Svetanaris | Дата: Понедельник, 03.07.2017, 05:15 | Сообщение # 1 |
Королева
Группа: Амазонки
Сообщений: 142
Статус: Offline
| а) Общества без мести и возмездия Интересна цитата Ницше : "С возрастанием власти и самосознания… уголовное право всегда смягчается… Нет ничего невообразимого в том, чтобы представить себе общество с таким сознанием собственного могущества, при котором оно могло бы позволить себе благороднейшую роскошь из всех имеющихся в его распоряжении - оставить безнаказанным того, кто наносит ему вред". Да, люди пытаются вообразить такие общества. В фильме KPAX (2001) психиатр спрашивает инопланетянина (Kevin Spacey): -- Значит, у вас нет насилия? А что же вы делаете с теми, кто нарушает закон? Инопланетянин смотрит на вопрощающего со смесью сожаления и брезгливости и отвечает: -- Мы тоже удивляемся, как вы, земляне, с вашими нравами сумели дожить до сих пор. Общество, которое может преодолеть инстинктивную потребность мести, очевидно, должно обладать очень высоким духовным потенциалом, а не только и не столько могуществом, как пишет Ницше. Таковым является христианское общество, которое полагает, что "злодей" своим злодейством уже навлек на себя кару Господа; после этого он заслуживает и нуждается лишь в сострадании и молитвах во спасение его души. Об этом - слова Иисуса на кресте: "Господи, прости их, ибо они не ведают, что творят". Другой пример связан с ситуацией, когда "злодей" своим поступком выводит себя из общества, так что общество не хочет себя осквернять контактом с ним даже в целях возмездия. Наверное, существуют племена аборигенов с таким мировоззрением. Таково же было мировоззрение аристократического общества: мошенник, неплательщик долга или трус воспринимался таким низким существом, что никто не стал бы с ним драться на дуэли. В то же время статус изгоя в таком обществе настолько психологически непереносим, что "злодеи", зачастую, совершали самоубийство. б) Тюремное заключение Это, очевидно, возмездие, осуществляемое государством с тремя целями: (i) изолировать общество от опасного преступника; (ii) устрашить данного преступника и будущих преступников перспективой тюремных страданий, которые последуют за каждым совершенным преступлением; (iii) перевоспитать преступника. Как видно, все три цели рациональны (хотя последняя, практически, неосуществима) и преследуют цель сделать общество безопаснее. в) Смертная казнь Даже такие, казалось бы, зрелищные и рассчитанные на эмоциональность публики казни и пытки, как четвертование, колесование и т.п., осуществлялись как возмездие; страшные сцены призваны были вызвать ужас в потенциальных преступниках, но не доставлять садистское удовлетворение палачам и зрителям. Такого рода средневековые публичные казни, будучи возмездием, разительно отличаются от публичных казней в современных Североамериканских Соединенных Штатах. Как это ни поразительно, смертные казни в некоторых штатах, проводимые государством и потому являющиеся возмездием, в то же время оказываются и местью, поскольку приводятся в исполнение в присутствии избранной публики.Публика эта не та, которая должна быть устрашена и отвращена от будущих преступлений; эта публика, напротив, является совокупностью "сопереживателей" жертвы - например, на казни убийцы присутствуют родственники, родные и близкие убитого. Какова цель присутствия этой публики на казни? Приходит ли она для того, чтобы удостовериться, что приговоренный действительно убит и не будет более представлять опасности? Конечно, нет: никакого недоверия к палачам и медикам, разумеется, нет. Эта публика приходит для того, чтобы насладиться страхом и страданиями приговоренного: очевидно, эти страдания должны успокоить то чувство внутреннего дискомфорта, которое они испытали в связи с преступлением. Потеря близкого человека мучит днем - воспоминаниями, ночью - кошмарами. Яркие образы страха и агонии казнимого должны, по замыслу, вытеснить горечь утраты. Иллюстрацией может служить фильм The Green Mile (1999), где очень выразительно показана сцена казни главного героя: в помещении с электрическим стулом сидят полтора-два десятка человек, и один из родителей замученной девочки обращается к палачам с просьбой сделать казнь по возможности более продолжительной и мучительной. Либералы последних десятилетий сделали своим пунктиком, наряду с защитой прав гомосексуалистов, запрет смертной казни. Каковы их мотивы, можно только догадываться. Предположу, что во избежание непоправимых ошибок. Во всяком случае, вряд ли здесь можно говорить о гуманности, и вот почему. Во-первых, в иных тюрьмах заключение может быть настолько невыносимо мучительным, что осужденный будет думать о смерти как избавлении. Ведь либералы требуют запретить смертную казнь везде, в том числе и в странах с весьма неблагополучной тюремной культурой, например, в России. Но даже в относительно "цивилизованной" Испании почти все поголовье мужских тюрем заражено СПИДом. Учитывая, что даже короткая отсидка почти гарантированно приведет к мужеложству и последующему заражению, можно понять, что смертная казнь будет гораздо более гуманна и цивилизована. Во-вторых, "Мне отмщение, и Аз воздам", -- сказал Господь. Для христианина значение человеческого суда ничтожно, а смерть, пусть даже на виселице - это уважительная причина для прекращения мучительного испытания, называемого жизнью. Смерть для христианина - благо. Единственное основание для тревоги у казнимого христианина - спасение душ его палачей. г) Терроризм Я буду говорить здесь, главным образом, о терроризме самоубийц. Думаю, что в подавляющем большинстве случаев люди отдают свою жизнь из-за того, что им или их близким (в широком смысле) был принесет очень серьезный вред, поэтому почти всегда самоубийственный терроризм является либо возмездием, либо местью. Заметим, что террористы-самоубийцы, кто бы они ни были - чеченцы (а были ли чеченцы-самоубийцы? Или не волчье это дело - погибать за идею?), палестинцы, другие арабы -- заслуживают по меньшей мере того, чтобы люди задумались о причинах их поступка и отдали должное весомости их мотивов. В терминологии этой статьи, террористы - "наказующие", а те, кто погибают в теракте и те, кто с последними себя ассоциируют - "наказуемые". Самоубийственный терроризм осуществляется либо ради общего блага людей, интересы которых представляет террорист, и тогда это возмездие, а, следовательно, героический поступок - подвиг, или потому, что жизнь террориста в результате нанесенного вреда утратила смысл и стала ему в тягость - в этом случае это месть. В терактах обычно "наказуемые" не тождественны "злодеям", но ассоциируются с ними террористами-"наказующими". В свою очередь, террористы-"наказующие" зачастую не являются непосредственными "жертвами" "злодеев". Таким образом, все четыре стороны возмездия или мести различны. "Наказуемые", естественно, стремятся откреститься от вины, которую приписывают им террористы. В этом случае, однако, им очень трудно объяснить мотивы террористов. Поэтому в ход идут такие объяснения: "Их накачали наркотиками и превратили в автоматов", или "Они нам очень завидуют и потому очень не любят", или "Они просто звери". Думаю, что это обычно только отговорки, освобождающие от необходимости задуматься о своей вине или, по крайней мере, о восприятии этой "вины" террористами. (Наркотики, возможно, и применяются, но, скорее всего, уже после того, как решение принято на трезвую голову - для облегчения уже решенного перехода от жизни к смерти.) Интересное исследование мотивов терроризма было предложено в замечательном фильме The Siege (1998), который за 3 года до событий 11сентября 2001 года предсказал наличие террористов, жаждущих мести, взрывы в Нью-Йорке, последующий произвол репрессивных органов и военщины, особенно против арабов в США. Один из террористов там показан вполне трезвым, собранным, умиротворенным, сосредоточенно совершающим свое омовение перед последним и решительным боем. Каковы были мотивы террористов 11 сентября? Этого мы не знаем. Мы знаем, однако, что учрежденное США всепланетное беззаконие и их политический, экономический, культурный и военный террор против любой страны, претендующей на независимость, не оставляют людям надежд на правовое разрешение их обид и горестей. Как указывалось выше, если официальное правосудие не работает, люди вправе брать вопросы возмездия и отмщения в свои руки (если они не христиане, конечно). США пострадали не только из-за своей преступной подрывной и агрессивной деятельности против десятков государств и миллиардов людей, но и из-за того, что люди отчаялись надеяться на цивилизованные методы защиты - международное право, ООН, солидарность людей доброй воли, поскольку все эти институты права были разрушены и растоптаны американцами. Защита от американского произвола поневоле приняла наглядные, доходчивые, а иногда и зрелищные формы.
Сообщение отредактировал Svetanaris - Понедельник, 03.07.2017, 05:27 |
|
| |