Larisabah | Дата: Пятница, 09.02.2018, 08:45 | Сообщение # 1 |
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Предлагается модель пространства, в котором есть часть, ответственная за физические процессы в теле. Путём моделирования способов воздействия на структуры этого пространства определены эффективные лингвистические приёмы расширения возможностей восстановительных процессов. Предложенная модель открывает перспективы профилактики и лечения ряда психосоматических заболеваний. Рост психосоматических заболеваний, особенно заметный в последнее время, и появление форм, резистентных к терапии, заставляет искать новые возможности влияния на психо-эмоциональные процессы. Отсутствие или снижение их адекватности стремительно меняющимся изменениям среды настоятельно требуют новых подходов. Практика психотерапии и психокоррекции показывает, что для успешного воздействия на систему убеждений человека предварительно её необходимо разделить на составляющие части. После этого можно приступать к разубеждению в одной из составляющих, а затем – к созданию нового убеждения. Для этой цели нужно найти «место» в психическом пространстве, где расположено убеждение или другая психическая структура. Нам нужен «адрес», чтобы найти, откуда действует структура и адресно на неё повлиять. Всё живое имеет свойство раздражимости, то есть движения к желаемому объекту и от опасного. Это свойство проявляется даже на уровне растения. Следовательно в ответ на воздействие внешнего мира растение может совершить выбор действия в пределах «люфта» его возможностей. Минерал таких возможностей не имеет, так как его ответ будет предопределён его свойствами, «программа» его ответов на воздействие более жёсткая. Можно смоделировать внутренний мир растения как некое пространство, в котором «простираются» различные возможности его реакций, скажем, степень раскрытия устьиц листьев. Это пространство – одномерно, так как все возможности реагирования расположены по прямой симметрично от нулевой отметки. Реакция «выбирается» на основе оценки воздействия от точки комфорта в сторону «плохо» или в сторону «хорошо». В мире животного психическое пространство резко усложняется. К возможности отражения (минерал) и реагирования (растение, от которого животное наследует безусловные рефлексы и их сочетание — инстинкты) добавляется возможность прогнозирования. Для реализация этой возможности животное более дифференцированно оценивает ситуацию, для чего у него появляются психические структуры – эмоции. Именно благодаря наличию эмоций тревоги, печали, страха, гнева и радости животное может оценить всю сложность воздействий и, главное, в результате этой оценки выбрать адекватный ответ. Для прогноза возможного результата ответного действия у животного имеется доступ к собственной (а не только генетической) памяти. Именно собственный опыт (импринтирование, условные рефлексы и научение) позволяют животному резко увеличить количество выборов, «люфт» его возможностей становится очень большим и растёт по мере продвижения животного по эволюционной лестнице. Психическое пространство животного уже нельзя представить себе линейным. Больше того, у высших животных его нельзя представить себе плоскостным. Наблюдая поведение животного, мы видим, что какие-то его психические структуры становятся в определённых ситуациях доминирующими, а другие уходят, сворачиваются. Создаётся впечатление, что одна из структур становится средой, в которую погружаются остальные. Они не исчезают, но подавляются доминирующей структурой. Это можно наблюдать в естественных условиях, когда страх, приобретенный животным в результате личного опыта, вытесняет инстинкт. По каким признакам мы судим о том, что психическое пространство человека ещё более усложняется? Проследим за «следами» наличия этого пространства в речи человека. Мы говорим: «Настроение поднялось!» или «Самочувствие упало!». Следовательно, мы передаём ощущение о наличии верха (поднялось) или низа (упало). Анализ речи при депрессивных состояний говорит о том, что все структуры депрессивной триады (настроение, мышление и способность к движению) регрессируют в пространстве и времени. Настроение падает, мышление замедляется, двигательная активность снижается. Второй след мы находим в речи, когда слышим такие выражения как: «Страх охватил меня!» (я, то есть моя психики – внутри страха) или: «У меня появился страх» (он внутри моей психики). Следовательно, у человека есть ощущение относительного пространственного расположения структур его психики в разные моменты жизни. Этих двух примеров доказательство пространственно-временных свойств психики было бы достаточно, если бы проблему не осложняло наличие новой, по сравнению с животными, структуры – сознания. Появление этой структуры не вмещается в шарообразную пространственную модель психики. Возникает необходимость формирования многомерной модели. К этому способны только математики, а мы – психологи и психотерапевты вынуждены редуцировать эту модель до трёхмерной, тем более, что работать нам придется с помощью этой модели с людьми, большинству из которых максимальная математическая идеализация не доступна. Анализ трансовых текстов показал, что их эффективность резко падает, когда мы применяем запреты (нельзя, невозможно) и обозначаем явления и качества понятиями с приставками “не-“ и “без-“. Исследование этого явления привело к следующим выводам. Любая система может быть определена различными способами, в том числе наличием или отсутствием в ней элементов, присущих другим системам того же рода. Так, человека можно характеризовать как нерешительного, имея в иду отсутствие у него качества-умения принимать решение. Того же человека можно характеризовать как сомневающегося, имея в виду наличие у него качества-умения сомневаться в правильности (а в случае линейного мышления, единственности) любого решения. При кажущейся тождественности этих характеристик, с нашей точки зрения, имеется существенная разница в способах определения системы. Восприятие мира с помощью сознания, которое оперирует объектами суждения, или линейно-логическое восприятие – это восприятие дискретное, разорванное, позволяющее установить простейшие связи между изменениями системы и предшествовавшими этим изменениям воздействиями на систему со стороны среды и других систем. Вместе с тем, возможно понимание того, что мир целен, непрерывен и неделим. Восприятие его дискретным может быть объяснено особенностями сознания человека. Таким образом мы приходим к выводу, что тексты, содержащие отрицания, характеризующие явления отсутствием качеств приходят с уровня сознания. Оттуда же (это уже чисто теоретический вывод) приходят сложные абстрактные понятия, для формирования которых необходимо логическое мышление. Вот почему обращаясь к неосознанному мы не должны применять отрицаний и абстракций, так как они адресованы в другое пространство психики. Когда мы это делаем, то часть пациентов выходят из трансового состояния. Интересную мысль высказал Баранцев о том, что триады, содержащие характеристики отсутствия качества, становятся вырожденными. Для поставленных нами целей следует разобраться во взаимосвязях смысла и слова. По существующей в лингвистике терминологии (структурные лингвисты Соссюр и Бенвенист)) формальный уровень текста называется «означающим» ,то есть знаковым. Эта та часть знака, которая доступна восприятию (зрению, слуху, осязанию). Можно сказать, что эта часть «текста» (или мысли) принадлежит материальной составляющей человека – его телу (или голосу). В случае, если преобладает энергия, а энергетикой «текста», по нашему представлению, является «прикреплённая» к нему эмоция, то это те образы, которые воспринимаются сознанием. Это могут быть образы внешнего мира, воспоминания, фантазии, а также образы, возникающие при восприятии «чужого текста» (не существенно, написанного или услышанного). Следует подчеркнуть, что эти образы возникают только при наличии энергии эмоции или чувства, так как именно они «взвешивают» информацию, прежде всего, с позиций «плохо-хорошо». В случае отсутствия энергии поступающая информация не воспринимается как не имеющая ценности. Структурные лингвисты называют этот уровень текста – «означаемым» .Этот уровень может быть осознан в виде конкретного образа реального мира, образов внутреннего мира (воспоминаний и фантазий) или в виде абстрактного понятия – умозаключения (результатов анализа и синтеза). Таким образом психическое пространство сознания мы делим на образное, абстрактно-логическое и предметно-чувственное. Всё, что находится в этих пространствах может быть осознано и воспроизведёно в виде устной (передано голосом) или письменной речи. Качество воспроизведения зависит от чёткости образа, логического вывода и осознания чувства, с одной стороны, и навыков воспроизведения (словарного запаса и умения им пользоваться), с другой. Элементы этого уровня названы специалистами по холодинамике (Вернон Вульф) «мыслеобразами». В них присутствует материальная часть в виде объекта и субъекта, энергетическая часть в виде эмоции (отношения субъекта к объекту) и информационная часть в виде выбора способа действия, направленного на снижение напряжения, вызванного эмоцией. Нам представляется, что этот термин справедлив только в отношении животного уровня. В многомерном психическом мире человека «мыслеобраз» изменяется. В случае, если преобладает информация, то есть неизмеримо возрастает количество выборов способа действий, эта психическая структура возникает в психическом пространстве неосознанного. Структуральные лингвисты называют этот уровень текста «реальным» , а значит, как и реальный мир,никогда полностью не познаваемым. Как следствие этих рассуждений появляется безумная мысль, что не мы владеем словами, а слово («слово реальное», со всем неимоверно огромным объёмом и связями) – владеет нами. Иначе, как понять, почему слово «лечит» и оно же «убивает», в чём причина такого мощного воздействия слова на человека. На пути следования слова в глубины памяти и извлечения его из этих глубин памяти формируются «заслоны», запрещающие «увидеть» и осуществить реакции другого типа. Поверхность системы (рецепторы органов чувств животного) включает реакции «опережающего отражения действительности». Они осуществляются раньше, чем сигнал пройдёт путь до органов управления и назад. Следовательно, память об этих реакциях находится где-то здесь же, на поверхности. Однако генетическая память не может предусмотреть всего разнообразия воздействий среды, и тогда включается глубинная память собственного опыта. Если цель достигнута, то память об этом сигнале (образ), напряжении, его сопровождавшем (эмоция) и способе действия, снявшего напряжения, (выбор, информация) «опускается в недра психики» животного. Если необходимая реакция часто употребляема, то она располагается поблизости от поверхности системы и для её извлечения из памяти времени практически не требуется, к примеру умение ходить, летать, лазать по деревьям. Что касается редко встречающихся сигналов, то для их извлечения с нужной глубины требуется какое-то время (задержка реакции). В случае, если реакция не достигла цели или сигнал встречается впервые информацию, нужно создать – генерация новой информации с помощью интуиции. Понятно, что её можно создать лишь из тех вариантов возможных действий, которые имеются в распоряжении животного. А «заслоны» на пути извлекаемого мыслеобраза неумолимо направляют его на путь стереотипного ответа. Даже если он был неудачным. А если сигнал встречается впервые, то ищется похожий мыслеобраз, и вновь – стереотипный ответ. Часто мы наблюдаем, что животное может приобретать новые навыки (адаптивные реакции). Это становится возможным благодаря механизмам снятия заслонов (Рис.1).
стоять на своем
Сообщение отредактировал Larisabah - Пятница, 09.02.2018, 09:05 |
|
| |