Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SvetlanaAr  
Личностное развитие в раннем возрасте
elenamordantДата: Суббота, 19.08.2017, 03:59 | Сообщение # 1
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 16
Статус: Offline
Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух-трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности.
Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше. Во-первых, никакое психологическое ка­чество не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует доста­точно длительный скрытый период развития. Во-вторых, для проявления ряда личностных качеств необходимы подходящие жизненные условия. Например, судить о том, влияет
ли на личность ребенка стиль обращения с ним матери в младенчестве мы можем не тогда, когда ребенку два или три года, а только спустя много лет, когда, став взрослым, он сам обзаводится детьми и ана­логичный стиль обращения демонстрирует на своих детях. Значит, соответствующие личностные влияния имели место еще в младенчестве или раннем возрасте, но впервые проявились во внешнем поведении спустя десяток и более лет.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что процесс личностного формирования ребенка начинается в течение первого года жизни, но вначале происходит скрыто для внешнего наблюдателя.
Эмоциональная сфера.
Эмоциональность ребенка связана с процессом восприятия. Он эмоцио­нально реагирует только на то, что непосредственно восприни­мает. Ребенок остро переживает неприятную процедуру в кабинете вра­ча, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не мо­жет их сдерживать; ограничивают их только на­казания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинако­вой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выбе­рет одну, но после следующей просьбы — уйти с ней в другую комнату — снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одина­ково его притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может — он не в
состоянии принять реше­ние.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце это­го периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аф­фективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребе­нок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него не получается. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Напри­мер, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней
руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача может быть и
отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами, ревность к брату или сестре.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возмож­ности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внима­ние взрослых действует как положительное подкрепление: ребе­нок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться.
Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или но­вую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгно­венно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоциональной сферы ребенка определяет прогресс других личностно  значимых свойств - способности к общению, развитие самостоятельности и самосознания и других.
Общение
Развитие эмоциональной сферы зависит от харак­тера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хо­тя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо эмоциональ­ного тепла, ребенок ждет от взрослого участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только по­является и не становится еще полноценным. На втором году жиз­ни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери.
В возрасте около 18—20 месяцев у детей возникают первые непосред­ственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого воз­раста, дети стремятся больше играть друг с другом. На третьем году ребенок уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати.
Если маленькой ре­бенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверст­никами и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто вос­питывается  дома.  Но и «ясельные» дети не избавлены от возраст­ных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то уще­мил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок
раннего возраста, общаясь с детьми, всегда ис­ходит из своих собственных
желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен.
Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми.
Самосознание
Развитие эмоциональной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двух­летних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, — следовательно, узнавали себя.
Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице. Потом, к трем годам, появляется местоимение «я».
К трем годам у ребенка появляется и первичная самооценка  осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хоро­ший», «я хороший
и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее
рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого сло­ва). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Ребенок высоко оценивает себя независимо от того, как он реально
поступает — хорошо или плохо. Так, например, сын известного детского психолога Мухиной, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, — брал бабушкины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: «Теперь хоро­ший». Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя проговорил: «Молодец я», — а затем громко, для взрослых: «Больше не буду».
Примерно в это же время проявляется потребность в самостоя­тельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать в заявлении «я — сам», когда кто-либо из взрослых пытается им помочь, например в практической деятельности.
В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдер­живать свою агрессию, быть послушным. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удов­летворение, а при несоответствии — огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им поче­му-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.
С появлением самосознания постепенно развивается способ­ность ребенка к эмпатии  пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет от рождения детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, об­нять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Пси­хологическое состояние другого человека способны понять уже двух­летние дети.
Деловыекачества
Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специаль­но ищут или искусственно создают себе препятствия, преодолевают ими же придуманные трудности. Они взбираются на горки, когда вполне можно их обойти, на ступени лестницы, когда в этом нет необходимости, на предметы мебели, ходят туда, где путь закрыт. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о зарождении настойчивости и целеустремленности.
При переходе со второго на третий год жизни открывается воз­можность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей яв­ляется приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например, прила­гаемым усилиям.
Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылка­ми на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.
* * *
Психологические новообразования раннего возраста продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.
КРИЗИС 3 ЛЕТ
Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разру­шение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие от­ношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и
активности, требуют от близких взрослых своевременной пере­стройки. Если же
новые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явле­ния.
Психологические проявления кризиса 3 лет.
Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.
Первая из них — негативизм. Главным мо­тивом действия ребенка в этом случае становится сделать наоборот,  прямо противоположное тому, что ему сказали. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взросло­го.
Негативизм избирателен: ребенок итерирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.
На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ре­бенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется — возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и при­ятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Например, мальчик с затя­нувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося от­каза получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой — еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакав­шись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. 
Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реак­ция   ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого ре­шения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с ули­цы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым ви­дом.
В переходный период может появиться строптивость. Она на­правлена не против конкретного взрослого, а против всей сло­жившейся в раннем детстве
системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать н решать сам. В принципе, это положи­тельное явление, но во время кризиса гипертрофированная тен­денция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не а­декватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные кон­фликты со взрослыми. У некоторых детей
конфликты с родителями становятся регу­лярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.
В семье с единственным ребенком может  появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из до­ма или нет. Если в
семье несколько детей, вместо деспотиз­ма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого
отношения к дру­гим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет при­суща всем последующим переходным периодам — обесценивание. в глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, ин­тересно, дорого раньше,
3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила
поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесце­ниваются старые привязанности к вещам). Все эти явления
свидетельствуют о том, что у ребенка изме­няется отношение к другим людям и к самому себе. Он психоло­гически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эман­сипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем — в подростковом возрасте.
* * *
Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособ­ленным к самостоятельной жизни, уже во всех отношениях явля­ется человеком с явными первыми признаками индивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систе­му движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь. К возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления внут­ренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характерa, способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в лидировании. В этом возрасте заметным бывает
проявление воли некоторыми детьми.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность —предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» —центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональ­ная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.


туман тайны

Сообщение отредактировал elenamordant - Суббота, 19.08.2017, 04:30
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: