Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Психическое развитие детей от рождения до 1 года
AgiraKepДата: Вторник, 15.08.2017, 04:37 | Сообщение # 1
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 15
Статус: Offline
Ведущий тип деятельности -непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например,когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.
Процесс рождения —тяжелый, переломный момент в жизни ре­бенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физическиотделяется от матери. Он попада­ет в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воз­душная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.
Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают
наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.
Врожденные формы психики
Безусловные рефлексы. Какие безусловные ре­флексы имеет новорожденный? Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосно­вении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полнос­тью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пище­вым сосредоточением». Следует также назвать в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию дет­ского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, крово­обращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные,хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например,рефлекс, называе­мый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за мате­ринскую шерсть при передвижении.Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цеп­кости рук.
Вкусовая и обонятельная чувствительность. Младенец,которому от рождения всего лишь 1—2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыханий. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.
Двигательная активность. Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко
проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет
значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.
С первых дней жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие не координированные движения руками, ногами и головой.
Зрительная чувствительность. У новорожденного имеется способность зри­тельного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инс­тинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.
Психическая жизнь новорожденного
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сфор­мирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями.
Созреваниемозга. Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти та­кое же как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга иорганизма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступ­лением в школу. Созревание и развитие мозга находится под пря­мым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды.
Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, мож­но зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.
Циклбодрствования. Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоя­нии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выде­ляться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слу­ховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию ак­тивный характер.
Слуховое и зрительное сосредоточение. Важные события в психической жизни ребенка — возникнове­ние слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредо­точение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлоп­нувшей двери, вызывает прекращение движений,
ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не толькососредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
«Комплекс оживления». Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок,увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбать­ся. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно челове­ческую особенность — улыбку, — знаменует
собой появление первой социальной потребности — потребности в общении.
Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчи­вается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
МЛАДЕНЧЕСТВО
Двигательная активность ребенка
Физическое развитие ребенка. Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза. Но для нас больший интерес представляет другой аспект физического развития. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться, и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира.
Развитие тонких ручных движений. Для познавательного раз­вития ребенка наиболее важное значение имеет раз­витие восприятия и тонких ручных движений. Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти.
Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь случайно оказавшиеся под рукой предметы, и это отмечается уже на втором-третьем месяце жизни. Затем движения руки становятся более целенаправлен­ными и управляемыми
зрительным восприятием. Движения рук младенца, направленные к предмету,
ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни.
На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоордини­рованных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выде­ляется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенокначинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в прост­ранстве,  прогнозировать их движение.
В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зри­тельно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание — первое целенаправленное действие ребенка,оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с  предметами.
Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблю­дать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осу­ществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук,  о том, что у ребенка возникла сенсомоторная ко­ординация.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие дей­ствия интенсивно развиваются.Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, пе­рекладывает из руки в руку. Развертываются цепи одинако­вых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круго­выми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в
большие, от­крывает и закрывает крышки коробочек.
На втором полугодии дети  начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания (викарное
научение). После 10 месяцев появ­ляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая для направления внимания взрослого человека. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на его помощь.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и но­вых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружаю­щей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Развитие познавательных процессов
Восприятие. Из всех органов чувств, главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни.
Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако, вплоть до 2—4-месячного возраста, их зрение является относительно слабым.
Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз.
Зрительное сосредоточение,  способность фиксировать взор на предмете, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. На втором месяце жизни ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на дру­гой. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возмож­ным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не простовидит, но уже смотрит:
активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объек­там, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по фор­ме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно рефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности,восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яр­кой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стек­ла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев боль­шинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элемен­тов.
Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ре­бенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечат­лениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.
Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов.
Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных свя­зей между сочетаемыми раздражителями. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально не значи­мого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящиймимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следую­щийраз, когда он видит
автобус, он снова испытывает чувство страха.
Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Из видов зрительной памяти первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у
них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от не­знакомого.
Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способ­ность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.
Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведе­ние  — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет исходного объекта.
Развитиеречи и мышления
Развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, но в течение первого года жизни формирова­ние этих двух функций идет относительно независимыми путями. Речь преимущественно развивается как средство общения на основе способ­ности ребенка к пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике и жестам.
Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук и совершенствование работы органов чувств. Для даль­нейшего развития этой формы мышления необходимо совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности младенцев.
Развитие речи. Обозначим основные этапы развития речи в младенческом возрасте. К концу первого месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь — особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. В развитии речи ребенка можно выделить
несколько аспектов - лексический аспект речи (произнесение  слов), семантический аспект (понимание слов), интонационно-эмоциональный аспект речи.
Развитие лексической стороны речи. В возрасте около 1 месяца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рождения возникает гукание, затем -  в 4 - 6 месяцев -  гуление, повторение простых слогов. В 4 - 8 месяцев ребенок начинает произносить односложные слова типа «баба», «мама».
Во втором полугодии жизни появляется лепет, а в 9 - 10 ме­сяцев в речи младенца замечаются первые псевдо слова — сочетания звуков, которые выполняют сигнальную функцию и еще не обладает постоянными значениями.
Качество и частота лепета ребенка в первом полугодии его жизни не предопределяют речевое развитие ребенка в более поздние годы. Во второй половине первого года жизни у младенцев появляется явное намерение общаться с окружающими, причем соответствующую потребность ребенок вначале выражает языком мимики и жестов.
Младенцы знают и понимают гораздо больше слов, чем произносят.
Около одного года слова, произносимые ребенком, приобре­тают определенный смысл, отнесенность к конкретному предмету или человеку.
Развитие интонационно-эмоциональной стороны речи. Появление и развитие интонационно-эмоциональной стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у са­мих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об осо­бенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная
с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.
С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появля­ются голосовые признаки
настойчивости. На основе интонацион­ного структурирования речи возникает возможность невербального обще­ния взрослого и ребенка еще до того, как ребенок начинает овладевать речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.
Развитие семантической стороны речи. Способность к хорошему пониманию речи взрослого младенец демонстрирует во второй половине первого полугодия жизни. Это проявляется в том, что на отдельные
слова и фразы он реагирует специфическими комплексами выразительных движений. Первона­чально дети лучше понимают жесты, чем слова, и это, по-видимому, говорит о том, что способность к восприятию и правильному пони­манию языка мимики и жестов является у человека врожденной. Начиная со второго полугодия жизни степень понимания ребенком речи взрослого начинает быстро увеличиваться.
В 6 - 6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентировочно-исследовательская реакция в ответ на называние предмета: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предме­та, захват его руками, рассматривание, манипулирование. Примерно в 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и речевым обще­нием у ребенка появляется
новая его форма -  пред­метное общение. В ответ на называние взрослым
какого-либо пред­мета ребенок берет его и протягивает взрослому.
Многие слова и их значения дети усваивают с помощью «ритуала называния», который родители выполняют с того момента, когда ребенок начал самостоятельно произносить сочетания звуков, напоминающие слова. К концу первого года жизни ребенок точно понимает в среднем примерно 10—20 слов и определенным образом реагирует на них.
В ответ на произнесение взрослым названия предмета он, например, поворачивает голову в сторону этого предмета и активно ищет его. Младенец 7- 8-месячного возраста способен выполнять простые движения по словесной инструкции, выбирать один предмет из двух-трех находящихся в поле его зрения, не только начинать, но и прекра­щать начатое действие по словесной инструкции. Последнее наблюда­ется примерно в 10—12 месяцев.
Уровень понимания слов ребенком мало зависит от уровня развития у него продуктивной речи. Средний запас слов, исполь­зуемых полутора годовалыми детьми, равен примерно 50.
Поначалу дети приписывают словам иные значения, чем взрослые. Одно слово для ребенка может выражать мысль, заключенную для взрослого в целом предложении и даже нескольких связанных друг с другом фразах.
Развитие мышления. Рассмотрим теперь, как идет подготовка к формированию интеллекта ребенка. Ново­рожденные младенцы
не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств  свое ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипули­руют предметами, вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии лягут в основу практического сенсо-моторного интеллекта.
По мнению  Брунера, ребенок младенческого возраста по­знает окружающий мир главным образом благодаря привычным дей­ствиям, с помощью которых он на этот мир практически воздейству­ет.
Восприятие и действие -  та основа, которая позволяет су­дить о первоначальных формах наглядно-действенного мыш­ления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые
способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигатель­ную активность. Добиваясь успеха, ребенок действу­ет методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки,попадающиеся ему на глаза.
Эмоционально-личностное развитие
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже
непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми.
В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные  эмоцио­нальныесостояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений,повышение сердечного ритма,
зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как воз­растной период), он доброжелательно реагирует на любого чело­века. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека.Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребен­ком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется ра­достью. В 7-8месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с не­знакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подаль­ше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие - громко плачут.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на ка­кое-то время вышла).


Свобода и нежность

Сообщение отредактировал AgiraKep - Вторник, 15.08.2017, 05:34
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: