Главная » 2016 Ноябрь 6 » ВИРТУАЛЬНОСТЬ И РЕЛИГИЯ
16:37 ВИРТУАЛЬНОСТЬ И РЕЛИГИЯ |
В качестве исходного определения примем следующее: «Виртуальной реальностью называется реальность, продуцируемая порождающей константной реальностью». Свойствами виртуальной реальности являются: порожденность, актуальность, автономность и интерактивность. Порожденность выражается в том, что виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; Актуальность - в том, что виртуальная реальность существует только «здесь и теперь», только пока активна порождающая константная реальность; Автономность - в том, что виртуальной реальности присущи свое время, пространство и законы существования. Интерактивность предполагает влияние виртуальной реальности на константную реальность, вообще на все другие виды реальности и подразумевает, что виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями (в том числе и с порождающей ее константной реальностью) как онтологически независимая от них. Особое значение исследование религии в контексте виртуальной реальности имеет для духовного мира человека, прежде всего его религиозного компонента. Одна из сильных сторон религии заключается в некой тайне, которая есть в жизни человека и к которой он может в любое время обратиться. Эта тайна превышает все возможные ценности земной жизни. Кроме того, исчезновение высшей духовной тайны из жизни человека может «выбить» тот фундамент, который в сознании многих людей ставит границу между подлинно человеческим и просто биологическим существованием человека. Верующий соприкасается с двумя реальностями одновременно - с миром, воспринимаемый органами чувств, и миром сверхчувственным. Религиозный человек полагает, что, хотя он живет в эмпирической реальности, для него имеется еще одна сверхъестественная, сверх природная реальность, не подчиняющаяся законам природы. Для него над эмпирическая (мистическая, трансцендентальная) реальность является реальностью не в меньшей степени, чем константная. Виртуальная реальность религии, на наш взгляд, являет собой синтез эмпирической, внеэмпирической и над эмпирической реальностей. Вера в сверхъестественное предполагает, что верующий человек считает сверхъестественное существующим, особой реальностью, поэтому по данному параметру религиозную реальность можно квалифицировать как виртуальную. Верующих можно условно разделить на две большие группы. К первой принадлежат люди, чья вера базируется на теоретических доказательствах существования «иного» мира, Бога и иных религиозных феноменов (например, пять доказательств существования Бога Фомой Аквинским). В своей основе их вера подкрепляется мнением какого-либо религиозного авторитета. Вера людей, относимых ко второй группе, основана на личном духовном опыте, переживаниях в рамках измененного сознания, доказывающих лично для них существование религиозных феноменов (Бога, ангелов, «того» мира, рая, ада). Здесь для религиозной убежденности верующих действует принцип: лучше один раз самому увидеть или почувствовать, чем сто раз услышать от другого человека или прочитать чужое, пусть даже чрезвычайно авторитетное, теоретическое доказательство существования тех или иных религиозных феноменов. Таких людей обычно называют истинно верующими. Этим подчеркивается, что они имеют подтверждение религиозных истин в собственном опыте переживания. Первая же группа верующих воспринимает религиозные утверждения, не имея личного опыта их подтверждения. Вера этих людей построена лишь на трактовке религиозных догматов средствами как обыденного, так и теоретического сознания. Подобное различие приводит к тому, что если у истинно верующих, как правило, можно наблюдать единство слова и дела, то есть их религиозная вера пронизывает всю их жизнь и поступки, то для верующих первой группы характерен разрыв между словом и делом. Согласно некоторым моделям виртуальной реальности истинно верующие обрели свою веру в результате религиозно-мистического опыта в некоем гипотетическом виртуальном пространстве, то есть получили для себя практическое доказательство существования некой духовной реальности. Природу же этой реальности они трактуют по-своему, зачастую в соответствии с различными религиозными концепциями (христианство, ислам, буддизм). Верующие люди, не имеющие личного внутреннего религиозного опыта работы в специфической, гипотетической для них виртуальной реальности, не располагают подтверждением существования духовного мира и религиозных феноменов. Вера таких людей - всегда полувера. Между рассмотренными двумя группами верующих лежит экзистенциональная пропасть. В рассматриваемом срезе можно, на наш взгляд, выделить некоторые основные тенденции онтологии виртуальной реальности. Очевидно, что одна из тенденций влияния виртуальной реальности на религию связана с десакрализацией (обесцениванием) сакральных / священных образцов, религиозных представлений, мировоззренческих установок. Ее современный смысл состоит в том, что тайна духовной жизни человека, духовных феноменов, которые всегда имеют строго индивидуальный характер, может моделироваться в массовом порядке, тиражироваться, типизироваться и предлагаться покупательским массам в качестве типовых программ. Другой тенденцией влияния виртуальной реальности на религию является ее редукция. Редукция религии связана с тем, что всю сложность духовной жизни в ее религиозном аспекте можно свести к набору определенных образов и программ. С помощью же определенных команд можно «лепить», создавать определенные религиозно-духовные ситуации, сюжеты. Для понимания проблемы религиозной виртуальной реальности, по нашему мнению, на методологическом уровне следует исходить из концепции коллективного бессознательного Юнга. Юнг полагал, что в состав коллективного бессознательного входят различные элементы, в том числе и архетипы. Однако возникает проблема: а где находится само коллективное бессознательное? Здесь возможны разные ответы, например - в сознании каждого конкретного человека. Но такой ответ в свою очередь ставит проблему интер-субъективности и порождает целый ряд других вопросов: как взаимодействуют индивидуальные сознания конкретных людей; что их связывает; что является агентом переноса информации между ними? В такой постановке мы выходим на новый виток осознания философской проблемы реальности и природы непредметного мира. Человечество, как известно, существует в двух мирах - предметном и непредметном. В.В. Налимов предлагает для построения модели непредметного мира вернуться к гипотезе о субстанциональном существовании полей сознания вне человека. По его утверждению, непредметное, как некая полеподобная гипотетическая реальность, существует объективно по отношению к сознанию человека, но субъективно по отношению к человечеству в целом. Налимов предположил наличие особой, трансцендентальной реальности - мира смыслов, где сознание человека постигает мир при определенных условиях и в который попадает содержание индивидуального сознания после физической смерти его носителя. В современной психологии исследователи рассматривают внутренний мир человека как некую виртуальную реальность, которая может существовать в разных вариантах, в том числе и интер-субъективных. В рамках данного подхода виртуальная реальность рассматривается как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как феномены. Достаточно показательной иллюстрацией этой мысли служит появившаяся во второй половине XX в. голографическая модель Вселенной, согласно которой мир и сознание человека построены по голографическому признаку. Богатый эвристический потенциал этой модели включает в себя возможность объяснить религиозные, мистические и парапсихические феномены как реально существующие и, более того, в разной степени присущие каждому человеку. В целом же появление во второй половине XX в. конкретно-научных моделей виртуальной реальности дало возможность трактовать природу ряда религиозных феноменов по-новому. Эта новая трактовка заключается в том, что с помощью понятия виртуальной реальности снимается непреодолимая грань между людьми, имеющими собственный внутренний опыт религиозных переживаний, и теми, кто не обладает таким опытом. Религиозная жизнь во всей ее сложности и многообразии может быть, с одной стороны, формализована, а с другой - из религиозной жизни исчезнет собственно духовный труд (жизнь по духовным заповедям, а также различного рода посты, различные духовные таинства). В результате религия может превратиться в некоторый вид игры, забавы, развлечения. Если государство и церковь договорятся о коррекции содержания компьютерных игр, о жестокой цензуре, препятствующей пропаганде насилия, достижения виртуальной реальности могут быть использованы как мощное средство духовного развития личности путем моделирования игровых ситуаций различного типа, стимулирующих духовный труд человека по решению возникающих проблем. Виртуальность религиозной реальности является относительной к той константной (эмпирической) реальности, которая ее порождает. И это приводит к выводу, что мы фактически живем в различных виртуальных реальностях и лишь каким-то образом касаемся константной реальности. Виртуальность религиозной реальности нисколько не умаляет ее «достоинства», роли в обществе и, конечно, не уничтожает чувства верующих людей. Она обеспечивает своим адептам реализацию их потребностей, а применяемый в религиозном контексте термин «виртуальная реальность» не снижает социального статуса самой религии. Виртуальность - это отдушина для уставшей души, бегущей от агрессии реальности. В этом отношении методы постижения виртуальности аналогичны по методам с религиозным откровением. В реальности возникает и существует наше физическое тело, но в нас есть «божественная искра» - душа, она развивается в форме внутреннего мира и со временем ей требуется свое пространство существования (свой мир), и душа находит его или в сфере религии или в современной виртуальности. Религиозный мир по своему виртуален, как и любой продукт разумной деятельности, и был использован светской властью для управления социумом. Религия – это храмы, прихожане (паства), служители (церковная иерархия), молитвы, откровения, иконы, над все этим возвышаются религиозные ритуалы (службы, исповедь, обряды, проповеди). Виртуальность – это сайты, пользователи (и гости), администраторы, модераторы, информационное наполнение, визуальный и текстовый редакторы. Природная основа одна – образное отображение, далее формируется мыслеобраз, далее для выражения внутреннего состояния применяется интерпретация, далее понятийное изложение. Вселенная (вещество—энергия—информация) Человек (энергия—информация) энерго- информационная сущность Реальность (вещество—энергия) Божья благодать это энергетическая подпитка (эгрегора) в реальности, и в виртуальном мире также. Мир един и единый создатель заложил законы их функционирования, выбор между добром и злом делается в каждом поступке, в каждой мысли в какой бы реальности это ни происходило, цензор нашей души всегда судит нас. Эгрегор связан с нашей душой, в каком бы мире не действовал ее носитель. Реальность настолько погрязла в ложных ценностях тьмы (зла), что добро может торжествовать только в «виртуале», в котором мы свободны от материальной зависимости, хотя зло и здесь существует на ПВП серверах, ибо игрок привносит в виртуальный мир все свои пороки. |
Категория: об игроках | Просмотров: 624 | Добавил: irina_uuu |
Всего комментариев: 16 | 1 2 » | ||||
| |||||
1-10 11-16 | |||||