elenamordant | Дата: Пятница, 25.08.2017, 03:55 | Сообщение # 1 |
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 16
Статус: Offline
| На занятиях, проводимых с детьми от 3 до 7 лет, по-разному решаются задачи умственного воспитания. Иногда эта задача является главной (речь, математика, ориентировка в пространстве), иногда сопутствующей (музыкальные занятия, рисование). В группе (от 3 до 4 лет) рекомендуется в неделю, длительностью до 15—20 мин. Занятия проводятся ежедневно утром и вечером, в субботу — только утром. В средней группе (4—5 лет) рекомендуется 11 занятий в неделю. Ежедневно проводится 2 занятия утром по 15—20 мин, с перерывом 5—10 мин. В субботу проводится одно занятие утром. В старшей группе (5—6 лет) рекомендуется 14 занятий в неделю. Занятия проводятся утром: 4 дня по 2 занятия, длительность до 20—25 мин, и 2 дня по 3 занятия, длительностью до 15—20 мин, с перерывом 5—10 мин. В подготовительной к школе группе (6—7 лет)рекомендуется 14 занятий в неделю. Занятия проводятся утром: 4 дня по 2 занятия, длительностью до 30—35 мин, и 2 дня по 3 занятия, длительностью до 20—25 мин, с перерывами 5—10 мин. Занятия, требующие умственного напряжения,должны чередоваться с подвижными. Так, занятие по формированию математических представлений сочетается с физкультурным или с музыкальным занятием, занятие по родному языку — с лепкой или конструированием. Предусматривает у детей-дошкольников воспитание нравственных чувств, положительных форм общения и нравственных привычек поведения, формирование представлений, первых понятий о моральных качествах человека, о доступных явлениях общественной жизни. В результате к концу дошкольного детства при благоприятных условиях воспитания уже довольно отчетливо проявляется ряд важнейших моральных качеств личности ребенка. Известно, что об уровне нравственного развития человека, направленности личности можно судить, в первую очередь, по его реальным делам, по тому, насколько они совпадают с моральными чувствами, представлениями и суждениями. Когда речь идет о маленьких детях, мы не можем говорить о полном совпадении их реальных поступков и помыслов, их моральных представлений. Дошкольник весьма эмоционален, впечатлителен и склонен к подражанию, он легко поддается внушению; сознание далеко не всегда управляет его чувствами и поступками; задерживающие, тормозные центры нервной системы лишь формируются. Педагогам, возможно, знаком такой факт. Пятилетний мальчик сорвал потихоньку с грядки первый огурчик, хотя воспитательница его группы и договаривалась с детьми не трогать еще несколько дней — пусть подрастет. Почему же,— спросили его,— ты так поступил, не выполнил обещания. Весь красный от стыда и волнения ребенок ответил: «Я не сдержался,— сначала сорвал, а после подумал!». Однако нельзя представлять себе этот возраст неполноценным. У дошкольников очень много сильных сторон, таящих большие потенциальные возможности не только в умственном, но и в нравственном развитии. Прежде всего это высокая «обучаемость ребенка», вследствие подвижности, податливости или, как говорят, лабильности его нервной системы. При разумном воспитательном воздействии взрослых у ребенка появляется возможность систематически «упражняться» в хороших поступках, подражать нравственным образцам, преодолевая трудности, достигать воспитательно важной цели (в игре и работе, в отношениях с близкими, сверстниками). Это ведет к тому, что расширяется жизненный опыт ребенка, поднимаются на более высокий социальный уровень его чувства, укрепляется нервная система, а с нею и произвольное (с участием воли) внимание, действия и поведение; ребенок быстро начинает усваивать не только в интеллектуальном, но и действенном плане «что такое хорошо и что такое плохо», стремится воздерживаться от того, что не дозволено, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Основой нравственного воспитания в дошкольном возрасте является воспитание положительных форм общения и привычек нравственного поведения. Ко времени поступления ребенка в 1-й класс эти привычки могут стать устойчивыми чертами личности ребенка и сохраниться в новых школьных условиях. Привычки нравственного поведения есть та основа,без которой невозможно сформировать нравственные качества и отношения. Имеется прямая зависимость уровня трудовой деятельности старших дошкольников, их желание трудиться, от степени развития самостоятельности ребенка, усвоенных ими в раннем возрасте (2—4 года) навыков и привычек поведения. Известны также случаи проявления у детей 6—7 лет нравственного формализма: когда ребенок очень красноречиво говорит о том, что надо хорошо трудиться, даже пытается давать указания другим детям, а сам не любит, да и не умеет выполнять самую обычную, посильную для него и нужную для других работу. Нравственные чувства, привычки и представления формируются прежде всего в практической деятельности, умело направленной воспитателем даже в тех случаях, когда она возникает и протекает по собственной инициативе ребенка. Существенное значение имеют при этом мотивы деятельности (детские игры, труд, общение), то есть для чего, ради чего ребенок действует. Особенно ценно, когда мотивы перестают быть только личными (самому интересно, хочется), а принимают общественную направленность. Дети старшего дошкольного возраста договариваются между собой и изготавливают игрушки для младших, ребенок систематически выполняет дома какую-то обязанность, полезную для семьи. Важно стремиться выяснить, какого рода мотивы побуждают деятельность ребенка. Например, почему он так охотно общается с одним и тем же товарищем: из симпатии, интерес к общим играм или из каких-то корыстных побуждений (выпрашивает игрушки, сладости, командует им в играх). В дошкольном возрасте постепенно формируются соподчинение мотивов, основанное на сознательно принятом ребенком намерении. При этом доминируют такого рода мотивы, которые способны побуждать деятельность ребенка вопреки существующим у него непосредственным желанием. Ему хочется, например, пойти во двор гулять, но он не идет, а, выполняя задание воспитателя, разыскивает в своем игровом хозяйстве необходимые для составления альбома картинки, рисунки. Очень важно обеспечить единство требований к детям со стороны всех окружающих взрослых; посильность их, последовательность и систематичность. При этом необходимо организовать жизнь детей в соответствии с моральными требованиями: проявлять твердость, решительность (а не уговаривать, не упрашивать, когда нужно что-то выполнить). Однако педагогический такт требует деликатного отношения к ребенку, уважение его личности, учета потребностей, законных просьб, желаний. Нельзя не сказать в этой связи о недопустимости физических наказаний, и о весьма осторожном применении наказаний вообще. Имеются достоверные факты: чем чаще наказывают детей, тем меньше они слушаются. Физические наказания ведут ко лжи, обману, унижению ребенка, вредны для здоровья; к частным наказаниям он привыкает. Если уже наказание применено, то оно должно быть педагогически допустимым, причины поступка надо выяснить. Четкий режим жизни ребенка, разнообразная деятельность дома, в детском саду, содержательное общение взрослых и детей — чрезвычайно важны для их нравственного, интеллектуального и физического развития. Для нравственного воспитания детей первой и очень важной школой воспитания является семья. Семья в то же самое время и первая ячейка общества. Поэтому-то так важно, чтобы взгляды старших членов семьи, их поведение и взаимоотношения соответствовали нормам морали нашего общества. Детскому саду принадлежит активная роль в установлении единства между общественным и семейным воспитанием. Это понимание прекрасного в быту, природе, поведении человека. Таким образом эстетическое и нравственное воспитание тесно увязаны. Развитие этих важных сторон личности не только возможно, но и необходима осуществлять в содержании и формах, доступных маленьким детям. Эстетическое воспитание (как и весь процесс воспитания в целом) должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать красоту, но и создавать нечто красивое. Известно, что многие дети охотно рисуют, поют,танцуют, рассказывают; а подчас и сочиняют сказки, рассказы, стихи. Это художественная детская деятельность, обучение которой целенаправленно, также по программе осуществляется в детском саду. Между тем именно систематическое эстетическое воспитание и обучение на занятиях по специально разработанной программе обеспечивает каждому ребенку возможность достигнуть определенного уровня развития художественных способностей. Конечно, детям, у которых имеются ярко выраженные задатки к художественным способностям (например, к музыке, рисованию), воспитатель должен уделять большое внимание. Не должны обходить вниманием таких детей и медицинские работники. Например, известно, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией требуют немалого психического сосредоточения; дети, особенно увлекающиеся этой деятельностью, могут долго оставаться в неподвижном состоянии, не обращать внимания на свою позу, на освещение. Естественно, что педагог и медицинская сестра должны быть в подобных случаях в большом контакте. Чем более активны дети на занятиях, тем лучше овладевают навыками рисования, лепки, музыкально-ритмическими движениями, тем богаче, разнообразнее их художественная самостоятельная деятельность вне занятий. Навыки и умения, приобретенные детьми на занятиях (как «работать» карандашом и кистью, смешивать краски, соединять отдельные части предмета при лепке из глины или пластилина), являются основой, благодаря которой педагог может успешно формировать детское творчество. Ведь важно, чтобы ребенок не только выполнял задания воспитателя, но и сам бы ставил задачи, старался хорошо их решать. В целях эстетического воспитания дошкольников используются в настоящее время так называемые творческие задания, стимулирующие детское творчество на организованных занятиях. Например, дети среднего и старшего дошкольного возраста задают друг другу музыкальные вопросы, сочиняют несложные песенки, передают под музыку образ игровых персонажей (как ходит медведь, прыгает зайчик). Рисуя, дети создают по своему замыслу композиции на темы виденного в жизни, по сюжетам любимых сказок, сочиненные ими цветовые узоры. В семейных условиях, конечно, нет в большинстве случаев возможности так систематически, со знанием дела организовать художественное воспитание. Однако многое посильно взрослым членам семьи в решении этой задачи, а именно: воспитание у детей любви к красивой обстановке быта, к чистоте, любви к природе и привычки бережно относиться к вещам, растениям, животным. В семье должна часто звучать народная и детская песня, музыка. В определенных сравнительно устойчивых условиях организм ребенка постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды, определенной температуре помещения, окружающему микроклимату, определенному роду пищи. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного поведения. Такие временные нарушения, сопровождающиеся иногда отрицательными реакциями (плач, раздражительность), часто отмечается у детей, например, при переводе на прикорм, при перемене способов укладывания, при смене ухаживающего за ним лица. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить сформировавшиеся привычки. Однако мозг ребенка очень пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок приспосабливается (адаптируется) к новым условиям в его жизни без каких-либо отрицательных последствий. Эти небольшие естественные изменения в жизни ребенка способствуют даже психическому развитию. У ребенка постепенно развивается способность быстрее приспосабливаться к новым условиям. Однако у детей иногда резко меняются условия их жизни,— например, когда они поступают в одно из детских учреждений. При этом меняется привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку нужно приспособиться, для чего перестроить ранее сложившиеся стереотипы. В этом случае процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, на теле появляется пятнистая, быстро исчезающая сыпь. У детей более старшего возраста в период привыкания могут нарушаться ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным), наблюдается временная потеря речи, тяжелые психические переживания — плачут, тоскуют, зовут маму, пугаются детей, прячутся от них. Понижение аппетита, плохой сон, плач или вялое состояние ведут к ослаблению иммунитета, дети теряют в массе и даже легко могут заболеть. Нарушение психического состояния иногда длится длительное время. Такая тяжелая адаптация ведет к замедленному психическому развитию. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3—4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более. Различный характер и длительность привыкания зависят от ряда условий. 1. Прежде всего течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении. Дети, поступающие в детское учреждение в возрасте первых 5 мес (чем раньше, тем лучше) обычно хорошо и быстро привыкают к новым условиям жизни, так как они еще не имеют устойчивых привычек, которые им пришлось бы менять. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям жизни дети от 5—6 мес до 1 года 7—8 мес (особенно от 9 мес до 1 года 3 мес). У детей этого возраста сравнительно слаба подвижность и недостаточно развиты тормозные процессы, поэтому они не могут быстро перестроить ранее сформировавшиеся уже устойчивые привычки. Эта переделка трудна для нервной системы детей этого возраста, что ведет к отрицательным формам поведения. Дети после 1 года 8 мес — 1 года 10 мес уже значительно легче переносят переход в новые условия вследствие более высокого уровня их психического развития. Такие дети очень любознательны, их легко заинтересовать новыми игрушками, занятиями, они хорошо понимают речь, поэтому их можно успокоить словами. Кроме того, они уже много общались с разными людьми, попадали в разные условия, вследствие чего они приобрели некоторую способность более легко приспособляться к меняющимся условиям. Таким образом, лучшее время для определения ребенка в ясли или ясли-сад — это первые месяцы жизни, так как дети, поступившие в этом возрасте, быстро и значительно легче адаптируются к новым условиям. 2. По-разному привыкают дети разного возраста в зависимости от того, что именно меняется у ребенка в связи с переходом в новые условия. Дети первых 5 мес трудно привыкают, если меняется их вскармливание и привычная для них температура помещения. При резком изменении способа вскармливания даже правильная, но непривычная ребенку пища может вызвать расстройство функции кишечника. Поэтому в первые несколько дней следует сохранять привычный для ребенка вид вскармливания, несмотря даже на то, что ребенок по возрасту и состоянию нуждается уже в каком-либо изменении. Если ребенка дома всегда очень тепло одевали и он привык к высокой температуре помещения, следует в первое время одевать такого ребенка теплее, чем остальных детей, и следить за тем, чтобы он не охлаждался. Дети в возрасте от 5 до 9 мес обычно тяжело реагируют, если меняются приемы проведения кормления, укладывания, бодрствования. Привыкнув дома к укачиванию или соске, ребенок не может уснуть без этого. Он отказывается в яслях есть, если пищу дают не обычным для него приемом (если он привык, например, получать кашу из бутылочки, а не из ложки). Принимая детей этого возраста, в первое время следует сохранять применяемые в семье способы кормления, укладывания (покачать, если ребенок к этому привык, постоять около него). Детям после 9—10 мес вследствие прочно сложившейся привязанности к родителям и особенно в случае создавшейся привычки все бодрствование проводить на руках у взрослых, трудно сразу привыкнуть к новым для них людям и найти себе занятие на то время, когда воспитательница занята другими детьми. Особенно тяжело переживают отсутствие матери дети 1 г. 1 мес — 1 г. 3 мес, если они привыкли дома быть только с ней. 3. Различна длительность и тяжесть привыкания к изменившимся условиям в зависимости от предшествующих условий воспитания детей в семье. Нарушения сна, аппетита, эмоционального состояния в первые дни в новом учреждении наблюдаются преимущественно у детей, у которых в семье отсутствовал правильный режим, а методика кормления, укладывания и организация бодрствования была неправильной. Таким образом, нарушения в поведении детей при переходе в новые условия жизни объясняются резкой переменой привычных для детей приемов воспитания и недостаточным развитием у них адаптационных механизмов. 4. По-разному привыкают дети одного и того же возраста в зависимости от индивидуально-типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Одни дети дают в первые дни бурную реакцию: они кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2—3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к яслям. 5. Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям. Дети, которые до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали много разнообразных впечатлений, жили в разнообразных условиях (на даче, в деревне у бабушки); легче привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых очень однообразна. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, в силу некоторого однообразия условий жизни значительно болезненнее реагируют на всякие неожиданные изменения. Тяжелое приспособление можно наблюдать и у детей, не посещающих детское учреждение при однообразии их жизни и изоляции ребенка от богатства окружающего мира. 6. На течение адаптационного периода оказывает влияние также уровень психического развития. Дети с более высоким уровнем развития привыкают, как правило, легче. 7. Дети с тяжелым анамнезом (с отягощенной наследственностью, патологией беременности и родов), длительно и часто болеющие до поступления в ясли, часто дают тяжелую адаптацию. Поэтому персоналу группы следует знать прошлое поступающего ребенка и уделять таким детям особенное внимание. Некоторые нарушения поведения и эмоционального состояния ребенка в первые дни его пребывания в детском учреждении являются почти неизбежными. Наша задача принять меры к тому, чтобы адаптация к новым условиям жизни происходила у детей в кратчайшее время и с меньшей травмой для них. Достигнуть этого можно путем: 1) установления единства системы воспитания ребенка с первых дней жизни как в семье, так и в учреждении; 2) правильной подготовки детей к детскому учреждению; 3) правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском учреждении; 4) индивидуального подхода к вновь поступившему ребенку в соответствии с его прошлым опытом и индивидуальными особенностями. Для того чтобы приспособление к новым условиям жизни происходило у детей с меньшей травмой, прежде всего необходимо установление единства системы воспитания с первых месяцев жизни независимо от того, где растет и воспитывается ребенок. Большая роль в этом отношении принадлежит работникам поликлиники. Участковая сестра, посещая детей на дому, должна давать родителям советы не только по уходу и вскармливанию, но и правильному воспитанию уже с первых месяцев жизни, чтобы у ребенка не возникали и не закреплялись отрицательные привычки, которые придется потом с трудом перестраивать. Особенно большое внимание участковым сестрам следует проявить к детям, поступающим в детское учреждение. Узнав о том, что ребенок поступает в детское учреждение, необходимо проверить, все ли необходимые анализы проведены и дать подробную выписку о динамике развития ребенка за прошедшее время и подробный статус и особенности психо-физического развития. Поведение вновь поступившего ребенка во многом зависит от того, как организован его прием. Работа с вновь поступившим ребенком начинается до фактического поступления его в детское учреждение. Воспитательница той группы, куда поступает ребенок, обязана до приема узнать домашний режим дня поступающего ребенка, применяемые в семье способы кормления, укладывания, узнать, как ребенок засыпает, спит, его аппетит, как организовано его бодрствование. Полезно также узнать уменьшительное имя ребенка, которым пользуются в семье, любимые игрушки или занятия ребенка, любимые кушанья, его индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. Знание всего этого значительно облегчит ребенку привыкание к новым условиям, поможет воспитателю найти правильный подход к ребенку. Отсутствие этих сведений часто может доставить ребенку много излишних тяжелых переживаний. Все сведения, имеющиеся в выписке из истории развития, еще до приема ребенка передаются воспитательнице, которой поступает ребенок. Врач, педагог и воспитательница намечают режим дня ребенка и основные индивидуальные подходы в целях облегчения ребенку привыкания к новым условиям. Воспитательница должна накануне знать, что к ней придет новый ребенок и все подготовить к приему новых детей: заранее согласовать, как и чем кормить ребенка, где уложить спать. Если ребенок приходит в старшую группу, то воспитательница говорит с детьми, как они встретят, например, маленького Петю, что ему дадут, чтобы он не плакал, стараясь вызвать у детей заранее положительное отношение к новому ребенку. Обязанность персонала группы — окружить каждого вновь поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением. Одновременно следует принимать в группу не больше 2-3 детей с небольшими перерывами (в 2—3 дня), что дает возможность воспитательнице уделить внимание этим детям, ознакомиться с ними и найти более правильный подход к каждому из них. Если по условиям семьи ребенок поступает на круглосуточное обслуживание, то его принимают в суточную группу, но первые несколько дней его ежедневно забирают домой как можно раньше.
туман тайны
Сообщение отредактировал elenamordant - Пятница, 25.08.2017, 04:33 |
|
| |