elenamordant | Дата: Суббота, 26.08.2017, 06:35 | Сообщение # 1 |
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Очень существенным является организация первичного приема ребенка, т. е. первая встреча ребенка в яслях (или в доме ребенка, в санатории), первые впечатления от детского учреждения. Лучше, если вновь поступающий ребенок придет позже всех, корда воспитательница может оказать ему большее внимание. Ласковая улыбка, предложение поиграть с любимой игрушкой могут облегчить расставание с родителями. Необходимо принять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние. Однако ни в коем случае нельзя применять ни насильственного кормления, ни насильственного укладывания, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения. Не может быть единого рецепта для всех детей. Разные типологические особенности их высшей нервной деятельности и различные предшествующие условия воспитания требуют индивидуального подхода к каждому ребенку. В первые дни пребывания в новых для него условиях воспитания особенно велико значение индивидуального подхода к ребенку. Особенно осторожно следует отнестись к прививкам. Нельзя делать прививки ни в первый месяц пребывания в детском учреждении, ни накануне поступления. Все прививки делаются не позднее чем за 2 недели до поступления или их надо отложить до окончания периода адаптации. В течение периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением ребенка. Воспитательница группы ежедневно, вплоть до полного привыкания ребенка, в групповом дневнике отмечает аппетит, сон, эмоциональное состояние и особенности поведения вновь принятых детей. Придя на работу, врач и педагог прежде всего узнают самочувствие вновь поступивших детей и, ознакомившись с записью в дневнике, вместе с воспитательницей решают, что нужно предпринять, чтобы быстрее улучшить состояние ребенка. Показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоционально-положительное состояние, активное поведение ребенка и соответствующая возрасту нормальная прибавка в массе. По мере привыкания у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния ребенка. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы, если у ребенка сохраняется пониженный эмоциональный тонус. Чем скорее будет установлено единство воспитания в семье и детском учреждении и чем больше применяемые к ребенку в детском учреждении подходы будут соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, тем скорее и без болезненнее будет привыкание детей к новым условиям. При переходе к другой воспитательнице и в новый коллектив у некоторых детей также отмечаются нарушения обычного поведения. Передавая ребенка, следует сообщить персоналу следующей группы о всех особенностях данного ребенка и приемах, которые давали положительные результаты при его воспитании. Дети, воспитывающиеся в яслях или в доме ребенка, после 3 лет переходят в детский сад или детский дом. Хотя в этом возрасте дети значительно легче осваиваются в новых условиях, все же некоторые из них теряют ранее приобретенные навыки; плохо засыпают в первые дни, отказываются есть, тоскуют. Нужна правильная организация перевода и полная преемственность в системе воспитания этих учреждений. Дети легко переносят изменения, если тем изменениям, которые произошли в уровне их развития. Например, дети 9—10 мес, легко переходят на новый режим, если он соответствует происшедшему с возрастом удлинению периода их бодрствования. В таком случае вредным является, наоборот, сохранение прежнего режима, так как он уже не отвечает состоянию ребенка. Дети легко переносят также изменения в методике проведения того или иного процесса в том случае, если эти новые приемы определяются их общим развитием. Например, ребенок 1 года 2 мес — 1 года 3 мес легко и охотно привыкает к самостоятельной еде, так как к этому времени движения руки у него уже достаточно развиты и велико также стремление к самостоятельности — «сам». Если этого ребенка продолжать кормить по-прежнему, он вследствие возросшей активности не будет спокойно сидеть и ожидать, пока дадут ложку с пищей, а начнет шалить, отвлекаться, что мешает кормлению и нарушает аппетит ребенка. Таким образом, надо своевременно вносить необходимые изменения, соответствующие уровню развития детей. Нельзя допускать резкого и частого нарушения многих стереотипов. Неправильно, например, при переводе ребенка из одной группы в другую менять у него одновременно и режим, и методику кормления, и способ укладывания. Ребенок не справляется с такой сложной переделкой ранее сложившихся у него стереотипов, что и может повести к срыву в его поведении. Если к моменту перевода ребенка в новую группу ему по возрасту и состоянию необходимо изменить режим, надо либо перевести ребенка на новый режим примерно за неделю до перевода, либо временно сохранить в новой группе прежний режим до того, как ребенок привыкнет к новым условиям. В жизни маленького ребенка, а тем более в последующие годы неизбежны различные изменения. Поэтому воспитывать ребенка надо так, чтобы в случае необходимости он легко справлялся с этими изменениями, для чего следует не только создавать различные стереотипы, но и постепенно очень осторожно тренировать нервную систему ребенка в способности изменять некоторые свои привычки в зависимости от изменившихся условий. Такой тренировкой в какой-то мере является введение разнообразного рациона питания, изменение температуры воды при обливании и проведении других закаливающих процедур, а также разнообразие впечатлений, содержания занятий, изменения жизненных ситуаций. При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое, активное состояние. В этом состоянии они правильно реагируют на предложения взрослых, охотно едят, спокойно идут спать. Они очень эмоциональны: часто улыбаются,смеются, очень подвижны, деятельны, ласковы. Такое поведение свидетельствует о состоянии оптимальной возбудимости нервной системы. Однако анализ поведения детей первых 3 лет обнаруживает крайнюю неустойчивость состояния возбудимости. Иногда от незначительной причины (например, небольшого изменения режима) ребенок приходит в состояние повышенного возбуждения, при котором нарушается все его поведение: он начинает громко кричать, отказывается выполнять ранее установленные правила, упрямо требует того, что дать ему нельзя. Его бодрое состояние так же легко может смениться вялым — движения становятся замедленными, он перестает играть, ходит по комнате, ничего не делая, или сидит, вяло перебирая руками какие-либо предметы. Такое поведение свидетельствует о возбудимости нервной системы. Повышение и понижение возбудимости наблюдается у детей раннего возраста сравнительно часто. Однако названные состояния нельзя признать естественными, присущими детям этого возрастного периода. Подобные нарушения возникают главным образом в результате ошибок воспитания. Все нарушения возбудимости у здоровых детей являются временными, часто даже кратковременными. Правильными воспитательными приемами можно снова привести возбужденного или вялого ребенка в уравновешенное состояние. Однако следует учесть, что частые состояния повышенного возбуждения ребенку вредны, так как при них происходит большее расходование нервной энергии, вследствие чего быстрее наступает утомление. Отрицательно влияют на ребенка и частые состояния пониженной возбудимости. Вялые дети не могут хорошо воспринимать окружающее, что, конечно, неблагоприятно отражается на умственном развитии. Таким образом, частое повышение или понижение возбудимости нервной системы вредно для здоровья и развития детей. При воспитании надо знать причины нарушения возбудимости нервной системы детей и уметь правильными приемами как можно скорее выводить из этих состояний. Основными причинами нарушения состояния оптимальной возбудимости являются: 1. Заболевания. Каждое, даже незначительное,заболевание влечет за собой те или иные изменения в состоянии нервной системы: падает работоспособность, ребенок становится либо повышенно раздражительным, либо, наоборот, вялым, в зависимости от тяжести заболевания и типологических особенностей высшей нервной деятельности. Изменяется и его обычное поведение. Нарушение оптимального состояния возбудимости отмечается у детей иногда даже за несколько дней до наступления клинических проявлений заболевания. 2. Недостаточное удовлетворение органических потребностей ребенка и различные неприятные физические раздражения. Даже незначительное нарушение в удовлетворении физиологических потребностей растущего организма ребенка может изменить его уравновешенное состояние. Небольшое запаздывание с обедом, несвоевременное укладывание, недостаточная чистота окружающего воздуха, неудобная одежда, мешающая движению, небольшие опрелости — все это может служить поводом для возникновения повышенной раздражительности или вялости ребенка. Поэтому правильное и полноценное питание, точное выполнение режима, тщательный гигиенический уход являются условиями, поддерживающими состояние оптимальной возбудимости. 3. Отсутствие условий для активной деятельности,в частности для движений. Вспышки возбуждения, наблюдающиеся иногда в поведении детей, являются результатом однообразия впечатлений отсутствия условий для движений и разнообразной деятельности ребенка. 4. Недостаточное общение со взрослыми. Не получая удовлетворения этой потребности, у ребенка прежде всего снижается эмоциональное состояние, он становится вялым или повышенно раздражительным. 5. Неправильные подходы взрослых. Одной из наиболее частых причин нарушений возбудимости нервной системы детей является отсутствие единства и постоянства в подходах к ним взрослых. Нельзя ожидать спокойного поведения ребенка,если нет договоренности и единства в приемах между всеми лицами, принимающими участие в его воспитании. Показано изменение поведения девочки О., 8 мес 20 дней. В пятницу ребенок находился преимущественно в бодром состоянии, только к концу бодрствования отмечалось незначительное кратковременное возбуждение. После выходного дня, проведенного дома, поведение ребенка в яслях было совершенно иное — во время бодрствования она много плачет, отрезки спокойного состояния очень незначительны, нарушен и сон ребенка. Резкие окрики, неровное обращение (от ласки к угрозам), насильственное прекращение деятельности ребенка (например, закрывают книжку, которую ребенок внимательно рассматривал) приводят к упрямству, повышенной раздражительности и вспышкам возбуждения. Ребенок приходит в возбужденное состояние, если его обманывают (например, если старшая медицинская сестра, давая горькое лекарство, скажет, что оно вкусное, или мать, пообещав гулять после того, как ребенок уберет игрушки, не выполнит обещания). Иногда взрослые намеренно вызывают раздражительное состояние. Например, взяв чужого ребенка на руки, отец говорит дочери: «Моя дочка Зиночка, а не ты». Особенно отрицательные реакции ребенка происходят при резком срыве ранее создавшейся у него установки. Например, ребенок принес с прогулки найденный им камушек или какую-то дощечку и радостно показывает матери: «Мама, посмотри, что я нашел». Если мать вырывает этот камушек из его рук и со словами «всякую грязь тащишь в комнату», выбрасывает его, то вполне естественна резкая вспышка возбуждения, плач ребенка. Или такая же вспышка возникает, когда, создав у ребенка предварительную установку «сейчас пойдем гулять» или «я куплю тебе лошадку» и ничего не объяснив, мать меняет свое решение. Очень отрицательно отражается на поведении детей частые требования затормозить, прекратить то или иное действие — «нельзя двигать стулья», «не бери куклу, разобьешь», «нельзя залезать на диван», «не бегай». Эти частые запрещения неизбежно вызывают перенапряжение процесса торможения. Одни дети в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия отвечают бурной вспышкой возбуждения, бросаются на пол, бьют ногами или упрямо с криком требуют желаемого. Другие становятся вялыми, пассивно подчиняющимися, что свидетельствует о понижении возбудимости нервных клеток. Формирование тормозных процессов является одной из задач при воспитании детей. Надо приучать их воздерживаться от некоторых опасных или вредных для окружающих действий, но прежде всего надо создать все условия, обеспечивающие активную деятельность ребенка. Например, запрещать двигать стульями надо, но взамен необходимо предоставить детям возможность двигать, например, каталки, так как движения являются физиологической потребностью. Можно уже приучать ребенка спокойно подождать, пока воспитательница, объяснив другому ребенку, как надо лепить, подойдет и к нему. Но и в этом и в другом случае заставлять детей долго ждать и часто ограничивать проявления активности ребенка нельзя. Особенно вредно тормозить движения детей. Недопустимо «фронтальное» проведение гигиенических процессов и кормления, когда, посадив детей за стол, им не разрешают начинать есть, пока все не сядут, или, взяв в раздевалку всех 18—20 детей заставляют сидеть ожидая, пока до них дойдет очередь одеваться. Это ведет к длительному тяжелому для них бездеятельному ожиданию. Длительные отрезки бездеятельного состояния неизбежно приводят всякого здорового активного ребенка к возбуждению — он начинает шалить, толкать детей, стучать. 6. Утомление — это физиологическое состояние,которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка. Психически оно ощущается как чувство усталости. При утомлении происходят изменения высшей нервной деятельности: падение работоспособности, нарушение возбудимости коры головного мозга, удлинение латентного периода реакции, нарушение тормозных процессов. Быстрота наступления утомления не является постоянной, а зависит от ряда условий: 1) от физического состояния ребенка и индивидуальных особенностей его высшей нервной деятельности — ребенок физически слабый или легко возбудимый утомляется быстрее; 2) от характера деятельности. Занятие, в котором участвуют несколько анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный), может длиться дольше. Так, например, музыкальное занятие при правильном его проведении может продолжаться 20—25 мин, не вызывая признаков утомления, а рисование — только 5—7 мин; 3) от степени требуемого от ребенка напряжения.Например, индивидуальное занятие одного и того же вида короче, чем групповое. Это объясняется тем, что при индивидуальном занятии ребенок беспрерывно получает какие-то воздействия взрослого либо действует по его указанию. В групповом же занятии имеются короткие периоды отдыха, когда воспитатель занят с другим ребенком. Самостоятельная деятельность одного и того же характера может длиться дольше, чем занятие; 4) от эмоционального отношения детей к данному занятию. Тем, что нравится, вызывает интерес, дети могут заниматься дольше; 5) от успешности выполнения действий. Если действия ребенка, несмотря на усилие, не достигают желаемого результата, ребенок быстро устает; 6) работоспособность увеличивается также и от тренировки. При систематическом поведении каких-либо занятий постепенно увеличивается период непрерывной продуктивной деятельности ребенка и общая длительность занятия. Утомление, возникшее после длительной деятельности, можно снять, обеспечив своевременный и полноценный отдых, после чего работоспособность легко восстанавливается и утомление не оставляет отрицательных последствий. Имеется три основных вида отдыха: 1) глубокийсон; 2) активный отдых — в виде смены характера деятельности и 3) пассивный отдых. Основным и наиболее эффективным отдыхом является сон, при достаточной длительности которого происходит восстановление работоспособности. Активным отдыхом после сидячего занятия(например, лепки, рисования) может быть прогулка или самостоятельная подвижная игра. Пассивный отдых (посидеть, полежать, ничего не делая) для детей раннего возраста невозможен. Заставить ребенка в полном покое сидеть или лежать даже короткое время, ничем, его не заняв, не удается. Сохранить статическое положение маленькому ребенку очень трудно. Даже небольшая статическая нагрузка вызывает наиболее быстрое утомление. Если утомившийся ребенок мало или плохо отдохнул, то при последующем бодрствовании он значительно быстрее устает и нарушения его поведения становятся более глубокими. Если же это повторяется часто, то наступает переутомление, при котором у детей понижается аппетит, ребенок становится раздражительным, плаксивым, нарушается сон — ребенок трудно и длительно не может заснуть, сон тревожный, прерывистый (девочка К., 2 года 10 мес, проснувшись, пожаловалась: «У меня дырявый сон»). Маленький ребенок не может не только сказать, но и понять, а тем более управлять своим поведением. Иногда он упрямо заявляет, что не хочет идти спать, хотя все признаки утомления налицо. Поэтому очень важно правильно организовать жизнь детей предупреждая возникновение утомления, своевременно обнаруживать первые признаки падения работоспособности и обеспечить отдых. О наступившем утомлении можно узнать по изменению обычного для данного ребенка поведения. Эти признаки у детей раннего возраста разнообразны. Нарушается координация движений, особенно движений руки. Например, ребенок, который хорошо и быстро складывал пирамидку из 10—12 колец, в конце бодрствования при складывании делает много ошибок, движения становятся замедленными, а иногда кольца даже падают. Появляется общее двигательное беспокойство —ребенок возбужденно много бегает, бесцельно лазает, по пути задевая детей и предметы. Взрослые часто неправильно принимают такое поведение за бодрое состояние. Но последующее плохое засыпание или необоснованный плач свидетельствуют о том, что это возбуждение было признаком утомления. Можно отметить и противоположное состояние —вялость. Ребенок вяло передвигается по комнате, посаженный за стол ест очень медленно, иногда забирается в уголок и сидит там, ничего не делая. Появляются несвойственные данному ребенку агрессивные действия, необоснованные конфликты с детьми, проявление упрямства , что указывает на ослабление тормозных процессов. Нарушается сосредоточенность, устойчивость внимания во время занятий появляются частые и все более длительные отвлечения, игра становится менее продолжительна, чем обычно. Периоды непрерывной деятельности становятся все короче. Действия ребенка при утомлении становятся более примитивными. Он как бы соскальзывает на более низкую ступень развития. Например, построив дом, стол, ворота, он начинает бесцельно передвигать кубики по столу, стучать ими или разбрасывать их по столу. Более замедленными становятся движения, ответы на вопросы, увеличивается латентный период его реакций. Иногда при утомлении у детей восстанавливаются ранее сформированные и, казалось бы, давно изжитые автоматические движения — сосание пальцев, автоматические раскачивания, какие-либо другие навязчивые движения (дергает себя за волосы, теребит пуговицу, сосет губу)
туман тайны
Сообщение отредактировал elenamordant - Суббота, 26.08.2017, 07:03 |
|
| |