Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ
irina_uuuДата: Понедельник, 04.09.2017, 05:02 | Сообщение # 1
Маркиза
Группа: Амазонки
Сообщений: 45
Статус: Offline
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Для того чтобы умело использо­вать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить ряд задач. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе, на­учить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть вни­мательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
Углубленная и продук­тивная умственная работа требует от детей усидчивости,  сдержива­ния эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных  классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ре­бенок должен сидеть на месте во время урока,не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, до­вольно сложной и тонкой двигательной  активности, как, например, при обучении рисованию и письму.
Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети при­ходят в школу со значительными индивидуаль­ными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках. Это делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также не­интересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим  их способностям.  Возникает не­обходимость  психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хоро­шо успевающим.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начи­нается  перестройка всех его познавательных процессов. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В младшем школьном возрасте развиваются основные познавательные процессы.  В чем состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, воображением, речью и мышлением ребенка?
Воображение.
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репро­дуктивные образы-представления об известных объектах или событи­ях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между
вертикальным и горизонтальным ее положением.
Продуктивные образы-представления как новая комби­нация знакомых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих
образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
Восприятие.
В начале младшего школьного возраста восприятие недоста­точно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает по­хожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Ребенок может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но при этом им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и ве­личина.  Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную
работу, обучая наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее вос­приятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответ­ствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Раз­вивающийся интеллект дает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Бине и Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет — стадией описания. Позже, после 9-10 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпре­тации).
Память.
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают  учебный матери­ал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Но, в отличие от дошкольников, они спо­собны  целенаправленно,  произвольно запоминать материал, им неинтересный.  С каждым годом все в большей мере обучение стро­ится с опорой на произвольную память. Память детей младшего школьного возраста является хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем разви­тии опосредствованная, логическая память (или смысловая память), так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.
Совершен­ствование смысловой памяти в этом возрасте идет через осмысливание учебного материала. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоми­нает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью,  мышление и смысловая па­мять оказываются неразрывно связанными.
Внимание.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без до­статочной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен.
Виды внимания. По сравнению с до­школьниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать  внимание  на неинтересных дей­ствиях, в учебной деятельности  развивается произвольное внимание ребенка. Однако у младших школьников все еще преобладает  непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им труд­но сосредоточиться на непонятном сложном материале.
Характеристикасвойств внимания. Внимание младших школьников отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они мо­гут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 ми­нут (в то время как
подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его пере­ключение с одного учебного задания на другое. Объем, устойчивость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма  и  подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка.
Мышление.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте стано­вится  мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Виды мышления. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умствен­ном развитии детей бывает довольно заметным. От  доминирования  наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от до понятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического  мышления на уров­не конкретных понятий. Согласно терминологии Пиаже, начало этого возраста связано с домини­рованием до операционального мышления, а конец—с преобла­данием операционального мышления в понятиях.
В процессе обучения у младших школьников формируются на­учные  понятия. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, то есть от типа обучения.
Комплексное развитие детского интеллекта в обучении. 
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий со­кращается.
Установлено, что первоклассники могут понять и принять пос­тавленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный нагляд­но образец.
Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует воз­растным тенденциям развития детского мышления, но, в то же время, обедняет интеллект ребенка. Лишь в школах с гуманитар­но-эстетическим уклоном на уроках развивают наглядно-образное мышление в не меньшей мере, чем словесно-логическое.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школь­ном возрасте предполагает развитие всех видов мышления: наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического. Это успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и разви­тых практических действий, и умения оперировать образами, и спо­собности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне ло­гических абстракций.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллек­туальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При до­минировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоре­тического интеллекта. При особом внимании только к умению рас­суждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практи­ческом мышлении и бедность образного мира.  Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Индивидуальные особенности мышления. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков»,которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способ­ности детей.
Развивающее обучение. Существуют различные типы развивающего обучения. Учебные программы развивающего типа отличаются построением программы обучения и формой, в ко­торой осуществляется учебная деятельность школьников. Одна из систем обучения, разработанная .Элькониным и Давыдо­вым, дает значительный развивающий эффект.
Развивающая программа обучения предполагает получение детьми в начальной школе: знаний, в которых отражаются закономерные от­ношения объектов и явлений; умений самостоятельно добывать та­кие знания и использовать их при решении разнообразных кон­кретных  задач;  навыков, проявляющиеся в широком переносе осво­енного действия в разные практические ситуации.
В результате теоретическое мышление в своих начальных формах складывается на год раньше, чем при обучении по традиционным программам. Раньше на год появляется и рефлексия— осознание детьми своих действий, точнее, результатов  и  способов своего анализа условий задачи.
Эффективной формой учебной деятельности младших школьников оказалась  кооперация детей, вместе решающих одну учебную задачу. Учитель, организуя совместную работу в группах учеников, организует тем самым их деловое общение друг с дру­гом. При групповой работе повышается интеллектуальная актив­ность детей, лучше усваивается учебный материал. Развивается саморегуляция, поскольку дети, контролируя ход совместной рабо­ты, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень зна­ний. Что касается собственно развития мышления, то кооперация учеников невозможна без координации их точек зрения, распреде­ления функций и действий внутри группы, благодаря  чему у детей формируются соответствующие интеллектуальные структуры.


"To change myself, I'd rather die!"

Сообщение отредактировал irina_uuu - Понедельник, 04.09.2017, 05:28
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: