Nata6kaGlots | Дата: Среда, 23.05.2018, 15:40 | Сообщение # 1 |
Графиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 26
Статус: Offline
| § 1. Вводные положения. 1.1. О главе. Проблема Разума (происхождения, деятельности, смысла) является центральной в перечене познавательных задач мыслящего существа. Полноценная активная, творческо-преобразующая деятельность обеспечивается именно ясными представлениями о себе как о носителе Разума. Глава посвящена вопросам функционирования Разума как формы Сущего безотносительно к конкретным видам его проявления. На основании данных представлений в дальнейшем будет произведена оценка Человеческой цивилизации как формы разумной жизни. В Главе активно используются термины, которые среди прочих значений предполагают указание на Разум как явление, взятое в том или ином ракурсе. Чтобы не было путаницы и в целях соблюдения терминологической чистоты в настоящей главе будет использован следующий порядок словообразования и словоупотребления. Слово «Разум» будет относится главным образом только как к стадии эволюции Мира. Употребление слова «рацио» будет относится только к виду мышления, а именно - рациональному мышлению, при этом вторым видом мышления согласно учения является «интегро» - интегральное мышление (о видах мышления далее в соответствующих пунктах). Сложные слова с корнем «ноо» будут связаны с представлениями о Разуме как деятельном творчестве в глобальном плане (ноосфере, ноосистема, ноовидения). Наконец, будут использоваться сложные слова с корнем «ментис», применяемое в значении умственного процесса как мыслительной деятельности (ментисфера, ментальность). 1.2. Антропоцентрическое понимание Разума. Разум по антропоцентризму есть только свойство Человека, состоящее в мышлении. Широкое толкование Разума как эволюционной стадии Мира не рассматривается, поскольку из-за отсутствия сведений об иных формах разумной жизни делается вывод, что Человек является единственным его представителем. Изучение Разума по антропоцентрической традиции заключается в изучении мышления как физической способности. Создаваемый Человеком искусственный мир рассматривается только в качестве среды обитания, нуждающейся в постоянном обновлении, совершенствовании и обладающей некоторыми особенностями, отличающими ее от естественно-природного мира. Для антропоцентризма характерна одна никак не преодолеваемая двойственность в понимании человеческого разума. С одной стороны, разум рассматривается только как «механическая» способность к определенным актам и процессам, обсуживающим текущую жизнедеятельность, и равная способности к бегу, лазанию и т.д.. С другой стороны, разум определяется как источник духовных феноменов, которые не сводимы к умственным актам, и представляют собой нечто субстанциональное - Душу человеческую. Эта двойственность в понимании разумности в конце концов определила хаотичность , эклектичность воззрений антропоцентризма, который так и не смог сформулировать концепцию Разума, и даже не выдвинул ее в качестве познавательной задачи. 1.3. Суть гармонического понимания Разума. Учение о Гармонии Мира формулирует системные представления о Разуме как о космическом всемирном явлении. Разум согласно учения представляет собой этап в эволюционном усложении Сущего, заключающийся в сотворении особой единоцелостной интегральности, именуемой инструментальной интегральностью. Инструментальная интегральность - есть функция сложной формы Сущего, состоящая в том, чтобы творить средство гармонического преобразования Мира - Чистую форму живого разума, то есть реализовать один из этапов его единого гармонического замысла. Сотворение Чистой Формы Живого Разума с точки зрения содержания есть сотворение Разумной Гармонии. Разумной гармонией называется единство непрерывно совершенствующихся разумного существа, ментального продукта и трансформированной окружающей реальности. Разумное существо производит ментальный продукт как основу своей преобразующей деятельности. Ментальный продукт - есть интерпретация реальности. Разум в ходе исполнения гармонического замысла претерпевает собственную эволюцию, которая проявляется как в восходящем изменении форм жизнедеятельности разумного существа (развитии культуры и преобразовании Мира), так и в изменениях самого разумного существа. § 2. Основные понятия. 2.1. Понятие Разума. Разумом в учении о Гармонии Мира называется этап эволюционного усложения Мира в рамках единого гармонического замысла. Это этап третий по счету после этапа сотворения неживой и живой формы Сущего. Разум не завершает эволюционное движение, он предшествует четвертому этапу - Постразума. Постразум является предельно высшей формой организации Сущего. Разум как этап гармонического замысла есть инструментальная интегральность, главный смысл Разума в сотворении интегрального инструмента преобразования Мира - Чистой Формы Живого Разума. Чистая Форма Живого Разума есть конечная цель внутренней эволюции Разума, с достижением которой завершается Разум как этап. Содержательно она есть Разумная Гармония и являет собой гармоническое единство совершенного разумного организма, ментального продукта (интегральной интерпретации Мира) и преобразованной реальности. Разум как форма Сущего представлена в Мире в виде Разумного существования или Разумных форм жизни. Разумная форма жизни есть единоцелостность, состоящая из совокупности взаимодействующих разумных организмов, опирающихся на единый ментальный продукт и преобразованную им реальность, именуемую сущевой (материальной) культурой. 2.2. Понятие разумого организма. Разумный организм - это единичный живой организм, обладающий свойством Разумности. Единичный живой организм представляет собой единоцелостную живую форму Сущего, структурную единицу биосистемы. Совокупность разнообразных признаков жизни, заключенная в единичном живом организме, составляет содержание его свойства Жизни. Свойство разумности представляет собой эволюцинную ступень усложнения Сущего, возникающая у вида живого организма в качестве его физического свойства, и заключающаяся в способности создавать актуальную самотрансформирующуюся и самоконструирующуюся интерпретацию реальности из ее отображения. 2.3. Понятие разумной формы жизни. Разумной формой жизни называется основной способ существования Разума во Вселенной, представленный совокупностью взаимодействующих разумных организмов, являющихся частью и эволюционным продуктом одной биологической системы. Разумная жизнь возникает при благоприятных условиях во всех биосистемах, которые могут возникнуть во Вселенной. Разумная жизнь множественна, она не может ограничиваться единственным на все мироздание вариантом. 2.4. Понятие структуры Разума. Под структурой Разума понимается внутреннее устройство Разума как единоцелостности. Разум состоит из трех элементов: а) жизнедеятельности разумного организма, б) ментисферы (области сотворения ментального продукта) и в) культуры (сферы артефактов - преобразованного разумным организмом окружающего Мира, представляющего предметную сферу жизнедеятельности разумного существа). Разумный организм в Разуме выполняет центральную роль творца ментального продукта, генератора и носителя ментисферы, а также непосредственного источника активной преобразующей силы. Посредством организации взаимодействия разумное существо обеспечивает эволюцию разумной формы жизни. Ментисфера есть область сотворения ментального продукта, представляющая собой свойство Разумности в актуальном состоянии самотрансформации и самоконструтирования отображения реальности. Ментисфера играет основную роль в исполнении Разумом своей эволюционной функции. Культура как сфера артефактов представляет собой составляет предметную основу эволюции Разума. В культуре закрепляются ментальные достижения и посредством культуры обеспечивается восходящее движение разумной формы жизни. 2.5. Понятие Ментальной (разумной) реальности. Ментальная (разумная) реальность есть синтетическая часть структуры Разума, объединяющая ментисферу и культуру. То есть это окружение Субъекта, сформированное самим субъектом и являющееся средой его ментального существования. 2.6. Понятие формата Разума (Разумного Существования). Разум реализует свою эволюционную задачу в двух форматах: единичном и множественном. Единичный формат представлен функционированием единичного разумного существа (Субъект Разума, разумный индивидуум). Множественный формат представлен единоцелостным взаимодействием совокупности разумных существ, создающим феномен Ноосистемы. Единичный и множественные форматы находятся в неразрывном взаимообусловленном единстве. Каждый формат выполняет определенную функцию в решении эволюционной задачи Разума. Единичный формат, во-первых, обеспечивает непосредственное физическое оформление разумности (множественный формат разумностью как свойством не обладает). Во-вторых, через жизнедеятельность единичного разумного организма осуществляется творение разумной гармонии. В-третьих, единичный разумный субъект является носителем свойства Жизни - центральная функция Разума. Множественный формат через взаимодействие единичных разумных организмов посредством сотворение цивилизации обеспечивает развитие Разума и решение им своих эволюционных задач. Субъект и Ноосистема обладают собственными эволюционными векторами развития, имеющими свои сферы реализации, однако в конечном счете сходящиеся на единой цели сотворения Чистой Формы Живого Разума. § 3. Вопросы существования Разума. 3.1. Происхождение Разума. Возникновение Разума связано с появлением у живых организмов свойства разумности. Свойство разумности возникает как форма развития одной из жизненных функций - функции отображение реальности. Первоначально на определенном этапе эволюции этой функции возникает способность к самотрансформации отображения реальности и формирования образов, отражающих скрытое содержание Мира. Данная способность позволяет живому организму увеличить эффективность своих действий, усложнить свою жизнедеятельность. Данную способность обнаруживают многие виды высших живых организмов Земли, стоящих на ближайших ступенях эволюции по отношению к Человеку. Увеличение объема самотрансформируемой информации, активное освоение окружающего Мира рано или поздно приводит к возникновению другой , ключевой способности, способности формирования единоцелостного отображения-интерпретации реальности (интегрального отображения). Эта способность представляет собой механизм выявления единоцелостности Мира, посредством которого только и возможно его освоение и преобразование. Таким образом, эволюция свойства Разумности состоит из двух этапов, сначала формируется способность к самотрансформации и самоконструированию отображения (рациональное мышление), затем оформляется способность к отображению единоцелостности Мира (интегральное мышление). В сумме эти две способности дают полноценное свойство Разумности. 3.2. Механизм существования Разума. Механизмом существования Разума называется определенный способ, алгоритм взаимодействия элементов структуры Разума, обеспечивающий ему выполнения эволюционной функции. Опорным элементом механизма Разума является ментальный продукт. Ментальный продукт характеризует качественную сторону функционирования Разума. Суть ментального продукта в сотворении единоцелостной интерпретации реальности, обеспечивающей разумный организм возможностью преобразования Мира в целях его гармонического совершенствования. Динамическим элементом механизма Разума является феномен Разумной воли. Разумная воля представляет собой нацеленность разумного организма на достижение ментально оформленной цели. Разумная воля запускает в движение механизм Разума, являясь единством проявления свойства Жизни и свойства Разумности. Предметным элементом механизма является трансформированная окружающая реальность, выступающая одновременно средой обитания, средством и орудием жизнедеятельности. Процесс функционирования механизма Разума состоит в последовательности следующих актов. Первый акт - формирование ментальной основы. Второй акт - формирование разумной воли. Третий акт - совершение творческо-преобразующей деятельности по преобразованию окружающей реальности. Первый акт определяется тремя факторами: состоянием свойства Жизни, наличной культурой и состоянием свойством Разумности. Свойство Жизни инициирует ту или иную мотивацию в подготовке интерпретации Мира, культура отвечает за форму и набор используемых ментальных образов, а конфигурация свойства Разумности в конечном счете определяет , что конкретно будет внесено в ментальную основу в содержательном плане (рациональном и интегральном аспекте). Второй акт - формирование разумной воли - осуществляется как результат столкновения подготовленной ментальной основы и сложившейся реальности (совокупности фактических обстоятельств), под которой понимается не только внешняя среда, но и состояния самих разумных организмов и их взаимодействия. Содержание разумной воли может не совпадать с предварительно заготовленной ментальной основной. То, как субъект понимает Мир, часто не означает, что он будет действовать в соответствии с этим пониманием. Значительное влияние на содержание разумной воли оказывает качественная сторона разумности субъекта. Третий акт - фактическая деятельность по реализации разумной воли представляет собой самостоятельный этап механизма Разума. Действие Механизма определяет все богатство проявлений разумной жизнедеятельности. 3.3. Эволюция Разума. Эволюция Разума представляет собой путь становления интегральной творческо-преобразующей силы с момента возникновения свойства Разумности до сотворения чистой формы Живого Разума. Предметно смысл эволюционного движения Разума состоит из восходящих и взаимосвязанных изменений элементов его структуры: ментального продукта, разумного существа и окружающего его Мира (культуры). Пространственно процесс эволюции протекает первоначально внутри планетарных цивилизаций, лишь достигнув определенного уровня развития, она переходит на уровень содружеств цивилизаций. Конечным пунктом эволюции Разума является сотворение Чистой формы живого разума, объединяющего все возможные формы разумной жизни во вселенной. Эволюция конкретной разумной формы жизни начинается с возникновения первых его разумных существ, распределением их по экосистеме и заканчивается в момент организационного объединения с иной формой Разума. В этом случае начинается эволюция разумного объединения. Поскольку Разум множественнен, то любая форма разумной жизни рано или поздно сталкивается с необходимостью объединения функционирования с иными разумными формами жизни. Это неизбежный процесс, являющийся часть эволюции Разума в природе. Вся эволюция Разума может быть разделена на три этапа по критерию использования свойства Разумности. На первом этапе эволюции Разума свойство разумности используется как инструмент полноты реализации свойства Жизни (инструментальный этап - ранние цивилизации) На второй этапе - свойство Разумности выступает в качестве фундамента самопреобразования (трансформационный этап - утверждающие цивилизации). Третий этап - свойство Разумности становится тотально преобразующей Мир силой (преобразующий этап - зрелые цивилизации). § 4. Гармоническая характеристика Разума. 4.1. Разум как развивающаяся Гармония. Развивающая Гармония это понятие которое характеризует процесс восходящего творения совершенства. Каждое звено этого процесса есть продукт развивающейся Гармонии, то есть является единоцелостностью, устремленной к последующему изменению по направлению к большему совершенству. Разум как развивающаяся Гармония означает, что все, что создается мыслящим существом, является этапом восходящей эволюции. Элементами развивающейся гармонии являются ментальный продукт, само разумное существо, объединяющее в себе свойства Жизни и Разумности, и преобразуемый окружающий Мир. Эволюция ментального продукта завершается сотворением Гармонической истины. Гармоническая истина - это единоцелостная гармоническая интепретация Мира, то есть такое его видение, которое охватывает все его многообразие, совершенство и красоту во всех частных проявлениях. Гармоническая истина есть высшая ступень развития так называемой «объективной истины», являющейся в настоящее время целью познавательных усилий человека. Отличием гармонической истины от объективной в том, что гармоническая истина - это своего рода живое знание-интепретация, а объективное знание - лишь рациональная дискретная фиксация некоторых повторяющихся событий. Живое знание носит универсальный всеразумный характер и не связана с жизнедеятельностью конкретной формы Разума. 4.2. Гармоническая заряженность Разума. Гармонической заряженностью называется заключенная в природу разумного существа объективная нацеленность, определяющая русло эволюционных изменений. Разум имеет гармоническую заряженность, обусловленную двумя исходными основаниями: свойством Жизни и свойством Разумности. Свойство Жизни нацелено на самовопроизведение и развитие себя как живой плоти, свойство Разумности - к сотворению гармонического отображения-интепретации. Оба устремления проявлются как в единичном, так и во множественном формате существования Разума. Свойство Жизни мотивирует разумное существо на полноту реализацию собственного живого содержания, которое рано или поздно переходит на уровень трансформации свойства Жизни до совершенного уровня. Свойство Разумности мотивирует к сотворению умопостигаемой мыслимой и мыслечувственной гармонии и проявляется, с одной стороны, в совершенствовании самого свойства Разумности, с другой стороны, в сотворении гармонической интерпретации Мира и развитии культуры. Гармоническая зараженность находит свое выражение в ментальной гармонии как цели деятельности, которая представляет собой продукт, содержащий в себе текущую версию интерпретации Мира. Из ментальной гармонии формируются текущие цели твореско-преобразовательных усилий разумного существа. 4.3. Гармонические циклы Разума. Гармонический цикл - это цикл существования единоцелостности, в ходе которого реализуется эволюционная функция и заключенный в него эволюционный потенциал. В Разуме как форме Сущего выделяется несколько уровней гармонических циклов: начало с цикла существования разумного организма, затем идет цикл ноосистем, цикл содружеств ноосистем и наконец, цикл Разума в целом как формы Сущего. § 5. О Свойстве разумности. 5.1. Общие представления о свойстве разумности. Свойство разумности есть способность живого организма, состоящая в обособлении и самотрансформации отображения окружающей реальности, используемая для целей обеспечения эффективости жизнедеятельности его носителя. Суть свойства Разумности состоит в сотворении особо продукта - ментальной интерпретации реальности (ментальной картины Мира). Процесс сотворения ментальной интерпретации именуется мышлением. Выделяется два вида мышления: рациональное (рацио) и интегральное (интегро). Рациональное мышление обеспечивает непосредственную трансформацию отображения реальности в разнообразные конструкции, призванные идентифицировать выявляемые в реальности связи и зависимости. Интегральное мышление имеет своей целью отражение единоцелостности Мира. Интегральное мышление связано с самой сущностью Мира (Гармонией Мира). Только благодаря этому обстоятельству Разум и может выполнить свои эволюционные задачи. Интегральное мышление характеризует особую форму взаимодействия с реальностью, называемую в учении «ментальным чувствованием». Ментальное чувствование направлено на восприятие единоцелостности Мира. От степени развития ментального чувствования зависит потенциал интегрального мышления субъекта. Ментальное чувствование оформляется в ментальные ощущения (переживания), формируемые из чувственных образов. Ментальные ощущения в совокупности образуют ноовидения, как комплексные мыслечувственные образы Мира. Ноовидения являются элементами интегрального мышления. Рациональное мышление создает знания, известные как рациональные знания. Рациональные знания опираются на понятийный (категориальный) аппарат и логику, в своем единстве они образуют рациональную картину Мира. Интегральное мышление из ноовидений создает ментально-чувственный вариант картины Мира. Данный вариант отличается тем, что может быть охарактеризован как «живой», то есть он не просто пассивно отражает процессы и зависимости, но сам способен трансформироваться вслед или даже опережая реальность. Единство рационального знания и ментально-чувственного восприятия создает полную интегральную картину Мира (интегральную интерпретацию). 5.2. Эволюционные виды рационального и интегрального мышления. Оба вида мышления будучи процессами организма представляют собой эволюционно формируемые качества. Это значит, что они имеют различные уровни, определяемые готовностью организма мыслящего существа к различным объемам ментального напряжения (продуктивности). Рациональное мышление по продуктивности имеет три вида: реактивный (спорадический), периодический (функциональная) и систематическая (управляемая). Реактивный вид характеризует минимальную способность к ментальному напряжению, проявляемому только в определенных случаях, в основном аппарат мышления пребывает в состоянии наименьшей производительной активности. Периодический вид характеризует способность к высокой активности лишь на определенный период времени, в основном связанный с выполнением некоторой навязанной социально ни функции, при этом он стремится найти наименее затратный способ активности и по возможности избавиться от данного напряжения. Систематический вид тот, для которого высокое ментальное напряжение является нормой и потребностью его существования. Интегральное мышление по продуктивности (характеру создаваемой единоцелостной интерпретации) может быть разделена на три вида: эмоционально-чувственный (базовый), рационально-логический (локальный) и целостный (полноинтегральный). Эмоционально-чувственный вид интегрального мышления создает единоцелостную интерпретацию, опирающуюся на эмоционально-чувственные переживания как элементы ментальной картины. Рационально-логическая форма интегрального мышления формирует интерпретацию как логическую самообосновывающуюся систему. Интегральная форма создает соответственно интегральную целостную интерпретацию. Полноту развития свойства Разумности обеспечивает только единство систематического рационального и целостного интегрального мышления. 5.3. Интеллект. Совокупность качеств мышления конкретного субъекта образует его интеллект. С точки зрения разумности поведения, значимым является интегральное мышление. Рациональное мышление лишь усиливает животные качества разумного существа. Поэтому в качестве единой классификации интеллектов принимается градация по видам интегрального мышления. Выделяют три вида интеллекта: базовый (эмоционально-животный), локальное (рационально-логический) и целостный (полноинтегральный). Базовый интеллект может характеризоваться разным по продуктивности рациональным мышлением, но в основном это реактивный вид. Носитель базового интеллекта появляется сразу на первом этапе эволюции разумной формы жизни, поэтому его носители составляют доминирующую часть в разумной популяции. Базовый интеллект характеризуется стремлением установить эмоционально-животные основания единоцелостной интерпретации Мира. Локальный интеллект представляет собой в начальной стадии эволюции разумной формы жизни часто встречающуюся аномалию с широкой вариацией рационального мышления. Локальный интеллект составляет малую часть популяции разумной формы жизни. Его устремеления нацелены на формирование рационально-логической картины единоцелостности Мира, носят локальный характер в связи с чем и имеют соответствующее название. Целостный интеллект самый редко встречающийся интеллект в ранней цивилизации. Этот совершенный интеллект требует огромные энергетические затраты, что не воможно обеспечить в естественной конструкции организма разумного существа, нужна существенная искусственная трансформации. Поэтому на первом этапе эволюции разумной формы жизни такой интеллект практически не проявляет себя в полной мере или проявляет себя как чрезмерно усиленный локальный интеллект. 5.4. Ментисфера. Ментисфера, как это указано было выше, есть область сотворения ментального продукт. Элементами ментисферы является мыслительный образ (мыслеобраз). Мыслеобраз есть дискретный фрагмент самоконструированного отображения реальности. Мыслеобраз может существовать в трех формах: актуального образа и объективированного во вне. Мыслеобраз не имеет в структуре Мира своего внесубъектного исходного аналога, с которым оно могло бы состоять в некой связи. Ментисфера делится на мономентисферу и полиментисферу. Мономентисфера - это ментисфера разумного организма, совокупность мыслительных образов создаваемых и содержащихся в мыслительном апапарате единичного разумного существа. Полиментисфера - ментисфера Ноосистемы, совокупность мыслительных образов проявляемых во взаимодействии единичных носителей разума и организующих их преобразующую позвательную и прочую активность. Свойство Разумности оперирует двумя видами мыслительных образов: ментально-чувственный образ (ноовидение) и дискретный образ (рациональная мысль). Потому о составе ментисферы можно сказать, что она состоит из двух видов ментального продукта: ноовидений и рациональных мыслей. Мысль в силу конкретности своего содержания активно используется в обмене между субъектами. Ноовидение также может быть выражено во вне, но лишь для демонстрации своего восприятия, поскольку допускает множественность трактовок и широкую интепретацию, чтобы быть источником ментального обмена. § 6. О Разуме и свободе воли. 6.1. О творческом характере существования Разума. Разум творит свое исполнение. Хотя этот процесс и подчиняется гармоническому замыслу, само фактическое исполнение связано с творческими усилиями и вне этого состояться не может. Вся конструкция учения о Гармонии мира построена на обоснованности неизбежности определенного пути - а именно исполнения единого замысла. В этом контексте Разум, с феноменом которого связывается понятие свободы воли, становится тем пунктом, который ставит под сомнение обоснованность всей концепции учения о Гармонии мира. Но на самом деле, идея свобода воли разумного существа ни в коей мере не разрушает основу учения, более того - становится его краеугольным камнем. Дело в том, что учение утверждает, что единый замысел Мира осуществляется через сотворение, под которым понимается избрание одного из вариантов неопределенности существующей в момент совершения события. Вариант неопределенности в рамках гармонического замысла представляет собой русло вероятных событий, обусловленных действием гармонических законов. В каждом конкретном случае в каждый конкретный момент времени формирующееся событие является следствием случайного набора условий, само сочетание которых не может иметь строгую детерминацию. При этом важно отметить, что в случае функционирования разумной формы Сущего избрание конечного варианта всегда есть волевой выбор субъекта. Это значит, что в отношении собственного существования разумный организм самостоятелен, он сам творит собственное бытие в границах своего смысла. Речь идет об особой относительной детерминации и относительной свободе (детерминация в широких рамках единого замысла и свободы в реализации конкретного сотворения Гармонии), в единстве образующих условия для гармонического сотворения. Абсолютная детерминация и абсолютная свобода - бессмысленны, алогичны. 6.2. Свобода Разумной воли. Разумная воля проявляет себя только в условиях выбора из некоторого объема вариантов решения. Эта сфера выбора составляет сферу свободы, свободы разумной воли. Феномен свободы разумной воли берет начало из вариативной неопределенности господствующей в Мире как одного из центральных условий существования Мира. Он отражает творческую суть мировых процессов, поскольку именно в вариативная неопределенность обуславливает все многообразие конкретных форм Сущего. Особенность свободы Разумной воли в том, что она носит ментальный характер и реализуется только как ментальный процесс. Свобода Разумной воли требует определенного по форме и содержанию потенциал интеллекта. В противном случае свобода отсутствует и имеет место сложный биологический детерминизм. Иными словами, свобода выбора возможно только в условиях предельной осмысленности сферы выбора. Чем меньше в выборе интеллекта, тем меньше в ней свободы, тем больше в нем естественного детерминизма, который однако подчиняется правилам вариативной неопределенности ( случайности). Одним из проявлений свободы воли является самоактуализация Разума. Разум может детерминировать себя: свою форму , свое содержание и характер своего проявления. В этом уникальный творческий и преобразующий потенциал Разума. Особенность разумной воли в том, что она себя организует. Она себя самообеспечивает и самоконцентрирует, очищая по мере развития от животных факторов, переходя от инструментальности к самотворчеству.
гармония как принцип жизни
Сообщение отредактировал Nata6kaGlots - Среда, 23.05.2018, 16:14 |
|
| |