Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Гармония
Nata6kaGlotsДата: Суббота, 05.05.2018, 15:49 | Сообщение # 1
Графиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 26
Статус: Offline
Высшая форма развития ценности гармонии достигается в мировоззрении цивилизации традиционного типа. особенно в Китае и странах, на которые повлияла его культура. Развитие представлений о мире и человеке от
мифологического до теоретического неизбежно включало идею гармоничности
изначального мироздания. достижение которого понималось как возвращение в
бесконечное и безначальное состояние. Наиболее обстоятельно понятие гармонии как онтологической категории раскрывается в даосской традиции. В отличие от представлений первобытных народов понимание гармонии здесь связано с рефлексией по поводу трагичности и ограниченности наличного бытия человека. Эта рефлексия приводит к отступлению от позитивного истолкования обыденного существования человека и подчеркивает необходимость сложнейшего пути совершенствования для обретения утраченной «естественности» и тем самым гармоничности. Поэтому
понятие гармонии раздваивается и представляет два варианта: «изначальной
гармонии» Дао. У цзы («Беспредельное») и вновь обретенной гармонии как итога совершенствования и поиска высшей мудрости. Тай цзи («Великий предел»). Если первый вариант символически изображается в виде пустого белого круга, означающего, как отсутствие. так и возможность всего, то второй - виде плавно перетекающих друг в друга частей белого и красного или черного (поздний вариант символа), означающих творение, изменение и поддержание существования вещей и явлений. Гармония в каждом из случаев (в первом - как начало и как итог, а во втором - как сам процесс) оказывается «снятием» раздвоенности. противоречивости мира. неизбежно фиксируемых сознанием человека цивилизации. существующем «вопреки» природе. Совершенствование же становится поиском состояния без качеств, отличий форм и явлений. Вынужденная искусственность обретения состояния «естественности» оказывается. по сути. стремлением преодоления того, что привнесла сама цивилизация. Мощь цивилизации как формы существования общества
по мере своего развития ведет к усложнению практики обретения своей
безначальной природы. Отсюда - ценность несказанности, нереализованности,
непрояв- ленности, стремление к безоценочности, простоте, спонтанности.
Гармоничность становится для ряда даосских школ отражением внешней вселенной во внутреннем мире индивида, которая дает возможность слияния с первоистоком всего сущего и обретения бессмертия. Процесс соединения внешнего и внутреннего Дао адептами школы Шанцин, например, называются «сбрасыванием оболочки», стадии которого включают в себя формирование «бессмертного зародыша», вознесение духа, «подъем на небо» (фэй тянь), странствия по небесам. В этом смысле гармоничность выступает воплощением высшей силы, рождающейся при пересечении потоков различных энергий: сначала внутренних (порождающей, жизненной и духовной), затем внутренней и внешней (посредством использования эликсиров, магии). Понимание гармонии как источника высшей силы оказывается близким шаманизму и представлениям «народов природы» о «жизненной силе» как важнейшей
ценности единого мира. Однако такое понимание гармонии качественно отлично, так как оно оказывается итогом переживания и осмысления двойственности всего существующего. Стать таким «как все вещи», как это рекомендует Ле-цзы для достижения гармонии, неизмеримо сложнее, чем быть как все вещи.
Гармоничность как характеристика мира и человека в его составе является
характерной для всей китайской мысли, которая, по словам Е.А. Торчинова
отличается «холистическим органицизмом». В частности это проявляется в
философии Го Сяна, отличающуюся аксиологичностью метафизических исследований.
Го Сян описывает высшее благо в онтологических категориях и наделяет высшей ценностью природу как процесс спонтанного независимого изменения, который предполагает установление глубокой гармонии между всем сущим. Гармония, в учении Го Сяна, делает мир «не беспорядочным скоплением независимых самопорождающихся сущностей, но структурно упорядоченным множеством, каждый элемент которого, трансформируясь по законам своей природы, согласуется с аналогичными трансформациями любого иного элемента множества, «откликается ему». Понятие гармонии тем самым является необходимым для обоснования тезиса о спонтанности, беспричинности всех процессов и изменений, характерного для даосизма. В отличие от буддисткой доктрины всеобщей причинности и взаимозависимости (сутью детерминистического подхода которого является идея «все влияет на все»), даосизм придерживается концепции естественного, «беззаботного странствия», «независимого изменения в сфере сокровенного», отрицая «упорядоченность», целесообразность изменений. Если бы не гармоничность, «отзывчивость» всех элементов мира друг другу, он представлял бы собой хаотическое нагромождение множественности вещей. Гармония - есть следование вещам (в варианте Ле-цзы) и следование вещей друг другу. Гармония есть важнейшее условие для позитивного отношения к миру в мировоззрении Китая, в то время как жесткий детерминизм, не нуждающийся в гармоничности как онтологическом понятии, характеризует мир как зависимость, несвободу и приводит к его негативной оценке. Необусловленность и независимость от чего-то внешнего, иного являются в китайском миропонимании и свойствами человека в составе общества. Путь каждого в определенном смысле есть его судьба, но эта судьба не имеет никакой внешней причины: ни ниспослана Небом (как в конфуцианстве), ни
задана влиянием общества и рождаемых им потребностей. Поэтому «следование вещам» (шунь у) означает отказ от целеполагания, активности в воплощении преднамеренных действий, что и дает искомое гармоничное состояние высшей потенции «нерожденного».
Отношение к человеку как к модели мира, органически соединяющему в себе покой и движение, созидание и агрессию, иррациональность и рационализм, сострадание и жестокость, эгоизм и любовь, истину и ложь, божественное и демоническое, наконец, жизнь и смерть - предполагает, что гармония лежит за пределом разграничения и оценивания. Абсолютизация чего-либо, обожествление и высокая оценка неизбежно повлекут развитие анти-ценности, «темной» стороны явления, что красноречиво описывается в первых главах «Дао дэ цзин». Попытка избежать этого дуализма скрывает за собой стремление снять субъектно-объектные противоречия.
Снятие качества означает и снятие индивидуальности, а, следовательно,
субъективности. Снятие, безусловно, не означает простого отрицания. Субъект
предельно раскрывает свои жизненные и духовные силы ради возвращения в
дорожденное состояние гармонии дитя с матерью, когда двое еще являют собой
одно. Вместе с тем, отказ от субъектности в даосском варианте не означает
полного отрицания индивидуальности адепта, подобно буддистскому. Достигший бессмертия «совершенномудрый» сохраняет даже неповторимую внешность и ум, в то время как прочие, согласно традиции, «растворяются» в природной и небесной пневме.
Можно заключить, что главным достижением ориентира на гармонию в даосском миропонимании оказывается преодоление «чуждости», «враждебности» мира по отношению к человеку, рождаемых цивилизацией и фиксируемых культурой.
Снятие страха перед стихией, смертью, мировым злом, абсурдом, невозможностью подлинного знания и свободы - то есть всего того, что является ключевыми проблемами западного мировоззрения, решает главную экзистенциальную задачу человека. Вероятно, эта ясность и стала причиной обращения в ХХ в. европейской философии к восточной (М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн). Мир и общество не столько враждебны личности и противостоят ей, сколько являются возможными источниками энергии для
развития отдельного индивида. если уметь направить эти силы в нужном
направлении. Отсюда. многочисленные практики управления внутренней энергией тела и использования внешней энергии Вселенной, общества, противника в собственных целях и против него. Наиболее глубокой с точки зрения философии в этом смысле выступает и практика айкидо, основатели которой отмечают, что высшей целью для них является гармонизация отношений индивида и Вселенной. Если все-таки это «энергия,  образующая мир, находящаяся внутри каждой сущности, ожидающая, когда ее реализуют и воплотят в жизнь». то ай - гармония ума и тела на пути к саморазвитию. Эмпирическое понимание идеи гармонии. воплощенное в системах управления энергией (цигун). школах боевых искусств. в астромантии, геомантии (фэн шуй), пронизывает не только интеллектуальную культуру Восточного
общества. но и жизнь обычного человека. Это позволяет говорить об общественном, практическом, а не элитарном, теоретическом ориентире на гармоничность человека в мире.
Гармония как ценность общества не означает отсутствия социальных противоречий, а скорее учит не расходовать свои жизненные и духовные силы по этому поводу, использовать внешние источники энергии на пути к собственному бессмертию. Этому идеалу не противоречит и этика конфуцианства, где снятию подлежат. прежде всего. переживания по поводу социального неравенства. Глубина понимания и следование в направлении гармонии дают даже самому «маленькому» человеку достоинство и свободу при внешнем смирении и услужливости. Экзистенциальное противоречие «страх-страдание-незнание-одиночество» решается не в политике и
экономике, а внутренне, через формирование определенного отношения к себе и внешнему миру. Основанием социальной гармонии. прежде всего. выступает правило человеколюбия по принципу взаимности (жэнь), имеющее внешнее выражение в соблюдении ритуала (ли), сыновней почтительности (сяо), учености (чжи).
Достигший совершенства на этом пути становится благородным мужем (цзюань цзы) - нравственно самодостаточной и самостоятельной личностью. Уважение к существующему порядку вещей и отношений, преодоление стремления к выгоде, унижению других оказываются залогом гармоничных взаимосвязей индивидов в обществе. Как и в даосизме. гармония понимается в конфуцианстве как органичное взаимодействие частей в составе целого, которое совершенствует и укрепляет тех, кто осознает свою причастность всей системе. В целом ценность гармонии в контексте китайской традиции связывается с силой единого, непроявленного, неразделенного на множество вещей начала мироздания, приобщение к которому дарует вечность и совершенство.
Как же эта ценность воплощается в общественном бытие? Назвать
социально-политическую жизнь Китая, в частности, или Азии, в целом, воплощением гармонии едва ли решится хотя бы один исследователь. Такое количество кровопролитных войн, восстаний, переворотов не знала ни Европа, ни Африка, ни Америка. Это кажется парадоксальным, поскольку ведущим ориентирами общественного и личностного мировоззрения здесь выступали не свобода или права личности, а гармония и коллективизм. Или, может быть, история Поднебесной была воплощением гармонии, только не в европейском, а в китайском смысле этого понятия? Если под гармонией понимать постоянную циклическую смену состояний, в целом не разрушающую систему, а позволяющую ей быстро восстановиться после любых потрясений, то это может быть и верным. Стремление к гармонии в социуме здесь также предполагает уважение силы, с одной стороны, и понимание необходимости
слабости, с другой. Смерть и разрушение - здесь рассматриваются не как зло и
дисгармония, а как естественные состояния коллективной жизни. Фанатичное
стремление к упорядочиванию социальной системы во имя ее гармонизации формирует диктатуры и деспотические режимы, снять страх перед которыми помогает искусство внутренней психотехники и медитации. Так, ценность при воплощении в реальность легко может трансформироваться в анти-ценность. Это превращение связанно, на наш взгляд, со способами реализации ценности из идеала в действительность. Если, стремясь к гармонии, общество ориентируется исключительно на насилие, а сотрудничество делает навязанным, ложным, достичь позитивного баланса оно не сможет. Если каждый индивид хочет мира и покоя в своей душе и тем самым показывает, что окружающий мир с его потрясениями для него не столь важен, то достичь гармонии в социальной сфере вряд ли окажется возможным. Стремление быть
гармоничным в себе может обернуться дисгармонией при взаимодействии с другими.
Коллективизм и культ семьи в данном случае выступают средствами разрешения этого противоречия, но в их основе лежит, скорее, не принцип гармонии, а принцип выживания, который умножает силы отдельной личности и позволяет ей противостоять внешним силам. Принцип гармонии в условиях социума оказывается фактором консолидирующим, с одной стороны, и жестко упорядочивающим все связи, с другой. Жесткость системы, форм управления государством и экономикой внутренне связаны с ориентиром на Гармонию всех вещей, отступление от которой граничит с преступлением. Если гармония выступает эталоном взаимоотношений между социальными группами, то неизбежно осознание необходимости своего качества и места среди других. Гармоничность отношений в обществе предполагает, что каждый должен «оставаться на своем месте» и исправно выполнять свои функции, не посягая на большее. Такая система в политической и экономической сфере может быть очень эффективной, однако, в социально-личностном измерении быть весьма далекой от «гармонии».
Таким образом, общественный принцип «гармония как источник бытия» при его реализации через насилие может утрачивать свой позитивный смысл, и сохранять лишь «природный», ценностно-нейтральный, либо полностью вытесняется в индивидуальное сознание. Недостаточная эффективность такой модели связана не столько с самой целью, сколько с ее сочетанием со средствами. Путь ненасилия для реализации гармонии не был характерен для большинства индивидов этого типа общества, что, вероятно, и вызвало негативные трансформации при воплощении этой ценности в практику. Теперь обратимся к еще одному варианту понимания гармонии, в котором ненасилие уже играет гораздо более значительную роль.


гармония как принцип жизни

Сообщение отредактировал Nata6kaGlots - Суббота, 05.05.2018, 16:10
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: