IraSok | Дата: Четверг, 09.11.2017, 06:54 | Сообщение # 1 |
Виконтесса
Группа: Амазонки
Сообщений: 15
Статус: Offline
| Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, не осознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, которое пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству. Выделяют четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание (инкубация), озарение, проверка (верификация). На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются и проверяются различные версии относительно стратегии и тактики ее решения. Все это, по мысли Уоллеса, проделывается на основе уже имеющихся знаний и с использованием знакомых приемов, успешно применявшихся ранее в похожих ситуациях. Если в результате этого находится требуемое решение, то такая задача, равно как и процесс ее решения, не считаются, по мнению Уоллеса, творческими, так как представляют собой модификацию уже известного материала и способов оперирования с ним. Если же желаемый результат не достигается, то процесс переходит на следующую стадию – инкубации, на которой происходит не контролируемое сознанием вызревание нужного решения. Внешне это выглядит так, что исследователь откладывает в сторону неподдающуюся проблему и переключается на другие дела, в то время как в его бессознательном продолжается дальнейшее соединение и перегруппировка идей, то есть не осознаваемый мыслительный процесс, приводящий в конце концов к озарению – допуску в сознание той комбинации,которая может оказаться полезной для решения задачи. И, наконец, сущность последней стадии – верификации – состоит в проверке соответствия найденного решения критериям логики и рациональности, а также в восстановлении (или конструировании) цепи возможных рассуждений, которые должны убедить других исследователей или людей в правомерности полученных выводов. Центральным, специфически творческим моментом считается озарение – интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, Станиславский выдвинул представление о сверх-сознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта (над-сознательное). С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (это называется эвристическое программирование). Передача техническим устройствам доступныхформализации операций умственных резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса – открытий, изобретений и прочего – направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (например, мозговая атака как метод). Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними. Актуальность проблемы воспитания творческой личности обусловливают три феномена. Во-первых, феномен «снятия» одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом. Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой деятельности в девиантное поведение (наркоманию, алкоголизм), истоки, которых лежат в детстве и юности. В-третьих, феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств (особенно актуальных для России, чьи таланты часто реализуются за ее пределами). В связи с этим проблема воспитания творческой личности стоит перед педагогикой, психологией и институтом семьи. Решение этой проблемы и активное участие семьи, школы и детских организаций в развитии творческих способностей детей с младшего возраста может решить ряд проблем, связанных с поведением детей, их развитием и профессиональным становлением. Ведущими организационно-педагогическими условиями, способствующими формированию творческой личности ребенка в современной общеобразовательной школе, являются [4]: наличие права учащихся выбора цели, содержания, методов и форм учения; осознание цели, содержания и способов совместной деятельности учителем и учащимся; гласность и объективность оценивания знаний, умений и навыков учащихся, уровней их воспитанности и развития; создание условий и осуществление самоконтроля, самоанализа, самооценки результатов совместной деятельности; наличие положительных межличностных отношений, взаимное уважение, внимание к мнению другого, доброжелательность; соблюдение социальной педагогической дистанции, определяющей меру общения и взаимодействия, равные права и обязанности учителя и учащихся в их совместной деятельности. Однако говоря о проблемах воспитания творческой личности, важно отметить, что не все эти условия зачастую реализуются на практике, а значит, далеко не все дети получают возможность к развитию своего индивидуального творческого потенциала. Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Однако не все семьи в нашей стране можно назвать благополучными, и эффективно развивающими творческую направленность своих детей. Это является еще одной из современных проблем развития творческой личности. Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах: - свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится». Творческий процесс будет творческим, если в нем меньше заданности, так как при заданности результат всегда отвечает вкусам и желаниям взрослых; - организация всех видов деятельности (музыка, танцы, изо-деятельность, театр и др.). Необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»; - привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где-то может проявить себя, свою активность. Пока нет социальной активности, нет творчества; приобщение к творческой деятельности через использование всех сенсорных каналов. Однако опять же стоит отметить, что на практике далеко не все эти методические рекомендации соблюдаются воспитателями и педагогами. И если еще в детском саду в силу желания детей играть воспитатели занимают их творческими занятиями, то при переходе в школу детей начинают учить – передавать им накопленные знания и зачастую процесс учения требует только запоминания, а творческие способности со временем угасают. На основании сказанного можно сделать заключение, что целью воспитания должно стать формирование творческой личности, способной к ответственному социально и личностно значимому выбору на основе нравственных идеалов, самопознания, самовоспитания. Творческая личность – это личность, которая обладает творческим потенциалом в виде врожденных задатков и способностей, индивидуально-психологическим своеобразием, свободой выбора и творческой направленностью. Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления. Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации у учащихся. Мотив – это основа формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить во главу угла воспитание мотивации творчества. Достижение цели действия подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. Итак, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций. Таким образом, творческая активность подростков способствует их саморазвитию через развитие творческого потенциала и формирование устойчивых мотивов творческой деятельности.
обострение любвиобилия
Сообщение отредактировал IraSok - Четверг, 09.11.2017, 07:09 |
|
| |