Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В Младшем школьном возрасте
irina_uuuДата: Вторник, 05.09.2017, 05:40 | Сообщение # 1
Маркиза
Группа: Амазонки
Сообщений: 45
Статус: Offline
В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие личностные качества ребенка.
Мотивационная сфера.
Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких  отметок.  Высокие отметки для маленького ученика — источник других по­ощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордо­сти. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и роди­тели, его ставят в пример другим детям, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.
Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответ­ственность, необходимость получить образование («быть грамот­ным», как говорят дети). Но эти мотивы остают­ся только «знаемыми», по выражению Леонтьева.
Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить
образование в вузе не­посредственно побуждать его к учебной работе не могут.
Отмет­ка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую от­метку или
похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.
Познаватель­ная мотивация. Развитая познаватель­ная мотивация,  обеспечивающая интереск изучению какого-либо учебно­го предмета в начальных классах встречается редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.
Если ре­бенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то
узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация,
адекватная структуре учебной деятельности. К сожале­нию, даже среди хорошо
успевающих учеников крайне мало де­тей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Многие отстающие в учении школьники проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не­ основным дисциплинам, иногда — только к одной, скажем, к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предме­ты, связанные с постоянно низкими оценками — русский язык и математика, — редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей.
Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следова­нию его указаниям.
Мотивация достижения успехов. Младший школьный возраст можно рассматривать как период возникно­вения и закрепления очень важной личностной характеристики ребен­ка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успе­хи в различных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.
Как развивается мотивация достижения у детей младшего школьного возраста? Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мо­тив достижения успехов.
Это обстоятельство было принято в расчет в педагогических работах Амонашвили, где рекомендовано в начальных клас­сах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызы­вать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи. У детей с высокой успеваемостью ярко вы­ражена мотивация достижения успеха  желание хорошо, пра­вильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами,
— наиболее ценный мотив, ее сле­дует отличать от престижной мотивации.
Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотива­ция достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо­собности, то она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности  и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов.
Если же престижная мотивация сочетается со средними спо­собностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осозна­ваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний при­водят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха.
У неуспевающих учеников развивает­ся мотивация избегания неудачи. Дети стараются из­бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ­кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять). К окончанию началь­ной школы мотивация избегания не­успеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тре­вожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников  отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.
К третьему классу у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис­точником тяжелых переживаний ребенка.
Характер.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития таких лич­ностных качества ребенка, как трудолюбие и самостоятельность.
Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий. Благоприятные условия для развития трудолюбия у школьников создает то обстоятельство, что в начале учебная деятельность пред­ставляет для них большие трудности, которые приходится преодоле­вать. Это и адаптация к новым условиям жизни (режиму дня, обязан­ностям, требованиям), и проблемы, связанные с обучением чтению, счету и
письму, и новые заботы, которые возникают у ребенка в школе и дома.
В становлении трудолюбия большую роль играет разумная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентированной не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка спо­собностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прила­гаемыми усилиями.
Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочета­ется с их зависимостью от взрослых, поэтому данный возраст может стать переломным, критическим для формирования самостоятельности. С одной стороны,  доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут
сделать ребенка зависимым, не самостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятель­ность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необхо­димо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависи­мости было взаимно уравновешенным.
Общение.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях  с окружающими людьми. В школьные годы круг друзей ребенка расширяется, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение пе­реходит на качественно более высокий уровень, так как
дети  начина­ют  лучше понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними.
В начальный пери­од обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовы­ваются неформальные группы детей с определенными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.
Самосознание.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая род­нит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безогово­рочно принимают его оценки. Эта особенность детского сознания напрямую касается такого важного личностного образова­ния, закрепляющегося в данном возрасте, как  самооценка.  Она не­посредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ре­бенку и его успехам в различных видах деятельности.
Дети, ори­ентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверст­ников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
Типы самооценки. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооцен­ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей склады­вается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях, у таких детей склады­вается заниженная самооценка.
Динамика развития самооценки неуспевающих детей исследована Липкиной. Первоначально дети не соглашаются со статусом отстающих, который закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выпол­ненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, при­обрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более
слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1 к 4
классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко сни­жается.
Психологические особенности детей с низкой самооценкой. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безна­дежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную са­мооценку, имеющую компенсаторный характер.
Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чув­ство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям. Полноценное развитие лич­ности предполагает формирование чувства компетентности, ко­торое Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школь­ника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Развитие адекватной самооценки. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компе­тентности необходимо создание в классе атмосферы психологиче­ского комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержа­тельно
оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкрет­ную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, осо­бенно тех,  что достигают высоких результатов без особого труда.  И, наоборот, поощряют
малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.
Становление самооценки младшего школьника зависит не толь­ко от его успеваемости и особенностей общения учителя с клас­сом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, приня­тые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспиты­ваются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочета­ется с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к уни­зительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслу­живает.
Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) само­оценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к де­тям. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успе­ваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и пережи­ваниями.
Становление самосознания зави­сит и от развития теоретического рефлексивного мышления ре­бенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлек­сия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки. Она ста­новится в целом более адекватной и дифференцированной, сужде­ния о себе — более обоснованными.
В то же время в самооценке наблю­даются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооцен­кой изменить ее уровень крайне сложно.
* **
Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Всту­пая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию.  Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается тео­ретическое мьшление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обуче­ния. От результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности. Статус отличника или неуспевающего отражается на  самооценке ребенка, его  самоуважении  и  самопринятии. Успеш­ная учеба,осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности — который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, становится цент­ральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноцен­ности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

****
7 - 11 лет - третий период умственного развития по Пиаже - период конкретных
мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.


"To change myself, I'd rather die!"

Сообщение отредактировал irina_uuu - Вторник, 05.09.2017, 06:08
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: