Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
о гильдии [1]
о назначении и задачах сообщества
о сайте [0]
возможности и функциональность
об онлайн играх [33]
разработка виртуального мира
об игроках [33]
целевые установки и психология
Информация [10]
о том, что может заинтересовать пользователя сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Декабрь » 13 » Образ как внутренняя модель мира
05:23
Образ как внутренняя модель мира

Процессы управления в организмах, проявляющиеся, в частности, в модели проблемных ситуаций, выступают как процессы формирования функциональных органов нервной системы, не имеющих постоянной анатомической структуры, а создающихся под влиянием конкретных внешних и внутренних возмущающих воздействий для решения конкретных проблемных ситуаций.

Функциональный орган – информационная модель – позволяет решать системе проблемные ситуации, прогнозировать течение событий, делать выбор, корректировать поведение. Коррекция осуществляется посредством «заглядывания» в будущее – движение с упреждением, экстраполяцией. Таким образом, есть основание полагать, что информационная модель имеет не чисто физиологическую природу, а содержит в себе элементы психической (волновой) деятельности. Дело в том, что модель не может сформироваться без активного отражения тех воздействий, которые ее вызывают, без образов, связанных с данной ситуацией. Причем образ зачастую выступает не только как образ-отражение, но и как образ-сигнал, предваряющий непосредственную встречу организма с объектом. Одного отражения проблемной ситуации еще далеко не достаточно для ее решения, а потому нервная система вынуждена прибегать к помощи прошлого, как родового, так и индивидуального опыта, бессознательно мобилизуя запас информации, накопленный ею в процессе филогенетического и онтогенетического развития, что является своеобразным аппаратом предвидения.

Только благодаря такому «аппарату предвидения», располагающему постоянной информацией о возможных результатах действия еще до того, как это действие имело место, система способна сохраняться и развиваться в условиях постоянно меняющейся среды. Аппарат предвидения – бессознательные процессы – является вероятностным в силу вероятностного характера явлений, присущих внешнему миру.

Автор трансперсональной психологии С.Гроф выделил и области психики, и соответствующий им опыт: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти; 4) трансперсональная область.

Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Но в процессе эволюции акцент делается на одном из них в «системе конденсированного опыта», который представляет собой динамическое сочетание воспоминаний из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа или каких-либо других, общих для этих воспоминаний, важных элементов. Таким образом, каждая зрелая личность включает в себя на бессознательном уровне в потенциальном, свернутом, виде образы содержащие все виртуальные паттерны социального и внутриличностного взаимодействия, которые свойственны роду человеческому.

Основная задача разума и мышления заключается в обеспечении выживания человека, а в последующем и в обеспечении полноценной социальной жизни. Реализовать эту функцию помогают образы выживания в разнообразных сложных земных условиях. По мнению О.Конта, эти образы должны содержать в себе две равнозначные составляющие: образ внешнего окружающего мира и его воздействия – образ воздействующего мира, и образ ответа, то есть образ действия по преодолению воздействия или противодействия миру.

Разум создает и хранит образы того мира, в котором человек должен выжить. Эти образы составляют глубинную часть душевной жизни человека и являются истоками духовности.

Так называемый «внутренний образ» как особая категория используется в глубинной психологии для обозначения особого вида образов, которые не имеют ничего общего с внешней реальностью. К.Юнг такие образы назвал архетипическими, обосновывая тем самым внутреннюю и, вместе с тем, трансцендентную каузальность подобных тому психических явлений. Внутренний образ не является непосредственным отпечатком внешнего мира в психике. Феноменология «внутреннего», того самого, которое слишком отлично от объективного мира, изучается в глубинной психологии и скрывается за понятием «бессознательное».

По мнению К.Юнга, если внимание направить на бессознательное, то бессознательное откроет свое содержание, а оно, в свою очередь, оплодотворит сознание подобно фонтану живой воды. Любое послание бессознательного содержит в себе элемент фиксации того или иного акта созидания. Коллективное бессознательное есть психическая жизнь предков в своем первоистоке. К.Юнг пишет: «Мы именуем бессознательное как действительность in potentia – мысль, которую мы думаем, дело, которое нами осуществляется, даже судьба, о которой мы будем стенать завтра, уже сегодня имеются в бессознательном».

Когнитивная сфера, сфера разума, начинает свое развитие от фантазии – первичного символического процесса, содержанием которого является бессознательное, иррациональное, не существующее во внешней реальности, – к символам-образам в «системе конденсированного опыта», которая формирует мыслеобраз. В мыслеобразах заключены семантические образования (осколки предшествующего опыта), целостные, неделимые, невербальные. В них место смысла, при помощи которого субъект становится способным «доопределить» реальность. Восприятие объекта производится всеми органами чувств, но голографический мыслеобраз создается мозгом и является индивидуальной единицей информации в психологии (Н.В.Маслова, 1999). Голографический мыслеобраз – динамическое сочетание воспоминаний из различных периодов жизни человека. Они объединены сильными эмоциональными зарядами одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа или каких-то других, общих для этих воспоминаний, важных элементов, составляющих опыт личности. Согласно Н.В.Масловой, мыслеобраз представлен в триединстве формы, информации и энергии, которые переплетены в мыслеобразе и существуют только взаимодействуя.

По определению В. Вульфа (1989), мыслеобразы:

  1. многомерны, голографичны;
  2. подвижны;
  3. легко трансформируются, изменяются;
  4. морфогеничны (способны порождать подобные мыслеобразы);
  5. бесконечно долго хранятся;
  6. создаются и трансформируются по принципу аналогий;
  7. передаются посредством волнового резонанса.

Осмысленный мыслеобраз, наполненный не только чувством, но и смыслом и при этом семантически связанный с другими мыслеобразами, служит в дальнейшем эквивалентом, при помощи которого субъекту удается фиксировать свое существование в виде собственного осмысленного опыта.

Таким образом, голографические мыслеобразы объединяют содержание бессознательного и сознательного опыта человека и представляют собой «внутренние образы» Души.

К.Юнг писал в «Стадиях жизни»: «Нам понятен лишь тот вид мышления, который представляет простое тождество и не позволяет вывести ничего, кроме того, что мы ввели. Однако помимо этого существует мышление в изначальных образах, символах, которые старше исторического человека и даны ему от рождения с древнейших времен, – вечно живущие, продолжающиеся во всех поколениях и по сей день составляющие фундамент человеческой Души. Вся полнота жизни доступна нам лишь в тех случаях, когда мы находимся в согласии с этими символами; мудрость – это возврат к ним».

Категория: об игроках | Просмотров: 358 | Добавил: progvlad
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]