Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ElviraOaДата: Понедельник, 11.09.2017, 09:54 | Сообщение # 1
Маркиза
Группа: Амазонки
Сообщений: 36
Статус: Offline
Самоопределение.
Самоопределение, как профессиональное, так  и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества,принятие своего места в нем. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).
Самоопределение связано с новым восприятием времени — со­отнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точ­ки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринима­лось и не переживалось, теперь осознается временная перспекти­ва: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее.
В ходе исследования, проведенного Снегиревой, выявлены несколько типов временной структуры «Я», выражающиеся в соот­ношении между прошлым, настоящим и будущим «Я».
В раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается вариант, при котором кри­тичность к прошедшему детству сопровождается умеренно вы­сокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на буду­щее. «Я-прошлое» представляется чуждым, и отношение к нему неизменно  критическое. «Наличное Я» в большей степени тяготеет к будущему и выступает как новая ступень в личностном самоопределении. Вероятно, такой вариант в большей степени соответствует юношеской возрастной норме - сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее.
Значительно у меньшего числа старшеклассников все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.
Самооценка.
Построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможно­стях. Юношеский возраст связан с изменением самооценки личности.
По американским данным, подростки 12-13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оце­нивают их отрицательно, их самоуважение несколько снижается. После 15 лет самоуважение снова возрастает, не только компен­сируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников.
Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямо­линейно, то теперь — более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой характер, но он меня устраи­вает».
Варианты самооценки старшеклассников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников — она относительно устойчива, высокаадекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои воз­можности и не слишком тревожны.
Часть старшекласс­ников и в 11 классе сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей.
Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, пере­живанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.
Личностныеособенности.
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тре­вожности и разнообразие вариантов личностного развитая, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Стабилизация личности
на­чинается с формирования «Я-концепции» на границе подростко­вого и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в боль­шей степени  принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.
Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно развивается  саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общи­тельность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Де­ти в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдер­жанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль.
Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему ми­ру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и дру­гих проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.
Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциа­ция, то  есть развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является
достаточно гибким. Наряду с этим иног­да наблюдается своеобразная
инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми.
Период ранней юности характеризуется большими противо­речиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих со­циальных установок.  К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Общение.
Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени приходится на общение со сверстниками. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в этом возрасте связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди подростков и молодых людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.
В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со
взрослыми. В ранней юности по сравнению с отрочеством снижается острота межличностных конфликтов и в меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношени­ях с окружающими людьми. Отношения становятся более ровными, менее кон­фликтными, чем были в подростковом возрасте Старшеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием отно­сятся к ним.
Профориентация.
С профессиональным самоопределением связано измене­ние учебной мотивации. В старшем школьном возрасте появляется созна­тельное  отношение к учению. Старшеклассники, ведущей деятельностью которых является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным обра­зом, те предметы,
которые им будут нужны в дальнейшем, их сно­ва начинает волновать успеваемость (если они решили продол­жить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. От старшего подростка общество требует профессионального са­моопределения,  хотя и первоначального. При этом он должен раз­обраться в собственных способностях и склонностях, иметь пред­ставление о будущей профессии.
Далеко не все старшие подростки к концу 9 класса могут выбрать профес­сию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. По­этому они склонны продолжить обучение в школе. На это реше­ние влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сло­жившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть  девятиклассников, не удовлетворен­ных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, на­против, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызы­вает у них опасения. Большинство старших школьников к окончанию школы самоопре­деляются в будущей профессии. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успе­хах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того,
насколько рано или поздно происходит окончательное про­фессиональное
самоопределение. На что ориентируются старшеклассники при выборе профес­сии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора:  престижность профессии (ее социальная ценность), качества лич­ности,  присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений,  характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов ста­новится материальный — возможность много зарабатывать в бу­дущем.
Нравственное самосознание.
На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциональный (по Колбергу).
Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые – учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения у сверстников, то старшеклассник больше ориен­тируется на собственные взгляды, убеждения, которые формиру­ются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности свя­заны с выработкой мировоззрения. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не ре­шаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских
позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам,
отказываясь от своих прежних решений или упрочи­ваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.
* * *
Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без до­статочной  уверенности в себе, принятия себя он не сможет сде­лать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому са­мооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.
Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение.  Центральным новообразованием периода  становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшекласс­ник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
****
Психические особенности развития в юношеском (15-21 лет) возрасте
Юность – определённый этап созревания и развития человека, лежащий между
детством и взрослостью. Возрастные границы условны – от 15-16 до 18–21 года. Это период жизни, когда человек проходит путь от неуверенного,
непоследовательного подростка притязающего на взрослость до действительного повзросления.
Юность — период завершения физического созревания; на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных
неравномерностью созревания в кризисе отрочества. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юноши догоняют и опережают в своем физическом развитии девушек. Юношам и девушкам, как и подросткам, свойственно повышенное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Однако общее эмоциональное самочувствие юношей и девушек становится более ровным.
Юность — завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Подавляющее большинство юношей и девушек — это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем определенная часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность.
Период юности — это период самоопределения. Самоопределение – социальное,личностное, профессиональное, духовно - практическое — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение, сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. В возрастной психологии установлено, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного
заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий.
Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой — по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан безусловно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их.
Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к социальной структуре, к процессу обучения, к педагогам, к одноклассникам. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассник еще принадлежит школе, референтные группы все чаще находятся вне ее.
Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности — она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах — это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы мотивации учения и связанной с ней дисциплины на уроках. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и
становятся действенными. У юношей и девушек появляется интерес к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем.
Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности,
ответственности за ее процесс и результаты. Обучение в школе дополняется
образованием во внешкольных образовательных учреждениях и
самообразованием.
Одной из важных для современных старшеклассников является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу.
Другая, отмечаемая психологами проблема, установка на продление моратория относительно вопросов, связанных с будущим. У некоторых юношей и девушек иногда наблюдается «лихорадочная» активность, в результате которой учебные дела отступают на второй план, а на первый план выдвигаются не связанные с учебой разнообразные виды деятельности (общение, участие в неформальных молодежных движениях, спорт, самодеятельность, посещение разного рода подготовительных курсов и пр.).
В юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама общность со взрослыми,
в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, — все то, что связано с жизненным самоопределением. Но общение со взрослыми, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности.
Нормой и важнейшим условием само-тождественности (самоидентификации, принятия себя) является процесс индивидуального обособления в деятельности и личной ответственности за нее внутри группы сверстников. Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, юноша не может выработать необходимых для самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает
юноше обособление от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство
эмоционального благополучия и устойчивости.
В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию — с другой.
Юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в
самовыявлении, раскрытии своих переживаний — выше интереса к чувствам и
переживаниям другого. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях,
неудовлетворенность ими. Типичная черта юношеских групп — высокая конформность.
Отстаивая свою независимость от старших, юноши зачастую не критически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.
Юность бескомпромиссна, для юноши типично стремление быть самим собой, жажда само-раскрытия. Интимная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет поэтому важное значение.
Главные новообразования юношеского возраста — само-рефлексия,осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность
к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни,
постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия Я к практическому воплощению его в различных видах
жизнедеятельности. Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть и активной, и созерцательной, жизненный план — это план потенциально возможных
действий. Жизненные планы старшеклассников как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны.


доминирование красоты и силы духа

Сообщение отредактировал ElviraOa - Понедельник, 11.09.2017, 10:23
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: