Nata6kaGlots | Дата: Понедельник, 14.05.2018, 19:31 | Сообщение # 1 |
Графиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 26
Статус: Offline
| § 1. Критика человеческой цивилизации. 1.1. Кризис цивилизации. Человечество является разумной формой жизни, которая, по данным ученых, существуют на Земле около двух миллионов лет. По космическим меркам срок небольшой. Значительную его часть Человек пребывал в диком состоянии почти как обычное стадное животное, прячась в пещерах и занимаясь собирательством. Только в последние несколько десятков тысяч лет он показал реальный масштаб своего творческо-преобразующего потенциала. Он создал уникальные предметы, организовал сложные социальные структуры, сотворил обширную и разнообразную культуру. Начиная с 19 века Человечество вошло в период научно-технологического прогресса, который продолжается и сейчас, поощряя надежду на невероятные достижения, долженствующие существенно облегчить жизнь людей. Несмотря на колоссальные достижения и не останавливающийся технологическое развитие Человечество к началу 21 века исчерпало резервы развития цивилизации и на текущий момент находится в положении, которое можно назвать эволюционным кризисом. Эволюционный кризис - это этап в существовании разумной формы жизни, который характеризуется множащимся количеством противоречий, объем которых опережает возможности и потенциал их разрешения в рамках существующих ментальных оснований, что в конечном счете грозит тотальным ухудшением условий жизни разумных существ, утрате завоеваний, возвращения на предшествующие уровни развития либо полным уничтожением самой цивилизации. Основной причиной такого рода кризисов является исчерпание позитивного потенциала ментального основания цивилизации. Под ментальным основанием понимается особый ментальный код (алгоритм), которым разумная форма жизни оформляет свое положение в Мире, свой статус и свое назначение и в границах которого организует свою жизнедеятельность. По этому коду осуществляется разрешение всех возникающих проблем и трудностей. Когда код перестает выдавать решения, открывающие новые горизонты или расширяющие существующие, начинают множится противоречия или обостряются уже существующие. Творческая и преобразующая активность разумных существ при исчерпании ментального основания оборачивается против их самих, запуская процесс саморазрушения цивилизации. Именно такого рода кризис и переживает современное Человечество. Что непосредственно свидетельствует в пользу данного вывода? Во-первых, культура цивилизации переживает хаос доктрин об Индивидууме (о Человеке и его смысле жизни). К 21 веку Человечество создало огромное множество вариантов понимания собственной природы. Однако, это богатство ни в коей мере не приблизило решение проблемы. Дело в том, что ментальная основа современной цивилизации не позволяет определить главное русло исследования проблемы Индивидуума, допуская равную возможность всех точек зрения, вплоть до прямо противоположных. Накопленный к 21 веку доктринальный хаос институциализировался, то есть обрел свое теоретическое выражение, в идее мировоззренческого плюрализма, предполагающего мирное существование различных версий понимания человека как условия обеспечения устойчивого развития. Однако это в корне абсурдная идеология лишь знаменует процесс начала самораспада цивилизации. Ничто не развивается путем лишь арифметического суммирования. В условиях такой ментальной неразберихи рядовому Человеку ничего не остается как идти по пути наименее противоречивого существования - существования , посвященного одному физиологическому насыщению. Человек становится легким объектом недобросовестного манипулирования, поскольку животное или приближенное к нему существование не требует умственного напряжения, а значит снижает в целом уровень критического, рассудочного восприятия. Отказ Человека от ментальной и преобразующей активности как реакция на мировоззренческий хаос в пользу потребления создает общий негативный тренд движения цивилизации и лишает ее перспективы восходящего развития. Во-вторых, Человечество, также как и в случае с проблемой Индивидуума, полностью дезориентировано хаосом доктрин о Социуме. В современной человеческой культуре циркулируют множество концепций, обращенных к обществу и призванных установить гармонические коллективное устройство. Часть из них признается общецивилизационным достижением, однако их практическая реализация убедительно показывает всю глубину несоответствия знаний реальности. Сколько бы усилий не предпринимались в части «демократизации» и «либерализации» народов как условия всеобщего прогресса, социальный хаос в мире приобретает все более неконтролируемый характер, особенно в тех странах, в которых не было соответствующих экономических и политических традиций. Существующая доктрина цивилизации, сформулированная в рамках европейского культурного движения, не в состоянии расшифровать процессы, протекающие в не европейских странах. Насильственное принуждение к одной культурной традиции не приносит ожидаемых плодов. Страны, так называемого, третьего мира обладают колоссальными человеческими и прочими ресурсами, намного превосходящими европейскую цивилизацию и обрушение этих стран на «западный» мир грозит его тотальным размыванием, а значит к утрате основ современной цивилизации в целом. Отмеченный хаос в понимании Человека и Социума усугубляется тем, что уровень развития военных технологий создает опасность конфликтов, которые могут повлечь за собой катастрофические для всей планеты последствий. Современная культура не может предложить ни одно эффективное решение социальных противоречий. Самое поразительное состоит в том, что несмотря на очевидность этой мысли, идеологи тех или иных политических и экономических концепций лишь усиливают радикальность своих заявлений, увеличивая в конечном счете общий градус социального напряжения. Это свидетельствует о глубокой порочности исходного культурного основания, на котором зиждутся все эти подходы. 1.2. Исчерпанность текущей цивилизационной парадигмы Человечества. Ментальное основание цивилизации, с которым связывается эволюционный кризис, состоит в так называемой цивилизационной парадигме и основанной на ней доктрине. Цивилизационная парадигма - это ментальная платформа цивилизации, базовая конфигурация, определяющая характер взаимодействия разумного существа с Миром. Цивилизационная парадигма представляет собой собой простую и вместе с тем самую общую идею, о том, кто есть разумное существо сам по себе и кем он является по отношению к Миру. Эта идея формируется с первых шагов цивилизации, возводится в принцип познания и затем оформляет все последующие усилия разумного существа во всех сферах его жизнедеятельности. Идея о цивилизационной парадигме как источнике текущих проблем Человечества вытекает из положений учения о Гармонии мира. Одним из центральных тезисов учения является утверждение, что формирование парадигмы, а также следование ей является основным способом эволюции разумной формы жизни. Согласно учения, с исчерпанием познавательного потенциала парадигмы цивилизация входит в эволюционный тупик, в котором нарастают кризисные явления, приводящие рано или поздно к формулированию новой парадигмы. В чем же состоит цивилизационная парадигма современного человечества, выступающего причиной текущего кризиса ? Она состоит в простой формуле: «Человек - есть царь природы». Эта формула изначально возникает стихийно, но в дальнейшем получает теоретическое оформление. По существу, приведенная формула характеризует самую первую реакцию на Мир мыслящего существа, внезапно осознавшего, что обладает гигантской силой, заключенной в его разуме. Суть рассматриваемой парадигмы составляет то, что названо в учении о Гармонии Мира антропоцентризмом. Антропоцентризм есть общая мировоззренческая позиция, утверждающая, что Человек представляет собой вершину эволюции природы и его назначение состоит в том, чтобы управлять Миром, выступать представителем от высших сил, породивших эту низкую материальную плоть. Мир согласно антропоцентризма является лишь пассивным приложением к фигуре Человека, фоном, на котором он может развернуть свой огромный потенциал. Антропоцентризм по мере становления человеческой культуры развился из стихийного восприятия в определенную теоретическую позицию, фундаментальные положения которой в разной редакции легли в основание огромного числа мировоззренческих доктрин. Базовых тезисов антропоцентризма два: первый - о дуальности Мира (делении на Сознание и Материю), второй - о противоречии как источнике движения. Парадигма и ее теоретическое обоснование позволила человеку установить границы взаимодействия с Миром, и воодушевила его в преобразующей деятельности, создав творческий задел на тысячелетия. Парадигма с момента своего оформления определила три основных параметра эволюционной активности человека. Во-первых, агрессивность, беспощадность в освоении и порабощении Мира (в том числе мира людей). Согласно парадигме Человек выделен из Мира и возведен на его вершину. Он - венец эволюции и мерило всех вещей: Мир служит Человеку, а не Человек Миру. Будучи убежденным, что является олицетворением всего высшего в природе, человек понимает, что его единственным врагом является другой человек. Парадигма антропоцентризма неизбежно творила и творит раздоры среди людей, поскольку содержит в себе иерархическую логику, призывающую к выявлению самого сильного из сильных, самого могущественного из могущественных. В результате человеческий мир превратился в арену жестоких сражений, а сами люди в толпу алчущих и агрессивных субъектов, не останавливающихся ни перед чем в стремлении доказать полноту своего права на Мир. Во-вторых, парадигма обусловила эмоционально-этическую поведенческую доминанту Человечества, которая оттеснила на дальние планы его ключевые качества разумности и рассудочности. Вся история Человечества - это история чувств и эмоций, и в редких случаях история разумности и рассудочности. Тезис об особом положения Человека на фоне неоднозначного состояния ментального потенциала людей привел к тому, что интеллект, ум объявляется качеством не обязательным. Подлинной ценностью признаются только акты духовной деятельности, которые однако, по сути, есть животные проявления - эмоции. В-третьих, парадигма определила эгоцентрическую направленность культуры цивилизации. Возвеличивание Человека при игнорировании вопроса о сложной природе умственной деятельности привело к тому, что при формировании образа среднего человека за основу взят тот, что в меньшей степени соответствует представлениям о разумном существе. Вся несложная жизнь рядового человека была объявлена священной ценностью Индивидуальности, и вместе с этим, присутствующий в нем неконтролируемый естественный животный эгоизм обрел свою доктринальную защиту. Упорно отстаивать свои частные интересы и свое частное видение, несмотря на очевидную глупость или абсурдность, прикрывая это идеей индивидуальности - в этом и состоит особенность проявления эгоцентризма в человеческой культуре. Эгоцентризм неизбежно порождает столкновение внутри человека частных и групповых интересов, которая пожирает его творческую и преобразующую энергию. Постоянная борьба с самим собой и с другими вопреки здравому смыслу во имя Индивидуальности, обесценивает существование человека. Рассмотренные параметры эволюционной активности, определенные парадигмой, обеспечили сотворение всего богатства идей Человечества и обусловили его научное, технологическое, социальное развитие. Однако эти же условия стали источником проблем, которые в настоящее время угрожает дальнейшему прогрессу. Они проявили себя в критикуемой примитивно-потребительской направленности жизнедеятельности людей, крайне беспощадном отношении к человеческому ресурсу, ориентацией не на развитие, а на ментальную деградацию как условия стабильности и социального равновесия. Эти проблемы нельзя разрешить лишь отдельными мероприятиями, поскольку они будут реализовываться на фундаменте господствующей парадигмы. Нужно радикально и целостно менять общецивилизационные установки и с новых позиций искать иные пути. 1.3. Задача Человечества в текущем кризисе. Выход из кризиса возможен только через смену цивилизационной парадигмы, замены обанкротившихся общецивилизационных установок. Для этого необходимо сформулировать новую парадигму цивилизации. Новая парадигма должна отражать принципиально иной подход в понимании Мира, функции Разума и задач Человека, иными словами, новая парадигма должна вытекать из нового учения о Мире и Человеке. Это учение должно раздвинуть горизонты развития цивилизации, заложить прочный эвристический фундамент под новые достижения. Человечество не бездействует. Лучшие умы остро ощущают переживаемый обществом кризис и настойчиво ищут решения. Однако усилия их бесплодны, поскольку исходят из оснований, исчерпавших свой познавательный потенциал. Поиски выхода идут по замкнутому кругу, определенному антропоцентрической парадигмой, а именно дуализмом Материи и Сознания. Самое лучшее, к чему в данных условиях могут прийти люди - попытаться механически объединить не объединяемое, обозначив получаемого уродца третьим синтетическим путем. Сотворение нового понимания Мира есть задача необычайной сложности, поскольку требует переосмысления оснований миропонимания, выхода за пределы существующего восприятия реальности. Задача осложняется тем, что решение закономерно не вытекает из предшествующего ментального опыта и культурного багажа. 1.4. Пути создания новой парадигмы. Для решения задачи создания новой парадигмы необходимо определиться с тем, в чем состоят ошибки существующей парадигмы, определяющие его текущее кризисное состояние. Это во-первых, и, во-вторых, необходимо установить содержание проблематики, решение которой должна предложить новая парадигма. Итак, рассмотрим, каковы ментальные пороки антропоцентризма? Таковых пороков два. Первый и основной порок, генерирующий цепь последовательных ошибочных утверждений, состоит в принципе дуализма Сознания и Материи, который и выступает основным аргументом исключительного положение Человека Природе. И второй порок - в отрицании того, что можно назвать объективным смыслом Мира. Антропоцентризм, в силу известных причин, объявляет смысл только сферой Субъекта (Человека или Бога), что Мир сам по себе лишен смысла, что все в нем протекает без какого-либо значения и цели, просто в силу действия слепых законов природы или воли Господа. Все титанические усилия людей по поиску выхода из ментального кризиса зажаты между этими двумя пороками как в клетке. Какие бы идеи не возникали, они в той или иной мере располагаются в границах между тезисами об абсолютном Сознании (Человеческим, Божественным, природным и прочее) и бессмысленной грубой Материи. Отсюда и замкнутый круг: идеализм-материализм, теизм-атеизм и так далее. Новое учение о Мире должно преодолеть указанные пороки, оно должно определить место и функцию Сознания (Разума) в рамках единой структуры Вселенной, и решить проблему смысла Мира, смысла всех процессов, протекающих в природе. Вне решения этих вопросов нет и не может быть достойного выхода их ментального тупика. Новое учение о Мире должно предложить решения ментальных вызовов, составляющих перечень актуальной проблематики Человечества. Без этих решений у нового учения не будет оснований стать фундаментом для новой цивилизационной парадигмы. В чем состоят ментальные вызовы? Ментальные вызовы объединяют три группы вопросов: а) проблематика единого устройства Мира, б) проблематика смысла Индивидуального существования и в) проблематика справедливого Общества. Учение не просто должно иметь некий вариант решения одной из проблем, оно должно в рамках единого подхода формулировать пути решения всей совокупности проблем, сохраняя потенциал своего развития по мере изменения условий проявления этих проблем во времени. 2. Новое учение о Мире. 2.1. Учение о Гармонии Мира. Ответом на выдвинутую задачу о поиске нового основания человеческой цивилизации является Учение о Гармонии Мира. Изложению базовых идей учения посвящена настоящая книга. Учение представляет собой единую, целостную систему идей о Мире во всех его проявлениях. Учение успешно преодолело пороки существующей парадигмы и позволило сформулировать новую концепцию цивилизации, получившей название концепции Гармонической цивилизации. Кроме того, на основе учения создана технология развития и достижения счастья индивидуумом, названная гармоническим нообилдингом. Учение о Гармонии Мира единственное, поставившее цель смены парадигмы как основного пути выходы Человечества из кризиса и преодоления трагических тенденций, отчетливо проявивших себя в последнее время. 2.2. Содержание книги. Содержание Учения делится на три части. Первая часть описывает основы Мироздания (Главы о Бытие, о Мире, о Доразумных формах Сущего). Вторая часть - посвящена Разуму (Главы о Разуме как форме Сущего, о Субъекте Разума и Ноосистеме), а третья часть - Человечеству и Нообилдингу как технологии достижения индивидуальной гармонии (соответственно Главы о Человечестве и Глава о Нообилдинге). Изложение каждой главы предваряет текст, посвященный сравнению антропоцентрического подхода с гармоническим пониманием. Следует оговориться, что при описании текущих антропоцентрических воззрений принимался во внимание общий доминирующий подход, который проявляет себя во множестве отдельных доктрин, порой представляющих, по их собственной оценке противоположные позиции, но на самом деле коренящихся в общем основании. Суть учения в самом кратком изложении: «Все есть Гармония: от Гармонии начинается, гармонией существует и гармонией завершается». 2.3. Советы читателю. Я рекомендовал бы начать чтение основной части книги с глав о Человечестве и Нообилдинге. Эта часть книги наиболее приближена к проблематике практической жизни и там в интегральном виде содержатся основные идеи учения. После прочтения указанных глав у вас должно возникнуть огромное количество вопросов. Их разрешению будет способствовать как раз последующее чтение глав с теоретическим содержанием (о Бытие, о Мире, о Разуме), которые отличаются некоторой абстрактностью изложения. В книге отсутствует какой-либо материал о Постразуме, хотя он заявлен как заключительная стадия эволюции Мира. Это объясняется тем, что на текущий момент этот вопрос не обладает актуальностью и ничего не дает в познавательном плане.
гармония как принцип жизни
Сообщение отредактировал Nata6kaGlots - Понедельник, 14.05.2018, 19:53 |
|
| |