Главная » 2019 Июнь 3 » О ЦЕЛЯХ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
07:02 О ЦЕЛЯХ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ |
Важнейшую роль в формировании жизненных целей и установок выполняют также традиционно сложившиеся нравственные отношения в обществе. В духовном мире каждого человека в зависимости от условий его бытия и воспитания складывается нравственный стержень допустимого и недопустимого в своём поведении. Нравственные установки, идеалы, положительные примеры для подражания, личные убеждения направляют образ мыслей людей на их добропорядочное существование в семье, трудовом коллективе, общественной деятельности, по месту жительства и т.п. Люди с нормальной психикой стремятся лучше выглядеть в сообществе, оставить свой положительный след в общественных связях и отношениях. В самом деле, людям не безразлично, какую память о себе они оставляют своему потомству и обществу в целом. Нравственные задачи, будучи в обществе традиционными, выражают состояние духовного мира человека, а значит, и смысла его жизни. Традиционными для новых поколений людей являются общественные порядки, установленные прошлыми поколениями и силой государственного законодательства. Общество, будучи расслоённым на классы и сословия, пребывает в одинаковом положении по нескольку столетий и даже тысячелетий. Но чем более развито становится общество, тем быстрее происходит смена политических и социально-экономических устоев жизни общества. В периоды колоссальных обострений социальных противоречий у наиболее интеллектуально развитой части общества происходит переосмысление справедливости сложившихся общественных порядков, осуществляется революционным путём смена форм общественного устройства в интересах укрепления вновь нарождающегося способа производства материальных благ. А до этих революционных преобразований люди живут длительное время сложившимися политическими и социально-экономическими традициями. Цари, короли, президенты и другие лидеры государств в своей деятельности стремятся лишь укрепить существующие общественные порядки. Ибо всякие серьёзные коррективы общественного устройства чреваты последствиями, влекущими за собой ослабление положения господствующих слоёв общества. На это же направлена деятельность правительств и министерств, порождая сложный и прожорливый бюрократический аппарат, который не менее, а, пожалуй, более выступает эксплуататором широких масс населения. Уже от рождения человек относится к какому-то классу или социальной группе и традиционно остаётся в ней, не имея возможности перейти в более высокое социальное положение. Дети рабов и крепостных крестьян остаются пожизненно в социальном положении своих родителей. Дети рабовладельцев, крепостников феодалов, капиталистов, чиновников государственных органов и иных бюрократов тоже наследуют социальное положение своих родителей. Всякие учения о социальной стратификации в современном капиталистическом обществе являются иллюзорными, не отражающими действительного политического и социально-экономического устройства общества. Новые поколения людей традиционно, как и их родители, приспосабливаются жить в той социальной среде, в которой они родились, подчиняться законам государства, которое устойчиво существует в настоящее историческое время. Словом, люди живут традициями, созданными прошлыми поколениями, и тем состоянием общественного сознания, в которое они включились, войдя в этот мир. В трудной и сложной практике жизни они почти никогда не задумываются о возвышенном понимании смысла своего бытия, их сознание наполнено мыслями о хлебе насущном, как его добыть и как решить иногда неразрешимые жизненные проблемы. Лишь в периоды социальных революций и потрясений активизируется общественная мысль, большинство людей начинают переосмысливать своё социальное положение, включаться в борьбу со своими угнетателями за свободу и независимость. Десятилетиями и столетиями накапливающееся недовольство своим угнетённым положением, наконец, выливается в открытую борьбу, иногда вооружённую, заканчивающуюся либо победой и коренным изменением существующего строя, либо поражением, и тогда общественный прогресс притормаживается до нового всплеска социального движения. В самом широком плане вся человеческая деятельность по своей сути есть традиционное повторение накопленного прежними поколениями опыта и знаний во всех сферах жизни общества. Всё созданное прежними поколениями людей, материальное и духовное, ещё называют культурой. Задача новых поколений людей овладеть культурой прошлого, научиться жить в окультуренной среде и вносить свой посильный вклад в совершенствование культуры. Культурой прошлого общество овладевает неравномерно, в зависимости от социального положения людей. Поскольку эксплуататорские слои общества сами производительным трудом не занимаются, имеют наибольшие возможности развивать свои умственные способности, то они имеют преимущество в максимальном овладении духовной культурой, и пользуются этими культурными достижениями. В результате исторически сложилась непреодолимая пропасть в культурном развитии господствующих и порабощённых слоёв общества. Естественно, в зависимости от культурного уровня различных слоёв общества, находится состояние духовности индивидов, их способность к осмыслению своего места и положения в обществе. Так как современное общество, в связи с научно-техническим прогрессом, нуждается в серьёзном повышении грамотности населения, то сегодня резко возрос уровень духовной культуры широких трудящихся масс. Прежние традиции, когда господствующие слои общества считали себя культурными, а физически работающих людей – чернью, быдлом, тёмной массой, нарушились. Трудящиеся массы, получив образование и значительно расширив свой доступ к духовным культурным ценностям, приобрели определённую возможность встать над обыденностью жизни и задумываться о справедливости существующего государственного устройства, своём положении в общественной системе и возможности изменения такого положения. Однако на подобные возможности оказывают серьёзное воздействие, как уже говорилось выше, средства массовой информации, религиозность и другие факторы, искажающие действительное состояние общественной системы и общественных отношений. Поэтому каждый индивид на действительность смотрит зачастую через призму того, что ему навязывается официальной идеологией. Следует помнить, что человек в своей жизнедеятельности не просто повторяет традиционно накопленный человечеством опыт в различных сферах общественной жизни, а, будучи разумным существом, вносит нечто своё в традиционный опыт. По своей природе человеческий разум имеет объективное свойство предвидения результата действия. Осуществляя любые действия, в своей голове человек всегда видит желаемый результат своего действия, что ещё называют целью. Даже когда человек действует в русле сложившейся традиции, он видит цель своего действия, т.е. то, чего бы он хотел добиться для удовлетворения определённой жизненной потребности. Предвидение результата действия является объективной закономерностью сознания человека, что и дало ему возможность перейти к вне биологическому способу жизнеобеспечения, создать искусственную, рукотворную сферу своего обитания. Целеполагание выступило важнейшим способом существования человеческого рода. В своей голове человек всегда имеет мысли о способах решения стоящих насущных задач. Осуществляя прежний человеческий опыт, люди в мыслях представляют этот опыт, запоминают его для будущих поступков. Поэтому в широком плане предвидение целей действий выступает всеобщим способом разумного существования человека, что отличает коренным образом его от животного мира, живущего посредством биологического способа жизнеобеспечения. Но в жизнедеятельности человека целеполагание используется как при осуществлении традиционного опыта, так и для внесения в него некоего новшества, в интересах совершенствования этого опыта. Подобное новшество выступает как творческий акт человеческого разума. Само целеполагание неминуемо ведёт к творческой активности разума. Творчество тоже выступает объективной закономерностью человеческого способа существования. Творчество проявляет в своей практике всякий человек, но, в узком смысле, творчеством называют лишь те новшества, которые ведут к серьёзному совершенствованию как производственного процесса, так и системы общественных отношений. Творческие цели в общественной жизни представляют собой сферу идеологической борьбы, соревнования различных общественных теорий. Именно в этой сфере и возникают идеи о смысле человеческого бытия. Из целеполагающей деятельности человека проистекает философское понятие смысла его жизни. Вообще понятие «смысл» можно без большой погрешности сопоставить с понятием «значение» какого-либо явления в мыслительной деятельности человека. Переход людей в развитии членораздельной речи к понятийному мышлению означал не что иное, как появление в мыслительной деятельности способности оценивать наблюдаемое явление, определять его значимость в соотношении с другими явлениями, т.е. вложение в эту оценку определённого смысла. Усмотрение смыслов в наблюдаемых явлениях, их значения в мысленном сопоставлении со всем остальным и есть понимание этого явления, из чего складываются слова-понятия, являющиеся основой понятийного мышления. Следовательно, понятие «смысл» человеческой жизни является лишь одним из человеческих понятий, раскрывающих значение человеческой жизни вообще и индивидуальной жизни человека – в частности. Несомненно, смысл человеческого бытия теснейшим образом связан со смыслом его целеполагающей деятельности. Постоянно намечая и осуществляя свои цели, люди закрепляют в общественном сознании и оценку своей значимости в системе общественных отношений. Чем больше вклад конкретного индивидуума в сокровищницу человеческого способа существования, тем выше уровень его значимости в человеческой истории, существенней смысл его жизни. Осмысление значимости своей жизни в системе общественных отношений связано с более высоким уровнем развития духовного мира личности. Опираясь на достигнутые знания и свои умственные способности, люди переходят к рассудочному мышлению. Рассудок человека есть опирающаяся на знания и ум способность людей оценивать явления и их сущностные связи в соотношении со своими интересами, интересами социальной группы и общества в целом. Размышляя о значении какого-либо явления в системе общественных связей и отношений, человек одновременно делает и оценку этого явления с точки зрения значимости этого явления (понятия) по отношению к интересам индивидуума, сословия, класса и всего общества. Подобная оценка значимости (смысла) относится и к жизни конкретного индивидуума, и общественной жизни в целом. В зависимости от уровня своей умственной подготовленности, рассудочная деятельность людей может порождать более глубокие идеи о смысле своей жизни. На данном уровне духовности человека смысл его собственной жизни усматривается во вполне прагматичном плане, т.е. в выращивании и воспитании детей, обеспечении материального достатка, благополучии семьи и т.п. Идеи смысла жизни более высокого уровня возникают у людей, вносящих значительный творческий вклад в развитие общества в своей сфере деятельности. У таких людей появляется мысль о значимости своей деятельности для коллектива, социальной группы, общества в целом. Но подобные оценки тоже практически не выходят за рамки своей конкретной целеполагающей деятельности, т.е. человек усматривает смысл своей жизни в совершенствовании своей квалификации и специализации. Наиболее высоким уровнем духовности личности выступает разум человека. Опираясь на знания, ум и рассудок человеческая мыслительная деятельность достигает, наконец, разумности, т.е. способности в оценке наблюдаемых явлений и сущностных связей соотносить их не только с интересами личности, социальной группы и общества в целом, но и с объективными закономерностями, действующими в природе и обществе. Постижение объективных закономерностей и использование этих закономерностей в практической жизнедеятельности по созданию разумной сферы обитания, позволяет человеческому обществу свою деятельность осуществлять в согласовании с естественными законами природы и возникшими закономерностями в обществе. Такое согласование даёт возможность людям избегать ошибочных решений в целеполагающей деятельности, добиваться ускоренного прогресса по созданию искусственной материальной сферы обитания общества и разумному, справедливому устройству общества. Высшим проявлением духовности личности выступает её мировоззрение. Безусловно, мировоззрением обладает каждый человек, что выражается в общем представлении о мире и видении своего места в нём. У большинства людей мировоззрение складывается на обыденном уровне сознания, в зависимости от имеющейся образовательной подготовки, жизненного опыта, степени религиозности и других познавательных факторов. Мировоззрение становится тем устойчивым центром духовности, от которого складываются личные принципы поведения, видение своего места в мире, максимальных целей своей жизни. На обыденном уровне сознания, в зависимости от степени умственного развития личности, складывается более или менее искажённое отражение действительности в сознании человека, соответственно формируется и её мировоззрение. Как уже говорилось, сегодня абсолютное большинство людей ещё подвержено религиозности, следовательно, религиозному мировоззрении. Однако по мере повышения уровня образованности общества изменяется и степень религиозности людей, которая становится менее догматичной, более подвижной в сторону личного понимания божества и его роли в мироздании. В сознании современного человека причудливо переплетаются мировоззренческие идеи научности и религиозности, личного понимания сверхъестественных сил в мире, своего духовного соотношения с Богом, видения своих конечных целей и смысла жизни. Следует иметь в виду, что, пусть и примитивная, религиозность, но и она тоже основывается на вере в существование сверхъестественных сил и их основополагающем месте в мире, следовательно, и зависимости своего места в этом мире от Бога. Высшее же проявление мировоззрения опирается в своих выводах на данные современной науки, т.е. на неопровержимые обоснования и доказательства. Научно обоснованное мировоззрение позволяет человеку реально представлять действительно существующий мир, свои реальные возможности по его преобразованию, таким образом, и своё место в реально существующем мире. Конечно, мировоззрение на научном уровне сознания, имея в виду, что пределов в научном познании не существует, будучи философской категорией знания, подвержено определённой трансцендентальности, т.е. выходу за пределы научных обоснований, допущению утверждений, опирающихся лишь на рациональную логику мысли, а не на научные факты. Однако, подобное допущение не умаляет роли научного мировоззрения в успешной преобразующей деятельности человека. Таким образом, последовательное восхождение в развитии духовного мира личности от знаний к уму, а от него к рассудку, разуму и научному мировоззрению позволяет человеку возвыситься в своём духовном мире от осмысления различных жизненных целей до понимания значимости своего личного вклада в сокровищницу мировой цивилизации, таким образом, и смысла своей жизни. Поскольку человек, как уже говорилось, по природе своей разумной деятельности является оптимистом, то он редко задумывается о своей смертности. Люди постоянно строят свои планы на будущее, стремятся (успешно или менее неуспешно) к их осуществлению, поэтому они, чаще всего, видят цели и смысл своей жизни в единстве, т.е. в совершенствовании своего личного вклада в дела семьи, трудового коллектива, своей страны, общества в целом. Людям не дано знать последствий своей деятельности. Новые поколения в своей жизнедеятельности обычно опираются на созданную прежними поколениями культуру. Преемственность созданных людьми культурных ценностей выражает материальную и духовную связь поколений, человеческую память о своих предках, оценку их вклада в общеполезное дело. Людям не безразлично, какую память они оставили о себе своим потомкам. История хранит имена многих выдающихся личностей в различных сферах человеческой деятельности за их вклад в мировую культуру. Но даже и те, от кого в человеческой памяти не осталось имён, тоже оставили свой вклад в человеческую культуру в виде созданных ими материальных ценностей, которые используются последующими поколениями как база для своего нового вклада в общечеловеческую культуру. |
Категория: Информация | Просмотров: 345 | Добавил: ludoed2 |
Всего комментариев: 0 | |