ESamoy1ova | Дата: Суббота, 07.12.2019, 09:22 | Сообщение # 1 |
Герцогиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 58
Статус: Offline
| 1. Закон разнообразия Закон разнообразия во Вселенной является основой мировой гармонии. Так же, как у человека нет на голове двух абсолютно одинаковых волосков, так и на всей Земле не найдется двух одинаковых людей. Всюду господствует неисчислимое разнообразие. Даже если бы людям были даны одинаковые способности, пути их развития очень скоро разошлись бы, и, прежде всего, из-за различия в свойствах характера, которое связано, в свою очередь, с различиями в воспитании, религии, расе и нации, а также в поле, возрасте и сословии. И, наконец, различия связаны также с часом рождения человека. Можно видеть также, что один человек прилежен и потому быстро достигает поставленной цели, другой, напротив, любит удобства и поэтому не может достичь желанной цели. Есть также случаи, когда человек, несмотря на величайшие усилия, не достигает ничего, а другим же, наоборот, желаемое счастье сваливается без труда прямо в руки. Какой-нибудь астролог объяснил бы это исключительно констелляцией звезд в минуту рождения. И в основном он был бы прав, ибо нет ни одного жителя Земли, который не подчинялся бы космической закономерности и не приносил бы с собой на Землю уже зрелую Карму. Но именно эта закономерность требует разнообразия; ведь во Вселенной не существует абсолютно одинаковой жизни, которая во всех своих формах и фазах носила бы черты единообразия. Это было бы абсолютно невыносимо и исключало бы всякое развитие. Чем сильнее выражена индивидуальность, тем больше разнообразие. Чем большие размеры принимает массовость людей, тем больше можно наблюдать у них всеохватывающие черты общности унифицированного стада. Многосторонность и разнообразие составляют основной тон гармоничной Вселенной. Неравенство возникает благодаря стремлению всех мыслящих существ к проявлению. Космические Законы дают возможность справедливого возмещения, которое не может, однако, свершиться за одну единственную человеческую жизнь, но растягивается на сотни инкарнаций. Тем самым обеспечивается абсолютная, компенсирующая справедливость для всех людей. Только взаимодействие множества частей дает возможность достичь гармоничного целого. Бесконечное разнообразие и различия, а также многочисленные связи людей между собой являются манифестацией Божественного Закона Эволюции или проявления, в котором выражена вся совокупность стремящейся к улучшению и совершенству жизни. Вселенная может лишь тогда достичь совершенства, когда каждая ее часть выполняет на своем месте поставленную перед ней задачу, как отдельные органы в живом существе или составные части какой-либо машины. Разнообразие необходимо также и потому, что только оно предоставляет возможность распознавания или различения. Без распознавания мы бы не знали, что мы мыслящие существа. Без распознавания не было бы роста сознания, являющегося величайшим сокровищем человека. Тотальное равенство не дает возможности различения. Таким образом, разнообразие абсолютно необходимо для проявления сознания. В росте сознания заключается истинный смысл жизни. Следовательно, все люди не могут быть одинаковыми. И не все могут обладать одинаковыми способностями, и тем самым не все могут выполнять одинаковые задачи, исполнять одинаковые служебные обязанности. И что же это была бы за жизнь, если бы существовали только подсобные рабочие, только крестьяне, только солдаты или только священнослужители? Подобное положение было бы невероятным. Ведь все профессии влекут за собой различные задачи и обязательства, вследствие чего возникает необходимость преодолевать соответствующие трудности; однако это совершенно необходимо для личной эволюции человека. Но мыслящий человек может задаться вопросом: почему именно меня судьба поставила на это плохое место, почему именно я должен исполнять неприятную или обременительную работу, почему мое окружение мучает и не уважает меня? Почему другие повелевают мной, а не наоборот? Отчего некоторым людям вообще не нужно работать? На все эти сложные вопросы, возникающие благодаря закону разнообразия и эволюции, дает ответ Дхарма, Закон Долга, который действует во взаимодействии с Кармой и всякий раз определяет жизненную задачу человека.
2. Что такое Дхарма? Дхарма есть, прежде всего, индивидуальная жизненная задача, а также долг по отношению к ближнему, накопленный в ходе эволюции, будь то в семье, в профессии или в обществе. И подобно тому, как каждый человек своими мыслями и действиями формирует себе карму, так же из жизни в жизнь, в соответствии с Космическим Законом Эволюции, он определяет для себя новую дхарму. Дхарма является, кроме того, моральным законом внутри нас и нашей внутренней сущностью, которая в каждом человеке достигла определенной ступени развития и проявления. Основываясь на Законе Эволюции, мы не должны упускать из виду, что каждый человек рождается в определенном сословии и должен выполнить в нем свою жизненную задачу. Сюда же относятся все профессии и призвания, от самых простых до самых сложных и ответственных. Каждый человек поставлен на определенное место в жизни и на этом месте он одинаково важен и значителен. Ему надлежит на этом месте воистину по совести исполнить свой долг. Не место красит человека, а человек место, на котором он работает. Мы призваны работать, и нет такой работы, которая могла бы нас унизить. И если какому-нибудь человеку его работа кажется низкой и неполноценной, он может повысить ее ценность сознательным отношением к ней. Добросовестное выполнение даже простой и незначительной работы является подготовительной ступенью к высшей деятельности. Пока человек не научился вкладывать в любую работу, даже самую низкую, все свое умение, величайшую бережность и максимальное усердие, он не может быть призван к исполнению более важной и ответственной деятельности, и не может быть также поставлен в такие условия, которые поднимают его на более высокое место в жизни. Нельзя ожидать от человека больше, чем он может совершить по своему сознанию и способностям. Поэтому каждому человеку следует сознавать свой долг, и каждый человек является лучшим на том своем месте, на которое его поставили законы эволюции. Не должность, достоинство и титул определяют нашу ценность, но степень добросовестного исполнения долга и исполнение призвания или жизненной задачи. Наша истинная ценность определяется, кроме того, духовной работой и готовностью к служению на общее благо. Каждого его карма и дхарма приводят туда, где он наилучшим образом может выучить и выполнить урок своей эволюции в данной инкарнации. Нередко это может стоить человеку очень тяжелой борьбы, пока он не займет подобающее ему место в жизни. Это происходит оттого, что мировой порядок на сегодня абсолютно нарушен и в связи с этим контроль над рождениями со стороны Владык Кармы и Дэв (Ангелов) не всегда может проводиться в духе Дхармы. Однако человеку всегда предоставляются законные, космические возможности достигнуть своего истинного эволюционного места. Возможности следует использовать, прилагая соответствующие усилия. Ни на кого не возлагается в жизни более того, что он способен сделать, получить и достичь. Бесспорно, некоторым людям приходится в эпоху Кали Юги нести тяжкий крест, так как этого требуют обстоятельства и несправедливости жизни, порождаемые самими людьми. Служение на общее благо не является, однако, бременем, но, в первую очередь, великолепной обязанностью. Кто помогает другим, помогает самому себе – таков закон природы. Но не нужно никогда требовать вознаграждения и благодарности, так как эти ожидания уже связывают человека, следует работать ради самой работы и служить ради самого служения. И тогда наилучшей наградой будет чувство внутреннего удовлетворения, уравновешенности и блаженства.
3. Дхарма и долг Лишь немногие люди понимают, что высшие достижения состоят не в психизме и не в астральных видениях, но они могут быть достигнуты исключительно исполнением своего долга, или, как говорят люди на Востоке, дхармы. Проявленный мир развивается и сохраняется исключительно благодаря деятельности. Сказано, что мир созидался мыслью, или что поступки есть порождение мысли, и это истинно так. Однако ложное понимание этой истины привело к тому, что многие люди впадают в фантастические мечтания, так как они полагают, что при этом они мыслят. Они полагают также, что мысль стоит выше действия, и считают, поэтому, что мечты - это творческие мысли. В силу этого они избегают действий и забывают, что творческой является только мысль, наполненная огненной волей и психической энергией. Но достичь этой воли мы можем, только стремясь воплотить ее в жизнь путем постоянной тренировки и учась проявлять ее в действии. В своей земной жизни все Великие Учителя направляли свои мысли на созидание. Ни один из них не стал отшельником. Все они прокладывали пути к новым достижениям благодаря действиям. Поэтому не следует пребывать в мечтаниях, но необходимо действовать и исполнять свой долг; и теперь более, чем когда-либо, так как человечеству нужно преодолеть гигантские нападения темных сил. Поэтому каждый должен заботиться о том, чтобы, напрягая все силы, наиболее полно исполнить свои земные жизненные задачи. Лишь это ведет человека к постоянному совершенствованию его духовной души. «Все, что человек делает из собственных личных побуждений, не имеет для вечности никакой ценности. Достигнуть освобождения и воссоединения с Богом человек может только тогда, когда он отринет свое личное Я, и, став орудием в руках Бога, будет действовать так, как он считает своим истинным долгом. Человек достигнет совершенства, настойчиво исполняя свою дхарму и долг». Так учил КРИШНА, непревзойденный Сын Божий, в Бхагавад-Гите (III) пять тысяч лет тому назад. «Гораздо лучше человеку исполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве. Лучше умереть при исполнении собственного долга, чем жить в страхе перед ними.» (Бхагават-Гита III/35) «Кто не действует, не может достичь состояния вечного блаженства. Невозможно простым отказом от деятельности достичь совершенства, ибо никто не может полностью удержаться от деятельности, даже на мгновение, так как его природа вынуждает его действовать, даже если он не этого хочет. Тот, кто удерживает свои органы чувств от действий, но чей ум привязан к объектам чувств, несомненно, сам себя обманывает и называется притворщиком; тот, кто в огненной любви к Высшему подчинил свои чувства Богу, хотя и вынужден заниматься материальными вещами, не давая им, однако, овладеть собой, заслуживает высокой оценки. Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше, чем не работать. Даже поддержание твоего тела нуждается в средствах, которые ты не сможешь получить, если не будешь работать.» (Бхагават-Гита III/4-8) «Кто не содействует прогрессу эволюции этого мира, живя в грехе и для удовлетворения чувств, живет напрасно. Потому делай то, что предписывает тебе долг, но бескорыстно и безлично. Лишь тот, кто поступает абсолютно бескорыстно, достигает Всевышнего. Такие цари, как Джанака, достигли совершенства единственно исполнением предписанного долга, потому работай из любви к человечеству.» (Бхагават-Гита III/16, 19, 20)
4. Учение о Дхарме в Бхагават-Гите Ни одно произведение мировой литературы не ценится знатоками так высоко, как Бхагават-Гита, высочайший гимн Божеству и учению о человеческом совершенстве в Божественном Бытии. Более древняя, чем Христианская Библия, более возвышенная, чем Евангелии, более глубокая по содержанию, она наполнена благоуханием благороднейшей и высочайшей мудрости Востока из того Божественного Источника, который во все времена питал человечество религиозным знанием и этическими ценностями. В этом произведении КРИШНА, Божественный Мировой Учитель Индии, учит Арджуну, олицетворяющего собой человечество, что пробуждение и совершенствование Божественного Духа в человеке должны быть достигнуты в борьбе с вожделениями и страстями, с ложными представлениями и взглядами. Бхагават-Гита описывает борьбу между Добром и Злом, истоки которой кроются в двойственности природы, как в отдельном человеке, так и во Вселенной. Арджуна – человек – окружен в своем земном бытии множеством иллюзий, которые необходимо одолеть, чтобы достичь познания истинного Божественного Бытия. А так как многие иллюзии стали милы его сердцу и он тесно связан с ними, то ему очень трудно бороться против них. На поле битвы Курукшетры, поля деятельности, символизирующего земную жизнь, он находится между двумя враждебными армиями, одна из которых представляет собой высшие душевные силы (Пандавы), другая – силы низшего Я (Куру). В этой последней господствуют себялюбие, своеволие, самомнение, вожделения, похоть, страсти, ненависть, гнев и все низшие качества. На другой стороне ей противостоят воля к Добру, преданность, любовь к Истине, доверие к Богу, вера, благородство, чувство долга, постоянство, искренность, чувство справедливости и самообладание. Арджуна познает, что враги, которых ему необходимо одолеть, - суть его личные качества, которые являются его учителями. И здесь мужество, так необходимое ему для борьбы, покидает его, и он роняет свой лук – волю. Тут появляется КРИШНА, ругает Арджуну и называет его трусом. Он дает ему наставления об истинной природе человека и о его позиции по отношению к Богу. Божественный Учитель разъясняет ему, что то, что индивидуальный человек считает своим Я, есть только иллюзия или Майя, и все, вытекающие из заблуждений состояния, вожделения и страсти, суть преходящие явления. Человек достигает освобождения лишь тогда, когда он преодолевает их и сливается с БОГОМ, бессмертной сущностью всего Сущего. Исходя из этого, Бхагават-Гита учит наивысшей из всех наук, а именно ЙОГЕ, слиянию человека с Богом и пути к бессмертию через преодоление самого себя и исполнение долга. В битве на поле Курукшетры речь идет, таким образом, вовсе не об историческом событии, как это ошибочно толковалось языковедами и исследователями Библии, но о духовной борьбе между высшим и низшим Я, между Пандавами и Куру, борьбе, постоянно происходящей в каждом, стремящемся к духовному развитию, человеке и во всем человечестве в целом. Это вытекает также из долгого разговора, состоявшегося между КРИШНОЙ и Арджуной перед началом борьбы на поле битвы. Но здесь воистину не время для широкой религиозно-философской дискуссии.
5. Три гуны В Бхагават-Гите (XIY/3-24) КРИШНА дает разъяснения о том, как образуются бесчисленные отличия и как осуществляется разнообразие природы и человека. Там же говорится, что ИШВАРА, проявленное Божество в ПРАКРИТИ, материальной и видимой Вселенной, то есть в природе, проявляется через три качества или гуны, а именно через РАДЖАС, ТАМАС и САТТВУ, то есть через активность, инертность и равновесие. РАДЖАС есть активность, энергия подвижности, выражающаяся в энергии притяжения и отталкивания. ТАМАС следует понимать как бездействие, инертность, инерция, противодействующие и препятствующие деятельности. Здесь проявляется также наблюдаемое всюду в Космосе явление биполярности, составляющее основу напряжения и приводящее к возникновению движения и жизни. Задача САТТВЫ - привести в необходимое равновесие это напряжение, то есть восстановить здоровое уравновешение между двумя противоположными полюсами в духе максимально возможной гармонии, ибо не существует абсолютного равновесия. Три гуны подразделяются, в свою очередь, на семь больших групп, из которых, благодаря различным комбинациям, возникают бесчисленные констелляции. Нисходящий поток жизни все более дробится и распадается на части и все глубже спускается в материю, пока он не достигает определенной точки на периферии самой внешней спирали инволюции, с которой он начинает самостоятельно стягиваться. Это означает поворот от центробежного к центростремительному движению, которое стягивает материю опять к центру и тем самым поднимает ее в своем спиральном развитии на октаву выше. Это точка поворота к духовной эволюции, начиная с которой волна жизни опять вступает на путь возвращения к Божеству. Преходящая стадия инволюции служит раскрытию и распространению материи. В ходе эволюции проявленные силы облагораживаются и возвращаются к Божеству. Данная ИШВАРОЙ жизнь была еще неразвитой, ей предстояло еще развиваться. Любая вещь существует вначале в виде зародыша. Эти зародыши растут между обоими полюсами активности и инертности во всех царствах природы Божественного Сознания навстречу возрастающей гармонии, пока они не прорастают в БРАМЕ, безличном Божестве, и не подвергаются снова процессу трансформации. Кто следует своей дхарме, непременно достигнет совершенства. Личная дхарма каждого отдельного человека представляет собой ту ступень совершенства, на которой находится божественное зерно в человеке. Сюда же относится жизненный закон роста, благодаря которому человек познает не только пути своего развития, но и Законы Кармы, исполнение которых делает его способным к дальнейшему росту. Чтобы познать следующую ступень, человеку необходимо исследовать в первую очередь ту ступень, на которой он находится в настоящее время. Чтобы достичь совершенства во всех областях жизни, он должен знать, почему он поставлен именно на это место и какие задачи ожидают его в далеком будущем. Это длительный процесс, охватывающий миллионы лет. Кто постигает свою дхарму и знает, что на занимаемом теперь месте он должен наилучшим образом исполнить свой долг, ускоряет тем самым свое развитие. К тому же не следует забывать, что человек не может пропустить ни одну ступень на своем пути эволюции. Нашей непосредственной целью является, поэтому, исполнение долга на нашем конкретном месте в нашей нынешней ситуации. Человек может подниматься со ступени на ступень, расти духовно, переходя от исполнения одной жизненной задачи к другой, и возлагать на себя всякий раз все более значительные задачи. Нельзя превзойти ни один идеал, но каждой цели необходимо добиваться в нужное время и в нужном месте. Отсюда становится ясно, почему выполнение нашей собственной дхармы лучше, чем исполнение чужого долга, до которого мы, возможно, еще вовсе не доросли и который не находится на линии нашего развития и роста. Поэтому необходимо также выучить урок терпения и поразмыслить о том, что в течение многих и многих инкарнаций нам давались все возможности, которыми уже сегодня обладают опередившие нас в развитии люди или Божественные Существа.
6. Удовлетворение желаний и духовный рост Что побуждает животное к действию? – Потребность избавиться от неприятного ощущения. Животное испытывает, например, чувство голода и жаждет еды. Поэтому оно отправляется в путь, чтобы утолить голод. Известно, что даже опасные хищные звери убивают лишь тогда, когда они голодны или вынуждены защищать себя, и никогда из желания убивать, как это делает духовно выродившийся человек. Животное выходит на охоту, чтобы удовлетворить свое желание сохранить жизнь. Если это происходит, то оно вновь успокаивается. В животном нет мотива действия, который бы исходил бы от него самого. Эти мотивы возникают только в человеческом интеллекте. Поведение дикаря также обуславливается еще удовлетворением желаний. Эти желания выходят, в силу развитого в человеке интеллекта, за рамки удовлетворения необходимых жизненных потребностей и становятся ненасытными. Исполнение земных желаний все больше оказывается майей (иллюзией), ибо материальная жизнь по сравнению с истинной жизнью бессмертного духа представляет собой лишь мимолетное явление. Поэтому на пути эволюции необходимо ограничивать и преодолевать желания, связанные с земной жизнью. Однако пока желания человека направлены еще только на земной мир, он находится на центробежном пути инволюции в материю, а не на центростремительном пути духовного осознания и духовной эволюции. Поэтому необходимо укрощать страсти и желания и, в конце концов, совсем избавляться от них, однако не путем подавления, но осознанным преодолением их на пути к высшим познаниям. В этом смысл духовного роста. На низшей ступени законом развития продолжает оставаться только удовлетворение желаний. Если желания не изживаются, т.е. не преодолеваются, дальнейшего развития не происходит. На стадии животного царства морали еще нет, хотя и в джунглях существуют неписаные законы, в которых нельзя не заметить удивительной справедливости, проявляющейся в первую очередь в целях общего самосохранения. Таким образом, убийство там вообще не является несправедливостью, так как этого требует необходимость поддержания жизни. Так у дикаря удовлетворение каждого желания является еще его дхармой. У него еще нет сознания, следуя которому можно было бы на основании Высших Законов запретить удовлетворение желаний. Это относится также к современным высоко развитым расам, так как они еще и сегодня практикуют убийство животных для употребления их в пищу. Без изживания низших желаний нет, таким образом, дальнейшего роста. Расширение сознания, умственные способности и разум постепенно должны способствовать продвижению человека в его духовном развитии. Удовлетворение желаний приводит также к определенному опыту и только через опыт человек учится понимать, что для него хорошо, а что плохо. Он учится также понимать, что он живет в мире законов, которые требуют от него эволюции в смысле совершенствования и облагораживания. И как бы иначе могла происходить эволюция человека, а через него и материи, т.е. возвращение в Божественное Сознание Единого Духа? Закон природы работает, используя два средства: он дает радость, если мы следуем ему, и он причиняет боль, если мы противодействуем ему. На всех ступенях жизни человек соприкасается с Космическими Законами и познает их абсолютную целесообразность и необходимость. Так он приходит к пониманию различий между справедливостью и несправедливостью, между добром и злом. И здесь мы снова видим неизбежные контрасты биполярности во Вселенной. Нельзя познать Свет без тьмы, движение без покоя, желание без боли, добро без зла. Но так как только добро дарит человеку надолго постоянную радость, то постижение этого неизбежно продвигает нас по пути добра, так как, если бы мы упорствовали на пути зла, мы стали бы врагами для самих себя. Этого, конечно, не желают понимать многие ослепленные сатаной люди. Если бы человек один собирал весь необходимый ему опыт, ему потребовалось бы больше времени для развития. Поэтому во все времена «Старшие Братья человечества», повинуясь закону жертвы, приходили к человечеству в виде Учителей, чтобы наставлять младших братьев-людей. Это они являются теми Высшими Духами, которые обогнали нас в своем развитии. И поскольку в развитии нет абсолютного начала, то, таким образом, во все времена были Высшие Существа, которые обучали Законам Природы и передавали весь свой опыт в распоряжение человечества. Они никогда не получали за это благодарности, о чем свидетельствует судьба великого Назаретянина, так как уже многие тысячелетия на Земле царствует дух тьмы. КРИШНА также был одним из этих Великих Учителей и в Бхагавад-Гите он запечатлел духовные ценности вневременного характера, за что человечество должно принести ему свою благодарность. Страшно трудно применить в жизни эти великолепные указания, представляющие собой чистую Живую Этику, так как Закон Инертности или Тамас более или менее преобладает во всех людях.
7. Виды дхармы и четыре касты Бхагавад-Гиты Чтобы выразить закон правильного развития, КРИШНА подразделил когда-то духовный рост человечества на четыре последовательные ступени. Эта классификация могла быть, однако, осуществлена лишь тогда, когда человечество достигло определенной стадии развития, и появилась возможность через посредство Дэвов (Ангелов) контролировать инкарнации, как это было в древней Индии. Долгое время люди инкарнировались там в той касте, в которую они вписывались согласно своему развитию. Однако на сегодняшний день и там господствует полная неразбериха и путаница, а также потрясение основ общественной жизни. Эта четверичная классификация существует в каждой нации, не будучи даже выраженной в написанном законе, ибо этого требует разнообразие и обусловленное им неравенство человечества, которое, тем не менее, в конечном счете, ведет к гармонии жизни или Саттве. Что касается обязанностей и жизненной задачи человека, эти четыре касты классифицируются согласно Бхагавад-Гите XYIII/41-49 следующим образом: «Обязанности браминов, кшатрий, вайшьи и шудров даны им в соответствии со свойствами их природы. Обязанности брамина (священника) вытекают из сути его сущности и состоят в душевном покое, самообладании, чистоте, терпении, правдивости, познании истины, учености и знании религиозных обычаев». «Обязанности кшатрии (воина, властителя) вытекают из его собственной природы и состоят в храбрости, силе, выдержке, ловкости, решительности, благородстве и властности. Занятия вайшьи (крестьянина, торговца) следуют из его собственных качеств и состоят в занятии земледелием, скотоводством и торговлей. Обязанности шудры (слуги) вытекают из свойств его природы и состоят в послушании и служении». «Кто получает истинное удовлетворение (довольство?) от того, что он делает, что бы это ни было, достигает совершенства. Слушай же, как он может найти совершенство: Он достигает его тем, что он своими делами любит, почитает и прославляет ЕГО, КОТОРЫЙ есть источник всего и создатель всей Вселенной. Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем исполнять дело, пусть даже в совершенстве, предназначенное для другого. Кто исполняет долг, который возлагает на него его собственная природа, тот не грешит». (Примеч.: Здесь КРИШНА вновь повторяет высказанную уже в главе III/35 мысль о выполнении собственного долга, в связи с ее чрезвачайной важностью). «Не оставляй дело, которое возлагает на тебя твоя высшая природа, даже если тебе трудно его выполнить, ибо всякое делание окружено неприятностями, как огонь и дым. Если сердце твое ни к чему не привязано, что вне тебя, если ты владеешь собой во всех отношениях и не пребываешь в плену вожделений, то ты достигнешь абсолютного освобождения от всей Кармы благодаря великому самоотречению».
8. Дхарма и мораль В отношении морали необходимо заметить, что она также меняется с изменением круга обязанностей. Границы между справедливостью и несправедливостью у разных людей и народов также очень различны. Что разрешено у одних, запрещено у других, и потому считается аморальным. И это различие зависит от уровня развития человеческого сознания и от степени уважения к Космическим Законам. Для мало развитого человека с ограниченной способностью к пониманию и с ограниченными знаниями мораль может быть очень проста, однако, чем выше умственные способности и чем глубже духовные познания, чем глубже проникновение в мистерии Вселенной, тем труднее складывается изучение морали и ясность в ее определении. Мораль определяется, следовательно, с одной стороны, высотой сознания, а с другой стороны, дхармой, долгом и жизненной задачей. В СВОЕЙ речи на поле битвы Курукшетры КРИШНА высказался о трудностях действия следующим образом: «Что есть действие, а что бездействие? Этот вопрос приводит в смущение даже мудрецов. Следует проводить различия между действием, запрещенным действием и бездействием. Исполнен тайны путь действия.» (Бхагавад-Гита IY/ 16-17) Мораль не для всех людей одинакова. Она меняется вместе с дхармой индивидуума. Следовательно, нет абсолютной морали и нет абсолютной справедливости или несправедливости, как нет вообще ничего абсолютного в относительной Вселенной. Справедливость и несправедливость относительны, и оцениваться они должны только исходя из дхармы конкретного индивидуума.
сексуальность
Сообщение отредактировал ESamoy1ova - Суббота, 07.12.2019, 09:50 |
|
| |