Nata6kaGlots | Дата: Пятница, 25.05.2018, 17:16 | Сообщение # 1 |
Графиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 26
Статус: Offline
| § 1. Вводные положения. 1.1. О Главе. В данной главе будут рассмотрены вопросы связанные со вторым форматом Разума - коллективным разумным существованием. Коллективное разумное существование - основной формат эволюции Разума. Субъект Разума в изолированном виде не представляет собой сколько-нибудь значимое явление. Только через организованное взаимодействие Субъектов возможна реализация потенциала Разума как творческой и преобразующей силы Мира. 1.2. Антропоцентрическое понимание Ноосистемы. Как и в случае с категорией Субъекта Разума такое явление как Ноосистема современной человеческой культурой отдельно не рассматривается. Феномен коллективной разумной жизнедеятельности исследуется только в разрезе функционирования Человеческого общества как единственно возможной формы разумного проявления. Людей интересует механизм их социальной организации, поскольку реальность человеческого взаимодействия полна несправедливости и постоянно взывает к изменениям. Антропоцентризм много внимания уделяет социальной организации людей, однако рассматривает человеческое общество не в качестве сферы проявления разумности, а как области бытия духа человеческого (духовности), где под духовностью понимается многообразное проявление микрокосма человеческого индивидуума. Идея духовности и духа связана с идеей мирового Сознания. Духовность, как и мировое Сознание борящееся с всеобщей Материей, сталкивается в своем проявлении с объективными законами, имеющими внедуховную природу. Дух человеческий заперт в этих законах и его бунтарская сущность проявляется в стремлении восстать против их действия, подчинить их себе. Изучение законов социальной организации антропоцентризм рассматривает как свою главную задачу на пути установления господства Человека над Миром. Главное для антропоцентризма - найти источник бед и зла, который препятствует проявлению исходной благородной природы Человека, и, устранив это зло, установить Золотой век вечного процветания. 1.3. Гармонический подход в понимании Ноосистемы. В отличие от антропоцентрического подхода гармонический формулирует категорию Ноосистемы как основного формата функционирования и развития Разума. Учение рассматривает Ноосистему как важнейший способ исполнения Разумом своей эволюционной функции. Изучение функционирования Ноосистемы является важным условием сотворения разумной гармонии. Ноосистема в соответствии с учением представляет собой разумную систему, то есть форму организации взаимодействия разумных организмов, обеспечивающих развитие данной формы Разума. Посредством Ноосистемы Разум исследует Мир, накапливает ментальный потенциал, расширяет границы своего воздействия на него. В отличие от антропоцентрического подхода, в котором Человек сам себе Хозяин и сам определяет смысл своего существования по своему произволу, представления о Ноосистеме привязаны к всеобщему гармоническому движению Мира, смыслу его единого существования. Гармонический подход призывает к непрерывному разумному совершенствованию Ноосистемы в целом и всех входящих в нее элементов. § 2.Основные понятия. 2.1. Понятие Ноосистемы. Ноосистема это формат существования и функционирования Разум, представляющий собой структурированное взаимодействие разумных субъектов данной формы разумной жизни, опирающееся определенную полиментисферу и соответствующую ей культуру как среды и инструмента жизнедеятельности. Ноосистема представляет собой шаг в развитии сложной организации Мира. Ноосистеме как организованной форме Сущего предшествует Биосистема (живая система) - система организации живой формы Сущего. Эволюция Разума протекает внутри Ноосистемы. 2.2. Ноосистема как единоцелостность. Ноосистема есть единоцелостность характеризуется наличием структуроформы и целоформы. Структуроформа Ноосистемы представляет собой сложную многоуровневую структуру взаимодействия единичных Субъектов Разума между собой по поводу реализации ими своих эволюционных задач. Целоформа Ноосистемы представлена полиментисферой и культурой , содержащей систему интегральных сквозных ментаобразов, обеспечивающих Ноосистеме внутреннюю единность и внешнюю целостность. Ноосистема является открытым образованием, то есть допускает включение новых элементов и направлена на универсализацию основ своего существования. 2.3. Эволюционная задача Ноосистемы (смысл существования). Эволюционное назначение Ноосистемы состоит в том, чтобы выступить основным средством эволюции Разума. Через организацию взаимодействия Субъектов осуществяется реализация познавательного и преобразующего потенциала Разума. Конечной целью эволюции Ноосистемы является уровень Чистой Формы Живого Разума, которая представляет собой совершенную организацию жизнедеятельности совершенных живых организмов, обладающих совершенным свойством разумности и вооруженных гармонической истиной. 2.4. Структура Ноосистемы. Ноосистема состоит из дух частей: сущевой (физической) и ментальной основы. Сущевая основа характеризует всю совкупность сущевых свойств элементов Ноосистемы: субъекта как организма, сложившихся форм и структур сущевого взаимодействия, внешней среды и сущевой (материальной) культуры, использумой в жизнедеятельности субъектом. Ментальная основа определяет уровень достигнутой интегральности (познания и преобразования Мира), которая представлена в ментальных образах, заключенных в полиментисфере и ментальной культуре (культурн идей и знаний). Ментальная основа ноосистемы - это есть ядро Ноосистемы, ее суть. Содержание ментальной основы отражает уровень развития Ноосистемы и эволюцию в целом данной разумной формы жизни. 2.5. Сущевая основа Ноосистемы. Предполагается, что в начале существования Ноосистемы все субъекты, входящие в ее состав, являются представителями одной формы жизни и обладают одной организацией организма. Наличие нескольких видов разумных форм жизни в рамках одной ноосистемы на ранних стадиях ее развития неизбежно должно привести к гибели слабейшей расы. Физические свойства Жизни и Разумности Субъекта Разума определяют содержание сущевой основы Ноосистемы. Строение организма Субъекта, его органов обеспечивает тот или иной формат физического взаимодействия Субъектов, в том числе информационного обмена. В последнем случае объем информационного обмена , определяемых физическими параметрами свойства Разумности, обеспечивает соответствующую скорость и глубину ментальных процессов в Ноосистеме в целом. По мере эволюции Ноосистемы происходит искусственное целенаправленное изменение свойства Жизни и свойства Разумности Субъекта. Касательно свойства Разумности следует сказать, что на ранних этапах эволюции разумной формы жизни мыслящая популяция характеризуется доминированием базового интеллекта, с незначительным количеством субъектов с интеллектом локальным, и с редчайшим - целостного. Это обусловлено тем, что эволюционно организм в его животном виде мало приспособлен к качественной ментальной деятельности. По разным причинам внутри одной ноосистемы могут иметь место интеллектуальные всплески, когда соотношение видов интеллекта резко изменяется в пользу увеличения доли носителей более продуктивного ума. Так возникают локальные цивилизации в границах одной формы жизни. К сущевой основе Ноосистемы следует отнести также исходную стадную форму организации взаимодействия Субъектов Разума. Субъекты Разума не объединяются специально в ноосистему, она возникает уже из существующего Стада (племени), основанного на животных принципах организации. Характеристикой сущевой основы является сложивгиеся структуры взаимодействия субъектов по поводу различных сторон жизнедеятельности. Выделяется три сферы взаимодействия: властная, экономическая, общекультурная. 2.6. Ментальная основа Ноосистемы. Ментальная основа состоит из ментальной культуры и полиментисферы. Ментальная культура, как ранее уже говорилось, составляет ядро Ноосистемы. Она представляет собой идеи, знания, отражающие уровень развития познания и преобразования окружающего Мира. Содержание ментальной культуры по признаку роли в функционировании Ноосистемы делится на три уровня: парадигмальные идеи, конституирующие идеи и мотивировочные идеи. Эти идей взаимносогласованы и образуют ментальную целостность Ноосистемы. Графически единство трех видов образов можно представить в виде формы дерева, где ствол - парадигмальный образ, ветви - конституирующие образы, листва - мотивировочные. Каркас ментальной культуры составляют парадигмальные образы (идеи). Парадигмальные идеи оформляют общий контур взаимодействия Субъекта Разума с Миром. Благодаря им разумное существо определяет свое место в Мире и формулирует задачу существования. Парадигмальный идеи отражают самый первичный уровень ментального взаимодействия разумного существа с Миром, уровень, предшествующий его теоретическому осмыслению. Плоть ментальной культуры составляют так называемые конституирующие образы. Конституирующие образы есть суть теоретические представления о Мире в целом. Их назначение - отыскать аргументы в пользу избранной ранее парадигмы. Конститутирующие идеи отражают три основных аспекта: принцип движения Мира, принцип существования Разумного организма и принцип утверждения принципа существования Разумного организма. И наконец, текущее содержание ментальной культуры составляют мотивировочные образы. Это идеи, которые непосредственно связаны с текущей проблематикой жизнедеятельности Ноосистемы. По назначению идеи ментальной культуры можно разделить на интгеральные, технологические, познавательные, эстетические. Полиментисфера Ноосистемы представляет собой живую сферу ментального взаимодействия Субъектов через посредство ментисфер Субъектов Разума. Иными словами Полиментисфера Ноосистемы есть совокупность взаимодействующих ментисфер единичных субъектов. Содержательно Полиментисфера Ноосистемы представляет собой всю огромную совокупность ментальных образов, вырабатываемых и поддерживаемых в актуальном состоянии субъектами данной Ноосистемы. Однако это не просто масса ментальной информации. Полиментисфера структурирована. Она имеет уровни, определяемые видами интеллекта, распределенными в разумной популяции. Как известно, всего три вида интеллекта, соответственно выделяется три уровня Полиментисферы Ноосистемы: базовый уровень, локальный и целостный. Каждый уровень обладает той или иной воспринимчивостью к идеям, полноте их усвоения и адаптации к фактическим условиях жизнедеятельности. Базовый уровень манипулирует идеями , с самой низкой ментальной концентрациеи, представляющие собой ментально оформленные психо-эмоциональные установки. Локальный уровень использует идеи, образующие разной степени сложности рациональные конструкции. Целостный уровень опирается на идеи интегрального свойства. Внутри полиментисферы Ноосистемы протекают процессы «циркуляции» идей, в которых которых происходит из трансформация и развитие. 2.7. Сферы субъектного взаимодействия Ноосистемы. Взаимодействие субъектов очерчивается тремя сферами, составляющими комплекс взаимодействия Ноосистемы: сфера Власти, сфера Экономики и сфера общей культуры (знания Мира и Эстетика). Сфера власти объединяет взаимодействие по поводу самоорганизации Ноосистемы. Сфера экономики объединяет взаимодействие по поводу самовоспроизводства Ноосистемы, включая производство средств жизни, производство средств производства и прочее. Сфера общей культуры объединяет взаимодейстие по поводу гармонической трансформации Мира, она включает в себя формы взаимодействия , связанные с познательной деятельностью, производством культуры, смысла, поиска счастья и прочее. Актуальность той или иной сферы в Ноосистеме меняется по мере эволюции разумной формы жизни. На первых этапах эволюции значимой является сфера власти, сфера организации взаимодействия субъектов. Затем по мере роста численности популяции на первый план выходит сфера экономики, поскольку становится важным вопрос о воспроизводстве цивилизации. 2.8. Гармоническая заряженность Ноосистемы: Гармонической заряженностью единоцелостности называется заключенная во его структуру нацеленность существования, определяющая русло предстоящих эволюционных изменений. Эта нацеленность определяется как устремленность единоцелостности. Устремленности Ноосистемы состоят в следующем: а) обеспечение собственного самосохранения как единой структуры; б) обеспечение ментальной обоснованности всех аспектов существования самой себя. Любая живая единоцелостность стремится к продлению собственного существования. Ноосистема как совокупность живых ваимодействуюших организмов также не является исключением из этого правила. Особенностью проявления этой устремленности является то, что она раскрывается через мотив поведения единичных организмов, являющийся частью стадного инстинкта. Это делает возможным то, что единичный организм, являющийся элементом коллективного организма, может действовать вопреки собственным частным интересам в интересах сохранения всей коллективной целостности. Обеспечение ментальной обоснованности служит стержневым фактором существования Ноосистемы. Ноосистема как продукт Разума стремиться к собственному гармоническому оформлению. Это не просто проявление «инстинкта» Сущего, но и механизм эволюции Разума: через смену интерпретаций понимания самого себя и окружающего Мира идет восходящее развитие Разума к вершинам познания Мира. § 3.Вопросы функционирования Ноосистемы. 3.1. Механизм Ноосистемы. Под механизмом Ноосистемы следует понимать последовательность взаимодействия элементов структуры Ноосистемы, с помощью которой она обеспечивает исполнение своей эволюционной функции. Механизм Ноосистемы состоит из трех этапов: первый этап - формирование ментальной культуры, второй этап - формирование разумной воли и третий этап - преобразование реальности. Основной продукт работы Механизма Ноосистемы - восходяще развивающийся Разум как творческая и преобразующая Мир сила. Первый этап. Ментальная культура концентрировано отображает уровень достижений данной формы Разума. Содержание ментальной культуры формируется при осмыслении фактически сложившейся реальности и реальности субъектной, известной как социальная реальность - сложившихся устойчивых форм взаимодействия субъектов между собой. Процесс формирования ментальной культуры складывается из столкновения двух тенденций: консервативной и реформаторской. Консервативная тенденция проявляется в стремлении укрепить господство доминирующих идей, расшить их использование и применение. Реформаторская тенденция преставлена идеями, не нашедшими своего проявления в консервативном подходе и несущими импульс обновления, изменения. В реформаторской тенденции присутствуют идеи, так называемой , гармонической коррекции - постоянно корректирующего ментального давления, обеспечивающего общую гармоническую направленность ментальных процессов Ноосистемы. Обе тенденции (консервативная и реформаторская) активно проявляют себя только на уровне конституирующих и мотивировочных идей. Парадигмальные образы, как правило, не затрагиваются этими процессами и изменения в них происходят только по ходу развертывания глубинных кризисов Ноосистемы. Смена мотивировочных образов в Ноосистеме отражает смену развитие в отдельном этапе, смена конституирущих идей говорит о наступлении нового этапа Ноосистемы, а смена парадигмы - новой стадии эволюции Ноосистемы. Смена идей происходит по мере исчерпания практического потенциала господствующих образов, уже не способных эффективно разрешать возникающие конфликты и противоречия. Чем глубже кризис , тем глубиннее уровень заменяемых идей. Формирование ментальной культуры происходит в полиментисфере Ноосистемы. Содержание и структура полиментисферы определяется интеллектуальной структурой популяции разумной формы жизни. Как известно, выделяются три вида интеллекта: базовый, локальный и целостный. Эволюционно, широкое представительство имеет базовый интеллект, его носители составляют подавляющее большинство популяции разумной формы жизни в начале развития Ноосистемы. Затем по мере искусственной трансформации организма разумного существа, пропорции интеллектуального состава популяции меняются в сторону увеличения доли более ментально активных субъектов. Собственно формирование ментальной культуры занята та часть популяции, которая обладает интеллектом не ниже локального. Базовый интеллект вообще не рассматривает задачи познания и творения ментального продукта как что-то значимое. Идеи, составляющие ментальную культуру, циркулируют в той части популяции, которая обладает более продуктивным интеллектом. Базовый интеллект генерирует и обслуживает образы, являющиеся грубой компиляцией знаний или их примитивных вариаций, которые в совокупности образует особые уровни ноосферы - так называемые ментальности. Основные идеи ментальной культуры практически не проникают в массы носителей базового интеллекта. Поэтому они могут существовать относительно обособленно от общей массы популяции. Носители базового интеллекта осваивает культуру только через производственные технологии, в которые вовлекается из потребности выживания. В иных случаях данная форма интеллекта не проявляет какой-либо заинтересованности в освоении знаний. Производственные технологии насыщают их существование ментальным напряжением, что в целом положительно сказывается на динамике всей Ноосистемы. Следует сказать, что в силу специфики функционирования базового интеллекта, составляющего доминирующую часть популяции ранней цивилизации, именно развитие производственных технологий и обуславливает уровень развития Ноосистемы в целом. Разрушение технологических процессов ведет к быстрому разрушению всей системы межсубъектного взаимодействия, то есть практически всей Ноосистемы. Вот почему важно, обеспечивать преемственность технологического развития как в области экономической деятельности, так и в области политической и социальной в ранних цивилизациях. Второй этап. Второй этап определяет процесс формирования разумной воли Субъектов Разума в их коллективном формате. Второй этап , образно говоря, характеризует живую плоть организма Ноосистемы, где скелетом является ментальная культура. Живая плоть - это разумная воля, материал полный творческой энергии и настроенный на определенную целенаправленную активность. Разумная воля есть квинтэссенция свойства Жизни и свойства Разумности, их единство представленное в одном выражении. Свойство Жизни в разумной воле отвечает на саму энергию преобразования (волю), а свойство Разумности отвечает за содержание и связанность действий единой целью. Воля в коллективном формате определяет три аспекта взаимодействия: властное взаимодействие, хозяйственное взаимодействие и взаимодействие в сфере общей культуры. Соответственно и разумная воля также характеризуется этими тремя направлениями, дополняясь признаком ментального оформления. Хозяйственное взаимодействие является структуроформирующим, оно оформляет возникновение сообщества организмов как нечто единое. Властное взаимодействие самостоятельного значения не имеет и оформляет взаимодействие хозяйственное. Это касается и взаимодействия в сфере Гармонии, которое тоже следует за тем, как будет организовано коллективное выживание организмов. Из сказанного выше следует, что разумная воля Ноосистемы прежде всего оформляет экономическое взаимодействие, затем властное и в последнюю очередь - взаимодействие в области Гармонии (знания, искусства и прочее). Факторы оказывающие влияние на содержание и характер проявления разумной воли в Ноосистеме. Важнейшим фактором является структура ментального потенциала разумной популяции. Интеллект определяет разумонасыщенность избираемых руководящих образов (идей). Чем менее разумонасыщены руководящие идеи, тем больше они представляет инстинктивное (животное) поведение. Соответственно, чем больше в популяции доли базового интеллекта, тем более животно содержание взаимодействия субъектов в данной Ноосистеме. Поскольку базовый интеллект является основным, домнирующим на ранних этапах эволюции раумной формы жизни, то соответственно длительное время содержание Ноосистемы определяется животными механизмами взаимодействия. Они составляют основу всех ранних цивилизаций. При формировании разумной воли важное значение имеют фактически складывающиеся обстоятельства, которые выступают спусковым механизмом тех или иных актов. Третий этап Третий этап характеризует две стороны фактической жизнедеятельности разумного организма, с одной стороны, это процесс преобразующей активности, реализующий избранные цели, с другой стороны, фактически оформляемая реальность, как внешняя неживая, состоящая из вещей, так и живая, социальная, представленная работающими структурами взаимодействия субъектов. Три этапа не имеют четких стадийных границ, процесс многослоен 3.2. Эволюция Ноосистемы. Эволюция Ноосистемы представляет собой последовательную смену устойчивых (единоцелостных) форм ее структурной организации. Конечно целью эволюции Ноосистемы является чистая форма живого разума - это высшая ступень развития Разума. В эволюции Ноосистемы выделяют три этапа: этап естественно-животного развития (Антропоцентрический или ранний этап), этап управляемого самопреобразования (Нооцентрический этап зрелый этап ), этап гармонического преобразования Мира (Мироцентрический этап - развитой). Первый этап -антропоцентрический. Характеризуется парадигмой , рассматривающей разумное существо данной формы разумной жизни как единственного возможного варианта разума во вселенной вообще. Такое самовосприятие неизбежно деформирует отражение Мира в целом, в резульате чего складывается убежденность, что Мир вторичен, а само разумное существо первично , что Мир существует только благодаря и во имя этого разумного существа. Как следствие такой парадигмы имеет место безосновательная абсолютизация субъекта разума, когда он в том виде, в каком вошел в разумное существовние он и рассматривается как неизменяемая величина , а все его противоречивые проявления есть суть противореиче самого существа Мира. Следствием такой глубокой деформации, является в корне ошибочное либо вообще отрицание смысла Разума. Объявляется что смысл существование разумным существом определяется самостоятельно, что разум возник случайно и ни перед кем или чем не несет никакой ответственности. Первый этап эволюции Ноосистемы характеризует свободное проявление животной сущности, усиленной за счет интеллекта. Ноосистема является полем беспощадного сражения за ресурсы и за власть - основных мотивов животного поведения. Антропоцентризм формулирует идеи, оформляющие звериную форму жизнедеятельности, представляя это как установление совершенного и сбалансированного социального устройства. Второй этап эволюции Ноосистемы отличается тем, что реализуется на определенной технологической и культурной платформе, обеспечивающей высокую ментальную активность основной массы популяции. На этом этапе происходит смена антропоцентризма на парадигму условно названную нооцентризмом - парадигму, актуализирующую разумность как принцип гармонической жизнедеятельности. Основные усилия Ноосистемы направлены на постепенную трансформацию природы разумного субъекта , окружающего мира в интересах формирования наиболее разумного и совершенного социального устройства. Центральной задачей является самотрансформация в интересах разумной жизнедеятельности. Трейти этап осуществляется тогда, когда уровень знаний о Мире и развития технологий снимают каждодневые проблемы обеспечения жизнедеятельности организма субъекта и позволяют сконцентрироваться на усилиях по гармоническому преобразования Мира в целом. § 4. Идея прогресса Ноосистемы. 4.1. Понятие прогресса Ноосистемы. Прогресс Ноосистемы - это определение процесса развития Ноосистемы, характеризуемый восходящим совершенствованием всех форм и элементов коллективной жизнедеятельности. Прогресс является текущей целью всякой Ноосистемы. Особенность задачи обеспечения прогресса Ноосистемы состоит в том, что она представляет собой задачу творческую, требующую концентрацию ментального потенциала сообщества и реализуется только в условиях полноты ментальной свободы. Задача прогресса лежит в русле эволюционной функции Ноосистемы и характеризуется как проявление свободы воли разумного существа. 4.2. Основные принципы прогресса Ноосистемы. Прогресс Ноосистемы обеспечивается соблюдением следующих основных принципов. Принцип интеллектуальной концентрации. Суть разумного существования состоит в восходящем сотворении разумной гармонии, что предполагает предельную концентрацию умственных усилий разумных существ. Действия направленные на источщение, уничтожение, ограничение ментального процесса влекут за собой регресс Ноосистемы. Принцип свободы творчества. Свобода предполагает широту реализованных вариантов, что увеличивает базу для принятия гармонически совершенного решения. Сотворение Гармонии как процесс не представляет собой последовательной цепи актов - это рост , движение аналогичное росту дерева, которое дает множество плодов. И только некоторые из них дадут новую жизнь или новое направление. 4.3. Механизм прогресса Ноосистемы. Механизм прогресса Ноосистемы различается в зависимости от эволюционной стадии, в которой Ноосистема находится. Ранние цивилизации для обеспечения прогресса должны создать два условия: полноты выражения творческого и преобразующего потенциала Субъекта, с одной стороны, и, с другой стороны, контроля, управления и обуздания животной составляющей жизнедеятельности разумного организма. Непосредственно научный, технологический и культурный прогресс есть лишь следствие обеспечения указанных двух условий. Ценой прогресса является социальное неравенство, обусловленное различием интеллектуального потенциала, уровня развития технологий и общего культурного основания. Для зрелой цивилизации цивилизации прогресс обеспечивается разумной экспансией Мира, сопровождаемой глубокой трансформацией природы Субъекта. Для развитой цивилизации прогресс заключается в началом освоения процесса управления Миром.
гармония как принцип жизни
Сообщение отредактировал Nata6kaGlots - Пятница, 25.05.2018, 17:40 |
|
| |