Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ElviraOaДата: Пятница, 08.09.2017, 04:32 | Сообщение # 1
Маркиза
Группа: Амазонки
Сообщений: 36
Статус: Offline
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные ус­тановки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовы­ражение и самоутверждение.
Эмоциональная сфера.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста — личностная нестабильность. Противоположные черты,   стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Личностные особенности.
Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. Конечно,подростку еще да­леко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах.
Подражание внешним формам поведения. Самый легкий способ достичь цели«быть как взрослый» состо­ит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Под­ростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются автори­тетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отно­шений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки.
Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становит­ся тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли,
выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция под­ражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью  взрослым  женщинам. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.
К своему физическому развитию мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с 5—6 классов многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике врослости: одежде, косметике, приемам кокетства.
Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в без­опасности, психологи рассматривают как механизм психологи­ческой защиты и называют социальной мимикрией.
Чувство взрослости. Одновременно с внешними проявлениями взрос­лости  возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости  становится центральным новообразованием   подросткового возраста. Как проявляется чувство взрослости подростка? Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, от­стаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляет­ся и в стремлении   к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные  вкусы, взгляды,  оценки, собственная  линия поведения. Подросток с жа­ром отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок бу­дет столь же эмоционально.
Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения  подростка. Это могут быть отношения со сверстни­ками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная само­стоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.
Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутин­ных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему бра­ту, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития  морального сознания, и немногие способны принять на себя от­ветственность
за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.
Я-концепция. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». «Я-концепция»— система внутренне согласованных  представлений  о себе, образов «Я».
У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекатель­ности, представления о своем уме, способностях в разных облас­тях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так назы­ваемое  реальное«Я».
«Я-концепция» включает три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий.
Познание себя, своих различных качеств приводит к формиро­ванию  когнитивного компонента«Я-конпеп­пии».  Оценочный компонент связан с тем, что для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка сво­их качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети по­этому  по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего ин­теллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о се­бе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девоч­ка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осо­знании своих возможностей
идеальное «Я» может силь­но отличаться от реального. Тогда переживаемый
подростком раз­рыв между идеальным образом и действительным своим положе­нием приводит к неуверенности в себе, что внешне может выра­жаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется  достижимым, он побуждает к самовоспита­нию.
Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записы­вается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным — на­чинает читать художественную и научную литературу.
Характер.
Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена  следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.
Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто вос­хищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.
В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
Отношения со взрослыми и сверстниками
Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых и в разнообразных  увлечениях — не учебных заняти­ях.
Увлечения.
Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлет­воряя и потребность в самостоятельности, и познавательную по­требность, и некоторые другие.
Видыувлечений. Как правило, увлечения имеют не учебный характер. Пересе­каться со школьным обучением могут только увлечения интел­лектуально-эстетические. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию — истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов.
На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические увлечения. Изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, уча­стие
 в художественной самодеятельности — любое дело становится всего
лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих
занятий, выделиться, воз­выситься в глазах окружающих.
Детям с аналогичной личностной направленностью свойственны и  лидерские увлечения, ко­торые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то  организовы­вать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.
Телесно-мануальные увлечения связаныс намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта, это вождение мо­тоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом раз­виваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями.
Накопительские увлечения —прежде всего коллекционирова­ние во всех его видах. Страсть к коллекционированию может со­четаться с познавательной потребностью (например, при коллек­ционировании марок), со склонностью к накоплению материаль­ных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих кам­ней), с желанием следовать подростковой моде (собирание накле­ек, этикеток от импортных бутылок).
Самый примитивный вид увлечений — информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком обще­нии со сверстниками — во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это многочасовые пустые разго­воры в привычной «дворовой» компании. Это время препровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подростков.
В среде подростков, лишенных содержательных увле­чений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но, тем не менее, это — один из наи­более действенных путей их профилактики.
Общение.
Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков.
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему
значению для психического развития системы взаимоотно­шений: одна — со
взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы взаимо­отношений нередко входят в противоречие друг с другом по содер­жанию и по регулирующим их нормам.
Отношения со сверстниками обычно управляются нормами рав­ноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются  неравноправными. Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению акту­альных интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих от­ношений), становится своеобразным психотерапевтом.
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их об­щение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».  Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно.
Для подростка важно иметь референтную группу, цен­ности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех под­ростков принимают в группы, часть из них оказывается изолиро­ванной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе осо­бого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.
При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответ­ствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказы­вают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.
Отноше­ния со взрослыми.
Еще одна значимая сфера отношений подростков — отноше­ния со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родите­лей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ре­бенка, как это было в младшем школьном возрасте.
Подростковые конфликты. Конф­ликты между подростками и взрослыми возникают, в частности,по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его вы­бором друзей.
Подросток требует расширения своих прав, а не только под­черкиваемых взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно.
В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.
Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник,— переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.
Стили семейного воспитания. Остановимся на наиболее распро­страненных стилях семейного воспитания, определяющих осо­бенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.
Демократичные родители ценят в поведении подростка и само­стоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жиз­ни; не ущемляя его прав,
одновременно требуют выполнения обя­занностей. Контроль, основанный на разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто при­слушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отно­шениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословно­го подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями на­рушается. Часть подростков идет на конфликт (например, маль­чик, отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсут­ствие родителей врезать замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверст­ники, пользующиеся большей свободой.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбежна полная по­теря контакта. Еще более тяжелый случай — жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили  же­стокое обращение в семье.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсут­ствием контроля — гипоопека  тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения де­тей, то
оно становится зависимым от других, внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.
Родительская любовь — совершенно необходимое, но не доста­точное условие благополучного развития подростка. Гиперопека  излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — при­водит к пассивности, несамостоятельности,
трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни вос­питывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути лич­ностного роста обоих — и подростка, и его мамы.
Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях ро­дителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близ­кий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачника-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекват­ные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается ду­ховная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается
 повышенная  моральная ответственность, может раз­виться невроз.
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требова­ний, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.
Если потребность в полноценном общении со значи­мыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей по­являются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены: разрыв с другом или кон­фликт в классе может быть компенсирован общением с родителя­ми или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоциональ­ного тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.


доминирование красоты и силы духа

Сообщение отредактировал ElviraOa - Пятница, 08.09.2017, 05:13
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: