Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
elenamordantДата: Вторник, 22.08.2017, 05:29 | Сообщение # 1
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 16
Статус: Offline
Письменная речь.
Особый интерес вызывает вопрос о предпо­сылках и условиях формирования у детей дошкольного возраста наиболее сложного вида речи — письменной.
Формирование этой способности закладывается в раннем дошкольном детстве и связано с появлением графической символики. Если ребенку 3—4 лет дать задачу записать и запом­нить фразу (дети в этом возрасте, естественно, не умеют еще ни читать, ни писать), то сначала ребенок как будто «записывает», оставляя на бумаге бессмысленные черточки, каракули. Однако, когда ребенка просят «прочитать» записанное, то создается впечат­ление, что он читает свои изображения, указывая на вполне опре­деленные черточки, как будто для него они обозначают что-то конкретное. Для ребенка данного возра­ста нарисованные черточки, по-видимому, превра­тились в мнемотехнические знаки — примитивные указатели для смысловой памяти. Эта мнемотехническая стадия является началом будущего письма. Детский рисунок является символьно-графической предпосыл­кой письменной речи ребенка. Установлено, что первоначально в письменном воспроизведении слов ребенок-дошкольник копирует ритм произносимой фразы в ритмике записываемых знаков и в длине «записи».
Ребенок записывает короткие слова штрихами соответствую­щей длины, а длинные — большим количеством каракулей.
Малыш, которому с помощью пиктограммы сложно изобразить какое-либо слово или фразу, поступает следующим образом. Он рисует легко изобразимый, но связанный с запоминаемым словом по смыслу предмет. Иногда предмет заменяется изобра­жением только какой-либо одной его части или схемой. На следующей стадии он рисует вместо предмета какой-либо условный знак. Этот путь ведет к переходу от пиктографического к символическому или к привычному для нас знаковому письму.
Развитие письма идет по пути превращения недифферен­цированной записи в
настоящий знак.
Развитие познавательных процессов Восприятие
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первона­чально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмыслен­ным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются про­извольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Венгером. По Венгеру, основу восприя­тия  составляют  перцептивные действия.  Их качество зависит от усвоения ребенком систем перцептивных эталонов. Та­кими эталонами при восприятии, например, формы являются гео­метрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма, при восприятии размеров — принятые для их оценки физические величины.
Этапы формирования перцептивных действий. 
Перцептивные действия формируются в обучении, и их разви­тие проходит ряд этапов. Процесс их формирования (первый этап) начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Этот этап ставит перед ребенком новые перцептивные задачи. На этом этапе непосредственно в материаль­ные действия вносятся необходимые исправления, необходимые для формирования адекватного образа. Лучшие ре­зультаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравне­ния предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребе­нок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в про­цессе работы с ним. На втором этапе  перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Перцептивные действия осуществляются теперь при помощи рецепторных аппаратов и предвосхи­щают выполнение практических действий с воспринимаемыми пред­метами. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развер­нутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьемэтапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми,сокращенными, их внешние эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассив­ным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на под­сознательном уровне у ребенка.
Роль наглядных компонентов в восприятии. 
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте позволяет детям довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правиль­ные выводы относительно того, что он наблюдает. В эксперимен­тах Брунера, многие дошколь­ники верно судят о сохранении количества воды в стаканах, когда воду переливают из одного стакана в другой за ширмой. Но когда ширму убирают и дети видят изменение уровня воды в стаканах (достигаемой за счет разной площади основания стаканов), непосред­ственное восприятие приводит к ошибке: дети говорят, что в том стакане, где уровень воды ниже, воды стало меньше. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мыш­лении, наиболее характерном для этого возраста.
Внимание
Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес  к воспринимаемым объектам.
На этапе перехода от непроиз­вольного к произвольному вниманию важное значение имеют сред­ства, управляющие вниманием ребенка. В развитии произволь­ного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если дошкольника 4-5-летнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение доста­точно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.
От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание де­тей прогрессирует одновременно по многим различным характе­ристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привле­кательные для них картинки не более 6-8 с, в то время как старшие .дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении от 12 до 20 с. То же самое касается времени занятий одной и той же деятель­ностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уже наблю­даются значительные индивидуальные различия в степени устой­чивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жиз­ни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокой­ные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз.
Память
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприят­ный для развития памяти. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Ни до, ни после этого периода ребе­нок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный мате­риал.
Виды памяти. Память дошкольника имеет ряд специфических осо­бенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными
способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко
запечатлеваются, непроиз­вольно запоминается и словесный материал, если он
вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворе­ния,
особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям.
На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность не­произвольного запоминания. У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроиз­вольная зрительно-эмоциональная память. В некоторых случаях у лингвистически или музыкально одаренных детей неплохо разви­той оказывается и слуховая память.
У детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита  механическая память. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное, услышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заин­тересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благо­даря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, на­учаются пользоваться предметами домашнего обихода. Чем более осмысленный ма­териал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя счи­тать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чу­жой текст, преобладает механическая память. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы.
Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем дет­стве,  относятся обычно к возрасту около трех лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было уста­новлено, что почти 75% первых детских припоминаний приходится на возраст от трех до четырех лет. Это значит, что к данному возра­сту,  к началу раннего дошкольного детства, у ребенка скла­дывается долговременная память и ее основные механизмы.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Совершенствование произволь­ной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.
Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому игры
предоставляют ребенку богатые возможности для развития памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать мате­риал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста.
Этапы формирования произвольной  памяти. 
Истомина проанализировала, как идет процесс станов­ления произвольного запоминания у до­школьников. В младшем и сред­нем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произ­вольному запоминанию и воспроизведению материала.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе  формируется необходимая моти­вация,  желание что-либо запомнить или вспомнить. На вто­ром этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
На начальных этапах сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизоди­чески. Обычно они включены в другие виды деятельности, по­скольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрос­лых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обуче­нию.
Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне ее. Играя, ребенку легче воспроизвести трудный для запоминания материал. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием. Чтобы переход к произвольному запоминанию стал возможен, должны появиться специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Первые специаль­ные перцептивные действия выделяются в деятельности ребенка 5—6 лет, причем чаще всего ими для запо­минания используется простое повторение. К 6—7 годам процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его психологическим
признаком является стремление ребенка обнаружить и использо­вать для
запоминания логические связи в материале.
Особенности мнемических процессов. 
Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памятии переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной па­мяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний — семью такими единицами.
С возрастом развивается способность ребенка оценивать возмож­ности собственной памяти, причем чем старше дети, тем лучше они могут это делать. Со временем становятся более разнообраз­ными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения мате­риала, которые применяет ребенок. Из 12 предъявленных карти­нок ребенок в возрасте 4 лет, например, узнает все 12, но способен воспроизвести только две или три, в то время как 10-летний ребенок, узнав все картинки, в состоянии воспроизвести 8 из них.
Воображение
Начало развития детского воображения связывается с окон­чанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонст­рирует способность замещать одни предметы другими и использо­вать одни предметы в роли других (символическая функция). Даль­нейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.
Виды воображения. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полу­ченные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра кинофильмов. Образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмо­циональное впечатление,  вызвало у него вполне определенные эмо­циональные  реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников
является еще довольно слабым.
Младший дошкольник не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, расчленить и далее творчески использовать отдельные части воспри­нятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших дошкольников характерно неумение представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку распо­ложить предметы на одной части плоскости так же, как они распо­ложены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90°, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного  воз­раста.
Им сложно мысленно преобразовывать не только пространст­венные,  но и простые плоскостные изображения. В старшем до­школьном возрасте, когда появляется произвольное запоми­нание, воображение из репродуктивного, механически воспроизво­дящего действительность превращается
в творческое воображение. Главным видом деятель­ности, где проявляется творческое воображение детей, становятся сюжетно-ролевые игры.
Познавательное воображение формирует­ся благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.  Аффективное воображение складывается в ре­зультате осознания ребенком своего «Я», психоло­гического отделения себя от других людей и от совершаемых по­ступков.
Функции воображения. 
Благо­даря познавательно-интеллектуальной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед
ним задачи. Вооб­ражение у детей выполняет также аффективно-защитную роль. Оно предохраняет легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разряд­ка возникающего напряжения и своеобразное, символическое раз­решение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реаль­ных практических действий.
Этапы развития воображения. 
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. Дьяченко показала, что детское воображение в своем разви­тии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психи­ческие процессы. Так же как восприятие, память и внимание, вооб­ражение из непроизвольного (пассивного)становится произволь­ным (активным), постепенно превращается из  непосредственного  в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со сто­роны ребенка являются сенсорные эталоны.
Началь­ный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5—3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроиз­вольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произволь­ный процесс и разделяется на познава­тельное и аффективное.
Развитие познавательного воображения связано с  процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается
управлять своими образами, изменять и уточнять их, регулировать свое
воображение. Однако планировать его, заранее составлять в уме программу
предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей
появляется лишь к 4—5 годам. Развитие аффективного воображения с возраста 2,5-3 года до 4-5 лет проходит через ряд этапов. На первом этапе отрица­тельные эмоциональые переживания у детей символически выра­жаются в героях услышанных ими сказок. На втором этапе ребенок уже может строить воображаемые ситуации, которые сни­мают угрозы его «Я» (рассказы — фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами). На третьем этапе формируется механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собствен­ные неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6—7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие их них оказываются способными пред­ставлять и жить в воображаемом мире.
К концу дошкольного периода детства воображение ребенка представлено в двух основных формах:
а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи;
б) возникновение воображаемого плана ее реализации.


туман тайны

Сообщение отредактировал elenamordant - Вторник, 22.08.2017, 05:59
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: