Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
о гильдии [1]
о назначении и задачах сообщества
о сайте [0]
возможности и функциональность
об онлайн играх [33]
разработка виртуального мира
об игроках [33]
целевые установки и психология
Информация [10]
о том, что может заинтересовать пользователя сайта
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 92
Гостей: 92
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Октябрь » 4 » СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
17:09
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

«Объективно, мы можем с абсолютной определенностью констатировать только одно назначение человека, которому он неизменно соответствует – все большее переделывание мира». (Веллер)

Смысл жизни - философская проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
- «В чём состоят жизненные ценности?»
- «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
- «Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Вопрос о смысле жизни
Смысл жизни, как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью. Когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни. Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.
Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают — они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.
Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.
Следующий важный уровень — это групповой, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая — жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности. Он может быть разным — от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически — это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.
И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической (социальной). На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: групповой или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь» - отсюда и смысл жизни.
На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело — в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.
И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, — это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. По сути, на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни не уничтожимого фактом физической смерти.

Система и системы в познании смысла жизни человека
Перед тем, как раскрывать смысл жизни человека, нужно понять системность нашего мира, нужно раскрыть принципы природы. Познавая красоту природы и принципы взаимодействия всех систем вселенной можно постичь и предназначение человека, как элемента всей системы и его функциональность, как системы.
Все же первоначальной целью человека является постижение своего предназначения, как элемента всей системы и изучение взаимосвязей с другими системами. Только если мы будем познавать мир с точки зрения теории систем, мы сумеем немного приблизиться к познанию смысла жизни человека, другими словами, мы раскроем законы формирования реальности, в которой мы существуем, узнаем каковы планы природы на человека и все человечество. Как результат познания смысла жизни человека, мы получим возможность изменять свою судьбу, и при этом не будем идти против законов природы. Мы научимся быть счастливыми, и гармонично взаимодействовать с другими людьми и другими системами природы.
Первый шаг к познанию смысла жизни человека – желания
Прежде всего, нам нужно понять, каким образом человек мыслит и воздействует на реальность. Давайте рассмотрим мотивацию человека. Давайте узнаем, что нас с вами заставляет действовать и что является первопричиной наших мыслей. Целью любого человека является наслаждение. Все что человек делает, делается только ради получения удовольствия или же для того чтобы уйти от дискомфорта. Кстати, во время ухода от дискомфорта человек может пойти на более решительные действия, нежели для достижения удовольствия. Природой заложены животные желания, к которым можно отнести желания пищи, секса и создание семьи. В процессе развития, в каждом ребенке образуются дополнительные желания. Их мы будем называть общественными желаниями. К этому виду желаний относятся желания богатства, власти, славы, получение знаний.
Раскрыть смысл жизни человека поможет нам природа
Мы разобрались в мотивации человека. Мы поняли, что мы действуем благодаря нашим эгоистическим желаниям. То, что человек делает все из-за эгоистических побуждений более чем очевидно. И то, что наполнение своих эгоизмов не делает человека счастливым, тоже не вызывает сомнений. Так в чем же смысл жизни человека? Чтобы ответить на этот вопрос, хочу, чтобы вы обратили внимание на то, каким образом взаимодействуют все системы между собой в природе. Все системы природы взаимодействуют на основе альтруизма, полной и бескорыстной отдачи. Мы можем увидеть это везде, начиная от звездных систем и заканчивая атомом. Все во вселенной взаимосвязано альтруизмом. Вы уже догадались, в чем смысл жизни человека? Этому нельзя научить, это нужно постичь самостоятельно.
Грани смысла жизни
1. Любовь, близкие и семейные отношения, дом (витьё гнезда).
2. Воспитание детей.
3. Дружба и общение.
4. Самореализация в работе - профессиональное предназначение.
5. Для женщин – женский смысл жизни – быть красивой, украшать жизнь, дом, детей, мужа, праздник,- вносить в жизнь красоту.
6. Для мужчин отдельный, чисто мужской смысл жизни — проявлять силу, доблесть, мужество, наставничество, быть заступником, защитником, воином.
7. Дружеские отношения (совершенствование себя в общении).
8. Самопознание, проникновение в себя.
9. Установление личных взаимоотношений с Богом, поиск Бога, духовный рост, достижение внутренней свободы, избавление от страхов.
10. Радости, удовольствия, наслаждения, хобби, секс, отдых, развлечения (гедоническая, наслажденческая часть смысла жизни, одним словом).
11. Творчество – отдельная грань смысла жизни – важна не всем, но многим людям. Одному яблочный пирог испечь, другому – на скрипке лучше всех.
12. Самообразование, саморазвитие ради внутреннего роста, не ради выгоды.
13. Работа над своими пороками. Стать чище, лучше, добрее – отдельный смысл жизни человека
14 и прочее… остальные грани смысла жизни разнятся у всех людей. Есть те грани, которые одному важны, а другому не очень. Но в первых тринадцати гранях точно надо навести порядок, иначе раздавит депрессия, поскольку в человеке генетически запрограммированы эти потребности.

Категория: об игроках | Просмотров: 504 | Добавил: Alinaris
Всего комментариев: 2
1 Twinkle  
Это как учить математику... ничего не понятно. Разве что там есть смысл. А тут. Вообще, многие философские вопросы считаю бессмысленными. Кажется, что если их не разрешать, то никто и не расстроится. От этого никому хуже не станет. Естественно, у каждого в голове возникал вопрос: в чём смысл жизни. Но очень немногие пытаются найти на него ответ, и я уверена, не находят. Тут мне вспоминается знаменитый математик, который после пятидесяти лет (могу приврать тут) чтения лекций сказал (в свои приблизительно 100 лет), что так и не научился читать математический анализ. Но это никого не останавливает. Никто не умеет, но всё равно читают.
Мои познания в философии очень невелики, тем не менее, скажу следующее: я не знаю ни одного вопроса философии, который был бы решён. Но это точная наука. Каждый термин, каждое утверждение на чём-то базируются. А задачи у неё неразрешимые. Зачем их рассматривают? Это для меня загадка. Если только интерес.
В начале этой статьи обратила внимание на то, что поиск смысла жизни - это что-то вроде поиска цели. Ну, нашёл свою цель. Достиг. А дальше-то что? Поиск новой цели. Поиск нового смысла. Человек не задумывается над такими вещами. Что-то вроде того: "В чём смысл жизни? Пойду поем". Нужно ли его искать? Цель поставить - да. Но это всё равно уже что-то другое. Опять же бесконечная лестница.
Пускай философы и ищут. Всё равно не найдут. Ответы на все эти вопросы напоминает попытку обосновать философию, обосновать мир посредством только лишь мира. Это невозможно, как известно (если формальная арифметика S непротиворечива, то в ней невыводима формула, содержательно утверждающая непротиворечивость S - философы прекрасно знают эту теорему, она им немного теорию подправила и изменила направление, но не надо думать, что математическая логика также занимается вопросами философии - нет, это неправда).

И непонятно, что такое "смерть" в данной статье...

В общем, за труд спасибо)) было действительно интересно почитать!

2 SvetlanaAr  
0
И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.
Но, тем не менее, и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место — проблема смысла жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.
Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.
Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.
Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]