Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
ElviraOaДата: Воскресенье, 10.09.2017, 09:01 | Сообщение # 1
Маркиза
Группа: Амазонки
Сообщений: 36
Статус: Offline
В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростко­вым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потреб­ности  интеллектуального и социального порядка, иногда — внутрен­ние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
Типы личностного развития. Как протекает процесс развития в ранней юности? Встречаются четыре варианта развития.
Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продви­гаются  к переломному моменту в своей жизни, а затем относи­тельно легко включаются в
новую систему отношений. Их жизнь остается спокойной и упорядоченной, они
больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на ав­торитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, более по­верхностны в своих привязанностях и увлечениях.
К полноценному становлению личности  приводят  поиски  и  сомнения,  характерные для юношеского возраста. Те, кто про­шел через них, обычно в
большей мере независимы, творчески от­носятся к делу, обладают более гибким
мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, — по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности прохо­дил в это время легко.
Третий вариант развития - это быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высоко­му уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жиз­ненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее разви­ты рефлексия и эмоциональная сфера.
Четвертый вариант развития связан с особенно мучительными поисками своего пути. Недостаточное развитие ре­флексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенси­руется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследо­вательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Такие дети не уве­рены в себе и себя плохо понимают. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Вступив во взрослую жизнь, они еще долго не обретают устойчивого положения.
Условия личностного развития. Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. В пере­ходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. При благоприятном стиле отношений в семье после подростко­вого возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно вос­станавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.
С родителями обсуждаются в это время жизненные перспекти­вы, главным образом, профессиональные, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослы­ми знакомыми, чье мнение для них важно.
К близким взрослым старшеклассник как бы примеривает свое идеальное «Я» — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как ро­дители». Те мнения и ценности, которые они получают от взрос­лых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в обще­нии со сверстниками — общении «на равных».
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления само-определения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным.
Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. С лучшим другом или подругой обсужда­ются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоя­щее время, отношения со сверстниками — представителями про­тивоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержа­ние такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспек­тивы, которые обсуждаются с родителями.
Об­щение со сверстниками требует взаимопонимания, внутренней близости, откровен­ности. Оно поддерживает само принятие, само уважение.
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появле­нии любви. Юношеская любовь предполагает большую степень ин­тимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.
Старшеклассники так же, как и подростки, склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников. Не только в сред­них, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие познавательных процессов.
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрос­лого человека, включая самые сложные.
К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий,совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно.
Это означает сформированность теоретическо­го или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на
основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть,  способность к индукции и дедукции.
Развитие способностей.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
Ранний юношеский возраст являются доста­точно сензитивными для развития всего комплекса разнооб­разных способностей, и их практическое использование влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста увеличиваются.


доминирование красоты и силы духа

Сообщение отредактировал ElviraOa - Воскресенье, 10.09.2017, 09:14
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: