, которым вы
его научите; справедливость требует, чтобы вы несли сами и наказание за слои
ошибки.
Валлон указывал, что развитие психики ребенка происходит как
последовательная смена стадий, приводящая к структурной перестройке психики,
когда трансформируются не только отдельные ее процессы, но личность в целом.
Развивающие влияния окружающего мира переживаются ребенком, связь детей со
взрослым миром и миром материальных предметов опосредуется эмоциями. По мнению
Валлона, способность ребенка к психической деятельности вырабатывается
благодаря эмоциям. Ученый указывал на значительную роль эмоций, потому что
именно они объединяют и способствуют развитию различных сторон психики. Эмоции
объединяют внутренний мир ребенка и внешнюю среду, органику и психику. Вот
почему, "плач ребенка, связанный изначально с неудовлетворением
физиологических потребностей, начинает постепенно сигнализировать о
психологической фрустрации ребенка".Валлон указывает, что к трехлетнему возрасту общность ребенка с
окружающим пропадает, и у него формируется потребность завоевывать и утверждать
свою самостоятельность, а это неизбежно приводит ребенка к ряду конфликтов.
Противопоставление себя окружающим выражается в капризах, в результате которых
ребенок невольно конфликтует с окружающими "только потому, что хочет
испытать собственную независимость, ощутить собственное существование".
Детская психологии в России в процессе своего формирования
вобрала в себя лучшие традиции и достижения отечественной педагогики,
психологии, философии. Определяющее значение для формирования научного подхода,
направленного на исследование генезиса психического развития детей на основе
биологического и физиологического созревания ребенка имела теория выдающегося
физиолога и психолога Ивана Михайловича Сеченова, который доказал, что только
метод генетического наблюдения позволяет осуществить объективное исследование
психики. Основываясь на антропологическом принципе, Сеченов обосновал
представление о поведении человека как рефлекторном взаимодействии организма с
окружающей средой. Ученый доказывал, что развитие психики происходит в процессе
интериоризации или трансформации внешних воздействий во внутренние. Применяя
законы, на основе которых формируются рефлексы, можно составлять образцы
поведения, которые предупредят у ребенка появление аморальных или негативных
качеств.
Формирование капризного поведения ребенка Сеченов объяснял тем,
что в процессе развития конкретных представлений ребенок приобретает способность
и возможность получать удовольствие от целого образа, формы, "с
представлениями о них у него всегда ассоциируются наслаждения во всех сферах
чувств, поэтому неслучайно детей называют эгоистами". Вместе с развитием
страстных психических образований у ребенка формируются и желания. Ему,
например, полюбился образ горящей свечки; он часто видел, как зажигают ее, и в
голове его возник ассоциативный ряд звуков, движений, образов. Ребенок спокоен,
но вот он слышит характерное шарканье спички - радость, возбуждение, крики.
Очевидно, что звук зажигающейся спички вызывает у него ощущение, доставляющее
ему удовольствие, и это побуждает его проявлять радость. Но свечку не зажигают,
и "ребенок начинает капризничать и плакать. Говорят обыкновенно, что каприз
является из неудовлетворенного желания. Или при укладывании в кровать ребенку
обычно рассказывали сказку, которая вызвала его восторг, в голове его
образовалась ассоциация страстных слуховых ощущений с ощущениями от постели.
Всякий раз перед засыпанием он станет требовать сказку, "и будет ныть до
тех пор, пока желание не исполнится, и ему не расскажут сказку. Зрительное
желание если и отличается от жажды или голода, то только тем, что с томительным
ощущением связано образное представление: в слуховом ощущении, наряду с
томлением, проявляется представление звука. Непосредственное томительное
ощущение происходит из особенной организации нервных механизмов. Это делает
понятным механизм каприза. Всякое желание, будучи столько же томительным, как
жажда и голод, всегда вызывает при долгом неудовлетворении ту же реакцию, как и
последние. От голода и жажды ребенок обычно плачет и капризничает, очевидно,
там должно быть то же".


доминирование красоты и силы духа
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: