Alinaris | Дата: Пятница, 26.04.2013, 20:28 | Сообщение # 1 |
Королева
Группа: Модераторы
Сообщений: 158
Статус: Offline
| «Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское?»1 - так писал Николай Константинович Рерих в 1932 году, обращаясь к Федерации женских клубов в Америке. О наступление нового века, века Матери Мира, говорится во многих древних писаниях. Учение Живой Этики говорит о приближении новой эпохи, когда на Земле установится мир и сотрудничество между всеми народами, когда высшие духовные ценности станут основой для построения всей нашей жизни. Эта новая эпоха ведет за собой и утверждение женщины и установление утраченного человечеством равновесия, равновесия между мужским и женским началами, между материей и духом. В XX веке женщина стала пробуждаться к творческой деятельности, начала активно включаться в социальную и общественную жизнь. Женские содружества стали возникать как на пространстве Америки, так и Европы, и Азии. Перелистав страницы книг Николая Константиновича, можно увидеть его размышления о женском движении в Японии, обращения к женщинам Франции, Индии, Нью-Йорка… Но, обращаясь к единениям женщин разных стран, Н.К.Рерих всегда думал о продолжении и кульминации этого дела у себя на родине, в России, или как часто ее называли Рерихи, - в Новой Стране. Россия занимала особое место в мыслях и устремлениях всей семьи Рерихов. Не случайно их знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, прошедшая по обширным пространствам Индии, Тибета, Китая и Монголии, прошла и по территории России и почти целый месяц пробыла на Алтае. Там, на Алтае, создавались художественные полотна, велись научные изыскания, писались книги. Красота этого места отразилась и в живописных работах Николая Константиновича, и в его путевых дневниках. Алтай виделся ему еще невскрытой сокровищницей. Здесь и природные богатства, и плодородные земли, и необычные магнитные условия гор, способствующие новым исследованиям, новым открытиям. «Народ, испокон веков живущий здесь, величает свой край царственным, солнечным, золотым»2, - отмечал известный алтайский писатель Аржан Адаров. Золотые горы – так еще называют Алтай. Н.К.Рерих указывал на особое значение этого региона, которому предназначено стать местом будущего культурного центра. Но этот будущий центр невозможен без участия женщины. Только женщина, являясь носительницей тонких духовных энергий, может привнести в жизнь красоту духа, направив человечество по сужденному ему пути эволюции. В течение долгих веков женщина была унижена и исключена из многих сфер жизни. Отсюда – падение нравственности и духовное обнищание человечества. Не может нарушение равновесия между началами не сказаться на нашей жизни. «Птица духа человечества не может летать на одном крыле»3. Оба начала – мужское и женское – равноценны и взаимно обогащают друг друга. На сотрудничестве начал основано все творчество, вся красота. Преобладание же одного начала над другим всегда приводит к неуравновесию, дисгармонии, разрушению. Потому так важно осознание женщиной своего назначения, своей роли в жизни и ответственности за судьбы народов. Этому и призваны были помочь женские единения, создаваемые в разных странах. Большое внимание значению женщины и женскому движению уделено в трудах Елены Ивановны Рерих. Она очень много писала на эту тему в своих письмах. На вопрос одного корреспондента – «в чем должно состоять сотрудничество большинства женщин?», Елена Ивановна отвечала – «в установлении равновесия мира»4. «Не может мир стоять, если нарушены основы бытия. <...> …[Женщина] должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте». И далее Елена Ивановна замечает: «Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте»5. Идея женского содружества возникла у Е.И.Рерих очень рано, еще в детстве. В начале 20-х годов в ее дневнике появляются записи об Алтайских сестрах. В марте 1930 года Елена Ивановна пишет в Америку о необходимости начала Женского Единения. Затем были письма другим корреспондентам, воспринявшим эти идеи и начавшим их осуществлять. Она радовалась, когда люди самостоятельно приходили к тем же мыслям, и старалась направить их и помочь. «Можно поистине приветствовать Вашу страну, - писала Е.И.Рерих председателю латвийского рериховского общества Ф.Д.Лукину в 1931 году, - если в ней уже осуществляются “Сестры Золотой Горы”, ибо указанные Вами сестры милосердия, разве они не являются этими носительницами Блага, самоотверженными и смотрящими в будущее?»6 «Вы спрашиваете о Единении Женщин, - пишет Елена Ивановна другому корреспонденту. - Я видела в нем идею всемирного объединения для поднятия уровня сознания женщин во всех странах, для утверждения женских прав <...> путем труда над собою и развития своего потенциала. В деятельность Единения Женщин входила и программа Общин Сестер Подвижниц…»7 Об этой программе Общины Сестер Е.И.Рерих подробно напишет двум женщинам, устремившихся к реализации этой идеи. Так в письме к одной из них, Вере Александровне Дукшта-Дукшинской, она сообщает: «…Идея Миссии Женщин была моей мечтой с детских лет, она жила у меня под именем “Общины Алт[айских] сестер”, и я видела этих сестер носительницами света и радости в тяжелые условия нашей Родины. Все отрасли жизни находили себе отражение в этой Общине. Потому одни сестры посвящали себя медицине, другие должны были знать основы агрикультуры, третьи быть учительницами вообще или талантливыми лекторшами по различным отраслям знания и общественного устроения в доступном для масс изложении, и, конечно, занятия искусствами и преподавание их занимали выдающееся место в Общине, так же как изучение цвета и звука и воздействий их, а внесение основ Живой Этики украсило всю благую деятельность Алт[айских] сестер. Таковы были мечты, которые, конечно, росли по мере расширения моего сознания и впоследствии были одобрены Вл[адыкой] для проведения в жизнь»8. А вот строки об Общине сестер из письма Елены Ивановны другой женщине, Надежде Павловне Серафининой, врачу из Литвы и председателю литовского рериховского общества: «…Ячейки этой Общины будут широко разбросаны по всей стране, и сестры будут собираться небольшими отрядами и объезжать для обследования и наблюдения назначенные им районы. Целая армия таких сестер и тружениц понадобится, чтобы ответить всем нуждам и насытить духовный и физический голод масс. При главной Общине могут быть и школы, и университеты, и лаборатории, и Институт Психической Энергии, и всякие мастерские, и санатории, и образцовые хозяйства, и кооперативы и т.д., одним словом, целый городок знания. Говоря о Сестрах-Подвижницах, Вел[икий] Вл[адыка] так красиво Сказал: «Пусть они станут родными народу. Пусть говорят: “Родная пришла на село”». Именно, мои Сестры-Подвижницы должны прежде всего суметь стать родными народу. Знаю, что не так-то легко найти самоотверженных подвижниц, но не унываю, ибо даже с небольшой группой, преданной своему делу, можно совершить чудеса. <...> Думаю, что именно в самой Новой Стране найдутся души, стремящиеся к красоте действенного и жертвенного подвига»9. Как видно из фрагментов этих писем Е.И.Рерих, деятельность Сестер-Подвижниц не ограничится одним регионом, а распространится по всей России. Ведь где бы не находились люди, везде они нуждаются в помощи и заботе. Везде можно нести то прекрасное, сердечное, без чего не мыслима жизнь. Но женские содружества, которые широко разойдутся по всей нашей родине, неизменно должны будут иметь свой центр. И этот главный центр Учение Живой Этики связывает с Алтаем. Потому и называются эти сестры Алтайскими, или по-другому – сестрами Золотой Горы. Обращаясь к женским содружествам, состоящим часто из русских, находящихся в эмиграции, Елена Ивановна направляла их мысли к деятельности в России. Она считала, что придет возможность вернуться на родину, и к тому времени уже нужно быть готовым к приложению своих сил именно там. Поэтому нужно пополнять свои знания, самосовершенствоваться, трудиться, чтоб в последующем принести плоды своего труда в Россию. «Сейчас моя Община в виде прекрасного терафима возносится в Тонком Мире, - отмечает Елена Ивановна в одном письме, - но сотрудницы земной уже ходят по Земле. Как указано, мы должны стремиться накоплять и собирать знания, опыт, чтобы пролить их именно в Новой Стране»10. «Уже много было всяких Союзов и Объединений, - писал Николай Константинович. И все-таки вы правильно чувствуете, что единение женщин, которое соткет сверкающие нити от очага через все иерархии в бесконечность, именно теперь особенно нужно». И «первым отличием этого Объединения Женщин от многих других должно быть, что участницы его будут сходиться для внесения каждая в своих пределах, в своих знаниях и возможностях»11. Имея разные профессии, разные познания и способности, женщины могут объединиться на том вечном, что составляет сущность жизни, и нести это вечное другим. «Ведь время так близко, и столько сил понадобится для заложения здоровых и строительных начал в нашей исстрадавшейся Родине. Задача действительно грандиозная, нужно перевоспитать не народ, но народы»12. Елена Ивановна отмечала, что для помощи народу, особенно нужны две профессии: учитель и врач. Учитель может дать широкое мировоззрение, устремление к Красоте, Свету, врач дает исцеление души и тела. Все Великие Облики, приходившие на помощь человечеству, несли в себе эти качества учителя и врача. Потому и те, кто следует Им, в некоторой мере тоже несут эти свойства. «Конечно, Старцы-Наставники, так же как Алтайские Сестры и Преподаватели разных знаний, искусства и ремесел являются передвижным воинством просвещения. <...> Именно они зажгут огни восторга и вдохновения. <...> Можно образовать настоящие духовно-трудовые очаги просвещения. Пусть утверждаются знания самыми сердечными, привлекательными мерами»13. Так сказано в одной из книг Учения Живой Этики. А Елена Ивановна, отмечая направления, по которым будут работать Алтайские сестры, писала: «Особенно важен, конечно, отдел врачей, фельдшериц»14. Большое значение для жизни людей имеет сердце. Развитие сердца – неотложная необходимость, встающая перед нынешним человечеством. В течение долгого времени понятие сердца было забыто, и мир наполнился недоброжелательством, враждой, бессердечием. И теперь пришло время снова вспомнить о сердце. «Говорю о теплоте сердца, когда она особенно нужна», - сказано в Учении Живой Этики. «Учение о сердце светло, как солнце, и тепло сердца спешит также быстро, как солнечный луч. Каждый изумлялся, как мгновенно отепляет все луч восходящего солнца. Так же может действовать сердце»15. Сердце согревает и утишает любую боль, направляет к подвигу и вдохновляет на лучшие начинания. Сердце может преобразить всю жизнь. И одной из задач Алтайских сестер является установление деятельности сердца. «Поистине ничто не повторено во Вселенной. Но все-таки самым индивидуальным останется сердце человека. Но кто же измерит эту бездну? Кто же примет на себя задачу разъяснить и твердить народам о сердце? Не законники, не врачи, не воины, не священники, но Сестры Великой Горы примут на себя торжественную обязанность возложить руку на болящее сердце, другою рукою указав на беспредельную Благодать. Кто же сумеет понять торжественность любви, соединяющей серебряную нить с твердыней Сердца Высшего? Потому так посылаем Сестер на подвиг сердца»16. Говоря об Алтайских сестрах, о женских содружествах разных стран, нужно сказать и о той, которая была их наставником и вдохновителем, - о Елене Ивановне Рерих. Именно Елена Ивановна, в полной мере воплотившая все лучшие качества женского начала, сама всей своей жизнью показала, какой должна быть женщина будущего. Прекрасная Мать, Ведущая, Вдохновительница, она явилась замечательным примером для подражания. По ее мысли возникали женские единения. Своих многочисленных сотрудников Елена Ивановна вдохновляла на подвиг, направляла к самосовершенствованию, в трудные минуты находила слова утешения, ободрения и пояснения. Она учила нести помощь, сама помогая, где только возможно, не жалея сил. Николай Константинович отмечал: «Когда она говорит об Алтайских сестрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть ее собственные черты»17. В 1932 году, вспоминая красоты дикого и величественного Алтая, Н.К.Рерих писал в своей статье: «Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери. И разноцветны травы превыше всадника. И звучит все Беловодьем. Истинно Звенигород»18. Белуха, Белая Гора, или как называют ее на Алтае – Уч Сумер, Священная Гора Ориона – высится в своем великолепии и заставляет подумать о Красоте Духа, Красоте Мира Высшего, без связи и сотрудничества с которым человечество не сможет выйти из нынешнего тупика. «Белые Сестры, на Белой Горе подымем образ Матери Незримой!»19 - записала Елена Ивановна в 1924 году. На двух картинах Николая Константиновича, посвященных будущему России, Алтаю, - «Звенигород» и «Русская пасха» - мы видим один и тот же Храм. На фасаде этого Храма – изображение Богородицы, или все той же Матери Мира, известной в различных религиях и философиях под разными именами. Наступающая эпоха, эпоха Матери Мира, тесно связана с возрождением женщины, без которой это будущее не утвердится. И помощь человечеству, и новые возможности придут через женщину. И женщина должна это помнить и прилагать свои силы для приближения этого прекрасного будущего. «В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать своt значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. <...> Но стремясь к просвещению, к знанию, женщина должна помнить, что все просветительные учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию высшего знания и высшей культуры. Истинная культура мысли растет культурою духа и сердца. <...> Потому, стремясь к знанию, пусть не забывает она Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Приближением к этому Источнику, приобщением к этому Ведущему синтетическому Началу найдет человечество путь истинной эволюции. Пусть именно женщина познает и провозгласит об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым»20. И в заключении хочется снова обратиться к словами Николая Константиновича Рериха, к его призыву к женщинам. Так он писал: «Прекрасное предание говорит о наступившей эре Матери Мира. Под многоразличными покровами человеческая мудрость слагает все тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях. Сестры Золотой Горы — скажут на Западе. Сестры Алтая — скажут в Азии. Матери, жены, сестры, возлюбленные — все это запечатлевается поверх наречий и границ земных. Еще раз в этом единении нам покажется единый смысл Красоты и единым покажется подвиг, единою всесвязующая и дающая силы Благодать»21. «И воздыхание станет вдохновением Благодати. И в Победе Духа будут сиять дерзание и восторг и Красота»22.
Королева всегда с вами
|
|
| |