Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Особенности развития детей от 3 до 7 лет
elenamordantДата: Четверг, 24.08.2017, 04:33 | Сообщение # 1
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 16
Статус: Offline
Это развитие бывает тем успешнее, чем больше внимания, ответственности в работе проявляют воспитательницы и медицинская сестра, детский врач, чем теснее связь и содружество в работе педагогов и медиков. Так, например, весьма важно, чтобы медицинская сестра и воспитательница строго следили за выполнением правил гигиены при организации фронтальных занятий с детьми — со всей группой (проветривание, освещение, поза ребенка, смена деятельности в период занятия и др.), во время проведения подвижных игр, особенно в помещении. Медицинская сестра во многом может помочь педагогу при решении задачи индивидуального подхода к детям.
За период с 3 до 7 лет развивается и укрепляется весь организм ребенка, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех движений. В течение 4-го года жизни дети прибывают в массе 1,3 кг, рост их увеличивается на 6,5—7 см. К 4-м годам средняя масса ребенка составляет 15,5—16
кг, рост 100 см. К 7 годам масса ребенка равняется примерно 21—22 кг, а рост
116—117 см. Конечно, здесь нет таких бурных прибавлений в росте и массе, как это имело место в первые 2—3 года жизни, но они тоже значительны (особенно в период от 6 до 7 лет).
Приобретения же в развитии координации движений весьма велики: в области равновесия, ловкости, точности движений кисти и пальцев рук и др. Все это дает ребенку старшего дошкольного возраста возможность выполнять относительно сложную физическую работу или производить точные движения в играх, во время рисования, в частности, когда воспитатель дает ему задания, важные для подготовки руки к письму. Дети могут уже участвовать в играх большой подвижности, требующих точности движений; в различных формах труда (хозяйственно-бытовой, в природе, с деревом и др.); они довольно хорошо переносят прогулки на дальнее расстояние.
Продолжается интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, постепенно возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. К 7 годам заметно повышается работоспособность нервной системы.
Значительны успехи в овладении ребенком речью. Дети 4-го года, как правило, широко пользуются разговорной формой речи, в их словарный запас входят почти все части речи. Однако общение с окружающими еще относительно ограничено по содержанию вследствие малого опыта детей. К 5—7 годам речь детей уже богата по словарному запасу, характеризуется связностью 
изложения, правильным произношением всех звуков. (известно, что если к
5, к 5 1/2 годам ребенок не овладеет чистым произношением всех звуков, следует проводить специальную работу-по его исправлению). Растет число вопросов, содержание которых свидетельствует о существенных сдвигах, происшедших в мышлении ребенка: «почему», «зачем», «откуда». При этом дети интересуются не только ближайшими, но и более отдаленными причинами явлений из области природы, общественной жизни, а не только быта. На 4-м году жизни совершенствуются ощущения и восприятия детей. Восприятия становятся более точными, дифференцированными. На
занятиях дети могут овладеть умением сопоставлять предметы, например, по длине, высоте, ширине; у них формируются представления о некоторых основных цветах, формах. Это оказывается весьма ценным для развития, поскольку дает ребенку возможность сопоставлять со свойствами воспринимаемых предметов. В среднем дошкольном возрасте восприятия становятся более целенаправленными и дети могут выделять в изображении или предмете существенные детали, указанные взрослыми, что ведет к более точному, верному их восприятию.
Память детей развивается следующим образом: от непреднамеренного запоминания к, преднамеренному, произвольному. Желая, например, что-нибудь выучить, ребенок 6 лет может уже использовать разные приемы: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что надо запомнить.  Внимание ребенка также развивается от непроизвольного к произвольному.
Для мышления детей 4-го года жизни становится характерным процесс обобщения: они не только ориентируются на внешнее сходство
предметов, но и объединяют их по назначению (одежда, посуда). Дети 5-го года
выделяют при обобщении и материал, из которого они сделаны, качество предмета. Например, дети 5 лет относят к одной группе автомобиль, сани, велосипед, поезд на том основании, что на всем этом ездят люди.
Для дошкольников специфично наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это значит, что дети, особенно 3—5 лет, мыслят в первую очередь по поводу того, что они видят или видели и с чем непосредственно
действуют. На базе этой конкретности возникают первые обобщения, начала высшей формы мышления — мышления понятиями. Однако на 7-м году могут быть сформированы и зачатки теоретического мышления, если, опираясь на конкретные представления, учить ребенка обобщать знания о предметах и доступных явлениях.
На 4-м году качественно изменяются отношения ребенка с окружающими, в характере и содержании деятельности возрастает стремление действовать самому, выполнять без помощи то, что делают окружающие
его люди. Ребенок на 4-м году уже способен совершить довольно сложные действия, соблюдая в них известную последовательность (например, при выполнении режима, посильной для него работы). У младших дошкольников (в значительной мере и у старших) ярко выражается эмоциональная восприимчивость к поведению взрослых; оно прямым образом влияет на поведение ребенка. И хотя с каждым новым годом жизни дошкольника крепнет его сознание, понимание того, что хорошо и что плохо, область чувств и отношений оказывается более сильной.
Ребенку могут быть, например, хорошо знакомы нормы и правила поведения, однако отрицательный пример взрослых, тем более если он повторяется, может оказать решающее отрицательное воздействие. На более старших возрастных ступенях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками усложняются: дети во многом не только хотят быть самостоятельными, но и могут осуществить это свое желание, поскольку приобрели необходимые навыки и умения,
новые знания, расширяется их опыт; они уже могут быть достаточно справедливыми в оценках и самооценках. Вместе с тем повышается возможность участия ребенка в совместной деятельности со взрослыми в детском учреждении, в семье, а также в коллективной деятельности со сверстниками, содержательное общение (взаимопомощь в играх и занятиях). Если воспитание осуществляется правильно, то у детей начинает формироваться потребность в деятельности и содружестве, в содержательном общении. Переход в подготовительную группу ставит ребенка в особое положение, он сознает себя на пороге новой школьной жизни. Это способствует развитию у детей на занятиях и вне занятий привычки к
самоорганизации, самоконтролю и взаимоконтролю при выполнении учебных и трудовых заданий воспитателя, в коллективных играх, привычки не бояться
затруднений и стремление их преодолевать. В детском коллективе складывается общественное мнение о поступках и поведении сверстников, о качестве выполненной работы, об отношении товарища к взрослым и детских взаимоотношениях. Таким образом, в процессе воспитания и обучения постепенно формируются нравственные чувства и привычки поведения, нравственно-волевые качества.
Все названные психические процессы: ощущения и восприятия, мышление, память, внимание и чувства и др.— активно развиваются и формируются не сами по себе, а в процессе деятельности: игровой и трудовой, учебной, художественной (рисования и лепки, ритмики, танцев, пения), руководимой педагогом.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является детская игра. Ведущей она считается не потому, что основное время дня дети посвящают игре, а потому, что игра воздействует на развитие всех психических процессов и является средством всестороннего развития и воспитания. Огромная ценность игры состоит в том, что в ней, как нигде, ребенок может проявить свою  самостоятельность; выбрать игру и игрушку, товарищей по игре, определить место игры, ее начало, завершение. Эта возможность появляется в известной мере у детей 3-го, 4-го года жизни.
С общим развитием ребенка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает; вместе с тем возрастает и роль педагога в руководстве игрой. В педагогике выделено три вида игр:
 сюжетно-ролевые, дидактические (обучающие) и подвижные. Кроме общих, каждый вид игр имеет свои специфические задачи воспитания и соответственно воздействует на развитие ребенка. На 4-м году заметное развитие приобретает сюжетно - ролевая игра. Еще в конце 3-го года жизни дети начинали брать на себя определенные роли, но передавали их весьма схематично. Ребенок 3—4 лет более полно и развернуто отражает действия и поведение хорошо знакомых ему людей и, главное, в игре и в связи с ней может довольно длительно выполнять целенаправленные действия, которые в обычной жизни ему еще мало доступны. Например, он последовательно, не отвлекаясь, выполняет действия мамы, ухаживающей за ребенком, доставляющей ему удовольствия; долго, сосредоточенно чинит машину,
затем едет в ней, изображая шофера. На 5-м году сюжет игры особенно не
усложняется, зато расширяются игровые объединения (раньше дети играли большей частью вдвоем, втроем).
Игры ребят старшей и подготовительной к школе групп отличаются довольно сложным сюжетом, в нем обычно отражаются взаимоотношения людей, различные события общественной жизни: в них переплетаются представления, полученные на основе непосредственных наблюдений и опосредованные (после чтения книг, бесед). В играх детей всех возрастов ярко отражаются чувства и отношения детей к окружающему миру. На 6-м и 7-м году повышается роль и значение игр с правилами. Дети сами могут уже организовывать знакомые игры, следят за точным выполнением правил участниками. Эти игры очень важны для физического и волевого развития.
Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. Младшие дошкольники включаются в основном в работу по самообслуживанию,
выполняют несложные поручения взрослых, их весьма интересует процесс труда и лишь постепенно, под влиянием воспитания, становится значимым его результат. При этом особую привлекательность имеют для них игровые мотивы. Воспитатель  использует эти мотивы для достижения детьми результатов в труде. Например, дети протирают влажной тряпочкой строительный материал, предвкушая последующую после работы игру: постройка домиков, мостов, прокатывание через мосты машин. Дошкольники 5—7 лет способны выполнять не только различные поручения взрослых, но и посильные трудовые обязанности. Систематическое выполнение их вырабатывает начала ответственности, дисциплинирует. Характерно, что старшие дошкольники (6—7-летние дети), посещающие детский сад, могут договариваться о последовательности действий, о распределении обязанностей между собой в предстоящем деле (или ролей в игре). В процессе игры, труда они научаются согласовывать свои действия и считаться друг с другом, оказывать взаимную помощь.
У дошкольников развиваются не только игровая,трудовая деятельности, но и предпосылки учебной. Отдельные ее элементы проявляются на занятиях, организованных взрослыми, согласно программе с детьми младшего возраста, с целью их умственного воспитания (или физического, эстетического). Однако более отчетливо умение заниматься появляется у детей на 6-м году жизни: ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную
воспитателем, самостоятельно выполнять указания, определяющие не только общее направление деятельности, но и способ действия (как вести пересказ короткого художественного произведения, конструировать постройку, решать математическую задачку). Овладение начальными формами учебной деятельности и участие в коллективных играх и труде приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности ребенка; развивается организованность, дисциплинированность. Все это важно для общего развития ребенка, для подготовки его к учению в современной школе и жизни в классном коллективе.
Важнейшей составной частью советской системы дошкольного воспитания является физическое воспитание. Физическое воспитание детей от 3 до 7 лет предусматривает продолжение работы медицинского и педагогического персонала по охране и укреплению здоровья, совершенствованию функций организма ребенка, его полноценному физическому развитию. Особое внимание следует уделять при этом детям, впервые пришедшим в детский сад из семьи, так как многие из них оказываются не приученными к режиму.
Дети, приходящие из яслей (тем более из групп яслей-сада), обычно легко адаптируются к несколько новым условиям. Особого внимания требуют, естественно, дети с ослабленным здоровьем, не закаленные. Их следует постепенно приучать к пребыванию в группе, обеспечивая, например,
шадящий режим, учитывая некоторые их привычки. Во всех случаях надо создавать у детей положительное отношение к выполняемым процедурам и требованиям взрослых.
Физическое воспитание детей направлено на формирование у них двигательных навыков, умений и физических качеств; ставится задача развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности (игры подвижные, упражнения в беге, прыжках, лазании в естественных условиях и с помощью специального оборудования). Тесно связаны
между собой физическое и нравственно-волевое воспитание. Ведь почти любое
физическое упражнение или подвижная детская игра требуют от дошкольника известного напряжения сил, ловкости,выдержки,  преодоления трудностей.
Вместе с тем ребенок должен помнить, что он не один, а находится среди других детей, в группе сверстников. Поэтому, с одной стороны, похвально, например, если он прыгнул выше других, прибежал первым, с другой стороны, эти достижения лишь тогда можно оценить положительно, если поведение ребенка было товарищеским, справедливым (нельзя оттолкнуть другого,
чтобы прибежать первым или незаметно, с той же целью нарушить, правило игры).
В детском саду необходимо создать благоприятные гигиенические условия, обеспечить заботливый уход за детьми; организовать правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание детей на свежем воздухе, проводить закаливающие мероприятия и систематически воспитывать
гигиенические навыки, наличие которых столь важно и для здоровья и с точки
зрения культуры поведения. В работе с детьми 3—4 лет воспитателю, медицинской сестре надо стремиться закрепить те приобретенные навыки, которые дети получили на 3-м году жизни во всех областях физического воспитания, в частности гигиенические; надо совершенствовать качество этих навыков, воспитывая при этом желание ребенка быть чистым, аккуратным, поддерживать порядок в группе.
Каждая из указанных задач решается в детском саду на всех возрастных этапах, но при этом учитывают особенности и возможности детей. Например, водные закаливающие процедуры. Для детей 3—4 лет (младшая группа) применяются общее обливание. Детей 4—5 лет (средняя группа) с разрешения и под контролем медицинского персонала начинают купать в бассейне, реке или озере (в специально отведенном месте). Для детей 6 лет (старшая группа) при проведении водных процедур снижают температуру воды, а во время купания в бассейне, озере, реке их обучают элементам плавания. У детей 7 лет (подготовительная группа) должны быть созданы устойчивые привычки к
различным видам закаливания.
Особенно важное значение в физическом воспитании имеет развитие движении. К концу дошкольного возраста дети приучаются к четкому
и точному выполнению физических упражнений не только на основе наглядного образца, но и по словесной инструкции, сохраняя заданное направление движений. Для каждой возрастной группы имеется своя программа подвижных игр, занятий физической кулътурой (здесь отрабатываются новые движения, комплексы упражнений),
разработаны комплексы утренней гимнастики, широко используются спортивные развлечения, главным образом в работе с детьми среднего и старшего возраста. На протяжении дошкольного детства воспитатели и медицинская сестра заботятся о правильной осанке детей (залог правильной осанки — хорошее общее физическое развитие). Медицинская сестра должна знать, что развитие движений, воспитание правильной осанки осуществляются не только в часы, отведенные для занятий  физической культурой.
Вся жизнь и деятельность ребенка в детском саду должна быть разумно организована для решения задач физического воспитания.
Следует внимательно наблюдать, например, за тем, обеспечена ли в той или иной группе достаточная двигательная активность, осуществляет ли педагог смену деятельности ребенка. Нельзя, конечно, допускать двигательной перегрузки. Однако в практике детских учреждений еще большее беспокойство нередко вызывает именно пониженная двигательная активность (гиподинамия).
Режим каждой детской возрастной группы строится как единый процесс. При этом соблюдается дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических
 принимают, педагог или медицинская сестра не обнаруживают переутомления, а 1—2 ребенка реагируют отрицательно, и каждый по-разному. У одного наступает возбуждение, у другого, наоборот, торможение. Такие дети должны быть взяты под особый контроль. Вероятно, для них требуется большая, чем для других, общая продолжительность сна, более гибкое переключение одного вида деятельности на другой, индивидуальный подход в организации их труда, игр, занятий, изучения условий жизни в семье.
Педагогические и медицинские контакты здесь чрезвычайно важны. Роль медицинской сестры постоянно наблюдающей за детьми, хорошо их знающей, особенно велика.
Умственное воспитание в дошкольном возрасте многогранно. Оно направлено
на формирование у детей правильных представлений о доступных явлениях природы и общественной жизни; на совершенствование ощущений и восприятий; развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Важно, чтобы умственное воспитание и обучение ребенка было развивающим, . чтобы оно обогащало его. Между тем очень часто знания и представления, приобретаемые детьми, оказываются формальными, поверхностными. Внешне создается впечатление, что ребенок многое знает и понимает, фактически же за словами нет реального содержания.
В «Программе воспитания в детском саду» проведен отбор и систематизация знаний, наиболее важных для умственного развития дошкольников по всем возрастным группам. Однако мало отобрать круг и объем знаний, надо формировать на доступном детям материале интеллектуальные умения и
навыки, тогда активно будет развиваться ум ребенка, он станет овладевать
сообщаемыми ему знаниями. Что же это за умения и навыки?
Во-первых, воспитатель учит детей наблюдать.Нередко ведь маленькие дети смотрят на предмет, но не видят в нем главного и обращают внимание на второстепенное лишь потому, что оно ярко, занимательно, бросается им в глаза. При наблюдении ребенка нацеливают на то, чтобы он сравнивал предметы и явления, выделял в них существенное, учился понимать
простейшие причинно-следственные связи между ними. Например, при рассматривании животных воспитательница привлекает ребенка к тому, чтобы он устанавливал связь между внешним видом животного и средой его обитания (водоплавающие, обитатели лесов и полей); зависимость развития растений от влаги, тепла и света, от ухода за ними человека. Даже 3—4-летним доступны некоторые простейшие связи, проникновение в них в меру доступного для дошкольника весьма ценно для его умственного развития. И очень мало значимо в этом отношении только простое перечисление отдельных частей живого организма.
Умственное воспитание ребенка происходит двумя основными путями. Путем обучения на фронтальных занятиях (когда организуется вся группа) и в процессе жизни детей: во время свободного общения взрослых и
детей, сверстников, а также младших и старших по возрасту ребят, в играх, труде. Занятия занимают совсем немного времени в режиме дня детского сада — от 15—20 мин у младших до 30—35 мин у старших дошкольников, но главная роль в умственном развитии принадлежит обучению именно на занятиях. Это объясняется тем, что на занятиях осуществляется целенаправленное обучение и развитие всех детей и каждого ребенка по специально отобранной воспитательно-образовательной программе. Знания представлены здесь в определенной системе, они более сложные, поэтому не могут быть усвоены всеми детьми в повседневной жизни стихийно. В
программе любой возрастной группы выделены знания именно такого рода: о
знакомстве с природой и окружающим предметным миром, в области развития речи, математических представлений. Конечно, чем младше дошкольник, тем более широко применяются игровые формы и методы, дидактические детские игры. В старшей и подготовительной группе игры и учение на занятиях, хотя и связаны между собой, но учение выступает уже как самостоятельная элементарная деятельность. И дети еще до поступления в школу должны научиться их развивать.
В ходе умственного воспитания дети накапливают знания от простых к сложным. Например, в старшей и подготовительной группах детям воспитательница дает некоторые обобщенные представления о труде взрослых:
о разных профессиях, о значимости труда на общую пользу, о том, как высоко
оценивается у нас в стране отличный труд; о нашей родине.
В ходе умственного воспитания и обучения воспитатель формирует у детей любознательность, простейшие способы умственной деятельности, а также умение регулировать свое поведение, быть организованным.
С этой целью детям даются не только готовые знания. Для развития мышления у детей, воспитательница ставит перед ними вопросы, которые активизируют знания, опыт (как по вашему можно узнать, какой предмет выше, длиннее; вспомните, что мы наблюдали во время ледохода на реке, почему же лед стал таять).  Очень важно научить ребят, даже маленьких,использовать обобщенные способы умственной деятельности. Например, прежде чем описать предмет, нарисовать его (мячик, матрешка, машина), ребенок обводит рукой его контуры, определяет с помощью педагога основные, опорные, точки
предмета (верхняя часть, нижняя, чем отличны или одинаковы), повторяет
«рисунок» предмета движением руки в воздухе. Так уточняется восприятие, а
значит, складывается более верное представление о предмете, о назначении его,
качестве материала.
Таким образом, задача умственного воспитания не сводится к расширению объема приобретенных детьми знаний, а предполагает развитие познавательных способностей, что очень важно и для последующего учения
в школе. В программе всех групп показана связь развития мышления и речи, раскрыты задачи собственно развития речи: например, во второй,
младшей группе (3—4 года) развитие речи при ознакомлении с окружающим бытом и природой; воспитание умения слушать и понимать речь педагога на занятиях; отвечать на вопросы по вызову воспитателя; вспомнить и воспроизвести, не искажая смысла, знакомые сказки.


туман тайны

Сообщение отредактировал elenamordant - Четверг, 24.08.2017, 05:14
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: