Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alinaris  
Маркcизм для чайников
SvetaerapleДата: Понедельник, 26.08.2019, 08:06 | Сообщение # 1
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 22
Статус: Offline
КАПЛЯ ВТОРАЯ "НАШ ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИ!"
Из гражданской войны большевики вышлиопьяненные победой. И не только опьяненные, но и утомленные. Уставшие от боев и
ожидания. Надежды на Запад рухнули. Европа отвернулась. Вместо помощи от нее исходит теперь угроза новой интервенции.
Черной скалой навис над осиротевшей (Ленин -- живой труп) партией и ее Центральным комитетом тяжелейший вопрос: как быть, куда двигаться? Сколько еще ждать? Какова должна быть стратегия страны? Как быть с социализмом, поднять который одной России невмочь?
Головы большевистских лидеров раскалываются. Вопросы, вопросы, вопросы...
И тут из-за спин признанных вождей революции и республики шагнул в мягких сапогах бывший вечно на задворках Сталин и выстрелил:
-- Социализм без помощи Запада построить вполне возможно.
И пока Троцкий, Каменев, Зиновьев, лидеры безусловные, гораздо более авторитетные, гораздо более заслуженные, а в теории превосходившие самого Ильича, набирали воздух, чтобы поставить невежду и выскочку на место, невежда и выскочка -- в голосе металл -- забил новый гвоздь:
-- Так сказал Ленин!
Эффект сталинского демарша оказался весьма неожиданным. Похоже, среднее звено страны этого только и ждало. У них гора свалилась с плеч. Они с восторгом встречают новость. Сталин на глазах превращается в героя и лидера. Он -- свет в конце мрачного тоннеля.
В споре между маститыми вождями и дерзким еретиком партийные и советские массы целиком на стороне Сталина. "Ура, мы будем строить социализм и мы его построим. Кто был ничем, тот станет всем". Им не нужны высокие марксистские истины. Но чрезвычайно важен уход от могильной обреченности. Они полны оптимизма. Им требуется перспектива. И Сталин отсыпает и то, и другое полной мерой.
Сталин, для которого в равной мере не существовало ни законов материализма, ни законов логики, ни тем более законов нравственности -- по всем данным быть ему великим государственным деятелем -- свою борьбу с вождями и идеологами свершенной революции строитвесьма оригинальным и единственно возможным в неграмотной стране способом.
Авторитет законов исторического материализма и диалектики, о которых у населения России было, мягко говоря, весьма смутное представление, он решительно заменяет авторитетом личности -- авторитетом Ленина. А это массам понятно.
"Что значит подчеркнутая фраза Ленина: "организовав у себя социалистическое
производство"?" -- спрашивает сам у себя Сталин в январе 1926 года. И
сам же отвечает, -- "Это значит, что пролетариат победившей  страны может и должен организовать у себя, после взятия власти, социалистическое производство. А что значит "организовать социалистическое производство"? Это значит, построить социалистическое общество. Едва ли нужно доказывать, что это ясное и определенное положение Ленина не нуждается в дальнейших комментариях. В противном случае непонятны были бы призывы Ленина ко взятию власти пролетариатом в октябре 1917 года".
Вот она, знаменитая сталинская железная логика. Вот для чего, оказывается, свершалась Октябрьская революция.
Конечно же, Сталин, будучи в семнадцатом году членом ЦК, прекрасно знает, на каких условиях бралась власть тогда, в октябре. Но он говорит партии и стране то, что те хотят услышать.
"Неизвестно только, для чего же мы брали власть в октябре 1917 г, если не рассчитывали построить социализм?" -- снова величаво удивляется новый лидер России. И напрасно прежние вожди республики пытаются повторять, что путь к социализму лежит только через мировую революцию. Что о социализме и речи не может быть в одной стране. Тем более, в сплошь крестьянской! Теперь их никто не принимает всерьез. Над ними смеются. Их клеймят. Они превращаются в тормоз, а затем и во врагов движения вперед.
Крестьянская страна? А мы проведем коллективизацию. Отсталая Россия? А мы осуществим индустриализацию. И экономическая жизнь в стране набирает обороты.
Сталин растет как на дрожжах. Сейчас к его заслугам верного ленинца прибавляются политические победы над самим Зиновьевым, над самим Каменевым, над самим Троцким. А главное -- вновь обретена ясная цель, есть выход на стратегическую магистраль. Социализм! -- и Россия вмиг взлетает выше самых развитых, но буржуйских держав. И как не гордиться страной, где уже установлен высший в мире общественный строй и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком! А впереди захватывающая дух высота -- коммунизм!
С этого времени октябрьский переворот именуется Великой Октябрьской социалистической революцией. А тема его (ее) кровного родства с мировой революцией становится в молодой республике все более нежелательной. Весьма не желательными делаются и люди, которые продолжают вслух обсуждать этот ключевой момент.
Сталин хорошо умеет оберегать государственные иллюзии.
Из его интервью Рою Говарду 1 марта 1936 года:
Г. Р. -- Как обстоит дело с планами и намерениями насчет мировой революции?
С. -- Таких планов и намерений у нас никогда не было.
Г. Р. -- Но, ведь...
С. -- Это является плодом недоразумения.
Г. Р. -- Трагическим недоразумением?
С. -- Нет, комическим, или, пожалуй, трагикомическим.
Вот так завершилась историческая драма в театре абсурда. Драма под названием "Мироваяреволюция". И мы попрощаемся с нашим главным действующим лицом. Ее величество Мысль продолжает отступать под напором страстей, инстинктов, целесообразности. Мне представляется, что миф о близкой гибели капитализма был первой победой эмоций Маркса и Энгельса над порожденной ими же наукой. Наукой по имени Исторический процесс. А проект титанов о скрещивания русской революции с социалистической в
Европе -- и вовсе не более чем льстивое подбрасывание дров в русский
революционный костер.
Большевики блестяще разыграли новый акт, когда подхватили эту утопическую идею без проверки и бездумно взяли ее на вооружение. Взяли, хотя вся социал-демократия Европы кричала: "Ахтунг, ахтунг! -- Фикция!" Всегда решительный Ильич пошел еще дальше и внес свой персональный вклад в триумф абсурда, заявив однажды о возможности победы социализма даже в одной стране.
Своей кульминации абсурд достигнет еще через десять лет, в 1936 году, когда Сталин провозгласит-таки в СССР победу социализма и заодно похоронит идею мировой революции.
Правда, где-то далеко в Мексике мастодонт русской революции Лев Троцкий еще какое-то время будет подпитывать эту идею и даже будет создавать ради нее Четвертый интернационал. В самой же России, теперь -- СССР, возведение "социализма" в ранг развитого, или "реального", произойдет уже по инерции. А куда деваться? "Занавесьте окна и объявляйте остановки!" И далее марксистский камень имени Сизифа покатится под уклон уже сам.
Прощай, Мировая революция! Прощай, еще одна массовая иллюзия!
ЧАСТЬ ПЯТАЯ   БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПОД РЕНТГЕНОМ
КАПЛЯ ПЕРВАЯ   ПЕРЕСТРОЙКА ДЛИНОЮ В ВЕК
Вероятно, даже стойким ленинцам становится все более и более очевидным, что утверждение историков о том, что в России социалистическая революция грянула через 35 недель после буржуазной, равносильно утверждению, что одна блондинка в Саратове родила через 35 минут, после зачатия. Тем не менее, небольшой ликбез будет не лишним для тех, кто хотел бы уяснить, что же происходило в России в 1917 году на самом деле.
Начнем с того, что термин "буржуазная революция" охватывает сразу два понятия. Первое -- событие нескольких дней, когда страна рывком сбрасывает с себя прежнюю монархическую власть. Во Франции это взятие Бастилии и дни после 14 июля 1789 года. В России -- бурные выступления в Петрограде, отречение царя и переход руля к временному правительству в конце февраля -- начале марта 1917 г. Свержение монархов открывает дорогу энергичной переделке всего общества. Из феодального оно быстро начинает превращаться в капиталистическое. Теперь веселей идет нелегкий процесс замены старых классов новыми, полным ходом продолжается смена производственных отношений. И все-таки требуются многие и многие десятилетия, чтобы прогрессивный буржуазный способ производства до конца вытеснил устаревший феодальный.
И этот, длиною в век, процесс экономического и социального преобразования нации тоже называется буржуазной революцией. Хотя в этом смысле употребляется гораздо реже.
Эпоха социальной революции -- так величает ее Маркс -- включает в себя экономические рывки, движение вспять, государственные перевороты, гражданские войны, бегство населения за границу и снова перевороты.
Эта бурлящая событиями перестроечная эпоха занимает значительную часть первой фазы буржуазной общественно-экономической формации. У нее есть четкая отправная точка -- момент низвержения феодальной администрации (у американцев, мы помним по школе, -- свержение власти англичан, у итальянцев -- австрийцев). Окончание этой грандиозной национальной перестройки и есть окончание всей фазы возникновения и становления капитализма.   В политическом отношении эта эпоха просто пестрит чередой сменяемых диктатур, главным образом буржуазных и мелкобуржуазных. Они вытесняют друг друга либо в результате бурных народных выступлений, что свойственно странам с демократическими традициями, либо "втихую", что более характерно азиатским народам и России. Несмотря на кратковременное появление иных форм правления, вплоть до парламентских, весь период буржуазной революции, по сути своей, остается диктатурным.
Эпоха экономической и социальной перестройки -- превращение оставшихся помещиков и крестьян в буржуа и наемных рабочих -- завершается нормализующим актом (НА). Это гласный или "по умолчанию" договор, согласно которому сложившееся гражданское общество признает право буржуазии на господство и взамен добывает себе контрольный пакет буржуазных вольностей -- свободу частного предпринимательства, свободу собраний и демонстраций, свободу забастовок, свободу слова, контроль
над правительством. Это означает, что новые классы капиталистического общества не только сформировались, но уже и "притерлись", отношение найма
стало повсеместным и общественно нормальным, буржуазный прогресс --необратимым. Нормой становится и открытая, здоровая конкуренция труда и
капитала с ее забастовочно-локаутным механизмом. То есть капиталистическая
жизнь в социуме "устаканилась". Поэтому диктатура теряет смысл и
заменяется демократическим правлением.
Отсюда, эпоха буржуазных революций, при желании, может быть определена с точностью до года. Вот, например, мои прикидки для ряда стран из числа тех, где процесс буржуазных преобразований уже завершен.
Англия -- 200 лет с 1642 по 1842 г -- год окончания чартистского движения.
США -- 110 лет с 1776 по 1886 г -- начало первых забастовок.
Франция -- 95 лет с 1789 по 1884 г -- закон о легализации профсоюзов.
Германия -- 101 год с 1848 по 1949 г. -- выборы в бундестаг и образование ФРГ.
Япония -- 84 года с 1868 по 1952 г. -- переход власти к правительству Японии.
Италия-- 89 лет с 1859 по 1948 г. -- переход на новую конституцию.
Испания -- 108 лет с 1868 по 1976 г. -- окончание франкистской диктатуры.
Мануфактурный период растянул английскую революцию на 200 годков. У всех остальных народов -- уже в машинный период -- на нее уходит в среднем около 100 лет, или жизнь четырех-пяти поколений.
Зная теперь длительность эпохи социальной перестройки, и учитывая ускорение технического прогресса, можно, к примеру, ожидать завершения буржуазных преобразований
в России -- 1917 + 90 + 20 -- в районе 2027 года.
В Китае -- 1925 + 90 + 20 -- около 2035 года.
В Индии -- 1945 + 90 -- приблизительно 2035 год.
В Афганистане -- 1973 + 90 -- в районе 2063 года.
В Иране -- 1979 + 90 -- около 2089 года.
В Ираке -- 1958 + 90 -- приблизительно в 2048 году.
Россия и Китай получают как минимум двадцатилетнюю надбавку на ликвидацию последствий своих тоталитарных режимов.
Еще раз обратим внимание на то, что в истории каждого народа буржуазная революция -- исключительно динамичный и болезненный период.
Всего за век нация перемалывает большую часть феодальных сословий, превращая их в наемных работников и капиталистов. В результате всеобщей неразберихи и повсеместной толчеи страна на это время превращается в сплошной Казанский вокзал. В этот период общество представляет собой крутой замес из представителей сразу двух смежных формаций. Здесь отъезжающие крестьяне, помещики, ремесленники, здесь приезжающие пролетарии и мелкая буржуазия, финансисты и промышленники, вечные
военные ("А не пора ли нам кого-нибудь победить?") и вечное духовенство ("Мир вам, дети мои!"), профессиональные революционеры и
профессиональные чиновники. И все тянутся к главному штурвалу. Одни, чтобы сохранить старые порядки, другие -- чтобы утвердить новые.
Коалиции, конфронтации, блоки, интриги, заговоры. Из этой драки за власть время от времени взлетают ввысь халифы-на-час -- императоры, консулы, кайзеры, фюреры, дуче, генсеки. Республики свергают диктаторов, хунты сокрушают республики.
Франция устанавливает рекорд -- за 95 лет 19 государственных переворотов.
Страны в этот период живут в беззаконии. Старые и новые классы пытаются
урегулировать свои отношения официально, но законы устаревают еще до их
принятия, потому что жизнь меняется не по дням, а по часам.
И если сюда добавить неизбежные гражданские и межгосударственные войны, террор диктатур, перевороты и возвратные репрессии, эпидемии, голод и тот факт, что именно в такой период моральные устои сурово и повсеместно проверяются на излом, то мы получаем век тяжелейших и всесторонних испытаний для нации. Как те же роды у женщины. Да, больно, очень-очень больно. Но по-другому, видимо, новая жизнь не появляется. Похоже, таков закон матушки-природы.
А с другой стороны, как не вспомнить о дарвиновской теории естественного отбора? У меня складывается такое впечатление, что эпоха социально-экономических преобразований, охватывающая несколько поколений, пропускает через свое сито наиболее гибких, сообразительных, способных к восприятию нового и предприимчивых индивидуумов. А возможно, это -- не только мое впечатление?
КАПЛЯ ВТОРАЯ   "МЫ С ТАМАРОЙ ХОДИМ ПАРОЙ"
И вот в этой всеобщей неразберихе,политической чехарде и перетряске, в гигантском клубке человеческих испытаний Маркс и Энгельс сумели разглядеть систему. Оказывается, революционные взрывы возникают не хаотично, а следуют последовательно и складываются в определенный
порядок. Сейчас классиков можно слушать без опаски, поскольку, хоть речь и идет о революции, но, видят боги, не о мировой.
Мэтры подметили, что со свержением главного феодала страны государственные перевороты не заканчиваются.
Оказывается, за первым победоносным восстанием против старого режима с
неотвратимостью рока следует второе. Эпоха буржуазной революции открывается не одним, а двумя, следующими друг за другом переворотами, эдаким дуплетом революционных встрясок.
Вот что рассказывают об этом корифеи марксизма. Энгельс. 1892 г. 
"Оригинальное явление: во всех трех великих восстаниях буржуазии боевой армией являются крестьяне. И именно крестьяне оказываются тем классом, который после завоеванной победы неизбежно разоряется в результате экономических последствий этой победы. Сто лет спустя после Кромвеля английское йоментри почти совершенно исчезло. А между тем исключительно благодаря вмешательству этого йоментри и плебейского элемента городов борьба была доведена до последнего решительного конца, и Карл I угодил
на эшафот, чего одна буржуазия никогда не смогла бы сделать. Для того чтобы
буржуазия могла заполучить хотя бы только те плоды, которые тогда были вполне зрелы для сбора их, -- для этого необходимо было довести революцию значительно дальше такой цели; совершенно то же самое было в 1793 г во Франции, в 1848 г в Германии. По-видимому, таков на самом деле один из законов развития буржуазного общества".
Тремя годами позже на этом феномене Энгельс останавливается более подробно."Все прежние революции сводились к замене господства одного определенного класса господством другого: но все господствовавшие до сих пор классы являлись лишь ничтожным меньшинством по сравнению с подвластной народной массой. Если большинство и принимало в них участие, оно действовало -- сознательно или бессознательно -- лишь в интересах меньшинства; но именно это или даже пассивное поведение большинства,
отсутствие сопротивления с его стороны создавало видимость, будто это
меньшинство является представителем всего народа.
После первого большого успеха победившее меньшинство, как правило, раскалывалось: одна часть его удовлетворялась достигнутым, другая желала идти дальше, выдвигала новые требования, соответствовавшие, по крайней мере, отчасти, подлинным или воображаемым интересам широких народных масс. И в отдельных случаях эти более радикальные требования осуществлялись, но большей частью только на очень короткое время: более умеренная партия снова одерживала верх и последние завоевания -- целиком или от части -- сводились на нет; тогда побежденные начинали кричать об измене или объясняли поражение случайностью. В действительности же дело большей частью обстояло так: то, что было завоевано в результате первой победы, становилось прочным лишь благодаря второй победе радикальной партии; как только это бывало достигнуто, а тем самым выполнялось то, что было в данный момент необходимо, радикалы и их достижения снова сходили
со сцены.
Во всех революциях нового времени, начиная с великой английской революции XVII века, обнаруживались эти черты..."
И если Энгельс рисует общий принцип движения вперед: сначала революционный рывок всех вместе, затем второй, закрепляющий рывок радикалов, то Маркс еще в 1847 году, за семьдесят лет до 1917 года, не хуже Нострадамуса одним росчерком пера определяет историческую роль Октября и его место в ходе всей русской буржуазной революции.
"Поэтому, если пролетариат и свергает политическое господство буржуазии, его победа будет лишь кратковременной, будет лишь вспомогательным моментом самой буржуазной революции, -- как это было в 1794 г, -- до тех пор, пока в ходе истории, в ее "движении" не создались еще материальные условия, которые делают необходимым уничтожение буржуазного способа производства... Господство террора во Франции могло поэтому послужить лишь тому, что бы ударами своего страшного молота, стереть сразу, как по волшебству, все феодальные руины с лица Франции. Буржуазия с ее трусливой осмотрительностью не справилась бы с такой работой в течение десятилетий. Кровавые действия народа лишь расчистили ей путь".
Вот теперь все встает на свои места. Нам остается только внимательно примерить "новый кафтан" к лику нашего Октября 1917 года. Свержение буржуазии, когда для этого не созрели материальные условия? Абсолютно точно. (И как хорошо это понимали и сами путчисты во главе с Ильичом. Их единственная надежда, как мы помним -- рука Европы). "Господство террора"? Именно так. Вся Россия была залита красным террором. Радикальные требования и утопии? Нет отбоя. Отсюда прямая связь большевистского переворота 1917 года с марксизмом. Но не в качестве осмысления
и применения теории Маркса и Энгельса на практике. Нет. Здесь как раз все
наоборот. Осознания нет и в помине. А в качестве подтверждения открытой
мыслителями закономерности. В силу которой успех главной буржуазной революции -- Февральской -- только тогда превращается в окончательную победу, когда закреплен еще одной победой. Победой идущей следом революции радикалов-утопистов -- в нашем случае, Октябрьской революции того же 17 года.
И нас, естественно, уже не должно смущать то обстоятельство, что этот второй, вспомогательный,он же радикальный, переворот, долгое время назывался в СССР Великой октябрьской социалистической революцией. Так его именовала партия -- творец этого переворота. Ну почему бы ей не возвеличить свои собственные деяния? Однако мы ведь хорошо памятуем напутствие Карла Маркса потомкам.
"Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями".
Что же, оставим истории и большевикам их иллюзии о самих себе и об их революции. Оставим и Ильича в счастливом неведении о том, что его правление Россией было не колоколом для пробуждения европейского пролетариата, не полетом отчаянных Икаров к солнцу. И уж никак не вкладом в дело мирового коммунизма. Просто он и его партия, сами того не ведая, с великим усердием сослужили верную службу российской буржуазии.


во всех делах нужна честность

Сообщение отредактировал Svetaeraple - Понедельник, 26.08.2019, 08:33
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: