lazareva_lili | Дата: Суббота, 31.12.2016, 06:34 | Сообщение # 1 |
Графиня
Группа: Амазонки
Сообщений: 26
Статус: Offline
| Работа с Анной, выявила некоторые аспекты этой проблемы. Я просил ее высказаться овозможных гомосексуальных чувствах. Она ответила: "Как же у меня может быть подавленное желание любить женщину или желание того, чтобы меня любила женщина, когда у меня так много недоверия к женщинам и зависти к тому, как они выглядят? Я думаю, что изначально не чувствую желания, причем с женщинами еще больше, чем с мужчинами. Я чувствую, что боюсь и того, что меня не соблазнят, и того, что попытаются соблазнить. Например, когда женщина-врач прикасается ко мне, мне так комфортно, что я думаю: может быть, она понравилась бы мне, если бы любила или желала меня. Даже если я знаю, что она не захочет, потому что женщина на самом деле не может хотеть этого, или... может быть... если кто-то из них делал это, например, в лагере, это будто происходило с невинной любимой маленькой девочкой. Но стоит мне почувствовать хотя бы оттенок того, что кто-то может хотеть меня, я словно костенею от неловкости и страха. Я могу, пожалуй, представить, что хочу прикосновения груди другой женщины, но ничего больше. Мне может понравиться прикосновение другой женщины, но только если она поглаживает мне спину, например, а не прикасается к моей груди, потому что в этом случае я чувствую себя неадекватно". Смущение, о котором отчетливо говорит Анна, указывает на эмоциональное затруднение, отражающее конфликты и трудности на гетеросексуальном уровне, и дает ключ к их пониманию. Если не знать о латентной гомосексуальной тенденции у таких людей, как Анна, невозможно понять отклонения в их гетеросексуальном функционировании. На первый взгляд, Анна выглядела оживленной, яркой молодой женщиной. Ей было двадцать четыре года, она была замужем, у нее был пятилетний ребенок. Но под ее веселым, возбужденным внешним видом скрывалась маленькая девочка, очень грустная, сердитая и смущенная. Она страдала от сильной подавленности, граничащей с меланхолией. Однако эти чувства исчезали в присутствии нового мужчины. Она подметила: "Я чувствую себя изнуренной и подавленной. Я знаю, что Том не виноват. Но я знаю, что если я нахожусь в обществе какого-нибудь другого мужчины или нескольких мужчин, усталость мгновенно проходит. Я могу играть роль". В такой ситуации Анна могла быть "душой компании", выделяться среди всех других девушек. Если ей не удавалось сделать этого, она чувствовала себя подавленной, из нее словно "выпускали воздух". Когда она была девочкой, она играла роль "веселой маленькой принцессы" для отца, чтобы оживить его в состоянии уныния и обеспечить себе его покровительство. "С новым человеком приходит новое переживание, новое открытие, которое поднимает тебя, - сказала она. - Пруст говорил о каждомновом взаимоотношении: "Может быть, это ключ, который откроет дверь в золотую сокровищницу. Надежда..." Пруст был гомосексуалистом. Его слова - о надежде и провале гомосексуального образа жизни. Анна сильно откликалась на чувство сексуального желания или потребности. Это ясно видно в мазохистских фантазиях, которые она использовала для того, чтобы достичь высшей точки полового акта. В типичной фантазии ее партнер становился "мужем-любовником, который тиранит, но обожает меня. Я чрезвычайно красива, особенно мое тело. Любовник-муж желает навсегда удержать меня силой. Он возбуждает меня, затем останавливает перед завершением. Потом, когда мы вышли, он решает заняться со мной любовью прямо сейчас, иногда в наказание за мой взгляд или за что-нибудь еще, по его усмотрению. Его способность возбуждать и притягивать меня - признак мастерства". Вторая часть фантазии варьируется. Одна сцена описывалась так: "Мы были в примерочной магазина. Он решил сделать "это" там. Я наполовину раздета, на мне только накинуто что-то, комбинация, может быть... и стою спиной к зеркалу, а мои руки протянуты или спрятаны за спину. Ноги всегда немного расставлены. Иногда он приказывает кому-то раздвинуть их. В этой фантазии и в некоторых других это делает другая женщина, возможно продавщица. Затем он легко и быстро щекочет руками мои гениталии. Затем, в последний момент, он вводит пенис. Но как-то я ассоциировала проникновение пениса с идеей причинить мне боль, будто бы он был очень большой, и эту часть фантазии я использую редко". В другом варианте любовник-муж "щекочет мне грудь, часто через одежду, например через комбинацию, а затем, в момент самого сильного возбуждения, запускает руку под белье или бюстгальтер. Иногда он возбуждающе ласкает мне грудь, пока я сама не обнажу ее". Многие элементы этой фантазии указывают на личностные проблемы Анны. Во-первых, налицо явный эксгибиционизм. Начало терапии совпало с обучением Анны актерскому мастерству. Она говорила, что на сцене, играя спектакль, она оживает. Во-вторых, значительная часть ее возбуждения возникала при условии мужского желания и страсти. Она была лакомым кусочком, который мужчина с удовольствием проглотил бы. Чужая природа ее переживания придавала ему гомосексуальный оттенок. В-третьих, присутствовал страх пениса. Поскольку в фантазии пенис обычно подчинялся рукам, и его роль сводилась к тому, что он только демонстрировался, и поскольку ее фантазия не всегда заканчивалась коитусом, она вполне могла дублировать гомосексуальное переживание. Учитывая те чувства, которые возникали у Анны в ответ на прикосновения другой женщины к ее груди, ее фантазии лучше понятны с точки зрения гомосексуальности. Любовник-муж, который щекочет ей грудь и возбуждает ее, пока она произвольно не обнажит ее - это женская фигура, которая не может быть никем иным, кроме матери. Такой вывод можно сделать, потому что каждое гомосексуальное взаимодействие находится на одном и том же уровне, где повторяется инфантильное переживание, связанное с матерью. Анна идентифицирована с этой матерью-любовницей и черпает возбуждение из удовольствия, которое мать-любовница получает, лаская ее грудь. Это отождествление дает представление о ролях, которые можно поменять местами. Анна одновременно является и матерью, чьи груди ласкают, и ребенком, который любит ласкать материнскую грудь. Другими словами, эта фантазия выражает подавленное инфантильное влечение к материнской груди. Эту интерпретацию легче принять, если знать о гомосексуальной тревожности Анны. Может показаться, что другие части фантазии ориентированы гетеросексуально. Однако это заключение не умещается в рамках оральной характерной структуры. Отношения Анны с любовником-мужем, представленные в ее фантазии, изображают переживание детско-материнского взаимодействия. Ее пассивность выражает беспомощность ребенка. Сила и контроль, который Анна отдает мужчине, изначально относится к матери. Пенис означает грудь, а сама Анна - это ребенок, которого дразнит и использует мать-муж. В каждом рассматриваемом нами случае фигурирует эксплуатация ребенка матерью для ее (матери) собственного сексуального удовольствия. В реальной жизни Анна функционирует как взрослая женщина, но ее жизнь в фантазиях и ее страх гомосексуальности отчетливо проявляются страстным стремлением неудовлетворенного ребенка. Разлом в личности Анны отражает диссоциация ее тела. Она не чувствует своего тела, что характерно для шизоидной личности, а ее личность, помимо этого, содержит значительный оральный компонент, который проступает в выразительности и живости ее лица и рта. Анна колеблется между шизоидным уходом и оральным стремлением. Если попытка получить удовольствие и возбуждение не встречает отклика, женщина уходит в депрессию и "небытие". Она начала понимать свои настроения, когда стала лучше ощущать себя как личность. Она сказала: "Раньше я пользовалась чувством "небытия", когда у меня не было контакта с другим телом. Я пользовалась тем, что лежу в контакте с мужем. Теперь я перестала чувствовать, что не существую. Если мне грустно или я не в контакте с собой, мне хочется прикоснуться к Тому. Но теперь я могу побольше думать и о себе самой, о том, что я могу сделать. Это лучше, чем чувствовать себя оставленной в одиночестве. Я теперь могу справиться с этим чувством". Анна скрыла ярость, вызванную отсутствием завершенности своего существования, которая всегда была направлена на мать-мужа-любовника, если эта фигура не могла удовлетворить ее. То, как она описывает это, почти пугает: "Другой ночью, когда Тому не удалось сохранить эрекцию, я почувствовала себя так, будто превратилась в пантеру. Это было похоже на фильмы, где видишь человека-оборотня. Я чувствовала, как мои руки становятся когтями, и я хочу рвать его этими когтями. Я действительно расцарапала ему спину. Я чувствовала, себя дьяволом и была полна сил". В каждом человеке есть латентная жестокость, связанная с депривацией. Анна была голодным ребенком, она голодала по любви, и ее фантазия выходила за рамки ее понимания. Если в фантазиях появлялся мотив каннибализма, как мы увидим ниже, то он всего лишь отражал страстное стремление ребенка к полной груди и к полному животу. Однажды она рассказала: "Пока я мастурбировала, у меня возникла ужасная фантазия. Я чувствовала, что мои ноги стали огромными и выросли надо мной, как ноги чудовищного насекомого. Вагина превратилась в ловушку, в которую я хотела засосать мужчину, чтобы уничтожить его. Если он попадал туда, то пропадал, я пожирала его". Едва ли можно более ясно выразить перемещение рта в вагину. Если иметь в виду, что у женщины может возникнуть такая фантазия, то нет ничего удивительного в том, что некоторые мужчины боятся вагины. Но мужчина уязвим только из-за собственной тревожности. Его генитальный орган не так-то легко разрушить. Анна могла бояться только такого мужчины, у которого уже установился страх того, что его кастрирует женщина. Несмотря на сильные гомосексуальные чувства, Анна удерживала гетеросексуальную ориентацию, потому что она играла важную роль в ее жизни - позитивный отклик отца на ее женственность. Это позволяло ей переносить оральные чувства с матери на отца, последовательно вовлекая мужчину во все ее проблемы. Это давало ей положительный образ себя как сексуально привлекательной женщины, к которому она отчаянно стремилась. Когда Анна, благодаря терапии, стала лучше сознавать себя, использование фантазий во время сексуального акта заставило ее чувствовать себя виноватой. Так, она сказала: "Я на самом деле не вовлекалась в занятие любовью и поэтому никогда не могла выразить свою любовь и влечение к нему". Большая часть фантазий была необходима, чтобы интенсифицировать чувства, но они же ограничивали ее отклик. "Если Том продвигался слишком быстро, я полностью уходила, будто я не могу принять собственных чувств. Я должна была контролировать мое представление целиком: это я или мое тело, а не Том, решает, когда я позволю себе отпуститься". Проблема Анны была настолько сфокусирована на мужчине, что возникал вопрос, не является ли ее гетеросексуальность защитным маневром. Вывод о том, что она не способна идентифицироваться с матерью, можно было сделать на основе неудовлетворенности собственной ролью матери и домохозяйки. Страх и недоверие к женщинам представляли собой проекцию ее собственных орально-гомосексуальных импульсов. Анна приняла себя как женщину, когда поняла, что "разыгрывает" перед своими детьми то отвержение, которое чувствовала со стороны своей матери. Интегрировав в свою личность то, что она функционирует в качестве матери, Анна смогла отойти от инфантильной позиции сексуального объекта и голодного ребенка. Гомосексуальность игетеросексуальность можно поместить на противоположные концы шкалы, содержащей целый спектр оттенков. Это не категории и не лимиты. Не существует стопроцентных гетеросексуалов и стопроцентных гомосексуалов. Если в каждом человеке скрыта гомосексуальность, как утверждает Каприо, то у каждого гомосексуалиста должна присутствовать латентная гетеросексуальная тенденция. Оргастическая потенция (способность испытывать полноценный оргазм) - особая ценность, которая отличает гетеросексуала от гомосексуала. Чем эта способность больше, тем больше человек склонен к гетеросексуальному паттерну, и чем она меньше, тем сильнее человек проявляет гомосексуальные тенденции. Личностную структуру можно ранжировать по шкале потенции, на одном конце которой находится гомосексуальность, на другом - гетеросексуальность, а бисексуальное поведение и латентные гомосексуальные влечения находятся посередине. Это полезное рабочее понятие, поскольку оно позволяет отнести людей к одному или другому классу. Люди не бывают гетеросексуальными и гомосексуальными, оргастическая потенция каждого человека индивидуальна и ассоциирована с соответствующей степенью невротичности.
Сообщение отредактировал lazareva_lili - Суббота, 31.12.2016, 06:45 |
|
| |