Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Мини-чат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Luchistaya  
Теория коррупции
irina_uuuДата: Воскресенье, 06.11.2016, 07:31 | Сообщение # 1
Маркиза
Группа: Амазонки
Сообщений: 45
Статус: Offline
1.1. Понятие коррупции, крупная и мелкая коррупция
Коррупция – комплексное и многогранное явление, более сложное, чем те упрощенные шаблонные представления о коррупции, которые циркулируют в прессе и которые нашли отражение в большинстве существующих определений коррупции.  «Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков,выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами». Данное определение применимо к государствам с хорошо развитой правовой системой, где всем понятно, что есть законное обогащение, и что – незаконное.
Но для государств с неудовлетворительной правовой системой, каковых сегодня в мире – большинство, это определение не годится, поскольку чиновники там воруют вполне законно, никакой закон им этого не запрещает. Вместе с тем, именно в таких государствах мы видим наиболее вопиющие примеры коррупции.
Например,нередки случаи, когда член правительства или глава местной администрации является еще и предпринимателем или владельцем бизнеса (которым формально может владеть не он сам, а, например, его жена или близкие родственники). И если закон этого не запрещает, то он вполне легально предоставляет услуги сам себе – то есть, как предприниматель он предоставляет услуги себе как члену правительства или главе администрации. И, разумеется, хорошо на этом зарабатывает – обычно в таких случаях речь идет об умопомрачительных расценках за выполненные работы и больших суммах, перетекающих из бюджета в карман чиновника-бизнесмена.
По существу – это вопиющий пример коррупции и воровства государственных
средств. Так, в соответствии с современными западными подходами даже тот факт, что чиновник владеет акциями компании, оказывающей услуги городу или отрасли, в которой трудится чиновник, указывает на возможное наличие коррупции. Не попадает под приведенное выше определение коррупции и чиновничий произвол. А между тем эти явления теснейшим образом связаны друг с другом. российские СМИ пестрят репортажами и жалобами предпринимателей и граждан на произвол властей. Например, в августе 2011 г. было опубликовано открытое письмо президенту Медведеву от граждан, пострадавших от чиновничьего произвола во Владивостоке, в котором приведены вопиющие случаи произвола со стороны мэрии,  правоохранительных и судебных органов Владивостока. И хотя в данном материале нет фактов, подтверждающих факт хищения или незаконного обогащения чиновников, но целью чиновничьего произвола, судя по
всему, являлся захват местного предприятия (ОАО «Сельхозрынок»). А, например, целью чиновничьего произвола в Россельхознадзоре, согласно обнародованному в марте 2011 г. заключению Счетной палаты, являлось отсечение производителей от участия в торгах, с тем чтобы «свои» производители смогли реализовать продукцию государству по сильно завышенным ценам.
И почти во всех других случаях чиновничий произвол направлен либо на вымогательство взяток, либо на захват чужого имущества, либо на извлечение иных личных интересов чиновников и связанных с ними лиц, чему можно привести множество примеров. Поэтому чиновничий произвол также следует однозначно рассматривать как коррупцию.
Часто в качестве мерила уровня коррупции используют взяточничество, которое упомянуто и в приведенном выше определении. Мелкие «подарки» или взятки продавцам, сантехникам, снабженцам. являлись характерной чертой жизни советских людей и функционирования советских предприятий. В целом размеры мелкого взяточничества в советское время были больше, чем в современной России, а уровень коррупции в СССР был несомненно ниже, чем сегодня в России. Данные примеры показывают, что взяточничество, особенно мелкое, нельзя использовать для измерения уровня  коррупции.
Таким образом, существующие определения коррупции как незаконное обогащение и взяточничество слишком узко рассматривают данное явление, оставляя в стороне законное (но несправедливое) обогащение чиновников, чиновничий произвол и другие примеры коррупции; кроме того, они придают слишком большое значение взяточничеству, которое может служить лишь косвенным признаком коррупции и в ряде случаев может объясняться не столько коррупцией, сколько национальными особенностями или особенностями социального устройства.
Комплексность и многогранность коррупции как явления состоит еще и в том, что в действительности речь идет не об одном, а по существу о двух разных явлениях – крупной коррупции и мелкой коррупции, между которыми нет строгой взаимозависимости. Именно к такому выводу приводит изучение истории коррупции.  Без подарка или взятки нельзя было достать дефицитный товар - а большинство товаров были дефицитными. Поэтому все предприятия держали снабженцев, которые постоянно давали мелкие взятки чиновникам за право получить для предприятия те или иные товары или ресурсы. Можно сказать, что дача мелких взяток или «подарков» была неотъемлемой частью работы снабженцев. И даже простые граждане были вынуждены постоянно давать мелкие подарки или взятки: то продавцу или директору магазина за дефицитный товар, то главврачу клиники за квалифицированное лечение, то бутылку водки сантехнику за качественный ремонт, и даже швейцару или метрдотелю за право попасть в ресторан.
А крупной коррупции при всем при этом было очень мало. Например, в самом громком «коррупционном деле» брежневской эпохи – деле Щелокова – вся вина брежневского министра внутренних дел состояла в том, что он перевез с государственной дачи на свою квартиру ковры и повесил у себя дома картины, позаимствованные в хранилище министерства.То есть, по нынешним меркам, сделанное им и воровством-то нельзя назвать – так, легкое нарушение должностных инструкций.
Зато в современной России бывали случаи, когда мэры городов владели чуть ли не половиной недвижимости в подведомственном им городе, а министры – чуть ли не половиной предприятий подведомственной им отрасли. И в соответствии с мировыми рейтингами коррупции Россия сегодня находится среди самых коррумпированных стран Африки, Азии и Латинской Америки – в отличие от СССР брежневской эпохи, который не считался страной с высокой коррупцией. Следовательно, мелкая коррупция и мелкое взяточничество
очень слабо связаны с общим уровнем коррупции в стране и государстве, все дело в крупной коррупции.
Таким образом, из изучения истории коррупции вытекают два важных вывода, касающихся понятия коррупции. Первый вывод состоит в том, что коррупция как явление намного шире и многограннее, чем те упрощенные шаблонные представления о коррупции, которые существуют в массовом сознании и которые нашли отражение в большинстве существующих определений коррупции. Второй вывод состоит в том, что уровень коррупции в государстве зависит в основном от крупной коррупции и мало зависит от мелкой коррупции. Исходя из этих выводов настоящая работа посвящена в основном проблеме крупной коррупции.
Для данного явления было сформулировано следующее определение: крупная коррупция – это продажа или игнорирование интересов общества чиновниками и руководителями государства в угоду интересам отдельных лиц или иностранных государств. Как видим,это определение рассматривает явление коррупции намного шире, чем просто незаконное обогащение и взяточничество и включает любые виды обогащения чиновников, идущие вразрез с интересами общества, а также включает чиновничий произвол и вообще любую деятельность, противоречащую общественным интересам.
Это определение соответствует тому пониманию власти, которое сложилось в
демократических государствах: власть нанята обществом, то есть живущими на данной территории людьми, для защиты их интересов, и любую деятельность этой власти, расходящуюся с интересами этих
людей, следует рассматривать как коррупцию власти
.
Следует уточнить, что данном случае (в случае с крупной коррупцией) речь не идет о мелких чиновниках и государственных служащих (инспекторах дорожно-патрульной службы, врачах.): не они решают, будет ли политика властей соответствовать интересам населения, да и у них при всем желании нет возможности воровать по-крупному. Такие решения принимают и такие возможности имеют лишь крупные чиновники и руководители государства и правительства. Поэтому задача борьбы с крупной коррупцией, и следовательно, вообще с коррупцией как с серьезным явлением,
угрожающим существованию государства, в значительной мере сводится к задаче формирования честной и неподкупной верхушки чиновничества, руководствующейся не своими личными интересами, а благом государства и общества
. С точки зрения теории классов эта задача формулируется еще короче: задача борьбы с коррупцией сводится к предотвращению трансформации правящей верхушки в олигархию – в группу лиц, интересы которой не соответствуют или противоречат интересам большинства
населения страны.
1.2. Формы организации крупной коррупции
В отличие от мелкой коррупции, которая всегда ранее и сейчас была уделом
одиночек, крупная коррупция, как правило, неразрывно связана с деятельностью коррумпированных групп. Если крупное хищение организует чиновник, то он обязательно в орбиту своей деятельности втягивает других чиновников, включая своих подчиненных, чиновников из параллельных структур, а также представителей правоохранительных органов. Участие в хищении коррумпированной группы, а не одного человека, повышает вероятность того, что такое хищение останется безнаказанным. И даже если его заметят и организуют проверку или следствие, то участие в нем группы чиновников будет способствовать тому, что следствие закончится ничем – ему либо не дадут нормально работать, либо окажут давление, с тем чтобы его закрыли.
Особое место среди коррумпированных групп занимают коррумпированные олигархические группы. Коррумпированная олигархическая группа (КОГ) –это группа коррумпированных чиновников и политиков, объединившихся в целях
захвата власти над государством или над одним из его отраслевых или
территориальных органов управления. Как правило, эти цели осуществляются посредством постепенного выдавливания или устранения чиновников и политиков, не входящих в КОГ, но в некоторых случаях они могут достигаться и посредством государственного переворота. Нередко лидер или начальник КОГ имеет международных спонсоров, которые обеспечивают ему влияние и поддержку, в обмен на которые он выполняет их указания.
Большинство людей, входящих в коррумпированную олигархическую группу (КОГ), как правило, вовсе не являются чьими-то специально подготовленными агентами («крысами» или «кротами»). Они подбираются по определенным принципам, главный из которых – использование их слабостей. Помимо этого, могут быть и дополнительные условия для вхождения в КОГ – например, членство в тайной (масонской) организации или принадлежность к национальному или сексуальному меньшинству или наличие «компромата» на данное лицо – что служит гарантией преданности члена группы.
Как правило, конечной целью членов КОГ является захват власти в государстве или в каком-то регионе (отрасли хозяйства) страны посредством постепенного
выдавливания или устранения всех государственных деятелей, не входящих в КОГ, или посредством государственного переворота. Что большинство членов КОГ может не знать – это то, что почти всегда их лидер или начальник имеет международных спонсоров, которые и обеспечивают ему влияние и поддержку. Взамен он выполняет указания последних и дает соответствующие приказы остальным членам КОГ.
Имеется много примеров коррумпированных олигархических групп и в истории, и в современном мире. Все так называемые марионеточные режимы, сформированные иностранными государствами на захваченной ими территории, а также большинство других несамостоятельных правительств, формируемых из-за рубежа, представляют собой примеры таких групп.
Формирование коррумпированных групп часто происходит на основе принципа вхождения в тайное общество, например, в масонскую ложу, либо  принадлежности к национальному или сексуальному меньшинству. Как пишет Баландин, «вряд ли можно оспорить мнение о том, что масоны организовали заговор против Николая II, были активными участниками    событий, происходивших в феврале-марте и составили основное ядро Временного правительства». К подобному же выводу пришел и Кожинов, который писал, что перебои с продовольственным снабжением в крупных городах накануне февраля 1917 г. были, скорее всего, организованы «переворотчиками», планировавшими свержение Николая II, ведущую роль среди которых играли масоны.
Можно привести и другие примеры аналогичных запретов, свидетельствующие о том, что в существовании тайных обществ государство нередко видело угрозу своему собственному  существованию.
То же касается национальных и сексуальных меньшинств – принадлежность к ним также нередко используется для формирования коррумпированных групп. Так, в истории Западной Европы в прошлом было много примеров гонений и преследований национальных, религиозных и сексуальных меньшинств. Причем, все эти случаи совпадали с периодами острого социального и экономического кризиса. Наибольшего размаха гонения в отношении национальных и религиозных меньшинств в Западной Европе достигли в XIV-XVII вв., что совпало с эпохой перманентного кризиса, упадка и деградации (демографической, экономической и социальной), поразившей
большинство этих стран. Например, из Испании в течение XV-XVII вв. изгнали всех иудеев и мусульман. Евреев в указанные столетия изгоняли также из Англии, Франции, Германии, и не только изгоняли всех поголовно, но и истребляли. По данным Еврейской энциклопедии, в XVI в. в Западной Европе было убито порядка 40% (!) всех живших в то время в мире евреев (380 тысяч человек из примерно 1 миллиона).
Любопытно, что гонения против национальных и религиозных меньшинств встречали поддержку и одобрение со стороны большинства населения соответствующих стран, более того, они были инициированы самим населением. Так, инквизиция была учреждена в Испании в конце XV в. в целях выявления тайных иудеев, которые в период начавшихся гонений на них в Испании приняли христианство, но остались скрытыми иудеями («конверсос»). Но, как указывает историк Тоби Грин, учреждению инквизиции, в свою очередь, предшествовала настоящая гражданская война, развернувшаяся между населением Испании и «конверсос». В течение 30 лет, предшествовавших введению инквизиции, пишет историк, продолжалось постоянное насилие над «конверсос», которых называли «кровопийцами-финансистами» и обвиняли в преступлениях против населения, а также в коррупции – в сговоре с городскими властями. Поэтому мотивом обращения в 1478 г. короля Арагона Фердинанда и королевы Испании Изабеллы к римскому папе с просьбой ввести инквизицию было желание найти выход из этих социальных неурядиц. На эту цель введения инквизиции указывал и папа Сикст IV, который в своей булле об учреждении инквизиции писал: «Из-за преступлений этих людей [«конверсос»] и терпимости Святого престола, проявленной по отношению к ним, ваши королевства поражены гражданской войной, убийствами и бесчисленными болезнями».
Такие же события развернулись в это время и в Португалии. Введению инквизиции в Португалии в XVI веке предшествовали несколько десятилетий спонтанных восстаний против «конверсос». Их, в частности, обвиняли в организации мора, который повторялся в Португалии ежегодно в течение нескольких десятилетий, и в других преступлениях. Некоторые восстания принимали форму аутодафе – население Португалии подражало испанской инквизиции и по собственной инициативе сжигало «конверсос» на кострах, хотя официально никакой инквизиции в Португалии еще не было. Известно, что и в других странах Западной Европы в тот период массовые убийства
евреев и других представителей национальных меньшинств (цыган, мавров и др.) во многих случаях носили стихийный характер и не были акцией, организованной и спланированной правительствами этих стран. Показателен также, например, тот факт, что решение об изгнании из Испании всех морисков (мавров-мусульман) в 1609 г. население страны встретило с ликованием: согласно испанскому летописцу, «послушать заявление об этом пришли такие толпы простых людей, что они сбивали с ног друг друга под общие аплодисменты. Царило ощущение счастья».
Это массовое социальное явление в истории Западной Европы должно иметь свое объяснение. И объяснение состоит в том, что национальные и религиозные меньшинства использовались олигархией и коррумпированными группами. Не случайно мы видим тот же набор обвинений, выдвигавшихся в адрес «конверсос» в Испании и Португалии, который обычно выдвигался в адрес олигархии и коррумпированных групп – коррупция (слияние с городскими властями), финансовые и торговые спекуляции, приводящие к голоду и другим бедствиям населения, предательство соглашения с врагом) во время войны. Поэтому массовые гонения на национальные и религиозные меньшинства, имевшие место в указанный период почти во всех странах Западной Европы, равно как и распространение инквизиции, представляются отнюдь не случайными явлениями. По существу это были средневековые методы борьбы с коррупцией и с коррумпированными  группами, формировавшимися повсеместно на базе национальных и религиозных меньшинств.
Параллельно этим гонениям на национальные меньшинства в странах Западной Европы происходило формирование национальных государств, и выработался принцип, который до последнего времени являлся нормой: чиновниками могли быть только представители коренной нации данного государства: в Германии – немцы, во Франции – французы, в Испании – испанцы. Так, например, в Испании уже с середины XV в. в столице государства Толедо, а к середине XVI в. – повсеместно на территории страны было введено требование, в соответствии с которым каждое лицо, претендовавшее на государственную должность, должно было доказать «чистоту крови» - то есть свою принадлежность именно испанской национальности; для «конверсос» и иных национальных меньшинств занятие государственных должностей в
Испании с этого момента стало невозможным. В начале XVII века подобная практика (доказательства «чистоты крови») была введена и в Португалии. Нечто подобное происходило и в других странах Западной Европы.
Указанная практика, хотя и в неформальном виде, сохранилась в западноевропейских странах вплоть до конца XX века. Только в XXI в. положение начало меняться, и то не везде. Так, в Германии турки сегодня составляют уже почти 10% населения, но среди чиновников пока нет представителей турецкой диаспоры: все чиновники – исключительно немцы. Данная практика представляет собой не что иное, как выработанный столетиями метод борьбы с коррумпированными этническими группами.
Даже в США в течение первых полутора столетий существования этого молодого государства существовала похожая практика. Так, уже через несколько лет после создания Соединенных Штатов, в 1798 г., там была принята серия Законов об иностранцах и подстрекательстве к мятежу, по которым к «иностранцам» была причислена значительная часть людей, проживавших в то время в Америке. По существу, вплоть до второй половины XX века все жители США, не являвшиеся урожденными англосаксами протестантского вероисповедания, считались своего рода «иностранцами» и не могли занимать государственные должности.
Таким образом, история свидетельствует о том, что существование сообществ: тайных, национальных, религиозных, сексуальных, - является питательной средой для коррупции и для формирования коррумпированных групп. И страны, имеющие длительный опыт развития в рамках рыночной экономики - капитализма (который в Западной Европе существует, начиная с XII-XIII вв.), выработали множество приемов, разной степени эффективности и приемлемости в современных условиях, для борьбы с этим явлением.
1.3. Факторы, усиливающие коррупцию
Как показывает исторический анализ, уровень коррупции в стране сильно зависит от сложившейся в ней социально-экономической системы. В развитых цивилизациях существуют два типа систем: рыночные(капиталистические) системы и не рыночные системы, к которым можно отнести социализм и режим восточной деспотии. Кроме того, не рыночными системами являются классический феодализм и общинный социализм, характерные для цивилизаций на ранних стадиях их развития. В нерыночных(некапиталистических) системах уровень коррупции, как правило, ниже, чем в рыночных (капиталистических) системах.
Данный феномен объясняется довольно просто. Коррупция – явление, самым непосредственным образом связанное с товарно-денежными отношениями. Неразвитость товарно-денежных (рыночных) отношений сильно подрывает стимулы к коррупции, поскольку украденное очень сложно или невозможно воплотить в соответствующем эквиваленте материальных благ. Например, советский чиновник Корейко в романе Ильфа и Петрова «Золотой
теленок» украл и заработал на финансовых махинациях в эпоху НЭПа несколько миллионов, но как только эта эпоха закончилась, и рыночные отношения были свернуты, то оказалось, что владение этими миллионами ничего не принесло их владельцу, который вынужден работать скромным бухгалтером и жить на свою зарплату, поместив чемодан с миллионами в камеру хранения. Да и Остап Бендер в том же романе осознал бессмысленность владения миллионом в условиях не рыночной (некапиталистической) экономики и принял решение удрать с ним за границу.
Россия в течение многих столетий (с XIII по XVIII вв.) жила в условиях неразвитости рыночных отношений. И потому коррупция в стране сдерживалась самой этой неразвитостью. Это во многом объясняет тот факт, что в России в течение этих столетий не выработались механизмы борьбы с коррупцией: коррупция как явление вплоть до XIX века не воспринималась слишком серьезно, так как не имела серьезных последствий. В отличие от России Западная Европа, начиная с XII-XIII вв. и вплоть до настоящего времени жила в условиях рыночной экономики (капитализма)  и была вынуждена находить способы борьбы с коррупцией, представлявшей серьезную угрозу самому существованию государства и общества.
Помимо внутренних факторов, усиливающих или ослабляющих коррупцию, существуют и внешние факторы, к которым можно отнести глобализацию (свободную внешнюю торговлю), иностранную военную интервенцию и подкуп чиновников и руководителей государства иностранными спонсорами.
Глобализация – свободная внешняя торговля. Рассматривая историю развития капитализма в ЗападнойЕвропе с XII по XIX вв., известный историк-мыслитель Валлерстайн писал, что, в отличие от протекционизма, играющего важную роль в достижении государством долгосрочных преимуществ,  свободная торговля служит «максимизации краткосрочной прибыли классом торговцев и финансистов», то есть классом олигархии. Эпохи глобализации – резкого увеличения международной торговли, которые периодически возникали в истории Европы, Средиземноморья и всего мира, всегда сопровождались ростом товарной и финансовой спекуляции , что
являлось причиной быстрого роста могущества и влияния олигархии. Кроме того, на первом этапе они сопровождались инфляцией, обесценением сбережений, в т.ч. в золоте и серебре, и резким увеличением товарного разнообразия и изобилия в связи с наплывом импортных товаров и изделий. Все эти явления: рост возможностей спекулятивного обогащения, обесценение ранее сделанных сбережений, товарное изобилие, - во все эпохи выступали катализатором коррупции среди чиновников, которые, не выдержав возникших соблазнов, «пускались во все тяжкие». Кроме того, олигархия, обогатившаяся на спекуляциях, начинала активно внедряться во власть, становясь крупными чиновниками. Все это приводило к резкому увеличению коррупции  государства.
Этому можно привести множество примеров. Одним из них является резкое усиление коррупции в СССР-России в эпоху Горбачева-Ельцина по сравнению с предшествующей эпохой, что является общепризнанным фактом. Одной из главных причин такого роста коррупции был не только начавшийся переход от не рыночной системы (социализма) к рыночной (капитализму), но и отмена в конце 1980-х гг. внешнеторговой монополии государства и предоставление предприятиям и фирмам свободы внешнеторговой деятельности, без введения какой-либо адекватной системы таможенных пошлин, которые могли бы остановить лавину начавшейся спекуляции.
Из СССР в то время на экспорт хлынул поток товаров (сырье, потребительские товары, продовольствие), предлагавшихся исключительно дешево ввиду большой разницы между ценами внешнего и внутреннего рынка, что буквально опустошило последний.
«Многие товары, - пишет С.Г.Кара-Мурза, - при спекуляции давали выручку 50
долларов на 1 рубль затрат и покупались у предприятия «на корню». Некоторые изделия (алюминиевая посуда) превращались в удобный для перевозки лом и продавались как материал. По оценкам экспертов, в 1990 г. была вывезена 1/3 потребительских товаров. Вот пример: зимой 1991 г. к премьер-министру Павлову обратилось правительство Турции с просьбой организовать по всей территории Турции сеть станций технического обслуживания советских телевизоров, которых имелось уже более миллиона. По официальным данным, из СССР в Турцию не было продано ни одного телевизора». В результате в 1990-1991 гг. потребительские товары буквально «смыло» с прилавков магазинов. Это было следствием внезапно введенной «открытости» экономики, которая до этого в течение 70 лет оставалась абсолютно закрытой.
Все эти негативные последствия государство могло относительно легко прекратить, введя высокие пошлины на ввоз и вывоз товаров и строгий таможенный контроль (как это было сделано, например, в Китае, начавшем рыночные реформы чуть ранее, чем СССР). Тогда бы львиная часть спекулятивной прибыли поступала в госбюджет, а не в карманы предприимчивых дельцов и чиновников, и в бюджете не образовалась бы
огромная «дыра». Да и не было бы в таком случае резкого вывоза сырья и потребительских товаров за границу – ведь именно их дешевизна и отсутствие пошлин и создавали к этому такие огромные стимулы. Но ничего этого сделано не было.
Пострадало в конечном счете население. В результате спекуляции и коррупции образовался огромный дефицит бюджета, что привело к гиперинфляции и обесценению сбережений населения. Сумма вкладов населения в сберкассах на начало 1992 г. составляла 372 млрд. руб., что по расчетам С.Г.Кара-Мурзы составляло 500 миллиардов долларов в ценах 2001 года. В течение 1992 года, после начавшейся либерализации цен, инфляция в России составила 2600%, что привело к полному обесценению вкладов населения.
Фактически эти средства населения, равно как и львиная часть доходов госбюджета страны в этот период, были присвоены спекулянтами, торговцами и чиновниками – ведь в экономике, как и в физике, ничто никуда просто так не исчезает, и ниоткуда не появляется. Если бы правительство Горбачева, начав рыночные реформы, своевременно позаботилось о мерах предотвращения тотальной спекуляции и о борьбе с коррупцией, то эти потери для населения и госбюджета могли бы быть на порядок меньше.
Иностранные военные интервенции почти всегда, с древнейших времен и до настоящего времени приводили к росту коррупции на завоеванных территориях, которую инициировали сами завоеватели. Так, англичане после завоевания Китая в ходе опиумных войн 1830-х – 1840-х гг. наводнили его опиумом, который специально выращивали для китайцев в соседней
Индии. Если до прихода англичан в Китае практически не было наркоманов,
наркотики были под строжайшим запретом, то уже к 1842 г. число наркоманов в стране составляло 2 миллиона человек из 450-миллионного населения. А к 1881 году население Китая сократилось до 369 миллионов человек, из них 120 миллионов (каждый третий!) были наркоманами. Что может быть худшим проявлением коррупции власти, чем насаждение среди своих подданных поголовной наркомании? Не лучше обстояло дело и в странах, ставших в конце XX – начале XXI вв. жертвами военной интервенции США. В Ираке за период американской оккупации (2003-2011 гг.) погибло, по оценкам, порядка 500 тысяч иракцев – в основном мирных жителей страны. А результаты американской оккупации Афганистана в начале XXI века очень похожи на результаты британской оккупации Китая в XIX веке:
Как пишет политолог Грачева, «до американского вторжения правительство талибов совместно с ООН в течение 2000-2001 годов успешно осуществляло программу по уничтожению наркотиков. В результате производство опиума было сокращено на 94% и упало до 185 тонн. В условиях военного присутствия США, с октября 2001 года начался стремительный рост производства наркотиков. По данным ООН с 2001 по 2006 год, то есть за пять лет, этот рост составил 3200%! … В 2006 году культивируемые площади достигли 165000 гектаров. В 2001-м, на момент вторжения, они составляли 7706 гектаров… Эксперты ООН сообщают, что доля опиума составляет 52% от ВВП Афганистана. Это получило название наркоэкономики. Афганистан уже
причисляют к новому типу государств – нарко государствам. Можно сказать, что именно США породили этот специфический вид псевдо государства».
Впрочем, иностранные интервенции всегда способствовали усилению коррупции не только на завоеванных территориях, но и среди самих завоевателей. Так, колониальные завоевания Великобритании привели к появлению английских набобов – лиц, неслыханно разбогатевших на ограблении британских колоний и, как правило, не обладавших высокими моральными качествами. Обогатившись в колониях, набобы возвращались в Англию и стремились войти в сливки английского общества и его
политическую элиту. Они покупали себе членство в британском парламенте и при помощи денег пробивались на самый верх британской политической системы, способствуя ее деградации. Можно сказать, что набобы импортировали в Англию коррупцию из ее собственных колоний.
Нечто похожее происходит и в современных США. Так, правительство Джорджа Буша-младшего (2001-2009 гг.), осуществившее интервенции в Афганистан и Ирак, погрязло в коррупционных скандалах и вызывало негодование американцев, обвинявших правительство Буша в коррупции и предательстве интересов своей собственной страны.
Подкуп чиновников и руководителей государства иностранными спонсорами.Примером такого подкупа могут служить «цветные революции», прокатившиеся по всему миру в 1990-е - 2000-е годы (Болгария, Молдавия, Сербия, Сирия, Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия.) и закончившиеся в ряде стран свержением правительств. Факт активного участия США
и американских спонсоров в организации «цветных революций» не отрицается
официальным американским истэблишментом. Например, официозный американский политолог. Фукуяма признает важную роль «внешней поддержки» в «цветных революциях» в Сербии в 2000 г. (свержение президента Милошевича), в Грузии в 2003 г. (свержение президента Шеварднадзе) и на Украине в 2004-2005 гг. отстранение от власти вновь избранного президентом Януковича). По его словам, при помощи финансирования и технического содействия со стороны различных
западных агентств по «продвижению демократии» в этих странах были организованы массовые демонстрации протеста и акции неповиновения властям, выпуск массовым тиражом «независимых» печатных изданий с критикой существующего правительства, организован международный мониторинг выборов, признавший фальсификацию прежних
выборов и незаконность нынешней власти.  Он признает и то, что, по его словам,«Соединенные Штаты и другие иностранные государства фактически нарушили суверенитет Сербии, Грузии и Украины, когда они поддержали демократические движения там посредством обучения, финансирования и поддержки во время выборов».
Как показывают вышеприведенные и другие имеющиеся исторические примеры, общей закономерностью является то, что международная коррупция всегда в истории в наибольшей мере исходила из основного центра глобальной экономики, который также автоматически становился основным
центром глобальной политики и глобальной коррупции. В античности таким полюсом одно полярного мира и центром распространения коррупции была Римская империя, в Новой истории эта роль в основном перешла к Великобритании, в Новейшей – к США.
Во все исторические эпохи внешняя коррупция играла очень большую роль в распространении коррупции, и этой проблеме придавалось большое значение. Так, первый президент США Джордж Вашингтон (1789-1797) в прощальном послании нации в конце своего президентства предостерег американцев от «зарубежного влияния и коррупции», в результате которого «политика и воля одной страны оказываются подчиненными политике и воле другой… Свободному народу следует быть постоянно настороже ввиду опасности коварных уловок иностранного влияния (заклинаю верить мне, сограждане), поскольку история и опыт свидетельствует, что иностранное влияние является одним из злейших врагов республиканского правительства».


"To change myself, I'd rather die!"

Сообщение отредактировал irina_uuu - Воскресенье, 06.11.2016, 07:57
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: