Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
elenamordantДата: Понедельник, 21.08.2017, 06:07 | Сообщение # 1
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 16
Статус: Offline
Дошкольное детство —большой отрезок жизни ребенка. Усло­вия жизни в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок откры­вает для себя мир человеческих отношений, разных видов дея­тельности. Он испытывает силь­ное желание включиться в эту взрослую жизнь, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоре­чия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность де­тей, моделирующая жизнь взрослых.
Эволюция игровой деятельности.
Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллек­тивная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое твор­чество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Пример­но за год или два до поступления в школу к названным видам деятель­ности добавляется еще один — учебная деятельность.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить практи­чески все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступ­ления в школу.
Определенные эта­пы последовательного совершенствования игр можно проследить, условно разделив в анали­тических целях дошкольное детство на три периода: младший до­школьный возраст (3—4 года), средний дошкольный возраст (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—6 лет). Такое де­ление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и по­ведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.
Стадии развития игровой деятельности.
В развитии игровой деятельности выделя­ются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; со­держанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и со­держанием игры становятся социальные отношения, обществен­ный смысл деятельности взрослого человека.
Развитие иг­ровых действий происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ро­лями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открыты­ми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошколь­ников ролевая игра смыкается с играми по правилам. Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошколь­ного возраста высокого уровня развития.
Условия появления игры.
Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Для появления игры необходим определенный уровень развития предметных действий. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Ребенок овладевает предметными действиями в совместной деятельности со взрослым.
Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет разви­ваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.
Нужны ребенку и раз­личные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Эльконин подчеркивал: нель­зя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.
Для появления игры нужно также коренное изменение отношений ребен­ка со взрослыми. Около 3 лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрос­лым начинает распадаться.
Виды игр.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образ­но-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Обязательным условием развертывания такой игры является яркое пережива­ние:
ребенка поразила увиденная им картина, и он в своих игровых действиях
воспроизводит тот образ, который вызвал у не­го сильный эмоциональный отклик. У Пиаже можно найти примеры образно-ролевых игр. Его дочь, посетившая церковную службу, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя непо­движно, воспроизводит оглушительный шум. «Ты же мне ме­шаешь, я работаю». — «Не говори со мной, — отвечает девочка. — Я - церковь».
В другой раз дочь Пиаже, зайдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят лежащей на диване. Она не двигается, молчит, не отвеча­ет на вопросы, затем раздается ее притушенный голос: «Я — мертвая утка».
Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых.
Роли, которые воспроизводятся детьми в игре,— это или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), или профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.
Позже из сюжетно-ролевой игры выделяются игры с правилами. В таких играх взаимоотношения участников игры строятся на определенных правилах,
дети строго следят за их соблюдением и сами стараются им следовать. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется сорев­новательный мотив, личный или командный выигрыш. Это — большинство подвижных, спортивных и печатных игр.
Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных, — все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наибо­лее привлекательным моментом для детей становится выигрыш. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация дости­жения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская  игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует,
создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В та­ких играх дети усваивают
элементарные трудовые умения и навы­ки, познают физические свойства предметов, у них активно разви­вается практическое мышление. В игре ребенок научается поль­зоваться многими инструментами и предметами домашнего оби­хода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Компоненты игры.
Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.
В каждой игре свои игровые условия  участвующие в ней де­ти, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте. Игра в это время, в основном, состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с
предметами.
Например,если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка), то трехлетний ребенок, манипулируя тарелочками и кубиками, может играть в «приготовление обеда». Ре­бенок играет в приготовление обеда даже если он забывает потом накормить сидящую рядом куклу. Но если у ребенка забрать куклу, наталкивающую его на этот сюжет, он продолжает манипуляции с кубиками, раскладывая их по величине или форме, объясняя, что он играет «в кубики», «так просто». Обед исчез из его представлений вместе с изменением игровых условий.
Сюжет  та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблема­ми. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, воен­ные. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем, в «дочки-матери». Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры.
Содержание игр младших дошкольников — имитация предметной деятельности взрослых. Дети «режут хлеб», «моют посуду», они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали. Поэтому, «приготовив обед», ребенок может следом отправиться «на прогулку» со своей куклой, так и не покормив ее. Действия разных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ро­лей во время игры.
Для средних дошкольников главное — отно­шения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность дей­ствий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Ис­ключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему от­ношений, распределяют между собой роли до начала игры.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жест­ко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное зна­чение. Собственно предметные действия сокращаются и обоб­щаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Функции игры.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она ока­зывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстни­ками. Вот как, например, в младшей группе детского сада прохо­дит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям со­ставить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние стулья с двух концов «поезда», гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить. По выражению  Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». Постепенно общение между детьми становится более интенсив­ным и продуктивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им  эгоцентризм,договариваются друг с другом, предва­рительно или в процессе самой игры распределяя роли. Обсуждение вопросов, связанных с ролями и кон­тролем за выполнением правил игры, становится возможным бла­годаря включению детей в общую деятельность.
Дети общаются в процессе игры. Если по какой-то причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников приводили в комнату с «некомплектными» игрушками (у телефона не хватало трубки, для лодки не было бассейна). Несмотря на эти недостатки, дети с удовольствием играли, общаясь друг с другом. На второй день, когда дети зашли в ту же комнату, оказалась открытой дверь в соседнее помещение, где лежали полные наборы игрушек. Открытая дверь была затянута сеткой. Имея перед глазами притягательную и недостижимую цель, дети разбрелись по комнате. Кто-то тряс сетку, кто-то лежал на полу, созерцая пото­лок, многие со злостью разбрасывали старые, ненужные уже иг­рушки. В состоянии фрустрации разрушились как игровая дея­тельность, так и общение детей друг с другом.
Игра способствует становлению не только общения со сверст­никами, но и произвольного поведения ребенка. Произвольность поведения проявляется первоначально в подчинении игровым правилам, а затем и в других видах
деятельности. Для возникновения произвольности поведения необходим образец поведения, которому следует ребенок, и контроль за соблюдением правил. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют
сначала друг друга, а потом — каж­дый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из про­цесса управления поведением, и образ начинает регулировать по­ведение ребенка непосредственно.
Перенос механизма произвольности в неигровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получа­ется при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигать­ся, данное экспериментатором.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребен­ка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Кроме того, игра
облегчает переход от мотивов, имею­щих форму аффективно окрашенных
непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани
сознательности. В игре со сверстниками ребенку легче отрешиться от своих
мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее.
Игра способствует развитию познавательной сферы ребенка. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, у детей
формируется творческое воображение. В игре преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Чтобы пояснить последнее, воспользуемся примером Пиаже. Пиаже спрашивал ребенка дошколь­ного
возраста: «Есть у тебя братья?» — «Да, Артур», — отвечал мальчик. — «А у него есть брат?» — «Нет». — «А сколько у вас братьев в семье?» — «Двое» — «Ты его брат?» — «Да». — «Тогда у него есть брат?» — «Нет». Как видно из этого диалога, ребенок не может встать на другую позицию, в данном случае — принять точку зрения своего брата. Но если ту же задачу разыграть с помощью кукол, он приходит к правильным выводам. Вообще в игре коренным образом изменяет­ся позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.
В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. Этот процесс включает разные линии развития.
Компоненты речевого развития.
К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематическо­го развития. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники на­чинают осознавать особенности своего произношения. Ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные раз­личия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у дру­гих — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100
слов, в 3 года — 1000, в 5 лет — 2500-3000 слов.
В дошкольном возрасте отмечается раз­витие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. В начале эгоцентрическая речь органически вплетена в процесс практической деятельности ребенка. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует резуль­тат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению вни­мания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования.
К концу дошкольного детства этап планирования становится внутренним,
эгоцентрическая речь постепен­но исчезает и замещается внутренней речью.
В общении ребенка со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий.
У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста, появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи — монологическая речь. В монологическом высказывании ребенок передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по это­му поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми фор­мами устной речи, присущими взрослым. У него появляются раз­вернутые сообщения  монологи,рассказы.
Использование новых форм речи, переход к развернутым вы­сказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Грамматика речи
В раннем возрасте развивается грамматический  строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение сло­ва) и
синтаксического (построение фразы).
В млад­шем и среднем дошкольном возрасте с понятием «слово» дети нередко идентифи­цируют целое предложение, что свидетельствует о том, что слово для них — целая мысль. Для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении.
Следующий шаг в осознании и расчленении детьми речевого потока связан с выделением в предложении субъекта и предиката со всеми относящимися к ним словами. Например, на вопрос: «Сколько слов в предложении «Маленькая девочка ест сладкую конфету»?» — ребенок-дошкольник может ответить: «Два». Когда его просят на­звать первое слово, он произносит: «Маленькая девочка». На прось­бу назвать второе слово отвечает: «Ест сладкую конфету».
Далее дети начинают постепенно выделять остальные члены предложения и части речи, кроме союзов и предлогов, и, наконец, многие из них к концу дошкольного детства оказываются в состоя­нии выделить и назвать все части речи и члены предложения.
Ребенок 3-5 лет верно понимает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и оригинальны. Эту детскую способ­ность к самостоятельному словообразованию часто называют сло­во творчеством. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторые из них. «От мятных лепешек во рту — сквознячок». «У лысого голова — босиком». «Бабушка! ты моя лучшая любовница!» «Пойдем в этот лес заблуждаться». «Да что ты от меня все ухаживаешь?» «Смотри, как налужил дождь!» «Я уже начаёпился». «Мама сердится, но быстро удобряется». Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!» Боль­ной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!» Девочка замечает, что запонки являются исключитель­ной принадлежностью папы: «Папочка, покажи твои папонки!»
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и при­обретает большой активный словарь, позволяет ему в конце до­школьного возраста перейти к контекстной речи. Он может пе­ресказать прочитанный рассказ или сказку,описать картину, по­нятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.


туман тайны

Сообщение отредактировал elenamordant - Понедельник, 21.08.2017, 06:45
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: